Решение №78/43618/19 Т02-808/19 по жалобе ООО «Эталонстройсервис» от 30 декабря 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-808/19
25 декабря 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее - Организатор торгов) <...>;
в отсутствие представителей ООО «Эталонстройсервис» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 16.12.2019 вх. № 38156-ЭП/19) ООО «Эталонстройсервис» на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на утилизацию грунта V класса опасности, фракцией 0-40 мм, в укрепленный пластичный грунт (извещение № 31908636971, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
09 декабря 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №31908636971 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на утилизацию грунта V класса опасности, фракцией 0-40 мм, в укрепленный пластичный грунт, включая документацию на проведение аукциона (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Положение о закупках), версия 28 от 29.08.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
19 960 992,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
09.12.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
17.12.2019 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
18.12.2019 23.12.2019 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 56, литера АК, 2 этаж, Малый конференц-зал «Диалог» |
2. По мнению Заявителя Организатором торгов неправомерно установлено требование о соответствии укрепленного пластичного грунта требованиям «ГОСТ 30491-2012. Межгосударственный стандарт. Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия».
Также Заявитель полагает незаконным неуказание в Документации единицы измерения коэффициента уплотнения после затвердевания укрепленного пластичного грунта.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/42067/19 от 19 декабря 2019 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Предметом Закупки является оказание услуг по утилизации грунта V класса опасности, фракцией 0-40 мм, в укрепленный пластичный грунт (ОКПД2 38.21.29.000 - Услуги по утилизации неопасных отходов прочие).
Согласно п. 1.12 Информационной карты Документации условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги определяются в соответствии с частью III «Техническое задание» документации об аукционе.
В соответствии с п. 8 Технического задания Документации установлены требования к техническим характеристикам услуг:
После утилизации отходов грунта V класса опасности фракцией 0-40 мм Исполнитель обязуется передать Заказчику УПГ предназначенный для заполнения котлованов и траншей при обратной засыпке на проезжих частях после проведения аварийно-восстановительных и строительно-монтажных работ Заказчиком, соответствующий следующим характеристикам:
- соответствующий ГОСТ 30491-2012 «Межгосударственный стандарт. Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия»;
- срок затвердевания после заливки УПГ – не более 24 часов;
- коэффициент уплотнения после затвердевания УПГ– не менее 0,95;
- у Исполнителя должно быть экспертное заключение (по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы) на ТУ.
- после затвердевания УПГ должен иметь способность разрабатываться ручным способом;
Срок выполнения заявки на отгрузку готового УПГ должен составлять не более 4-х часов после поступления заявки Заказчика.
Количество отгружаемого УПГ должно быть не менее:
Vупг = Vгр - (Vгр * 0,25), где:
Vупг – объем отгружаемого УПГ;
Vгр – объем переданного грунта фракции 0-40 мм.
- транспортировка УПГ к месту производства работ осуществляется собственными силами Заказчика.
Согласно п. 2 Технического задания Документации целью Закупки является соблюдение требований природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства РФ, а также утилизацией отходов V класса опасности образовавшихся в результате деятельности ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и возврат их в производственный цикл после соответствующей подготовки.
Представители Организатора торгов в возражениях на жалобу указали, что при осуществлении своей хозяйственной деятельности ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» выполняет строительные работы на водопроводно - канализационных сетях, что в свою влечет необходимость осуществлять рытье котлованов и траншей и извлекать кубометры требующие утилизации земли.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон №89-ФЗ) при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Статьей 1 Закона № 89-ФЗ дано определение вида отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
В данном случае не загрязненный опасными веществами грунт является отходом 5 класса опасности, который образуется в результате производственной деятельности ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (землеройных работ).
Предмет Закупки носит сложный, комплексный характер и состоит из нескольких этапов: прием отходов и их утилизация путем переработки в укрепленный пластичный грунт.
В силу ст. 1 Закона № 89-ФЗ утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Представители Организатора торгов пояснили, что ГОСТ 30491-2012 распространяется на органоминеральные смеси и укрепленные грунты, применяемые для устройства несущих и дополнительных слоев оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов (пункт 1 стандарта), то есть прямо предусматривает свое распространение на укрепленные грунты.
Согласно позиции Организатора торгов предметом Закупки является не поставка уже существующего товара, а изготовление укрепленного пластичного грунта в соответствии с заданными Организатором торгов требованиями и характеристиками.
По второму доводу представители Организатора торгов пояснили следующее.
Коэффициент уплотнения грунта - это безразмерный показатель, исчисляющийся как отношение плотности грунта к его максимальной плотности. В любом грунте есть поры - микроскопические пустоты заполненные воздухом или влагой, при выработке грунта таких пор становится слишком много, он становится рыхлым, насыпная плотность гораздо меньше плотности утрамбованного грунта.
Контроль уплотнения производится в лабораторных условиях или при строительстве специальным оборудованием (Динамометрическим плотномером).
Коэффициент уплотнения грунта исчисляется в показателе от 0 до 1 и не измеряется ни в каких единицах измерения.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает надлежащими размещенные Организатором торгов требования к условиям оказания услуг согласно п. 8 Технического задания Документации.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы Заявителя неподтвержденными и по доводам жалобы не усматривает нарушений в действиях организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в рамках организации и проведения процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 16.12.2019 вх. № 38156-ЭП/19) ООО «Эталонстройсервис» на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на утилизацию грунта V класса опасности, фракцией 0-40 мм, в укрепленный пластичный грунт (извещение № 31908636971), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» нарушений при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 16.12.2019 вх. № 38156-ЭП/19) ООО «Эталонстройсервис» на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН 7830000426, ОГРН 1027809256254) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на утилизацию грунта V класса опасности, фракцией 0-40 мм, в укрепленный пластичный грунт (извещение № 31908636971) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.