Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № К05-69/13 

 

Резолютивная часть решения оглашена  20 ноября 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено  04 декабря  2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела №К05-69/13 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии

Соколова И.П.                  –  заместитель руководителя Управления.

Члены Комиссии:

        Никитина М.Ф.            – начальник отдела пресечения монополистической

                                    деятельности и недобросовестной конкуренции;

       Пойманов И.В.             – главный специалист-эксперт отдела пресечения  

                                            монополистической деятельности и                   

                                            недобросовестной конкуренции,

 

 

рассмотрев дело № К05-69/13 по признакам нарушения НП «Межрегиональный Альянс Энергооператоров» (190121, Санкт-Петербург, ул. Мастерская, 9), ООО «Фирма Модуль» (629400, ЯНАО, г. Лабытнанги, ул. Обская, 67, офис 9) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. В Санкт-Петербургское  УФАС России поступило заявление Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (далее Заявитель)  на действия Некоммерческого Партнерства «Межрегиональный Альянс Энергооператоров» (далее Ответчик 1) при выдаче хозяйствующим субъектам свидетельства о допуске к работам по организации приборного учета и регулирования энергоресурсов, созданию информационных систем.

В адрес Заявителя поступило обращение  НП «Строители Урала», из которого следует, что Ответчик выдает свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. По мнению Заявителя, такое свидетельство о допуске выдано с нарушением законодательства, выдано неправомерно, поскольку в перечне видов работ к свидетельству о допуске указан ряд видов работ, соответствующих видам работ Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 (далее - Приказ № 624).    

Указанные свидетельства могут использоваться хозяйствующими субъектами для неправомерного осуществления предпринимательской деятельности при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указанных в Приказе № 624.

Данный вывод подтверждается информацией, представленной ОАО «Тепло-Энергетик». ОАО «Тепло-Энергетик» является ресурсоснабжающей организацией в г. Лабытнанги и выдает технические условия на подключение объектов, где одним из условий технологического присоединения является согласование проектной документации. Для разработки проектной документации заказчик обращается в фирму, которая имеет свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства на подготовку проектной документации, и выдается саморегулируемой организацией. В г. Лабытнанги существует проектная группа ООО «Фирма Модуль», которая имеет свидетельство о допуске к работам, выданное Ответчиком и предъявляет указанное свидетельство при разработке проектной документации на присоединение к сетям теплоснабжения.   

Действия ООО «Фирма Модуль» по применению Свидетельства № НП-МАЭ-СРО-043-28-04-11 о допуске к работам по организации приборного учета и регулирования энергоресурсов, созданию информационных систем, выданное Ответчиком 1, которое не дает право на выполнение проектных работ, могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 27.08.2013 № 05/12657 ООО «Фирма Модуль» привлечено к участию в рассмотрении дела № К05-69/13  качестве ответчика (далее Ответчик 2).

В целях всестороннего рассмотрения дела № К05-69/13, к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица была привлечена Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации» (далее Национальное объединение проектировщиков).

2.  Позиция Ответчика 1, изложенная письменно и подтвержденная представителями в заседаниях Комиссии, заключается в следующем.

Некоммерческое партнерство по содействию в организации учета энергетических ресурсов «Межрегиональный Альянс Энергооператоров» было создано 21 апреля 2009 года.

В 2010 году члены Партнерства приняли решение о приобретении статуса саморегулируемой организации. 09 апреля 2010 года Партнерство было внесено в Государственный реестр саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью. 

В соответствии с Уставом Партнерства в редакции 2010 года Партнерство некоммерческой организацией. Уставом Партнерства определена сфера деятельности, в соответствии с которой Партнерство осуществляет  деятельность: учет и управление энергетическими ресурсами. Партнерство не осуществляет саморегулирование в иных сферах, в т.ч. в сфере капитального строительства. Партнерство не включает в перечень видов работ для выполнения которых выдаются свидетельства о допуске, виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Партнерство выдает свидетельства о допуске к работам по внедрению, сервисному обслуживанию, учету и управлению энергетическими ресурсами и сопутствующим (необходимым для их выполнения) работам.

Свидетельства о допуске, выдаваемые Партнерством, содержат надпись: «Свидетельство №… о допуске к работам по организации приборного учета и регулирования энергоресурсов, созданию информационных систем». Всем членам Партнерства разъясняется, что они не вправе осуществлять работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, по свидетельствам о допуске, выданным Партнерством.      

2.1. Относительно деятельности члена Партнерства ООО «Фирма Модуль» в рамках рассматриваемого дела Ответчик 1 пояснил следующее.

ООО «Фирма Модуль» представило Свидетельство № НП-МАЭ-СРО-043-28-04-11 о допуске к работам по организации приборного учета и регулирования энергоресурсов, созданию информационных систем при разработке проектной документации на наружные тепловые сети объекта по адресу: «Гараж, бокс №20, блок «Б» на гаражной площадке № 13 по ул. Школьная в г. Лабытнанги. Работы, указанные в проекте, не требуют выдачи  разрешения на строительство, поскольку запроектированная тепловая сеть не является магистральной, а является внутренней сетью потребителя с нагрузкой 0,003 Гкал/час. Фактически проектом предусмотрена установка на объекте узла учета тепловой энергии и присоединение объекта к сетям теплоснабжающей организации. Как следует из самого проекта на наружные тепловые сети, он выполнен в отношении гаражного бокса, который не является  сложным техническим объектом, требующим получения разрешения на строительство.

ООО «Фирма Модуль» с ноября 2009 года имеет свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в т.ч. к работам по монтажу наружных инженерных систем и коммуникаций.

2.1. Позиция ООО «Фирма Модуль», изложенная в письме от 19.09.2013 № 96, заключается в следующем.

На основании свидетельства, выданного Партнерством, Обществом был выполнен проект на наружные тепловые сети объекта, не требующие выдачи разрешения на строительство. Запроектированная тепловая сеть не является магистральной, а является внутренней сетью потребителя с нагрузкой Q =0,003 Гкал/час и границей балансовой ответственности в ТК 6-5, согласно технических условий на присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения. В проекте на наружные тепловые сети указано место установки узла учета тепловой энергии и отражен учет потерь тепловой энергии на сетях  абонента. Общество считает правомерным выполнение данного вида работ на внутренних сетях абонента на объектах, не требующих выдачи разрешения на строительство.

3. Материалами дела № К05-69/13 установлено следующее.

3.1. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»  утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее Перечень). В Перечень видов работ включены виды и группы видов работ, которые требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 Статьей 48.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации определены  особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, выполнение работ на которых свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2011 № 356 утверждена форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, которое имеет название «Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Свидетельства, выданные до вступления в силу указанного приказа в силу действовали до 01.01.2013 и имели аналогичное название. 

3.2. Ответчик1 осуществляет выдачу свидетельств о допуске к видам работ в области внедрения, сервисного обслуживания, учета и управления энергетическими ресурсами, перечисленными в Положении о членстве в Партнерстве. Наименования работ приведены по ОКДП ОК 004-93, ОКВЭД ОК029-2001, ОКУН ОК 002-93. Партнерство не имеет право выдавать свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Свидетельства о допуске к работам по организации приборного учета и регулирования энергоресурсов, созданию информационных систем» Указанные свидетельства не содержат надписи и информации о том, что они предоставляют допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в то же время при сравнении работ, указанных в Перечне, утвержденном приказом № 624, и работ, указанных в  перечне видов работ свидетельства о допуске, выдаваемого Ответчиком1, установлено, что последнее содержит виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Например, в Перечне работы: «Устройство и монтаж системы газоснабжения»,  в Свидетельстве, выдаваемом Ответчиком 1, содержатся работы: «Устройство, монтаж и демонтаж наружных и внутренних сетей инженерно-технического обеспечения: в т.ч. газовых». 

Согласно Приказа № 624  работы по устройству и демонтажу системы газоснабжения отнесены к перечню работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а значит они должны выполняться только юридическим лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

С учетом данного обстоятельства, хозяйствующие субъекты, члены Партнерства  могут водить потенциальных потребителей (Заказчиков работ) в заблуждение относительно допуска к определенным видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства.

В материалы дела Ответчиком1 представлено информационное письмо, которое выдается хозяйствующему субъекту при вступлении в Партнерство, в котором в т.ч.указано: «… Уведомляем вас о том, что в соответствии с выданным свидетельством о допуске к работам Ваша организация вправе осуществлять перечисленные на оборотной стороне свидетельства виды работ по организации приборного учета и регулирования энергоресурсов, созданию информационных систем. Выданное свидетельство о допуске к работам не дает Вашей организации права выполнять работы, не входящие в область саморегулирования Партнерства, в т.ч. работы по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включенные в перечень, утвержденный приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624». Таким образом, члены Партнерства предупреждены, о том, что выданное Свидетельство не дает право осуществлять виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства. 

В соответствии с п. 1.1. Устава Партнерство является основанной на членстве некоммерческой организацией, учрежденной для содействия членам Партнерства в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных Уставом.  

Материалами дела № К05-69/13 подтверждено и сторонами по делу не оспорено, что Партнерство не является хозяйствующим субъектом,  не осуществляет коммерческой деятельности и, соответственно, не является участником рынка строительных, проектных и иных работ.  

Таким образом, нарушения антимонопольного законодательства могут содержаться в действиях членов Партнерства, которые при выполнении работ, включенных в перечень, утвержденный приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, незаконно используют свидетельство о допуске к работам, выданное Ответчиком1.  

Доказательства, что действия Некоммерческого Партнерства «Межрегиональный Альянс Энергооператоров» при выдаче Свидетельства о допуске к работам по организации приборного учета и регулирования энергоресурсов, созданию информационных систем, содержат совокупность всех признаков недобросовестной конкуренции, в материалах дела № К05-69/13 отсутствуют.

3.3. Согласно информации, представленной Национальным объединением проектировщиков и подтвержденной представителем Национального объединения проектировщиков в заседании Комиссии, только саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, внесенные в государственный реестр СРО Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору вправе выдавать хозяйствующим субъектам свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ. Перечень видов работ установлен Приказом № 624. таким образом, допуск к работам по подготовке проектной документации выдается только саморегулируемой организацией, которая является членом Национального объединения проектировщиков.

Таким образом, для выполнения работ по проектированию наружных тепловых сетей, организация должна состоять в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации и иметь допуск, выданной этой саморегулируемой организацией, на выполнение работ по разработке проектной документации.

В материалах дела № К05-69/13 имеется проект на наружные тепловые сети, разработанный  ООО «Фирма Модуль» по заказу гражданки П, на основании Технических условий, выданных ОАО «Тепло-Энергетик» (ресурсоснабжающая организация). Титульный лист проекта содержит указание на то, что это проект на наружные тепловые сети.

Таким образом, доводы ООО «Фирма Модуль» являются необоснованными поскольку Общество выполняло разработку проекта на наружные, а не на внутренние тепловые сети.

Кроме того, по информации ОАО «Тепло-Энергетик», в соответствии с выданными техническими условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик разрабатывает проектную документацию. Для разработки проектной документации заказчик обращается в фирму, которая имеет свидетельство о допуске к определенному виду работ, которое оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства на подготовку проектной документации, и выдается саморегулируемой организацией.

В примечании к Техническим условиям указано, что в т.ч. проектная документация должна быть выполнена организациями, имеющими действующие лицензии и на основании действующих правил и нормативных документов.

Действия ООО «Фирма Модуль» по разработке проектной документации на наружные тепловые сети объекта по адресу: «Гараж, бокс №20, блок «Б» на гаражной площадке № 13 по ул. Школьная в г. Лабытнанги в отсутствии допуска саморегулируемой организации ввели в заблуждение относительно возможности выполнять указанные работы ресурсоснабжающую организацию (ОАО «Тепло-Энергетик») и заказчика проекта в связи с предоставлением  Свидетельства о допуске к работам, выданное Некоммерческим Партнерством «Межрегиональный Альянс Энергооператоров». Подобные действия противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и запрещены частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

Согласно документам, представленным в материалы дела № К05-69/13, ООО «Фирма Модуль» разработало проект на наружные тепловые сети и представило его на согласование в октябре 2010 года.

В соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции,  дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

 

Принимая во внимание установленные обстоятельства и руководствуясь  статьей 41.1, пунктами 2, 7  части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № К05-69/13 в отношении   Некоммерческого Партнерства «Межрегиональный Альянс Энергооператоров»  в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях Некоммерческого Партнерства «Межрегиональный Альянс Энергооператоров».

2. Прекратить рассмотрение дела № К05-69/13 в отношении   ООО «Фирма Модуль» в связи с истечением срока давности, предусмотренного статьей 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Направить Некоммерческому Партнерству «Межрегиональный Альянс Энергооператоров» предложения об осуществлении действий, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства членами Некоммерческого Партнерства «Межрегиональный Альянс Энергооператоров».

4. Направить в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) решение по делу № К05-69/13 и предложения по осуществлению действий, направленных на предотвращение нарушения антимонопольного законодательства со стороны членов саморегулируемых организаций, внесенных в государственный реестр саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченных федеральный орган исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю (надзору) за их деятельностью.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                        Соколова И.П.

 

Члены Комиссии:                                                                   Никитина М.Ф.

 

                                                                                              Пойманов И.В.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны