Решение №12/5024 Решение по жалобе Консорциума RSKI на действия ГУП «Водокана... от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 12/5024 от 11.04.2013

 

РЕШЕНИЕ

по делу №Т12-49/13

«08» апреля 2013 г.                                                                                                  Санкт-Петербург

 

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по контролю за действиями (бездействием) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключения договоров по результатам торгов в следующем составе:

 

 

Чащихина С.Г.

-

заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Козлова О.А.

-

начальник отдела транспорта и связи, член Комиссии;

Бабурина М.С.

-

главный специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии,

с участием представителей:

от Консорциума RSKI, Россия в составе: ООО «Ремстройкомплект»  и INVENT Umwеlt und Verfahrenstechnik AG»: Липинская А. А. – представитель (доверенность от 28.03.2013 б/н); Хавна С. – представитель (доверенность от 28.03.2013 б/н, доверенность от 27.03.2013 №MH001);

от ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»: Тяпкина В. Н. – представитель (доверенность от 03.04.2013 №01-30-114/13), Карлик Д. А. – представитель (доверенность от 03.04.2013 №01-30-113/13), Косов А. Е. – представитель (доверенность от 03.04.2013 №01-30-112/13), Кузнецов Д. Э. – представитель (доверенность от 03.04.2013 №01-30-111/13), Белов А. А. – представитель (доверенность от 14.11.2012 №01-30-605/12),

 

в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006            №135-ФЗ «О защите конкуренции», рассмотрев жалобу Консорциума RSKI, Россия в составе: ООО «Ремстройкомплект» и INVENT Umwеlt und Verfahrenstechnik AG» (далее – Заявитель) от 28.03.2013 б/н (вх. №5796н от 28.03.2013) (далее – жалоба) на действия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»  при проведении закупки в форме тендера №5933-GPN-38382 на предмет: «Контракт 10. Поставка механического и электрического оборудования для реконструкции Северной станции аэрации» (далее – закупка №5933-GPN-38382), заслушав пояснения представителей от Заявителя и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. На заседании Комиссии, состоявшемся 04 апреля  2013 года, Комиссией объявлен перерыв до 08 апреля 2013 года 14 часов 00 минут, в связи необходимостью изучения Комиссией информации и документов, составленных в ходе организации и проведения закупки №5933-GPN-38382, представленных Заявителем и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее по тексту также Клиент, Покупатель).

 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении закупки №5933-GPN-38382 разработало тендерную документацию для закупки товаров и сопутствующих услуг Контракта №10 «Поставка механического и электрического оборудования для реконструкции Северной станции аэрации» (далее – Документация), и разместил 24.09.2012 приглашение на участие в закупке №5933-GPN-38382 на официальном сайте ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» http://водоканалспб.рф и на сайте Европейского банка Реконструкции и Развития (далее - ЕБРР) www.ebrd.com (далее – Приглашение).

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении закупки №5933-GPN-38382 руководствовалось следующими документами:

  • Соглашением от 14.04.2009 о предоставлении безвозмездной помощи Природоохранным Партнерством «Северное измерение» (НДЕП) в размере до 24 000 000 евро для прекращения сброса неочищенных сточных вод в водоемы Санкт-Петербурга, заключенным между Северным Инвестиционным Банком (далее по тексту также СИБ, Банк) и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Соглашение);
  • Руководством по реализации Программы «Прекращение сброса неочищенных сточных вод в водоемы Санкт-Петербурга», утвержденной: ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», Северным Инвестиционным Банком, Европейским Банком реконструкции и Развития, Европейским Инвестиционным Банком, Природоохранным Партнерством «Северное измерение», Шведским агентством по международному развитию и сотрудничеству, Министерством окружающей среды Финляндии, Фондом Джона Нурминена (редакция от 01 октября 2010 года) (далее – Руководство);
  • Принципами и правилами закупок товаров и услуг, утвержденных ЕБРР (в редакции от мая 2010 года) (далее – Правила);
  • Тендерной документацией для закупки товаров и сопутствующих услуг, по закупке: «Контракт №10. Поставка механического и электрического оборудования для реконструкции Северной станции аэрации» от сентября 2012 года и прилагаемыми к ней Инструкциями (далее – Документация).

Согласно указанным документам, Комиссией установлено, что закупка              №5933-GPN-38382, обжалуемая Заявителем, осуществлялась в рамках исполнения Соглашения и в соответствии с Планом закупок была 18-й по счету. В силу этого указанная  закупка имеет длящийся характер, а именно период начала проведения закупки - 2009 год.

Согласно п. 4.1 раздела 4 «Требования к закупкам» Соглашения, Закупки Оборудования, Финансируемого НДЕП, должны производиться в соответствии с правилами, процедурами и руководствами по закупкам ЕБРР. Соблюдение данных правил, процедур и руководств обеспечивает присуждение контрактов тем участникам тендера, которые дают самое выгодное предложение, в соответствии с принципами прозрачности и непредвзятого отношения к потенциальным Поставщикам, причем принимаются меры во избежание столкновения интересов.

Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), устанавливающий общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе и для субъектов естественных монополий, к числу которых относится ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», вступил в силу 1 января 2012 года, за исключением части 3 статьи 4 Закона о закупках (статья 8  Закона о закупках).

Таким образом, Комиссия отмечает, что действия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении закупки №5933-GPN-38382 не подпадают под рассмотрение Комиссией на предмет соблюдения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» положений Закона о закупках.

В связи с чем, Комиссия рассматривает действия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при проведении закупки №5933-GPN-38382 на предмет соблюдения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» положений Соглашения, Руководства, Правил и Документации.

Согласно Протоколу вскрытия тендерных предложений от 30.11.2012 участниками
тендера стали: Malmberg Water АВ, Швеция; Рurac АВ, Швеция; Консорциум RSKI, Россия; Консорциум Onninen ОУ, Финляндия. Предложение компании Рurac АВ было отклонено как существенно не отвечающее требованиям Документации. В результате оценки предложений  остальных участников победителем была признана компания Malmberg Water АВ, предложившая наименьшую цену.

 2. Заявитель обжалует следующие действия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при проведении закупки, с учетом дополнений к жалобе, представленных в Комиссию письмом от 08.04.2013 б/н (вх.№6515 от 08.04.2013).

Заявитель подтвердил, что порядок подачи заявок и проведения закупок, в том числе  закупки №5933-GPN-38382, регламентирован Документацией и утвержденными Советом директоров ЕБРР Правилами, которые обязательны к применению в отношении всех контрактов, финансируемых Банком, процесс закупок которых был начат после 6 мая 2009 года.

Заявитель также сообщил, что Приглашение является продолжением общего объявления о закупке №5933-GPN-38382, которое опубликовано 28.04.2009 на сайте ЕБРР www.ebrd.com и обновлено 06.07.2011, и что  до подачи заявок на участие в закупке №5933-GPN-38382 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» была проведена предтендерная конференция, с участием представителей ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», по результатам которой был составлен Протокол предтендерной конференции.

Заявитель не согласен с результатами закупки №5933-GPN-38382, поскольку считает, что Консорциумом RSKI, Россия было дано наилучшее предложение с наиболее выгодными экономическими параметрами согласно Документации и Правилам и в процессе оценки и сопоставления заявок Консорциум RSKI не изменял своей заявки.

 По мнению Заявителя результаты закупки по признанию компании Malmberg Water АВ, Швеция победителем закупки №5933-GPN-38382 являются незаконными, поскольку ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при допуске и при оценке заявок участников  закупки №5933-GPN-38382 были нарушены требования пунктов 19.1, 19.2, 25, 27, 29 Инструкции, а также положения Раздела 3 Правил.   

Заявитель указал на следующие, по мнению Заявителя, нарушения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» требований Инструкции и Правил.

1) ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»  в период оценки и сопоставления закупочных заявок направляло участникам конкурса запросы с указанием просьб подтвердить соответствие комплектации, характеристик, компонентов и частей оборудования, данные по которым отсутствовали в материалах первичной заявки участника закупки, что, по мнению заявителя, позволяло участникам изменить (дополнить) содержание первичной заявки в нарушение раздела 27, 29 Инструкции и п. 3.30 раздела 3 Правил, запрещающих изменение содержания конкурсных заявок в процессе их оценки.

2) ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в нарушение п. 3.29 Раздела 3 Правил при оценке предложений не учло предложения Заявителя по альтернативному варианту, который является наиболее энергоэффективным.

3) ГУП «Водоканал не отклонило заявки участников конкурса Malmberg Water АВ, Швеция и Purac АВ, Швеция, как не отвечающие требованиям, предъявленным в п. 19.1 Инструкции по срокам обеспечения заявок.

3. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» с доводами Заявителя не согласилось по основаниям, изложенным в письмах от 04.03.2013 исх.№07-14-467/13-01 (вх.№6248 от 03.04.2013), от 08.04.2013 б/н (вх.№6517 от 08.04.2013), пояснив следующее.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» указало на то, что Согласно п.4.1 Соглашения, закупки Оборудования, финансируемого НДЕП, должны производиться в соответствии с правилами, процедурами и руководствами по закупкам ЕБРР.

Принципами и правилами закупок товаров работ и услуг ЕБРР, Инструкцией участнику торгов предусмотрено право Заказчика обращаться к участникам тендера за получением разъяснений положений его тендерной заявки.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» сообщило, что в основном, целью получения разъяснений от участников было разъяснение технических моментов и только в том случае, если представленные в заявках сведения об этих параметрах были неполными или изложены неясно. Ни форма, ни суть запросов, по мнению ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», не позволяли участникам изменять первоначальное предложение в отношении цены и состава оборудования.

По информации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», Заявитель получал запросы по разъяснению представленной им заявки в такой же форме, как и другие участники, при этом отклонена только заявка компании Purac AВ на основании п. 28.6 Документации в связи с существенными несоответствиями требованиям Документации.

Все выявленные отклонения от тендерных требований к оборудованию были отражены в оценочном отчете в соответствии с п. 28.6 Документации.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» посчитало неправомерной ссылку Заявителя на п. 25.4 Инструкции, поскольку в соответствии с условиями торгов (п. 13.1 Инструкции для участников торгов и п. 13.1 Критериев оценки) альтернативные предложения не допускались.

Также ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» сообщило, что в протоколе вскрытия тендерных предложений срок действия обеспечения тендерной заявки компанией Мalmberg был ошибочно указан как 13.04.2013, поскольку в заявке, помимо указанного обеспечения с датой 13.04.2013, было предложено продление этого обеспечения до 27.04.2013.

В установленном порядке (Руководство по управлению Программой) рекомендация оценочной комиссии ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» о присуждении контракта компании Malmberg Water АВ была согласована с Консультантом по управлению Программой и одобрена финансирующей организацией (СИБ) 25.02.2013 (согласно пункту 3.31 Правил ЕБРР).

4. Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения Заявителя и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 2.8 Правил, Клиенты отвечают за реализацию финансируемых Банком проектов, включая все аспекты процесса закупок товаров и услуг – от планирования до присуждения контракта, а также за управление самими договорами (подрядами). Банк вправе консультировать клиентов и оказывать им содействие в закупках и в создании организационных структур для конкретных проектов, но при этом он не выступает стороной в заключенных договорах. Права и обязанности клиента в отношениях с участниками торгов на поставку товаров, оказание услуг и производство работ по проекту регулируется не настоящими принципами и правилами, а конкурсными документами, подготовленными клиентом. В конкурсные документы в необходимом объеме включаются положения, соответствующие Экологической и социальной политике Банка.

В соответствии с п. 19.1 Документации, Участник тендера должен представить в составе своей тендерной заявки оригинал обеспечения тендерной заявки по образцу в Разделе IV «Формы тендерной заявки».

Содержащееся в тендерной заявке  компании Malmberg Water АВ, Швеция документы по обеспечению  тендерной заявки отвечают требованиям Документации.

В соответствии с п. 13.1 Раздела I Инструкции Документации, альтернативные предложения Заказчиком не рассматриваются, если иное не предусмотрено положениями Тендерных данных. В случае, когда подача альтернативных предложений разрешена, такие заявки будут оцениваться с помощью методов, изложенных в разделе III «Критерии оценки тендерных заявок и присуждения Контракта».

Согласно п. 13.1 раздела III «Критерии оценки тендерных заявок и присуждения Контракта» Документации, альтернативные технические заявки не допускаются, альтернативные коммерческие заявки не допускаются.

26 октября 2012 года ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» проведена процедура предтендерной конференции по закупке №5933-GPN-38382. Составлен протокол б/н от 26.10.2012, согласно которому на конференции были даны разъяснения (в том числе и Заявителю) по интересующим участникам вопросам, в том числе по техническим требованиям к закупаемому оборудованию.

Согласно п. 28.6 раздела III «Критерии оценки тендерных заявок и присуждения Контракта» Документации, наличие в тендерной заявке несущественных отклонений (финансовых и технических) не будет являться поводом для отклонения тендерной заявки. Покупателю не разрешается запрашивать, а участнику тендера осуществлять корректировку цены тендерной заявки для устранения выявленных несущественных отклонений.

30 ноября 2012 года ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» проведена процедура вскрытия тендерных предложений по закупке №5933-GPN-38382 и составлен протокол б/н от 30.11.2012, согласно которому на торги поступило заявки от четырех участников: Malmberg Water АВ, Швеция; Рurac АВ, Швеция; Консорциум RSKI, Россия; Консорциум Onninen ОУ, Финляндия.

В феврале 2013 года ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по закупке №5933-GPN-38382 составлен Отчет о результатах оценки конкурсных предложений и Рекомендации по присуждению контракта б/н от февраля 2013 года  (далее – Отчет), предусмотренный п. 3.31 Правил.

В Отчете представлены все документы, составленные ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в ходе организации и проведения закупки №5933-GPN-38382, а именно: краткое изложение результатов оценки и рекомендаций по присуждению контракта; регистрация ценовых предложений при вскрытии конвертов; рассмотрение конкурсных предложений; конкурсные предложения, существенно не соответствующие требованиям конкурсной документации; исправления, конвертация и корректировка ценовых предложений; предложения, подлежащие детальной оценке; оценка конкурсных предложений; результаты сравнения конкурсных предложений; постквалификация; контрактные данные; контрольный список для процедуры вскрытия предложений; протокол вскрытия конкурсных предложений; журнал регистрации присутствующих на процедуре вскрытия конкурсных предложений; список компаний, выкупивших Конкурсную документацию; протокол претендерной встречи; регистрационный журнал разъяснений, запрошенных участниками конкурса и направленных ответов; регистрационный лист дополнений, внесенных в Конкурсную документацию; регистрационный лист запрошенных разъяснений и полученных ответов; регистрационный лист жалоб и обращений.

Согласно Отчету, участник Purac AВ не смог обеспечить соответствие тендерным требованиям в отношении некоторых товаров и заявка была отклонена, в соответствии с              п. 28 Документации, как существенно не отвечающая требованиям тендерной документации.

Заявка, представленная Заявителем, не отклонялась. Она оценивалась наравне с другими не отклоненными заявками в соответствии с процедурой и на основании критериев, описанных в тендерной документации.

Оценочные (приведенные к единой базе в соответствии с критериями оценки) цены, на основе которых выносится решение о месте, занимаемым участником торгов в ходе оценки, распределили остальных участников в следующем порядке: Malmberg Water АВ, Швеция; Консорциум RSKI, Россия; Консорциум Onninen ОУ, Финляндия

Согласно п.34 «Критерии присуждения контракта» раздела I «Инструкции участникам тендера» Документации, Контракт будет присужден участнику тендера, чья тендерная заявка будет признана по существу отвечающей требованиям тендерной документации и имеющей наименьшую оценочную цену заявки, при условии принятия Покупателем решения о достаточной квалификации участника тендера для успешного выполнения Контракта.

В связи с тем, что цена, предложенная участником Malmberg Water АВ была наименьшей оценочная комиссия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» рекомендовала присудить контракт компании Malmberg Water АВ.

Согласно регистрационному листу жалоб и обращений, являющихся Приложением 10 Отчета, 24.01.2013 поступила одна жалоба от Консорциума Onninen OY.

Согласно п. 3.31 Правил, подготовленный ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Отчет  должен быть представлен Банку, который рассматривает выводы и рекомендации на заключительном этапе определения приемлемости контракта (подряда) для его финансирования Банком.

Согласно п. 3.35 Правил, клиенты после присуждения контрактов (подрядов) должны составлять и вести документацию по учету процесса закупок и управлению договорами (подрядами) для предоставления ее в Банк для проверки. В ходе текущего контроля Банк отслеживает важнейшие этапы, необходимые для обеспечения соответствия контрактов критериям для финансирования их Банком, в частности, проверять план закупок, конкурсные документы, оценку конкурсных заявок и рекомендации по присуждению контрактов (подрядов), а также изменения и претензии в период их выполнения.

Указанный Отчет, который содержал в том числе, следующие предусмотренные Отчетом формы: исправления, конвертация и корректировка ценовых предложений (форма 4 Отчета, которая содержит анализ соответствия заявок со ст.28.6 Документации), протокол предтендерной встречи (приложение 6 Отчета),  регистрационный лист запрошенных Заказчиком у участников разъяснений и полученных от них ответов в части уточнения содержания заявок (приложение 9 Отчета), был направлен ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на рассмотрение в Банк.

Письмами от 21.02.2013 и 25.02.2013 Северный Инвестиционный Банк уведомил       ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» о том, что Банк не возражает и рекомендует о присуждении Контракта №10 компании Malmberg Water АВ.

Письмом от 20.03.2013 исх.№07-14-65/13 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» уведомило участников, в том числе и Заявителя, о результатах закупки №5933-GPN-38382, согласно которому предложение участника Purac AВ было отклонено, победившим участником закупки стал Malmberg Water АВ.

Таким образом, в связи с тем, что Северный Инвестиционный Банк, наделенный полномочиями по  осуществлению контроля за ходом проведения закупки №5933-GPN-38382, в результате рассмотрения представленных в Отчете документов согласился с результатами проводимой ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» закупки №5933-GPN-38382, Комиссия признает жалобу Заявителя  необоснованной.

В дополнение, Комиссия отмечает, что в соответствии с п. 2.9 «Запрещенные действия» Правил, к запрещенным действиям Банк относит принудительные действия; сговор; коррупционные действия и мошеннические действия. При совершении или наличии подозрений в совершении запрещенных действий в процессе проведения закупок, присуждения или выполнения контрактов (подрядов), финансируемых Банком, в связи с тем или иным проектом Банком применяются положения принятых Банком Принципов и порядка осуществления правоприменительных мер.

В соответствии с п. 3.40 Правил, Банк рассматривает жалобы относительно любого аспекта проведения торгов Банк обеспечивает всестороннее рассмотрение жалобы к своему удовлетворению и до завершения процесса рассмотрения не принимаются никакие решения и не даются никакие согласия, которые смогли бы повлиять на результаты такого рассмотрения.

На заседании Комиссии от 08.04.2013 Заявитель сообщил о том, что 08.04.2013 Заявитель направил в ЕБРР жалобу на результаты закупки №5933-GPN-38382.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Консорциума RSKI, Россия в составе: ООО «Ремстройкомплект»  и INVENT Umwеlt und Verfahrenstechnik AG» от 28.03.2013 б/н (вх. №5796н от 28.03.2013) на действия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»  при проведении закупки в форме тендера №5933-GPN-38382 на предмет: «Контракт 10. Поставка механического и электрического оборудования для реконструкции Северной станции аэрации»- необоснованной.

 

Председатель Комиссии                                                                                             С.Г. Чащихина

 

Члены Комиссии                                                                                                            О.А. Козлова

 

                                                                                                                                       М.С. Бабурина

 

 

 

Решение может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны