Решение №78/25418/21 Т02-636/21 по жалобе ООО «ВСК Билдинг» от 6 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-636/21

01 сентября 2021 года                                                                                             Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

с участием представителей СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «ВСК Билдинг» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 24.08.2021 вх. №№ 26998-ЭП/21, 27006-ЭП/21) ООО «ВСК Билдинг» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку источников бесперебойного питания и выполнение работ по прокладке силовых и слаботочных кабельных трасс, установке и монтажу по месту эксплуатации (извещение № 32110558308), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

16 августа 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение № 32110558308 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку источников бесперебойного питания и выполнение работ по прокладке силовых и слаботочных кабельных трасс, установке и монтажу по месту эксплуатации (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 15.07.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

9 984 794,00 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

16.08.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

24.08.2021 в 11:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

27.08.2021, 03.09.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, ул. Сызранская, 15

2. Заявитель оспаривает установление Организатором торгов в Документации описания предмета Закупки, которое, по мнению Заявителя, не позволяет предложить эквивалентное оборудование, а также с учетом требования о документальном подтверждении от производителя Schneider Electric о совместимости предлагаемого оборудования с установленной у покупателя системой мониторинга StruxureWare Data Center Expert ограничивает круг потенциальных участников Закупки.

Также Заявитель указывает на то, что требования Организатора торгов к описанию поставляемого товара в составе заявки, установленные в Документации, противоречат требованиям технического задания Документации и не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/24393/21 от 25.08.2021, представлены в заседание Комиссии.

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации описания предмета Закупки, которое, по мнению Заявителя, не позволяет предложить эквивалентное оборудование, а также с учетом требования о документальном подтверждении от производителя Schneider Electric о совместимости предлагаемого оборудования с установленной у покупателя системой мониторинга StruxureWare Data Center Expert ограничивает круг потенциальных участников Закупки:

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как следует из п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Как следует из п. 2 информационной карты Документации (далее — Информационная карта), предметом Закупки является поставка источников бесперебойного питания и выполнение работ по прокладке силовых и слаботочных кабельных трасс, установке и монтажу по месту эксплуатации.

Согласно п. 9 Информационной карты количество и характеристики подлежащего поставке товара, определяется в соответствии с техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме.

Разделом 11 Документации регламентировано техническое задание на поставку источников бесперебойного питания и выполнение работ по прокладке силовых и слаботочных кабельных трасс, установке и монтажу по месту эксплуатации (далее — Техническое задание).

На основании п. 2.2 Технического задания к поставке требуются следующие позиции товаров:

1) ИБП тип 1 — 1 шт.;

2) ИБП тип 2 — 12 шт.

Примечание: требуется документальное подтверждение от производителя Schneider Electric о совместимости предлагаемого ИБП с установленной у покупателя системой мониторинга StruxureWare Data Center Expert, предназначенной для сбора, организации и распределении критичных аварийных сообщений, записей системы видеонаблюдения и различную ключевую информацию, обеспечивая единое представление о состоянии сложной физической инфраструктуры объекта из любой точки сети.

Ссылки на фирменные наименования и торговые марки, указанные покупателем в Техническом задании, носят лишь описательный, а не ограничительный характер, и предъявляют требования к характеристике товаров, их функциональности, иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого товара потребностям покупателя.

Пунктом 2.3 Технического задания определены требования к функциональным и техническим характеристикам поставляемого товара.

Заявитель в жалобе указывает на то, что Документация содержит излишне подробное описание объекта закупки, что не позволяет участникам закупки предложить оборудование эквивалентное по основным характеристикам. Заявитель полагает, что существует единственное оборудование производства компании Schneider Electric, удовлетворяющее указанным в Документации требованиям. Кроме того, в Документации содержится указание на совместимость (Аппаратная и программная совместимость с имеющимися у покупателя модулями типа SYBT9-B4, документально подтвержденная производителем модуля) аккумуляторных блоков данного производителя и поддержку «Функции обмена данными с установленным у Покупателя программным модулем StruxureWare Datacenter Expert», документально подтвержденная производителем модуля, что, по мнению Заявителя, в совокупности является прямым ограничением конкуренции и не позволяет заказчику получить эквивалентное по функционалу и лучшее по цене предложение.

Таким образом, Заявитель полагает, что Организатором торгов искусственно сформированы ограничительные требования к подтверждающим документам и техническим характеристикам товара, которым соответствует лишь конкретная модель одного производителя, исключая возможность поставки эквивалентного по функциональным характеристикам товара.

Представители Организатора торгов отметили, что довод Заявителя об отсутствии возможности подобрать эквивалентное оборудование по основным характеристикам, установленным в Документации, является несостоятельным, поскольку существуют альтернативные производители (аналоги описанного в Техническом задании оборудования), например, ИБП «Энерос» Симметра ПХ 32кВт (продукция российского производства с указанными характеристиками. Альтернативный производитель компания «Энерос» https://www.eneros.ru/).

Представители Организатора торгов также отметили, что требование по документальному подтверждению совместимости с имеющимся оборудованием обосновано необходимостью получением товара, не нарушающего требования и инструкции по эксплуатации производителя оборудования и получением товара, гарантированно совместимого с имеющимся у заказчика. При этом оборудование «StruxureWare Data Center Expert» и модуль «SYBT9-B4», имеющиеся у заказчика, не являются предметом закупки и отражены в документации для того, чтобы поставляемая продукция не ухудшала инфраструктуру заказчика и не приводила к дополнительным расходам на создание новой системы мониторинга вновь поставляемой продукции.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что требование о документальном подтверждении совместимости предлагаемого оборудования с установленной у заказчика системой мониторинга и описание предмета Закупки, установленные в Документации, обусловлены потребностью заказчика в обеспечении взаимодействия предлагаемых к поставке товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также позволяют потенциальным участникам Закупки предложить к поставке оборудование различных производителей, в том числе российского производства, что соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит первый довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации требований к описанию поставляемого товара в составе заявки, которые противоречат требованиям Технического задания и не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке:

Согласно п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с п. 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 26 Информационной карты открытого аукциона в электронной форме.

Как следует из п. 26 Информационной карты, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) согласие участника аукциона на поставку товаров в объеме и на условиях, предусмотренных документацией (в свободной форме);

2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара (по рекомендованной форме 1), соответствующие требованиям, установленным в Техническом задании.

Пунктом 2.3 Технического задания определены требования к функциональным и техническим характеристикам поставляемого товара.

Разделом 14 Документации предусмотрена форма сведений по предлагаемым к поставке товарам (далее — Форма № 1), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).

Как следует из Инструкции, Форма № 1 заполняется в соответствии с требованиями п. 2.3 Технического задания.

При описании требований к показателям товара использованы стандартные показатели, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также нестандартные показатели в соответствие с показателями товаров (требуемых для выполнения работ/оказания услуг), содержащихся в паспортах качества товаров и иных документах, представленных на рынке Российской Федерации.

При предоставлении участником электронного аукциона в первой части заявки на участие в электронном аукционе сведений (конкретные показатели поставляемого товара, товара, используемого при выполнении работ/оказании услуг) под показателями предлагаемого к поставке товара, товара, используемого при выполнении работ/оказании услуг (далее - товар), понимаются количественные характеристики (длина, ширина, площадь, масса и др.), характеристики качества, технические характеристики, характеристики безопасности, функциональные характеристики (потребительские свойства) и иные характеристики товара.

В описании товара заказчик при необходимости использует следующие виды показателей:

1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;

2) показатели, для которых указаны варианты значений;

3) показатели, которые определяются диапазоном значений;

4) показатели, значения которых не могут изменяться.

Заказчик устанавливает порядок описания характеристик товара, предлагаемого к использованию участником закупки при поставке товара:

  • по первому виду показателей участник закупки указывает конкретное значение показателя, для которого установлены минимальные и (или) максимальные значения;

  • по второму виду показателей участник закупки выбирает одно конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений;

  • по третьему виду показателей участник закупки указывает конкретное значение показателя для верхней границы диапазона и конкретное значение показателя для нижней границы диапазона;

  • по четвертому виду показателей участник закупки указывает значение, установленное Заказчиком;

При предоставлении сведений под конкретными показателями понимаются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, предлагаемого к поставке.

Также Инструкцией определен порядок предоставления участниками сведений по каждому из установленных заказчиком видов показателей.

Заявитель в жалобе указывает на то, что Организатор торгов сформировал требования Технического задания и Инструкцию, противоречащими друг другу и не позволяющими однозначно участнику заполнить первую часть заявки, поскольку невозможно определить соответствие типа показателей из Технического задания категории (типу) из Инструкции.

Вместе с тем из содержания жалобы не представляется возможным однозначно определить какие именно положения Технического задания противоречат требованиям Инструкции и не позволяют определить соответствие типа показателей из Технического задания категории (типу) из Инструкции.

При этом Комиссия СПб УФАС России, проанализировав положения Технического задания и Инструкции, полагает, что требования к описанию участниками Закупки поставляемого товара в составе заявки, установленные в Инструкции, не противоречат требованиям Технического задания, а также позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке, в том числе определить соответствие типа показателей из Технического задания типу из Инструкции путем сопоставления требуемого в Техническом задании значения показателя с порядком предоставления сведений по каждому из установленных заказчиком в Инструкции видов показателей.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит второй довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

4. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 24.08.2021 вх. №№ 26998-ЭП/21, 27006-ЭП/21) ООО «ВСК Билдинг» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку источников бесперебойного питания и выполнение работ по прокладке силовых и слаботочных кабельных трасс, установке и монтажу по месту эксплуатации (извещение № 32110558308) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны