Решение №78/9674/24 Т02-191/24 по жалобе ООО «Максимум» от 16 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-191/24
11 апреля 2024 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<…>;
с участием представителей АО «Гознак» (далее — Заказчик) и ООО «Максимум» (далее – Заявитель) путём видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 02.04.2024 вх. №8593-ЭП/24) ООО «Максимум» на действия закупочной комиссии заказчика АО «Гознак» при проведении прямого поиска в электронной форме на создание объектовой системы оповещения на СПБФ - филиале АО "Гознак" (извещение №ППэ_21_0000299_2024, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
07 марта 2024 года на сайте электронной торговой площадки «Фабрикант» было опубликовано извещение №ППэ_21_0000299_2024 (далее — Извещение) о проведении прямого поиска в электронной форме на создание объектовой системы оповещения на СПБФ - филиале АО "Гознак", включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО "Гознак", версия 30 от 04.03.2024 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
23 949 429,99 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
07.03.24 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
22.03.24 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
26.03.24 в 11:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения заявок |
Электронная площадка: «Фабрикант» |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Заказчика по ненадлежащему, по мнению Заявителя, проведению процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и подведения итогов, указывая, что финансовые показатели были посчитаны закупочной комиссией Заказчика неправильно, что в свою очередь повлекло неверную оценку ООО «Максимум» по неценовому критерию ««Финансовое состояние» (ФС)», не позволившую стать победителем Закупки.
Также, Заявитель отмечает, что итоговый протокол от 26.03.2024 №20-24 содержит сведения о количестве начисленных баллов участникам без обоснования принятия такого решения, в частности отсутствует обоснование принятия решения о признании финансовых показателей ООО «Максимум» и ООО «КЭСМ» одинаковыми.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением №78/8723/24 от 05.04.2024, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «Гознак» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно приложению 1 к разделу III. «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» Документации Заказчиком определены следующие критерии оценки заявок участников:
№ |
Критерии оценки заявок |
Значимость критериев,% |
|
Стоимостные критерии оценки: |
40 |
1 |
Цена договора (Ц) |
40 |
|
Нестоимостные критерии оценки: |
60 |
2 |
Финансовое состояние (ФС) |
15 |
3 |
Квалификация участника прямого поиска, в том числе: опыт выполнения аналогичных работ по прокладке слаботочных электрических сетей в период с 2021 г. по 2023г. (включительно) с суммой договора не менее 15 000 000 (Пятнадцать миллионов) рублей, включающий копию договора, копию акта выполненных работ/услуг (ОП) |
45 |
Согласно порядку оценки по критерию «Финансовое состояние (ФС)», приведенному в приложении 1 к разделу III. «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» Документации, проверка соответствия участника закупок требованиям к наличию устойчивого финансового положения оценивается на основании показателей его деятельности, содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно: в Форме по ОКУД 0710001 «Бухгалтерский баланс» и в Форме по ОКУД 0710002 «Отчет о прибылях и убытках» («Отчет о финансовых результатах»). Коды строк бухгалтерской (финансовой) отчетности, показателей применяются в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
В случае если участником закупки выступает организация или индивидуальный предприниматель, к которым в соответствии с законодательством не применяются требования по формированию финансовой отчетности (ведения бухгалтерского учета), финансовое положение такого участника оценивается на основании показателей его деятельности, содержащихся в налоговой декларации участника за последний отчетный год. Здесь и далее под налоговой декларацией понимается налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, форма которой определена приказом Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2020 г. № ЕД-7-3/958@ «Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения,
и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@». Необходимо проверять актуальность кода формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Для оценки коллективной заявки по критерию «Финансовое состояние» используются сведения бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица или индивидуального предпринимателя, уполномоченного на подписания заявки, с которым будет заключен договор от имени всех остальных участников коллективной заявки.
Для оценки финансового состояния участникам закупки необходимо предоставить формы налоговых деклараций и бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии со следующими требованиями:
Для участников, в отношении которых в соответствии с законодательством не применяются требования по формированию финансовой отчетности (ведения бухгалтерского учета) – копия налоговой декларации с отметкой налоговой инспекции за последний отчетный год.
Для всех остальных участников:
1. Копия бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах с отметкой налоговой инспекции (формы 1, 2 годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности) за последний отчетный год, срок предоставления отчетности по которому в соответствии с законодательством наступает не позднее даты окончания подачи заявок участников закупки.
2. В случае, если участник закупки составляет промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то он предоставляет копии бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (формы 1, 2 промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности) за последний отчетный период (первый квартал, полугодие, 9 месяцев), заверенные подписью и печатью (при ее наличии) участника закупки. При этом, если последним отчетным периодом является первый квартал текущего года, то данная отчетность при расчете баллов не рассматривается.
В случае, если участником закупки не составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, в состав заявки включается соответствующее пояснение, заверенное руководителем организации участника закупки, тогда для расчета показателей каждого из участников используются только данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В итоговом протоколе от 26.03.2024 №20-24 отражено, что заявки на участие подали две организации:
- ООО «Кубаньэлектроспецмонтаж» с ценовым предложением 22 991 445,11 руб.;
- ООО «Максимум» с ценовым предложением 23 889 548,44 руб.
Также, согласно итоговому протоколу от 26.03.2024 №20-24 участникам ООО «Кубаньэлектроспецмонтаж» и ООО «Максимум» по критерию «Финансовое состояние (ФС)» присвоен одинаковый рейтинг в 4,5 балла.
Представители Заказчика пояснили, что рейтинг участников Закупки по критерию «Финансовое состояние (ФС)» был рассчитан на основании представленных участниками Закупки документов, а также представили соответствующий расчет.
Представители Заказчика отметили, что оценка заявок участников ООО «Максимум» и ООО «Кубаньэлектроспецмонтаж» по критерию «Финансовое состояние (ФС)», произведенная закупочной комиссией Заказчика, полностью соответствует Порядку оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (приложение № 1 к информационной карте Документации), расчет произведен правильно и результаты включены в итоговой протокол заседания закупочной комиссии №20-24 от 26.03.2024.
В свою очередь Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, проанализировав представленные сведения, установила, что процедура рассмотрения и оценки заявок по критерию «Финансовое состояние (ФС)» согласно итоговому протоколу от 26.03.2024 №20-24 осуществлена с соблюдением условий Документации.
Согласно ч. 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) утратил силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, проанализировав представленные сведения, установила, что составленный закупочной комиссией Заказчика итоговый протокол от 26.03.2024 №20-24 соответствует требованиям ч. 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает нарушений в действиях закупочной комиссии Заказчика при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 02.04.2024 вх. №8593-ЭП/24) ООО «Максимум» на действия закупочной комиссии заказчика АО «Гознак» при проведении прямого поиска в электронной форме на создание объектовой системы оповещения на СПБФ - филиале АО "Гознак" (извещение №ППэ_21_0000299_2024), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях закупочной комиссии АО «Гознак» нарушений при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 02.04.2024 вх. №8593-ЭП/24) ООО «Максимум» на действия закупочной комиссии заказчика АО «Гознак» (ОГРН 1167847225281, ИНН 7813252159) при проведении прямого поиска в электронной форме на создание объектовой системы оповещения на СПБФ - филиале АО "Гознак" (извещение №ППэ_21_0000299_2024) необоснованной.
<…>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.