Решение №78/26689/22 Т02-555/22 по жалобе ООО «Энергия Города» от 14 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-555/22
09 ноября 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов) и ООО «Энергия Города» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 01.11.2022 вх. №28121-ЭП/22) ООО «Энергия Города» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Закупочная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку топлива наливом (извещение №32211730943), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
30 сентября 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211730943 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку топлива наливом (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 19.09.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
23 000 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
30.09.2022 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
24.10.2022 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
28.10.2022 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
http://www.tektorg.ru |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Энергия Города» от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Энергия Города» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/25770/22 от 02.11.2022, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/25770/22 от 02.11.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с протоколом заседания аукционной комиссии управления метрополитена от 28.10.2022 заявка ООО «Энергия Города» была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «на основании п. 4.2.1.1.3 Тома 1 аукционной документации, как несоответствующую требованиям п. 5.2.2 Тома 2 аукционной документации.
В соответствии с п. 5.2.2 Тома 2 аукционной документации заявка должна содержать наименование и показатели товара, заполненные в соответствии с Формой «Сведения о наименовании и показателях товара» и инструкцией по ее заполнению, содержащейся в данной форме (Форма №2).
Участник в составе заявки в Форме 2 «Сведения о наименовании и показателях товара» по позиции 1 предоставил значения показателей товара 1. «Массовая доля серы, мг/кг», 2. «Температура вспышки на закрытом тигле», 3. «Смазывающая способность, мкм», 4. «Сезонность» не в соответствии с требованиями аукционной документации».
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно п. 2.4.4 тома 1 Документации заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями аукционной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные аукционной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями аукционной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения. В заявке должны отсутствовать противоречивые и недостоверные сведения.
Заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных томом 2 аукционной документацией и ценового предложения. Приложение каких-либо документов, не соответствующих заявке участника и документации, к ценовому предложению не допускается.
Как следует из п. 5.1 тома 2 Документации, заявка, подготовленная участником, должна обязательно содержать документы и формы, предусмотренные пунктом 5 тома 2. Форма должна быть оформлена в строгом соответствии с требованиями тома 1 и тома 2.
Пунктом 5.2.2 тома 2 Документации установлено, что заявка должна содержать наименование и показатели товара, заполненные в соответствии с формой «Сведения о наименовании и показателях товара» (далее — Форма №2) и инструкцией по ее заполнению, содержащейся в данной форме (далее — Инструкция).
Согласно п. 6 Инструкции в столбце №7 «Показатель товара» участник закупки должен указать наименование показателя (характеристики) товара, соответствующее наименованию показателя (характеристики) товара, указанного в приложении №2 к техническим требованиям «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям». Участник должен указать единицу измерения показателя товара.
В соответствии с п. 7 Инструкции в столбце №8 «Значения показателя товара, предлагаемого участником» участник закупки указывает значения показателей товара.
В описании товара заказчик устанавливает следующие виды показателей и порядок описания характеристик товара:
1. Показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения.
По первому виду показателей участник закупки указывает конкретные значения показателей предлагаемого товара, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения (если установлено максимальное и/или минимальное значение, участник должен указать одно конкретное значение, удовлетворяющее указанным условиям);
2. Показатели, для которых указаны варианты значений.
По второму виду показателей участник закупки выбирает одно конкретное значение для показателей предлагаемого товара, в отношении которых предоставлены варианты значений;
3. Показатели, значения которых не могут изменяться.
По третьему виду показателей участник закупки указывает значение предлагаемого товара, установленное заказчиком.
Как следует из п. 8 Инструкции, при отсутствии требований к одному или нескольким группам показателей в соответствующих графах заказчик указывает символ «Х».
Предоставляемые участником сведения о показателях товара не должны сопровождаться словами «должен», «эквивалент», «аналог», «более», «менее», «не более», «не менее», символами >, <, ≥, ±, ≤ и т.п. (за исключением случаев, когда данная формулировка содержится в значениях показателей, которые не могут изменяться) и допускать разночтение или двоякое толкование.
Томом 3 Документации регламентированы технические требования на поставку топлива наливом (далее — Технические требования).
Пунктом 2.2.1 Технических требований установлено, что поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в приложении №1 и приложении №2 к настоящему техническому заданию, законодательным и нормативным актам, устанавливающим требования к товару, в том числе требования к сертификации и декларированию товара.
Приложением № 2 к Техническим требованиям установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям:
№ |
Показатель (характеристика) МПЗ, ЕИ |
Требования к значениям показателей (характеристик) МПЗ, или эквивалентности предлагаемого к поставке МПЗ, МПЗ, используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям |
||
Минимальное и/или максимальное значение показателя |
Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений |
Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться |
||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Массовая доля серы, мг/кг |
х |
х |
Не более 10 |
2 |
Температура вспышки на закрытом тигле, |
х |
х |
Не менее 55 |
3 |
Смазывающая способность, мкм |
х |
х |
Не более 460 |
4 |
Сезонность |
х |
х |
ДТ-Л-К5; ДТ-Е-К5; ДТ-З-К5 |
5 |
Поставка товара |
х |
х |
транспортом поставщика |
На основании п. 4.2.1.1.3 тома 1 Документации заявка отклоняется от участия в Закупке в случае, если заявка участника не соответствует техническим требованиям, проекту договора, извещению, иным требованиям аукционной документации, либо, товары предлагаемые участником, являющиеся предметом аукциона, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в случае если законодательством Российской Федерации установлены такие требования.
Представители Организатора торгов отметили, что Заявитель в составе заявки в форме № 2 «Сведения о наименовании и показателях товара» предоставил значения показателей товара 1. «Массовая доля серы, мг/кг», 2. «Температура вспышки на закрытом тигле», 3. «Смазывающая способность, мкм», 4. «Сезонность» не в соответствии с требованиями Документации.
Представители Организатора торгов пояснили, что в соответствии с приложением № 2 к Техническим требованиям показатели (характеристики) товара, установленные заказчиком в столбце №9, относятся к показателям (характеристикам), значения которых не могут изменяться. Вместе с тем Заявитель в нарушение требований Инструкции указал по показателям №№1-4 конкретные значения показателей, то есть изменил неизменяемые показатели. Учитывая изложенные замечания, заявка ООО «Энергия Города» была отклонена от участия в аукционе на основании п. 4.2.1.1.3 тома 1 Документации.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «Энергия Города», установила, что Заявитель ООО «Энергия Города» в составе заявки на участие в Закупке представил форму № 2 «Сведения о наименовании и показателях товара», в которой в нарушение требований п. 5.2.2 тома 2 Документации в отношении товара «Топливо дизельное сезонное ГОСТ 32511-2013» по показателям №№1-4 «Массовая доля серы, мг/кг», «Температура вспышки на закрытом тигле», «Смазывающая способность, мкм», «Сезонность» указал значения, не соответствующие требованиям пп. 3 п. 7 Инструкции, что являлось основанием для отклонения заявки ООО «Энергия Города» от участия в Закупке согласно п. 4.2.1.1.3 тома 1 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «Энергия Города» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 01.11.2022 вх. №28121-ЭП/22) ООО «Энергия Города» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку топлива наливом (извещение №32211730943) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.