Решение №78/14069/20, 78/14070/20 Т02-317/20 по жалобе ООО «СК Балт-Строй» от 8 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-317/20

30 апреля 2020 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГКУ «Управление заказчика» (далее – Организатор торгов), ГУП «ТЭК СПб», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее — Заказчики) и ООО «СК Балт-Строй» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 15.04.2020 вх. № 12700-ЭП/20) ООО «СК Балт-Строй» на действия Организатора торгов СПб ГКУ «Управление заказчика» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по восстановлению благоустройства (извещение № 32009056266), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

02 апреля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009056266 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по восстановлению благоустройства (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «ТЭК СПб» (далее – Положение о закупках) в редакции от 13.03.2020 и Положением о закупках ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в редакции от 27.03.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

Лот № 1 - 195 600 000,00 руб.;

Лот № 2 - 237 112 629,96 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

02.04.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

20.04.2020 в 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

06.05.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

http://www.tektorg.ru

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • осуществлении совместной Закупки в отсутствие предусмотренного Положениями о закупках Заказчиков порядка проведения совместной процедуры закупки;

  • установлении в Документации ненадлежащего подкритерия оценки заявок «Опыт участника по успешному восстановлению благоустройства после выполнения аварийных работ в соответствии с требованиями раздела 13 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 г. № 875 выражающийся в количестве исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по благоустройству территории после выполнения аварийных работ», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника закупки».

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «ТЭК СПб» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» относятся к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «СК Балт-Строй» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/11850/20 от 20.04.2020, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/11850/20 от 20.04.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

По доводу жалобы Заявителя об осуществлении Организатором торгов совместной Закупки в отсутствие предусмотренного Положениями о закупках Заказчиков порядка проведения совместной процедуры закупки:

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Как следует из п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Согласно п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Пунктом 9 извещения о проведении Закупки (далее — Извещение) установлен предмет договора:

  • лот № 1: выполнение работ по восстановлению благоустройства, после устранения повреждений на инженерных сетях ГУП «ТЭК СПб»;

  • лот № 2: выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства после производства работ на сетях ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Согласно п. 13 Извещения установлены следующие сведения о начальной (максимальной) цене договора (лота):

  • лот № 1: 195 600 000,00 рублей (в соответствии с выделенным лимитом финансирования). Единичные расценки на комплекс работ – 14 489 760,00 рублей;

  • лот № 2: 237 112 629,96 рублей (в соответствии с выделенным лимитом финансирования). Единичные расценки на работы в соответствии со сметой – 98 967,45 рублей.

На основании п. 14 Извещения обеспечение исполнения обязательств, связанных с подачей заявки на участие в закупке: устанавливается в размере 2% НМЦД совместной закупки и составляет 8 654 252 (восемь миллионов шестьсот пятьдесят четыре тысячи двести пятьдесят два) рубля 60 копеек (Лот 1 – 3 912 000 руб.; Лот 2 — 4 742 252,60 руб.)

В соответствии с п. 28 Извещения обеспечение исполнения договора установлено в размере 5% НМЦД лота и составляет:

  • лот 1 – 9 780 000 (девять миллионов семьсот восемьдесят тысяч) рублей;

  • лот 2 – 11 855 631 (одиннадцать миллионов восемьсот пятьдесят пять тысяч шестьсот тридцать один) рубль 50 копеек.

Пунктом 32 Извещения установлено, что подробные условия закупки, а также условия заключения договора по результатам закупки содержатся в закупочной документации, которая является неотъемлемой частью извещения о проведении закупки.

Как следует из п. 2.3.1 Документации, в связи с проведением совместной закупки, участник закупки должен подать заявку на участие в закупке на все лоты. Разбиение на лоты установлено в пункте 9 Извещения и разделе 5 «Техническая часть» настоящей закупочной документации. При этом не допускается разбиение отдельного лота на части, то есть подача заявки на участие в закупке на часть лотов, часть лота по отдельным его позициям или на часть объема лота.

Согласно п. 2.3.2 Документации в дополнение к требованиям раздела 4 «Требования к заявке на участие в закупке» настоящей закупочной документации и раздела 5 «Техническая часть» настоящей закупочной документации должны быть соблюдены следующие требования:

а) Письмо о подаче оферты (форма 1 раздел 8 настоящей закупочной документации) должно содержать указание номера и названия каждого лота, а в качестве общей суммы — сумму по каждому из лотов.

б) Согласие с требованиями, предъявляемыми техническим заданием, а также документы, предоставление которых предусмотрено п. 4.1.6, должны быть подготовлены отдельно по каждому из лотов с указанием номера и названия лота (форма 2 раздел 8 настоящей закупочной документации).

в) Оценка заявок на участие в закупке, определение победителя закупки будет осуществляться одновременно по всем лотам. По всем лотам будет определен один победитель закупки.

На основании п. 3.15.1 Документации договор с победителем закупки будет заключен в срок, указанный в пункте 27 Извещения. С каждым заказчиком будет заключен отдельный договор.

Исходя из доводов, представленных в жалобе ООО «СК Балт-Строй», Заявитель полагает, что проведение совместной процедуры Закупки с обязательной подачей одним участником Закупки заявки на участие одновременно на все лоты нарушает требования ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, так как Положения о закупках ГУП «ТЭК СПб» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» не содержат соответствующих условий проведения совместной закупки, в том числе не содержат обязательства для участников закупки в случае разбивки закупки на несколько лотов подать заявку на участие в закупке на все лоты одновременно, а также не содержат порядка заключения отдельных договоров исключительно с одним победителем в случае проведения совместной закупки.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что Положениями о закупках ГУП «ТЭК СПб» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» не предусмотрен соответствующий порядок проведения совместной закупки, в том числе отсутствуют условия, предусматривающие обязанность подачи одной заявки на несколько лотов одновременно, а также определение по итогам Закупки одного победителя по нескольким лотам с последующим заключением отдельных договоров с Заказчиками.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает ненадлежащим осуществление Организатором торгов одной Закупки по двум лотам с обязательным условием о подаче заявки исключительно на оба лота и определении одного победителя по обоим лотам одновременно.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по осуществлению совместной Закупки в отсутствие предусмотренного Положениями о закупках Заказчиков порядка проведения совместной процедуры закупки нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении процедуры Закупки способом, не предусмотренным Положением о закупках, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ненадлежащего подкритерия оценки заявок «Опыт участника по успешному восстановлению благоустройства после выполнения аварийных работ в соответствии с требованиями раздела 13 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 г. № 875 выражающийся в количестве исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по благоустройству территории после выполнения аварийных работ», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника закупки»:

Как следует из п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 7.1 Документации установлено, что для оценки заявок участников конкурса устанавливаются следующие критерии:

1) «Цена договора» - значимость критерия 60%;

2) «Квалификация участника закупки» - значимость критерия 40%:

  • «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг» (коэффициент значимости подкритерия — 0,4);

  • «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выражающийся в общей сумме исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по благоустройству территории» (коэффициент значимости подкритерия — 0,4);

  • «Опыт участника по успешному восстановлению благоустройства после выполнения аварийных работ в соответствии с требованиями раздела 13 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 г. № 875 выражающийся в количестве исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по благоустройству территории после выполнения аварийных работ» (коэффициент значимости подкритерия — 0,2).

Исходя из доводов, представленных в жалобе ООО «СК Балт-Строй», Заявитель полагает, что подкритерий оценки «Опыт участника по успешному восстановлению благоустройства после выполнения аварийных работ в соответствии с требованиями раздела 13 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 г. № 875 выражающийся в количестве исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по благоустройству территории после выполнения аварийных работ» является дискриминационным по территориальному признаку и необоснованно ограничивающим конкуренцию.

Представители Организатора торгов пояснили, что установление данного подкритерия оценки в Документации обусловлено тем, что комплекс работ, выполняемых в рамках заключаемых с ГУП «ТЭК СПб» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» договоров, представляет собой работы, выполняемые в соответствии с Правилами благоустройства территорий Санкт-Петербурга в части, касающейся правил земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 г. № 875.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что установленный подкритерий оценки «Опыт участника по успешному восстановлению благоустройства после выполнения аварийных работ в соответствии с требованиями раздела 13 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 г. № 875 выражающийся в количестве исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по благоустройству территории после выполнения аварийных работ» не соответствует предмету проводимой процедуры Закупки, установленному в Извещении, а также не позволяет объективно выявить лучшие условия исполнения договоров, заключаемых по итогам Закупки.

Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по установлению в Документации ненадлежащего подкритерия оценки заявок «Опыт участника по успешному восстановлению благоустройства после выполнения аварийных работ в соответствии с требованиями раздела 13 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 г. № 875 выражающийся в количестве исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по благоустройству территории после выполнения аварийных работ», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника закупки», нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащего критерия оценки и сопоставления заявок участников закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 15.04.2020 вх. № 12700-ЭП/20) ООО «СК Балт-Строй» на действия Организатора торгов СПб ГКУ «Управление заказчика» (ИНН: 7840014918, ОГРН: 1047839011703) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по восстановлению благоустройства (извещение № 32009056266) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГКУ «Управление заказчика» (ИНН: 7840014918, ОГРН: 1047839011703) следующие нарушения:

  • п. 2 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении процедуры Закупки способом, не предусмотренным Положением о закупках, допущенное путем осуществлениия совместной Закупки в отсутствие предусмотренного Положениями о закупках Заказчиков порядка проведения совместной процедуры закупки;

  • п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащего критерия оценки и сопоставления заявок участников закупки, допущенное путем установления в Документации ненадлежащего подкритерия оценки «Опыт участника по успешному восстановлению благоустройства после выполнения аварийных работ в соответствии с требованиями раздела 13 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 г. № 875 выражающийся в количестве исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по благоустройству территории после выполнения аварийных работ», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника закупки»;

3) Выдать Организатору торгов СПб ГКУ «Управление заказчика» (ИНН: 7840014918, ОГРН: 1047839011703) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по восстановлению благоустройства (извещение № 32009056266), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

30 апреля 2020 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 30.04.2020 № Т02-317/20 по жалобе на действия организатора торгов СПб ГКУ «Управление заказчика» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по восстановлению благоустройства (извещение № 32009056266, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов СПб ГКУ «Управление заказчика» (ИНН: 7840014918, ОГРН: 1047839011703) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по восстановлению благоустройства (извещение № 32009056266), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 05 июня 2020 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны