Решение №78/5727/23 Т02-125/23 по жалобе ООО «Вискур» от 16 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-125/23
13 марта 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ПАО «Ростелеком» (далее – Организатор торгов) и ООО «Вискур» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 02.03.2023 вх. №5035-ЭП/23) ООО «Вискур» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ПАО «Ростелеком» (далее — Закупочная комиссия) при проведении отбора предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по тестированию комплекса ИС CRM B2B в рамках Программы БАЗИС (комплекс решений, включая серверную и клиентскую часть, автоматизированные отчеты, систему генерации расчетно-платежной документации и печатных форм) (№RT31012300016 на сайте https://www.roseltorg.ru), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
31 января 2023 года на сайте электронной торговой площадки https://www.roseltorg.ru/ в сети Интернет (далее – ЭТП) было опубликовано извещение № RT31012300016 о проведении отбора предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по тестированию комплекса ИС CRM B2B в рамках Программы БАЗИС (комплекс решений, включая серверную и клиентскую часть, автоматизированные отчеты, систему генерации расчетно-платежной документации и печатных форм) (далее — Закупка), включая документацию о Закупке (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком» (далее – Положение о закупках) в редакции от 22.12.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
99 940 799,70 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
31.01.2023 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
09.02.2023 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
20.02.2023 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
https://www.roseltorg.ru/ |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в присвоении необоснованно низкого количества баллов заявке ООО «Вискур» по критерию «Квалификация персонала участника» и «Величина основного коэффициента снижения цены» на этапе оценки и сопоставления заявок участников Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ПАО «Ростелеком» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Вискур» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/4800/23 от 06.03.2023, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/4800/23 от 06.03.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
Согласно п. 6 ч. 14 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).
В соответствии с протоколом № RT31012300016 рассмотрения заявок и подведения итогов Закупки от 20.02.2023 к участию в процедуре Закупки были допущены три заявки участников, в том числе заявка ООО «Вискур». По результатам оценки заявок Закупочной комиссией было принято решение присвоить заявке ООО «Вискур» ноль баллов по критерию «Квалификация персонала участника», а также 75,12 балла по критерию «Величина основного коэффициента снижения цены».
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании раздела 6 Документации оценка и сопоставление заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
1) «Величина основного коэффициента снижения цены» - 80%;
2) «Квалификация персонала участника» - 20%.
Как следует из п. 3 раздела 6 Документации, оценка заявок по критерию «Квалификация персонала участника» осуществляется следующим образом:
Описание предмета оценки по критерию: оценивается подтвержденная участником в составе заявки информация о количестве персонала по квалификации в соответствии с требованиями по квалификации, указанными в техническом задании Документации.
Требования к документам, подтверждающим оцениваемые сведения: информация о количестве персонала, декларируется участником письмом в составе заявки, с приложением резюме по форме участника с указанием компетенции; сертификатов о навыках и компетенциях.
Резюме и сертификаты должны содержать фамилию, имя и отчество сотрудника.
В случае, отсутствия ФИО сотрудников, сведения о данных специалистах не будут учитываться при оценке по подкритерию «Квалификация персонала участника».
Непредставление участником в составе заявки указанных выше сведений и документов, а также представление других сведений и/или документов, отличных от требуемых в настоящем пункте, будет расцениваться Закупочной комиссией как непредставление требуемых сведений и документов, но не будет являться основанием для отклонения участника закупки.
Состав подкритерия |
Объем подкритерия |
Баллы |
За предоставление команды менее чем 45 специалистов в соответствии с требованиями по квалификации, указанными в Техзадании (таблица 1 и 2) |
1) Менее 5 (пяти) специалистов по тестированию. 2) менее 20 (двадцати) старших специалистов по тестированию. 3) менее 5 (пяти) менеджеров по тестированию. 4) менее 15 (пятнадцати) специалистов по автоматизированному функциональному тестированию |
0 |
За предоставление команды из 45 специалистов в соответствии с требованиями по квалификации, указанными в Техзадании (таблица 1 и 2) |
1) 5 (пять) специалистов по тестированию. 2) 20 двадцать) старших специалистов по тестированию. 3) 5 (пять) менеджеров по тестированию. 4) 15 (пятнадцать) специалистов по автоматизированному функциональному тестированию |
90 |
В случае предоставления в рамках каждой Заявки специалистов Проектной команды общим количеством более 45 специалистов в соответствии с требованиями по квалификации, Участник получает 2 балла за каждого дополнительного специалиста (максимум - 10 баллов), удовлетворяющего требованиям к квалификации проектной команды (максимальное кол-во резюме к рассмотрению - 50). |
Для получения рейтинга i-ой заявки по подкритерию, количество баллов умножается на коэффициент значимости подкритерия.
Рейтинг, присуждаемый по подкритерию, определяется по формуле:
R2= КБ х К2,
где:
R2 – рейтинг заявки, присуждаемый i-й заявке по подкритерию;
КБ – количество баллов, полученное участником по подкритерию в соответствии с таблицей;
К2 – коэффициент значимости подкритерия оценки заявки (K2).
В случае, если несколько юридических лиц (несколько индивидуальных предпринимателей, несколько физических лиц) выступают на стороне одного участника (далее – коллективный участник), то для оценки заявки коллективного участника по подкритерию «Квалификация персонала участника» осуществляется суммирование данного показателя по каждому лицу, входящему в состав коллективного участника).
В соответствии с таблицей № 1 п. 2.1 Технического задания установлены следующие требования к объему работ:
№ |
Наименование Работ |
Кол-во требуемых ресурсов, чел. |
Трудозатраты, чел. дни |
1 |
Специалист по тестированию |
Не менее 5 |
1 575 |
2 |
Старший специалист по тестированию |
Не менее 20 |
6 300 |
3 |
Менеджер по тестированию |
Не менее 5 |
1 575 |
4 |
Специалист по автоматизированному функциональному тестированию |
Не менее 15 |
4 725 |
Итого |
45 |
14 175 |
Таблицей № 2 п. 2.2 Технического задания установлены требования к квалификации команды:
Квалификация |
Требования |
Специалист по тестированию |
|
Старший специалист по тестированию |
|
Менеджер по тестированию |
|
Специалист по автоматизации тестирования |
|
Заявитель в жалобе указывает на то, что в составе заявки ООО «Вискур» были представлены документы, по мнению Заявителя, удовлетворяющие требованиям заказчика в количестве 63 резюме и 28 сертификатов, что соответствует высшему баллу согласно критериям оценки. В соответствии с протоколом, заявке ООО «Вискур» по критерию «Квалификация персонала участника» было начислено 0,00 баллов из 20 возможных.
Представители Организатора торгов отметили, что в соответствии с критерием оценки «Квалификация персонала участника» оценивалась подтвержденная участником в составе заявки информация о количестве персонала по квалификации в соответствии с требованиями по квалификации, указанными в Техническом задании. Оценка заявленного участниками персонала осуществлялась в соответствии с требованиями п. 2.2 Технического задания. Заказчиком была проведена оценка заявленного ООО «Вискур» персонала и выявлены следующие несоответствия:
Представлено Заявителем |
Отклонено заказчиком |
Итоговой количество, принятое заказчиком |
28 |
14 |
14 |
Представители Организатора торгов пояснили, что учтен был только тот персонал, который соответствовал требуемой квалификации, указанной в таблице №2 п. 2.2 Технического задания. Так, одно из требований к старшему специалисту по тестированию - требование по наличию Сертификата международной организации International Software Testing Qualification Board (ISQTB) (или аналог). Для подтверждения сертификации ISQTB публикует данные о лице, сдавшем соответствующий экзамен, по адресу в сети Интернет: http://scr.istqb.org. Закупочная комиссия не приняла 14 резюме, представленных Заявителем, так как по 7 лицам сертификаты не были найдены на официальном сайте, еще по другим 7 лицам выявлено, что заявленные сертификаты выданы другим лицам. Кроме того, одно из требований к персоналу - знание основных бизнес-процессов телеком оператора (еТОМ), а также опыт функционального и интеграционного тестирования систем BSS/OSS стека в телеком операторе. Данная квалификация может быть подтверждена либо опытом работы с проектами телекоммуникационных операторов, либо сертификатами по еТОМ. По результатам проведённого анализа на участие сотрудников в проектах, подтверждающих подобный опыт в представленных резюме, даже косвенно, выявлено только 5 человек. Основываясь на данных выводах, Заявитель не смог подтвердить предоставление команды из 45 специалистов (в частности, 20 (двадцати) старших специалистов по тестированию) в соответствии с требованиями по квалификации, указанными в техническом задании и по данному критерию получил 0 баллов.
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, установила, что Заявителем ООО «Вискур» в составе заявки на участие в Закупке не были представлены надлежащие документы, подтверждающие в полном объеме требуемую квалификацию и соответствие условиям оценки по критерию «Квалификация персонала участника», изложенным в разделе 6 Документации и Техническом задании, что являлось основанием для присвоения заявке ООО «Вискур» ноля баллов по критерию «Квалификация персонала участника» согласно порядку оценки, указанному в п. 3 раздела 6 Документации.
Как следует из п. 2 раздела 6 Документации, оценка заявок по критерию «Величина основного коэффициента снижения цены» осуществляется следующим образом:
Описание предмета оценки: оцениваются сведения, предоставленные участником в составе заявки, а именно величина основного коэффициента снижения цены.
Требования к документам, подтверждающим оцениваемые сведения: предложение о величине основного коэффициента снижения цены должно быть предоставлено участником путем ее указания в технико-коммерческом предложении по форме 3 раздела III «ФОРМЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ».
Порядок оценки заявок: рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Величина основного коэффициента снижения цены», определяется по формуле:
R1= ((Amin/Ai)* 100)*К1,
где:
R1 – рейтинг заявки, присуждаемый i-й заявке, по критерию «Величина основного коэффициента снижения цены»;
Amin – минимальная величины основного коэффициента снижения цены, предложенная в заявках допущенных участников;
Ai – предложение i-го участника о величине основного коэффициента снижения цены;
К1 – коэффициент значимости критерия оценки заявки (K1).
Заявитель в жалобе указывает на то, что снижение Заявителем было дано 1%, что соответствует минимальному значению из всех трех заявок, соответственно, Закупочная комиссия должна была поставить высший бал по данному критерию, а именно 80 баллов. В итоговом протоколе комиссия заявке ООО «Вискур» поставила 75,12 балла.
Представители Организатора торгов отметили, что в соответствии с критерием оценки «Величина основного коэффициента снижения цены», участником подается коэффициент снижения цены, выраженный в виде десятичной дроби (например, «0,98» или «0,9» и т.п). В технико-коммерческом предложении ООО «Вискур» в строке «Основной коэффициент снижения» указано «Общий коэффициент снижения по всем позициям составляет 10% (десять)». Однако основной коэффициент снижения от НМЦ договора, указанный участником на ЭТП (с помощью функционала ЭТП) указан в размере — 1. В соответствии с п. 5.5.5 Документации основной коэффициент снижения от НМЦ договора, предложенные участником в заявке, основной коэффициент снижения от НМЦ договора, указанные участником на ЭТП (с помощью функционала ЭТП), должны совпадать. В случае наличия разночтений между информацией, указанной в заявке, информацией, указанной в поле ЭТП (с помощью функционала ЭТП), преимущество имеет информация, указанная на ЭТП. Как следствие, при оценке у ООО «Вискур» в расчет был взят коэффициент снижения в размере — 1.
Представители Организатора торгов пояснили, что Amin - предложение участника ООО «Инно Консалтинг» в размере — 0,939, Ai - предложение участника ООО «Вискур» в размере — 1.
R1 = (0,939/1) * 100 * 0,8 = 75,12 балла по данному критерию оценки.
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, установила, что Заявителем ООО «Вискур» с помощью функционала ЭТП указана величина основного коэффициента снижения от НМЦ договора в размере — 1, что с учетом положений п. 5.5.5 Документации, а также иных предложений участников Закупки являлось основанием для присвоения заявке ООО «Вискур» 75,12 балла по критерию «Величина основного коэффициента снижения цены» согласно порядку оценки, установленному в п. 2 раздела 6 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что оценка заявки ООО «Вискур» по критериям «Квалификация персонала участника» и «Величина основного коэффициента снижения цены» осуществлена Закупочной комиссией Организатора торгов в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 02.03.2023 вх. №5035-ЭП/23) ООО «Вискур» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ПАО «Ростелеком» (ИНН: 7707049388, ОГРН: 1027700198767) при проведении отбора предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по тестированию комплекса ИС CRM B2B в рамках Программы БАЗИС (комплекс решений, включая серверную и клиентскую часть, автоматизированные отчеты, систему генерации расчетно-платежной документации и печатных форм) (№RT31012300016 на сайте https://www.roseltorg.ru) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.