Решение №78/658/22 Т02-8/22 по жалобе ООО «МД-Консалтинг» от 13 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-8/22

10 января 2022 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ООО «МД-Консалтинг» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 23.12.2021 вх. № 40595-ЭП/21) ООО «МД-Консалтинг» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению охраны объектов ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 32110903194), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

03 декабря 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110903194 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению охраны объектов ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 01.10.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

44 797 380,37 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

03.12.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

23.12.2021 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

29.12.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Лиговский пр., д. 88

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по подкритериям «Опыт успешного оказания услуг, связанный с предметом договора», «Обеспеченность трудовыми ресурсами», которые оцениваются в рамках критерия «Квалификация участников закупки».

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

На основании ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «МД-Консалтинг» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/37706/21 от 27.12.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/37706/21 от 27.12.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Разделом 12 тома 2 Документации установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок участников:

1) «Цена договора (цена лота), сумма цен единиц товара, работы, услуги» - 60%;

2) «Квалификация участников закупки» - 40%:

2.1 «Опыт успешного оказания услуг, связанный с предметом договора» - 70%;

2.2 «Обеспеченность трудовыми ресурсами» - 30%.

Согласно п. 2.1 ч. 2 раздела 12 тома 2 Документации оценка заявок по подкритерию «Опыт успешного оказания услуг, связанный с предметом договора» осуществляется следующим образом:

Подкритерий «Опыт успешного оказания услуг, связанный с предметом договора» оценивается исходя из анализа количества исполненных договоров на выполнение аналогичных работ (услуг) за период не более трех лет до даты окончания приема заявок и представленных в составе заявки и рассчитывается по формуле:

С1i = (1 - ((сmax — сi) / сmax)) * 100,

где:

С1i – количество баллов, по подкритерию «Опыт успешного оказания услуг, связанный с предметом договора», рассчитанное по i-ой заявке;

сmax – наибольшее количество исполненных договоров на оказание аналогичных услуг за период не более трех лет до даты окончания приема заявок, одного из участников, представленных в составе заявки, шт.;

сi - количество исполненных договоров на оказание аналогичных услуг за период не более трех лет до даты окончания приема заявок, i–го участника конкурса, представленных в составе заявки, шт.;

i –порядковый номер заявки участника.

В случае если в составе заявки не представлены договоры с документами, подтверждающими исполнение, на оказание аналогичных услуг, то: С1i = 0.

Примечание:

Для получения баллов по данному подкритерию в составе заявки предоставляются:

  • исполненных договоров (контрактов) за период не более трех лет до даты окончания приема заявок на оказание соответствующих предмету закупки (аналогичных) услуг по охране объектов;

  • актов приемки, предусмотренных договором (контрактом).

Для целей настоящей документации под исполненными понимаются в том числе и договоры (контракты) с промежуточными сроками исполнения (по заявкам, графику, календарному плану, с иными промежуточными сроками), срок действия которых не истек, при наличии документов, подтверждающих приемку, хотя бы одного предусмотренного договором (контрактом) этапа (выполнения работ, оказания услуг, поставки).

Договоры (контракты) должны быть предоставлены с учетом всех приложений и дополнительных соглашений, из которых следует расшифровка и конкретизация предмета договора (контракта), в полном объеме и читаемом виде.

Документы, представленные в неполном или в нечитаемом виде, в том числе имеющие исправления и закрашенный или иным образом удаленный текст, не учитываются при подсчете баллов.

Заказчик оставляет за собой право осуществлять проверку достоверности представленных участником сведений любым законным способом.

В случае выявления противоречий в договорах (контрактах) и представленных документах, подтверждающих приемку, преимущества будут иметь документы.

Из представленных в составе заявки документов подтверждающих приемку (акт приемки, товарно-транспортная накладная и т.д.) должна быть очевидна принадлежность этих документов к тому или иному договору (контракту), представленному в составе заявки. В случае невозможности определения принадлежности документа к договору (контракту), такой документ при расчете баллов не будет учитываться.

Заявитель в жалобе указывает на то, что отсутствует возможность количественной оценки представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваиваемых баллов должно быть установлено их взаимное соотношение: определенное количество присваиваемых баллов должно соответствовать определенному показателю, возможное количественное изменение показателя оценки должно изменять количество присваиваемых баллов в соответствии с интервалами их изменений или используемой формулой. В критериях оценки рекомендуется учитывать предельные максимальные и минимальные количественные значения критерия. При этом в формуле, установленной заказчиком, не отражены предельные максимальные и минимальные количественные значения критерия. Вместе с тем при оценке заявок по «количеству исполненных договоров на выполнение аналогичных работ (услуг) за период не более трех лет до даты окончания приема заявок» возможно, что опыт одного из участников превысит опыт иных участников закупки, при том, что опыт иных участников будет сопоставим с ценой договора. По мнению Заявителя, справедливым и соответствующим требованиям закона о закупках является способ оценки опыта, при котором участники закупки, у которых имеется установленный конкурсной документацией достаточный опыт для выполнения работ, должны получать одинаковое количество баллов, поскольку наличие избыточного опыта уже никак мне влияет на качество выполнения работ и не гарантирует их выполнение наилучшим образом. В этой связи все участники, достигшие определенного уровня опыта достаточного для надлежащего выполнения работ, должны получать равное максимальное количество баллов. Наличие у участника избыточного опыта не является преимуществом для заказчика, но предоставляет необоснованные преимущества участнику конкурса с избыточным опытом.

Представители Организатора торгов отметили, что действующее законодательство РФ в сфере закупок отдельными видами юридических лиц не содержит каких-либо правил, порядка оценки и сопоставления заявок, не содержит перечня критериев, по которым возможно сравнивать поданные заявки, и, соответственно, описания и порядка расчета баллов по таким критериям. Подкритерий «Опыт успешного оказания услуг, связанный с предметом договора» оценивается исходя из анализа количества исполненных договоров на выполнение аналогичных работ (услуг) за период не более трех лет до даты окончания приема заявок и представленных в составе заявки и рассчитывается по формуле. Таким образом, участнику конкурса, предоставившему наибольшее количество договоров, соответствующих требованиям конкурсной документации, для оценки по подкритерию «Опыт успешного оказания услуг, связанный с предметом договора», по данному подкритерию будет присвоено 100 баллов. При этом коэффициент значимости подкритерия «Опыт успешного оказания услуг, связанный с предметом договора» составляет 0,70. Соответственно, при расчете баллов в целом по критерию «Квалификация участников закупки» количество баллов по подкритерию «Опыт успешного оказания услуг, связанный с предметом договора» составит 100*0,70=70 баллов. Критерий «Квалификация участников закупки» имеет коэффициент значимости 0,40. Таким образом, при расчете итогового рейтинга участника количество баллов по подкритерию «Опыт успешного оказания услуг, связанный с предметом договора» составит всего 70*0,40=28 баллов. Учитывая изложенное, наибольший коэффициент значимости имеет критерий «Цена договора (цена лота), сумма цен единиц товара, работы, услуги» (0,60), в связи с чем предоставление наибольшего количества договоров, подтверждающих наличие опыта успешного оказания услуг, связанных с предметом договора, не может являться достаточным для получения максимального количества баллов и признания такого участника победителем конкурса. Необходимо отметить, что согласно требованиям п. 5.3 тома 2 Документации предоставление документов, необходимых для получения баллов по критериям, указанным в разделе 12, не является обязательным. Таким образом, каждый участник закупки самостоятельно для себя определяет, какие документы в составе заявки для получения баллов он будет или не будет предоставлять.

Согласно п. 2.2 ч. 2 раздела 12 тома 2 Документации оценка заявок по подкритерию «Обеспеченность трудовыми ресурсами» осуществляется следующим образом:

Подкритерий «Обеспеченность трудовыми ресурсами» оценивается исходя из анализа представленных в составе заявки документов, подтверждающих наличие у участника конкурса работников, имеющих право заниматься охранной деятельностью. Участник в составе заявки должен предоставить следующие копии документов на каждого работника, соответствующего установленным требованиям:

1. Копия удостоверения частного охранника;

2. Копия личной карточки охранника;

3. Копии трудовых книжек и/или иных документов (при наличии) (копию штатного расписания участника, приказ о приеме на работу, трудовой договор, гражданско-правовой договор и т.п.), подтверждающих факт принятия работников (на которых представлены удостоверения и личные карточки охранника) на работу.

Подкритерий рассчитывается:

  • если в составе заявки участника представлены документы, подтверждающие наличие у участника конкурса работников, имеющих право заниматься охранной деятельностью:

а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле: С2i = (Кi / Кmax) x 100;

б) в случае если Кmax ≥ Кпред, - по формуле: С2i = (Кi / Кпред) x 100;

  • если в составе заявки участника не представлены документы, подтверждающие наличие у участника конкурса работников, имеющих право заниматься охранной деятельностью, либо представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым конкурсной документацией, либо при отсутствии в составе заявки копии документов, подтверждающих факт принятия сотрудника на работу или предоставления недостоверных данных о сотруднике:

С2i = 0;

где:

С2i – количество баллов, по подкритерию «Обеспеченность трудовыми ресурсами», определенное по i-ой заявке;

i – порядковый номер заявки участника;

Кi - количество работников, имеющих право заниматься охранной деятельностью, у участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю подкритерия оценки, сделанных участниками закупки

Кпред - предельно необходимое заказчику значение по количество работников, имеющих право заниматься охранной деятельностью, Кпред = 55 работников.

Заявитель в жалобе указывает на то, что подкритерий «Обеспеченность трудовыми ресурсами» оценивается исходя из анализа представленных в составе заявки документов, подтверждающих наличие у участника конкурса работников, имеющих право заниматься охранной деятельностью. Участник в составе заявки должен предоставить следующие копии документов на каждого работника, соответствующего установленным требованиям:

1. Копия удостоверения частного охранника;

2. Копия личной карточки охранника;

3. Копии трудовых книжек и/или иных документов (при наличии) (копию штатного расписания участника, приказ о приеме на работу, трудовой договор, гражданско-правовой договор и т.п.), подтверждающих факт принятия работников (на которых представлены удостоверения и личные карточки охранника) на работу.

Заявитель отмечает, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» в комплекте с каждым договором ГПХ должно быть приложено согласие, сотрудника на обработку персональных данных. В соответствии со статьей 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных допускается, в том числе, в случае наличия согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Однако заказчик не установил требования к участникам Закупки о предоставлении данного документа, обработка персональных данных допускается с соответствующего согласия субъекта персональных данных.

Представители Организатора торгов отметили, что ни Закон № 152-ФЗ, ни Закон № 223-ФЗ не содержат обязанности заказчика требовать предоставления участниками в составе заявки согласия на обработку персональных данных сотрудников участника. При этом в соответствии с п. 5.2.2 тома 2 Документации, участник в составе своей заявки обязан предоставить Форму № 1 «Заявка». Форма № 1 «Заявка» содержит обязательное для указания требование: «Участник подтверждает, что им получены все необходимые согласия на обработку персональных данных (для юридического лица) или Участник подтверждает свое согласие на обработку персональных данных Заказчиком (для физического лица)». Таким образом, в целях соблюдения требований Закона № 152-ФЗ, каждый участник закупки обязан получить все необходимые согласия на обработку персональных данных и подтвердить их получение в своей заявке.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по подкритериям «Опыт успешного оказания услуг, связанный с предметом договора», «Обеспеченность трудовыми ресурсами», которые оцениваются в рамках критерия «Квалификация участников закупки», указанный в разделе 12 тома Документации, установлен на основании Положения о закупках, соответствует предмету и целям проводимой процедуры Закупки, является измеряемым, позволяет объективно оценить квалификацию участника Закупки, способствует выявлению наиболее выгодных условий исполнения договора, а также не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит доводы жалобы Заявителя неподтвержденными, вследствие чего не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 23.12.2021 вх. № 40595-ЭП/21) ООО «МД-Консалтинг» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению охраны объектов ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 32110903194) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны