Решение №78/14722/21 Т02-405/21 по жалобе ООО «ЕРМАК» от 25 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-405/21
20 мая 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ФГУП «Росморпорт» (далее – Организатор торгов) и ООО «ЕРМАК» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 04.05.2021 вх. № 15156/21) ООО «ЕРМАК» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ФГУП «Росморпорт» (далее — Закупочная комиссия) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива и моторного масла на склады, находящиеся на островах Финского залива Гогланд, Соммерс, Сескар (извещение №32110163498), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
06 апреля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110163498 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива и моторного масла на склады, находящиеся на островах Финского залива Гогланд, Соммерс, Сескар (далее – Закупка), включая извещение о Закупке (далее – Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «Росморпорт» (далее – Положение о закупках) в редакции от 25.03.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
15 600 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
06.04.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
15.04.2021 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
22.04.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, ул. Гапсальская, д. 8 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки коллективного участника (ООО «ЕРМАК», ООО «СЕСКАР», ООО «БАЛТЭКО», ООО «ГРАДСТРОЙ СПб») (далее — коллективный участник ООО «ЕРМАК») от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГУП «Росморпорт» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ЕРМАК» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/13459/21 от 14.05.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/13459/21 от 14.05.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с протоколом № СЗбф 153-21 заседания комиссии по подведению итогов запроса котировок в электронной форме от 20.04.2021 заявка коллективного участника ООО «ЕРМАК» была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «В нарушение требования пп.З п.2.6.3 Раздела 1 Извещения о Закупке, в Соглашении о коллективном участии в закупке от 09.04.2021 между ООО «ЕРМАК», ООО «СЕСКАР», ООО «БАЛТЭКО» и ООО «ГРАДСТРОЙ СПБ» отсутствует четкое распределение номенклатуры, объемов, стоимости и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между членами Коллективного участника, а именно номенклатуры работ, указанных в п.4.2, 4.4-4.8 Раздела 4 Технического задания».
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Пунктом 2.6.1 раздела 1 Извещения установлено, что для целей проведения Закупки лица, выступающие на стороне одного участника Закупки, рассматриваются в качестве коллективного участника закупки.
Согласно п. 2.6.2 раздела 1 Извещения коллективный участник – участник Закупки, представленный объединением юридических лиц, либо физических лиц, либо индивидуальных предпринимателей, отношения между которыми оформлены в соответствии с условиями, изложенными в п. 2.6.3 раздела 1 настоящего Извещения.
На основании пп. 3 п. 2.6.3 раздела 1 Извещения лица, выступающие на стороне одного участника Закупки, обязаны заключить между собой соглашение, которое должно отвечать следующим требованиям: в соглашении должно быть приведено четкое распределение номенклатуры, объемов, стоимости и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между членами коллективного участника; при этом, соглашением должно быть предусмотрено, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, требующих специальной правоспособности, а также реализация прав и обязанностей, требующих специальной правоспособности, осуществляются исключительно лицами, входящими в состав коллективного участника и обладающими необходимой правоспособностью.
Как следует из п. 3.7.1 раздела 1 Извещения, заявка должна содержать документы, указанные в п. 15 раздела 2 Извещения.
Пунктом 15.1.3 раздела 2 Извещения установлено, что участник в составе заявки на участие в Закупке должен представить документы, указанные в п. 14 настоящего раздела, подтверждающие соответствие участника, установленным требованиям.
В соответствии с п. 14 раздела 2 Извещения в случае, если участник представлен объединением юридических лиц, либо физических лиц, либо индивидуальных предпринимателей (коллективный участник), в дополнение к вышеуказанным документам прилагается соглашение, отвечающее требованиям п. 2.6.3 раздела 1 настоящего Извещения.
Разделом 3 Извещения регламентировано техническое задание на поставку дизельного топлива и моторного масла на склады, находящиеся на островах Финского залива Гогланд, Соммерс, Сескар (далее — Техническое задание).
Пунктом 4 Технического задания определены условия выполнения работ, в том числе:
«4.2. Поставка Топлива и Масла, включая доставку и заправку в КХТ Заказчика, выполняется силами и средствами Поставщика. Поставщик вправе привлекать субподрядные организации с согласия Заказчика. Ответственность перед Заказчиком за любые действия (бездействие) субподрядчика несет Поставщик.
4.4. Поставщик обеспечивает учет передаваемого топлива (калиброванный счетчик) в склады Заказчика на островах.
4.5. В случае задержки поставки Топлива и Масла по причине неблагоприятных погодных условий или технической неисправности транспортных средств Поставщик за свой счет обеспечивает размещение и хранение Топлива и Масла.
4.6. Поставщик обеспечивает предоставление паспортов и сертификатов соответствия на Масло и Топливо.
4.7. Поставщик обеспечивает проведение экспертизы (анализа) контрольных проб Топлива на соответствие параметрам указанной марки, согласно методике ГОСТ 2517-2012 и предоставление результатов. Стоимость проведения контрольного экспертизы (анализа) качества топлива входит в стоимость поставки топлива.
4.8. Поставщик, по окончании заправки, производит удаление остатков топлива из временных трубопроводов, устраняет проливы и утилизирует свои отходы, а также вывозит с территории островов все используемые при заправке оборудование и материалы».
На основании пп. 7 п. 3.11.1.4 раздела 1 Извещения несоответствие заявки требованиям к заявкам, установленным в Извещении, в том числе предоставление документов или иных сведений с нарушением требований комплектности/содержания/оформления заявок, установленных в настоящем Извещении, является основанием для отклонения заявки от участия в Закупке.
Представители Организатора торгов пояснили, что в составе заявки коллективного участника ООО «ЕРМАК» было представлено соглашение о коллективном участии в закупке от 09.04.2021 между ООО «ЕРМАК», ООО «СЕСКАР», ООО «БАЛТЭКО» и ООО «ГРАДСТРОЙ СПБ» (далее - Соглашение), которое не соответствовало требованиям п. 2.6.3 раздела 1 Извещения о Закупке, а именно: в нарушение требования пп. 3 п. 2.6.3 раздела 1 Извещения в Соглашении отсутствовало четкое распределение номенклатуры, объемов, стоимости и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между членами коллективного участника, а именно, номенклатуры работ, указанных в п. 4.2, 4.4-4.8 Технического задания. В п. 1.8 Соглашения указано только, что доставка дизельного топлива и масла моторного на объекты заказчика должна быть осуществлена до 30.09.2021 силами Участника 2, Участника 3 и Участника 4. Однако не указано, кто из участников выполняет обязательства, предусмотренные в п. 4 Технического задания:
4.2. заправка в КХТ Заказчика.
4.4. Поставщик обеспечивает учет передаваемого топлива (калиброванный счетчик) в склады Заказчика на островах.
4.5. В случае задержки поставки Топлива и Масла по причине неблагоприятных погодных условий или технической неисправности транспортных средств Поставщик за свой счет обеспечивает размещение и хранение Топлива и Масла.
4.6. Поставщик обеспечивает предоставление паспортов и сертификатов соответствия на Масло и Топливо.
4.7. Поставщик обеспечивает проведение экспертизы (анализа) контрольных проб Топлива на соответствие параметрам указанной марки, согласно методике ГОСТ 2517-2012 и предоставление результатов.
4.8. Поставщик, по окончании заправки, производит удаление остатков топлива из временных трубопроводов, устраняет проливы и утилизирует свои отходы, а также вывозит с территории островов все используемые при заправке оборудование и материалы.
Представители Организатора торгов отметили, что п. 1.9 Соглашения декларирует ознакомление Участников 2, 3 и 4 с Техническим заданием и наличие у них технической возможности и материального оснащения, чтобы доставить нефтепродукты на острова Сескар, Соммерс, Гогланд Финского Залива в соответствии с требованиями заказчика, а также наличие у этих участников соглашения неких технических средств для доставки нефтепродуктов на объекты заказчика, но не учитывает следующие действия, отдельно выделенные в Техническом задании:
-
заправка в контейнер хранения топлива (КХТ);
-
учет передаваемого топлива с помощью калиброванного счетчика;
-
размещение и хранение нефтепродуктов в случае задержки поставки;
-
предоставление паспортов и сертификатов на нефтепродукты.
Представители Организатора торгов также отметили, что в жалобе Заявителя не приведена информация, согласно которой вышеуказанные действия из номенклатуры работ по Техническому заданию были распределены между участниками Соглашения и упомянуты в Соглашении.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку коллективного участника ООО «ЕРМАК», установила, что Заявитель в составе заявки на участие в Закупке представил Соглашение о коллективном участии в Закупке от 09.04.2021, которое не соответствовало требованиям пп. 3 п. 2.6.3 раздела 1 Извещения, что являлось основанием для отклонения заявки коллективного участника ООО «ЕРМАК» от участия в Закупке согласно пп. 7 п. 3.11.1.4 раздела 1 Извещения.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки коллективного участника ООО «ЕРМАК» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Извещению.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки коллективного участника ООО «ЕРМАК» от участия в процедуре Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 04.05.2021 вх. № 15156/21) ООО «ЕРМАК» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ФГУП «Росморпорт» (ИНН: 7702352454, ОГРН: 1037702023831) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива и моторного масла на склады, находящиеся на островах Финского залива Гогланд, Соммерс, Сескар (извещение №32110163498) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.