Решение №78/6727/24 Т02-119/24 по жалобе ООО «Билдинг» от 18 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-119/24

 

13 марта 2024 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Заказчик) и ООО «Билдинг» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 26.02.2024 вх. №4681-ИП/24) ООО «Билдинг» на действия заказчика СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку метизов (извещение №32413307435), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

20 февраля 2024 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение 32413307435 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку метизов (далее – Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках), версия 41 от 09.02.2024, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

15 300 000,00 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

20.02.2024

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

28.02.2024 в 08:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

29.02.2024

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

196105, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Сызранская, 15

 

2. По мнению Заявителя при размещении заказа на поставку метизов Заказчик нарушает требования законодательства в части порядка расчета начальной (максимальной) цены договора, так как использует порядок расчета «начальной цены единицы товара», который не регламентирован действующим законодательством РФ. При этом, Заказчиком нарушен порядок расчета начальной (максимальной) цены договора, установленный Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года N 567.

Также, Заявитель полагает, что Заказчик незаконно исключает и не указывает в Документации количество закупаемого товара, что является грубым нарушением порядка определения начальной (максимальной) цены договора, а также нарушает требования п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы, истребованные уведомлением №02/4892/24 от 27.02.2024 года, представлены в заседание Комиссии.

В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 14-45 (МСК) 13.03.2024.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу.

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В силу ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

 

В отношении первого довода жалобы:

Согласно п.п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В силу п. 22.2 Положения о закупках начальная (максимальная) цена договора (цена лота), цена договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), определяются и обосновываются Заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

22.2.1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

22.2.2. нормативный метод;

22.2.3. тарифный метод;

22.2.4. проектно-сметный метод;

22.2.5. затратный метод

В соответствии с п. 22.9 Положения о закупках при определении начальной (максимальной) цены договора (цены лота), цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) методами, указанными в пунктах 22.2.1 – 22.2.5 настоящего Положения, Заказчик руководствуется Заказчик руководствуется рекомендациями, регулирующими порядок определения начальной (максимальной) цены договора (цены лота), цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), в случае их принятия Правительством Российской Федерации, Правительством Санкт-Петербурга, а также Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567.

В силу п. 22.10 Положения о закупках в случае, если при осуществлении закупки количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, Заказчик определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены договора, а также обосновывает в соответствии с настоящим Положением цену единицы товара, работы, услуги.

В п. 7 Информационной карты Документации указаны следующие сведения:

Максимальное значение цены договора: 15 300 000 (пятнадцать миллионов триста тысяч) рублей 00 копеек, включая все налоги и сборы.

Начальная цена единицы товара: 1 435 (одна тысяча четыреста тридцать пять) рублей 29 копеек.

В п. 11 Информационной карты Документации приведен способ формирования цены договора (цены лота), а именно:

1) Максимальное значение цены договора и начальная цена единицы товара определены в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Максимальное значение цены договора и начальная цена единицы товара определяется и обосновывается Заказчиком посредством применения следующего метода:

- метод сопоставимых рыночных цен.

2) Цена договора, предлагаемая участником должна включать:

– стоимость товара;

– расходы на перевозку (доставку) товара в соответствии с условиями договора;

– выплаченные или подлежащие выплате налог на добавленную стоимость и (или) другие налоги и таможенные пошлины, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

– расходы на страхование товара;

– стоимость погрузо-разгрузочных работ до места поставки;

все иные расходы поставщика, связанные с выполнением условий договора.

3) Порядок определения цены единицы каждой позиции товара, работы, услуги формируются как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке, на коэффициент снижения участника. При этом общая итоговая цена договора остается неизменной.

На основании п. 2.1 Проекта договора Документации общая стоимость Товара, указанного в п. 1.1 Договора (Цена Договора) не может превышать _____________ (_______________) рублей ___ копеек, в том числе НДС ___ % ____________ (______________) рублей ___ копеек*.

Согласно п. 2.1.1 Проекта договора Документации стоимость единицы Товара определена Спецификацией (Приложение №1 к Договору).

Представители Заказчика пояснили, что данная Закупка относится к закупкам, где невозможно определить окончательный объем поставляемых товаров – в частности, метизы являются расходным материалом и потребность в количестве каждой позиции перечня товаров по данной закупке меняется в течении всего действия заключаемого договора.

Для таких закупок вместо начальной (максимальной) цены договора использована цена единицы товара и максимальное значение цены, как предусмотрено п. 5 ч. 9, п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ.

Максимальное значение цены договора определяется возможностью выделения ограниченного объема финансовых средств на поставку необходимого товара.

Представители Заказчика отметили, что Заказчиком в соответствии с п. 22.10 Положения о закупках определена начальная цена единицы товара, а также представлено соответствующее обоснование.

Согласно п. 3.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утв. Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 (далее — Методические рекомендации) указано, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ

В п. 3.2.1 Методических рекомендаций приведена формула, по котророй определяется НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Представители Заказчика пояснили, что рекомендации по применению методов определения начальной цены единицы товара (работы, услуги) должен разработать Минфин России, тогда как в действующие Методические рекомендации изменения не внесены, вследствие чего Заказчиком были применены общие положения для обоснования начальной цены единицы товара.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что использованный Заказчиком в Документации порядок определения начальной цены единицы товара осуществлен в соответствии с Положением о закупках и не противоречит нормам Закона №223-ФЗ.

На основании изложенного первый довод жалобы не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии СПб УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.

 

В отношении второго довода жалобы:

На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Согласно п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги

В силу ч. 1 ст. 429.1 ГК РФ рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.

Как было указано, на основании п. 2.1 Проекта договора Документации общая стоимость Товара, указанного в п. 1.1 Договора (Цена Договора) не может превышать _____________ (_______________) рублей ___ копеек, в том числе НДС ___ % ____________ (______________) рублей ___ копеек*.

Согласно п. 2.1.1 Проекта договора Документации стоимость единицы Товара определена Спецификацией (Приложение №1 к Договору).

На основании п. 4.1.1 Проекта договора Документации ассортимент, количество, комплектность, цена единицы Товара указываются в приложениях к настоящему Договору. Поставщик обязан обеспечить поставку Товара и указывать его в транспортных, товаросопроводительных документах и счетах (счетах-фактурах, УПД) в тех же единицах измерения, которые указаны в Договоре и приложениях к нему.

Согласно п. 4.1.2 Проекта договора Документации в случае, если Договором предусмотрено, что поставка Товара производится на основании отдельных разнарядок Заказчика, Товар поставляется в количестве, предусмотренном соответствующей разнарядкой (подписанным уполномоченным лицом Заказчика указанием Поставщику об отгрузке Товара в адрес Получателя – обособленного структурного подразделения/структурного подразделения Заказчика, по адресу местонахождения, которого производится поставка Товара). В случае, если пунктом 1.2 Договора предусмотрено несколько мест поставки, Заказчик указывает конкретное место поставки Товара по соответствующей разнарядке.

Представители Заказчика пояснили, что данная Закупка относится к закупкам, где невозможно определить окончательный объем поставляемых товаров – в частности, метизы являются расходным материалом и потребность в количестве каждой позиции перечня товаров по данной закупке меняется в течении всего действия заключаемого договора.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что в силу специфики заключаемого рамочного договора указание Заказчиком предельной цены договора и цены единицы товара при невозможности определения количества поставляемого товара до исполнения договора осуществлено в соответствии с Положением о закупках и не противоречит нормам Закона №223-ФЗ.

На основании изложенного второй довод жалобы не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии СПб УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 26.02.2024 вх. №4681-ИП/24) ООО «Билдинг» на действия заказчика СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку метизов (извещение №32413307435), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика СПб ГУП «Горэлектротранс» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 26.02.2024 вх. №4681-ИП/24) ООО «Билдинг» на действия заказчика СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку метизов (извещение №32413307435) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны