Решение №04/4162/24 принятое по жалобе физического лица от 19 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ,

принятое по результатам рассмотрения жалобы

<...>

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» февраля 2024

В полном объеме решение изготовлено «19» февраля 2024 Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:

<...> – начальника отдела контроля торгов органов власти, председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

В отсутствие <...> (далее — Заявитель); Скобкиной Н.Ю. (далее – Организатор торгов, Финансовый управляющий); представителя ООО «МЭТС» (далее – Оператор электронной площадки), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания комиссии.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу <...> (вх. №2158-ЭП/24 от 29.01.2024) и жалобу <...>, поступившую из Федеральной антимонопольной службы России (исх. №04/7212/24 от 31.01.2024) (вх. №2512-ЭП/24 от 31.01.2024) на действия Организатора торгов – Финансового управляющего Скобкиной Н.Ю. при организации и проведении торгов в форме открытого аукциона (извещение размещено на сайте оператора электронной площадки https://m-ets.ru/ №129096-МЭТС, лот №1 и на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/ №13107817), документы и сведения по торгам, представленные сторонами,

УСТАНОВИЛА:

Извещение №129096-МЭТС, лот №1 опубликовано на сайте оператора электронной площадки https://m-ets.ru/ (далее — ОЭП) и на сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве https://bankrot.fedresurs.ru/ №13107817 (далее — ЕФРСБ).

Предметом торгов по Лоту №1 является:

Гараж (нежилое здание), КН 68:29:0206014:4033, площадь 23.8, собственность, адрес: Тамбовская обл., г. Тамбов, гск «Энтузиаст», №24 ряд 15 и земельный участок под гараж, КН 68:29:0206014:1509, площадь 24.2, адрес: Тамбовская обл., г. Тамбов, гараж №24 ряд 15 в гск «Энтузиаст».

Начальная цена: 99 000.00 руб.

Размер задатка: 10% от начальной цены продажи лота.

Шаг аукциона: 5% от начальной цены продажи лота.

Дата и время начала подачи заявок: 04.12.2023 00:01

Дата и время окончания подачи заявок: 15.01.2024 23:59

Дата и время торгов: 17.01.2024 15:00

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов в части отказа от подписания договора с победителем торгов.

В ходе изучения и анализа Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов данных торгов, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о несостоятельности) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

По смыслу положений Закона о несостоятельности задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 N 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в письме ФАС России от 14.11.2023 № ГМ/94718/23, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Приказ).

Основным документом, определяющим порядок проведения торгов в процедуре конкурсного производства, является Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества.

20.07.2023 утверждено Положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества Дробышева Сергея Ивановича (далее — Положение).

Комиссией установлено, что сообщение №13107817 от 02.12.2023 на сайте ЕФРСБ опубликовано в соответствии с установленным Положением.

Согласно Определениж Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации №306-ЭС19-22343 от 04.06.2020 должна быть представлена возможность воспользоваться преимущественным правом покупки имущества по цене, предложенной победителем торгов. Преимущественным правом покупки обладает супруг/супруга, так как данное имущество было приобретено в браке (совместно нажитое имущество).

Согласно пункту 7 статьи 213.26 Закона о несостоятельности супругу(е) должника подлежит выплата части средств от реализации имущества, соответствующей его(ее) доле.

В соответствии со статьей 39 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (далее — СК РФ), пунктом 7 статьи 213.26 Закона о несостоятельности, 50% денежных средств, поступивших от реализации имущества должника, подлежат возврату супругу(е) гражданина в порядке распределения конкурсной массы в процедуре реализации имущества должника. В течение 5 (пяти) рабочих дней со дня определения победителя торгов и цены (в том числе иного лица, с которым в соответствии с Законом о несостоятельности должен быть заключен договор купли-продажи) финансовый управляющий публикует на сайте Единственного Федерального реестра сведений о банкротстве сообщение в категории «иное сообщение» об определении цены имущества по которой предлагается воспользоваться правом преимущественной покупки.

Согласно статье 255 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (далее — ГК РФ), кредитор участника долевой или совместной собственности при недостаточности у собственника другого имущества вправе предъявить требование о выделе доли должника в общем имуществе для обращения на нее взыскания.

Если в таких случаях выделение доли в натуре невозможно либо против этого возражают остальные участники долевой или совместной собственности, кредитор вправе требовать продажи должником своей доли остальным участникам общей собственности по цене, соразмерной рыночной стоимости этой доли, с обращением вырученных от продажи средств в погашение долга.

В случае отказа остальных участников общей собственности от приобретения доли должника кредитор вправе требовать по суду обращения взыскания на долю должника в праве общей собственности путем продажи этой доли с публичных торгов.

Пунктом 1 статьи 126, пунктом 3 статьи 139 и пунктом 3 статьи 213.26 Закона о несостоятельности установлено, что имущество должника-банкрота за редким исключением может быть реализовано только на торгах. В силу этого судебный акт о признании должника банкротом санкционирует обращение взыскания на все его имущество, в том числе и на долю в праве общей собственности, и это не позволяет применить положения статьи 255 ГК РФ, касающиеся отношений, возникающих до получения этой санкции.

Проведением публичных торгов достигается установленная Законом о несостоятельности цель: возможно большее удовлетворение требований кредиторов должника-банкрота. Законодательством также преследуется цель ухода от долевой собственности как нестабильного юридического образования и охраняется интерес сособственника на укрупнение собственности посредством предоставления последнему преимущественного права покупки доли (статья 250 ГК РФ). Законные основания для вывода о том, что при банкротстве должника его сособственник лишается преимущественного права покупки доли, отсутствуют.

Таким образом, при продаже доли должника-банкрота сталкиваются противоположные и защищаемые законом имущественные интересы кредиторов и сособственников должника. Цена доли должника в праве общей собственности на нежилое помещение должна быть определена по результатам открытых торгов. После определения в отношении доли должника победителя торгов (в том числе иного лица, с которым в соответствии с Законом о банкротстве должен быть заключен договор купли-продажи) сособственнику должна предоставляться возможность воспользоваться преимущественным правом покупки этого имущества по цене, предложенной победителем торгов, посредством направления предложения о заключении договора. В случае отказа сособственника или отсутствия его волеизъявления в течение определенного срока с даты получения им предложения имущество должника подлежит реализации победителю торгов.

Такой подход помимо прочего отвечает существу преимущественного права покупки, заключающегося в наличии у определенного законом лица правовой возможности приобрести имущество на тех условиях (в том числе по той цене), по которым это имущество готово приобрести третье лицо. До выявления победителя торгов такого третьего лица не имеется.

Комиссия отмечает, что специального регулирования преимущественного права покупки доли в праве общей собственности на нежилое помещение при обращении на нее взыскания в законодательстве не имеется, а вопрос о реализации преимущественного права покупки в иных ситуациях, связанных с банкротством (в частности, о цене, по которой покупатель может реализовать свое право), в Законе о несостоятельности разрешен в пользу рыночной цены, определенной на торгах (пункт 3 статьи 179, пункт 8 статьи 195, пункт 4 статьи 201).

Право преимущественной покупки у супруги должника возникло в силу того, что имущество приобретено в браке, согласно статье 34 СК РФ является общим совместным, презюмируется равенство долей супругов в силу закона. Специального судебного решения либо соглашения супругов для этого не требуется.

Пунктом 13 Положения предусмотрено, что для оставления имущества за супругой должника, имеющей право преимущественной покупки, необходимо направить свое согласие на выплату суммы в размере 50 % от определенной в ходе торгов цены в размере ½ доли имущества способом, обеспечивающим получение Организатором торгов не позднее 15 календарных дней со дня публикации сообщения на ЕФРСБ.

В случае неполучения Организатором торгов согласия в течение 15 календарных дней со дня публикации сообщения на ЕФРСБ считать супругу должника отказавшейся от реализации своего права преимущественной покупки.

В случае реализации права преимущественной покупки, договор купли-продажи заключается в порядке, установленном настоящим Положением.

В случае реализации права преимущественной покупки задаток возвращается победителю торгов или иному лицу, с которым мог быть заключен договор купли-продажи. Задаток возвращается победителем или иным лицом самостоятельно.

В случае отказа супруги должника от реализации своего права преимущественной покупки финансовый управляющий в течение пяти рабочих дней с даты отказа от преимущественного права покупки направляет победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи имущества с приложением проекта данного договора в соответствии с представленным победителем торгов предложением о цене имущества

Положение о торгах было опубликовано в сообщении №13107817 от 02.12.2023 на сайте ЕФРСБ, Заявитель имел возможность ознакомиться с Положением. Вместе с тем, Заявитель за дополнительной информацией и разъяснениями относительно реализуемого имущества к Организатору торгов не обращался.

Заявитель при подаче заявки на участие в торгах взял на себя ответственность за риски, которые могут повлечь неблагоприятные события, не проявил должную осмотрительность для ознакомления с документацией о торгах.

Исходя из вышеизложенного, по итогам рассмотрения жалобы, ввиду отсутствия достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии действий (бездействия) Организатора торгов, приведших к нарушению прав и законных интересов Заявителя, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России нарушений по доводам Заявителя не установлено.

Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статья 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статья 10 ГК РФ).

Таким образом, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу <...> необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны