Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № К03-145/15 от 29 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель

ООО «Кайдзен Кейтеринг»

<...>

 

Ответчик:

Управление социального питания

Санкт-Петербурга

197110, Санкт-Петербург, ул.Пионерская, д. 22, лит.А

 

Заинтересованное лицо:

Правительство Санкт-Петербурга

190060, Смольный, Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ

К03-145/15

                                                                                  Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2017 года

Полный текст решения изготовлен  14 августа 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия СПб УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом от 29.09.2015 № 491 (с изменениями, внесенными приказами от 12.01.2016 № 1/16, от 16.02.2016 № 58/16) в составе:

Председатель Комиссии:

<...>

Члены Комиссии:

<...>

 

рассмотрев дело № К03-145/15, возбужденное по признакам нарушения Управлением социального питания Санкт-Петербурга (197110, Санкт-Петербург, ул.Пионерская, д. 22, лит.А) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в утверждении Распоряжением от 27.07.2009 № 03-01­08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873» Типовой конкурсной документации для проведения конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что привело к выбору процедуры, не соответствующей требованиям федерального законодательства, и могло привести к недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсных отборов,

 

УСТАНОВИЛА:

  

Основанием для возбуждения дела послужили поступившие в Санкт-Петербургское УФАС России поступили заявления ООО «Кайдзен-Кейтеринг».

В заявлении указано на действия Управления социального питания Санкт-Петербурга (далее – УСП) по принятию распоряжения от 27.07.2009 № 03-01­08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873», нарушающие нормы пунктов 1, 2, 3, 4, 7, 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Анализ материалов дела показал следующее.

Распоряжение УСП от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873» (далее – распоряжение УСП) в соответствии с преамбулой утверждено в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге» (далее – постановление № 873). Пунктом 1.1 распоряжения УСП утверждена Типовая конкурсная документация для проведения конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга согласно приложению 1 (далее - Типовая документация).

В свою очередь, постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт- Петербурге» принято в целях реализации Закона Санкт-Петербурга от 24.09.2008 № 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге» (далее – Закон СПб № 569-95) и организации социального питания в находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга государственных учреждениях, входящих в системы образования, здравоохранения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, социального обслуживания населения (далее - учреждения Санкт-Петербурга).

Закон СПб № 569-95, согласно ст.1, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Уставом Санкт-Петербурга, Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге» (далее – Закон СПб № 717-135) устанавливает правовые основы организации социального питания в Санкт-Петербурге с учетом обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности в частности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Следовательно, в случае если образовательная организация является государственной образовательной организацией, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится организация питания обучающихся, что является их обязанностью в соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона об образовании и определено п. 1 ч. 2. ст. 6 Закона СПб № 569-95.

В терминах, используемых ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), организация питания обучающихся в государственных образовательных организациях, является государственной нуждой.

Вместе с тем, поскольку организация питания обучающихся является социальным питанием, его организация в частности регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о социальном обслуживании).

В силу ч. 1 ст. 30 Закона о социальном обслуживании, источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются, в том числе, средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона СПб № 717­135, социальные услуги в Санкт-Петербурге предоставляются поставщиками социальных услуг бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты. В соответствии со ст. 8 Закона СПб № 569-95, финансирование расходов, связанных с реализацией органами государственной власти Санкт-Петербурга полномочий, установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга, осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Следовательно, исходя из анализа положений нормативных актов Санкт- Петербурга, получатели социальных услуг, получают социальные услуги за счет средств бюджета Санкт-Петербурга или на условиях частичной или полной оплаты, что в полном объеме согласуется с положениями Закона о социальном обслуживании.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона СПб № 569-95, социальное питание в Санкт-Петербурге обеспечивается:

1)    учреждениями Санкт-Петербурга самостоятельно;

2)   организациями общественного питания, отвечающими требованиям, установленным действующим законодательством, и прошедшими конкурсный отбор на право заключения договора об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга (далее - конкурсный отбор), в порядке, установленном настоящим Законом Санкт-Петербурга, а в части, не урегулированной настоящим Законом Санкт-Петербурга - правовым актом Правительства Санкт-Петербурга.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона СПб № 569-95 организациями общественного питания, являются организации независимо от форм собственности, предоставляющие услуги общественного питания, либо граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по предоставлению услуг общественного питания без образования юридического лица.

В соответствии со ст. 5 Закона СПб № 569-95 организация социального питания в Санкт-Петербурге осуществляется организациями общественного питания, прошедшими конкурсный отбор, в соответствии с договорами об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, заключенными уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга или учреждением Санкт-Петербурга с указанными организациями общественного питания.

Организации общественного питания, прошедшие конкурсный отбор, включаются в Реестр организаций социального питания в Санкт-Петербурге.

Порядок ведения Реестра организаций социального питания в Санкт-Петербурге определяется Правительством Санкт-Петербурга.

 

Фактически в  соответствии с договорами об организации социального питания в бюджетных учреждениях Санкт-Петербурга, заключенными по результатам конкурсного отбора заказчик (бюджетное учреждение) компенсирует исполнителю (хозяйствующему субъекту) расходы, связанные с предоставлением питания с компенсацией стоимости с учетом стоимости питания, установленной Правительством Санкт-Петербурга, на основании отчетов исполнителя о количестве граждан, которым питание с компенсацией стоимости фактически предоставлено. Компенсация выплачивается за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Таким образом, субсидии для реализации мер социальной поддержки по обеспечению питанием граждан фактически предоставляются хозяйствующим субъектам в виде компенсации (оплаты) стоимости предоставленного питания.

В случае, если услуги по организации питания в бюджетных учреждениях, оказываемые коммерческими организациями, финансируются полностью или частично за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, то закупка таких услуг должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из изложенного ниже.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона о социальном обслуживании, финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Таким образом, Закон о социальном обслуживании определяет обязанность проведения закупок социальных услуг для обеспечения государственных нужд, также за счет средств получателей социальных услуг за частичную плату.

В соответствии с Законом об образовании, Законом СПб № 717-135, Законом СПб № 569-95, социальное питание, в случае если оно финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, является государственной нуждой и организация закупок таких услуг должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе в силу ч.1. ст. 1 Закона о контрактной системе.

В случае, если социальное питание финансируется за частичную плату получателей социальных услуг, то закупка социальных услуг, в силу положений Закона о социальном обслуживании также должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Следовательно, вне зависимости от источника финансирования социальной услуги, закупка социальных услуг предоставляемая получателю социальных слуг, должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

 

В целях организации социального питания в бюджетных учреждениях Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2014 № 665-116 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрены расходы соответствующих органов власти на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению на льготной основе питания в государственных образовательных учреждениях.

При этом указанные меры социальной поддержки реализуются в Санкт-Петербурге в форме предоставления субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям (по кодам целевых статей 0334065, 0334096, 0334101).

Аналогичные расходы предусмотрены:

Законом Санкт-Петербурга от 02.12.2015 № 747-145 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (коды целевых статей 0330040650, 0330040960, 0330041010).

Законом Санкт-Петербурга  от 13.12.2016 № 699-113 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (коды целевых статей 0330040650, 0330040960, 0330041010).

 

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99) установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению № 2 к указанному Постановлению № 99.

Согласно пункту 6 приложения № 2 к Постановлению № 99 к вышеуказанным случаям отнесено оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей.

 

Исходя из изложенного установлено, что в Санкт-Петербурге принята иная, не предусмотренная Законом о контрактной системе, процедура отбора хозяйствующих субъектов для организации социального питания в бюджетных учреждениях - по результатам конкурсного отбора, проводимого в соответствии с нормативными актами Санкт-Петербурга, изданными в 2008-2009 годах:

Законом Санкт-Петербурга от 24.09.2008 № 569-95 «О социальном питании в Санкт- Петербурге»;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт- Петербурге»;

распоряжением Управления социального питания от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873», которым утверждена типовая конкурсная документация для проведения конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга.

Указанные акты Санкт-Петербурга приняты до вступления в силу Закона о контрактной системе и в соответствие с требованиями федерального законодательства до настоящего времени не приведены.

 

В соответствии с п. 2 ч. 3, ч. 5 ст. 47 Закона о защите конкуренции, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № К03-145/15 по признакам нарушения Управлением социального питания Санкт-Петербурга части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила необходимость проведения правовой экспертизы Закона Санкт-Петербурга от 24.09.2008 № 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге» на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В этой связи Санкт-Петербургское УФАС России направило в Министерство юстиции Российской Федерации, в ФАС России, в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обращения о проведении правовой экспертизы Закона Санкт-Петербурга от 24.09.2008 № 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге» на соответствие нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Министерство юстиции Российской Федерации письмом от 06.07.2016 № 08/76205-МГ (вх.№  17636/16 от 26.07.2016) в адрес ФАС России, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу письмом от 21.07.2016 № 78/06-10505 (вх.№ 18388/16 от 08.08.2016) в адрес Санкт-Петербургского УФАС России сообщили, что Закон о контрактной системе не содержит положений, допускающих определение порядка отбора хозяйствующих субъектов для организации социального питания в бюджетных учреждениях нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, либо выводящих из сферы его регулирования закупки, учитывая «компенсационный порядок оплаты». В этой связи бюджетное учреждение должно привлекать организации общественного питания в соответствии с порядком, регламентированным Законом о контрактной системе. С учетом изложенного, статьи 4 и 5 Закона СПб № 569-95 в части слов «прошедшим конкурсный отбор» не соответствуют положениям Закона о контрактной системе, который не предусматривает такой процедуры.

 

Конституцией Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с контрактной системой в сфере закупок предполагает взаимосвязанные цели и задачи.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на акты и действия в т.ч. органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Антимонопольные требования к торгам установлены в статье 17 Закона о защите конкуренции. В частности, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

Проведение процедуры конкурсного отбора, не соответствующей единым требованиям федерального законодательства (Закона о контрактной системе), могло привести к недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсных отборов организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, что запрещено ст.15, ст.17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч.5 статьи 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России на основании ч.1, ч.3 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдала Управлению социального питания Санкт-Петербурга Предупреждение от 18.11.2016 № 78/25115/16 о необходимости в срок до 18 декабря 2016 года прекращения действий (бездействия), об устранении причин и условий, способствовавших возникновению рассматриваемого в деле №К03-145/15 нарушения антимонопольного законодательства, об изменении акта, содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства - распоряжения от 27.07.2009 № 03-01­08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873», путем исключения слов «прошедшим конкурсный отбор» и «конкурсный отбор» и приведения распоряжения от 27.07.2009 № 03-01­08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873» в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В заседание Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России 21.12.2016 Управление социального питания Санкт-Петербурга представило письменные пояснения о невозможности исполнения предупреждения от 18.11.2016 № 78/25115/16 ввиду следующего.

Распоряжение УСП от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 издано в строгом соответствии с действующим законодательством, в том числе в соответствии с действующими на территории Санкт-Петербурга и обязательными к исполнению нормативными правовыми актами: Законом СПб № 569-95, постановлением № 873. Ввиду того, что постановление № 873 содержит императивное указание УСП утвердить типовую документацию, а также постановление № 873 содержит обязательные требования к такой документации, внесение изменений в распоряжение невозможно без предварительного изменения Постановления № 873.

Дополнительно обращено внимание на то, что вывод о наличии признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в издании распоряжения, по мнению УСП, является ошибочным. Распоряжение не оказывает никакого регулятивного воздействия на состояние конкуренции, не содержит каких-либо обязательных требований, ограничений в отношении хозяйствующих субъектов или реализуемых ими товаров, работ, услуг, не устанавливает никаких препятствий в осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами.

Также указано, что Типовая документация, утвержденная распоряжением УСП, не устанавливает обязательного требования о проведении конкурсного отбора, не регулирует порядок проведения конкурсного отбора, а является рекомендуемым способом оформления документации. В соответствии с постановлением № 873 на организатора конкурсного отбора не возложена обязанность по оформлению документации в строгом соответствии с типовой формой, утвержденной распоряжением УСП. Требования к содержанию документации и порядок проведения отбора содержатся именно в постановлении № 873, а не в распоряжении УСП. При таких обстоятельствах следует безусловный вывод об отсутствии признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку само по себе наличие типовой документации не приводит и не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Комиссия СПб УФАС России выявила, что УСП не представлено иных доводов, которые не были известны на момент вынесения Предупреждения.

При этом, УСП не указаны действия, совершенные в целях приведения распоряжения от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

Вместе с тем относительно приведенных УСП доводов, Комиссия СПб УФАС России отмечает следующее.

В п.1.2 приложения 1 к распоряжению УСП установлено, что Типовая конкурсная документация определяет общие требования к составлению конкурсной документации для проведения конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга государственных учреждениях, входящих в системы образования, здравоохранения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, социального обслуживания населения.

Согласно п. 1.3 приложения 1 к распоряжению УСП, конкурсная документация - это утвержденная организатором конкурсного отбора конкурсная документация для проведения конкурсного отбора, составленная в соответствии с Типовой конкурсной документацией.

Из приведенных положений Типовой конкурсной документации следует, что на организатора конкурсного отбора  возложена обязанность по оформлению документации в строгом соответствии с типовой формой, утвержденной распоряжением УСП, что опровергает довод УСП.

 

Ввиду того, что порядок закупки услуг общественного питания определяется Законом о контрактной системе, Типовая документация, своими положениями противоречит Закону о контрактной системе, постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, в части установления требований (в указанных формулировках) к:

- наличию в уставе организации общественного питания видов деятельности по оказанию услуг общественного питания (для юридических лиц),

- наличию у организации общественного питания опыта работы по оказанию услуг общественного питания не менее пяти лет,

-  отсутствие нарушений законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил оказания услуг общественного питания,

-  отсутствие у организации общественного питания задолженности перед бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами.

Следовательно, в Типовой документации усматривается:

-  ограничение в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

- ограничение ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу товаров,

-  создание дискриминационных условий при проведении конкурсного отбора,

- создание преимущественных условий участия в конкурсном отборе отдельным хозяйствующим субъектам,

что противоречит  ч. 1 ст. 15, ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

 

В силу требования Закона о контрактной системе, публикация о проведении закупок осуществляется на едином интернет ресурсе.

Для публикации информации о проведении конкурсного отбора на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга определен большой перечень средств массовой информации (23 СМИ), доподлинно установить в каком СМИ опубликована информация о конкретном конкурсной отборе затруднительно. Кроме того, предусмотрено размещение информации о проведении конкурсного отбора в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайтах различных исполнительных органов, которые проводят конкурсный отбор – Районные администрации, Комитет по образованию, Комитет по здравоохранению, и др. Данный факт может ограничить доступ к информации о проведении конкурсного отбора, что запрещено ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

 

Установив, что Санкт-Петербургским УФАС России рассматривается другое дело, имеющее значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, определением от 13.02.2017 № 78/4043/17 Комиссия СПб УФАС России приостановила рассмотрение дела К03-145/15 о нарушении антимонопольного законодательства на срок рассмотрения дела № 1-00-8/78-03-17, возбужденного по признакам нарушения Правительством Санкт-Петербурга части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в применении постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873 (ред. от 20.05.2016) «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге», в части установления порядка проведения конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договора об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что приводит к применению в Санкт-Петербурге процедуры конкурсного отбора, не соответствующей требованиям федерального законодательства, и может привести к недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсных отборов.

 

Законом Санкт-Петербурга от 14.06.2017 № 342-57 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 31.05.2017) из Закона Санкт-Петербурга от 24.09.2008 № 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге»  исключены пункты, содержащие понятие «конкурсный отбор».

В соответствии со статьей 2 данный документ вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования.

Закон опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru - 15.06.2017, на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.06.2017. Начало действия документа - 26.06.2017.

В этой связи акты органов власти, принятые во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 24.09.2008 № 569-95 «О социальном питании в Санкт- Петербурге», должны быть приведены в соответствие с Законом СПб от 14.06.2017 № 342-57.

Определением от 28.06.2017 № 78/19162/17 Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России возобновила рассмотрение дела № 1-00-8/78-03-17.

Определением от 28.06.2017 № 78/19163/17 Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России возобновила рассмотрение дела № К03-145/15.

 

В соответствии со статьей 48.1 Федерального закона о защите конкуренции Комиссия СПб УФАС России приняла заключение об обстоятельствах дела. Копия заключения об обстоятельствах дела № К03-145/15 (исх. № 78/21605/17 от 21.07.2017) направлена лицам, участвующим в деле.

Лица, участвующие в деле не представили пояснений, доказательств и доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона о защите конкуренции.

В заседании Комиссии СПб УФАС России представитель УСП пояснил, что в настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873», который проходит процедуру согласования в соответствии с регламентом, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 № 100. Ориентировочная дата принятия постановления конец октября – начало ноября 2017 года. После внесения соответствующих изменений в постановление № 873, распоряжение УСП от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 будет приведено в соответствие с действующим законодательством.

Комиссия СПб УФАС России установила, что по делу № 1-00-8/78-03-17, возбужденному по признакам нарушения Правительством Санкт-Петербурга части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» принято решение, Правительству Санкт-Петербурга выдано предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство сроком исполнения до 01.12.2017 года.

Проведение процедуры конкурсного отбора, не соответствующей единым требованиям федерального законодательства (Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ), типовая конкурсная документация по которой утверждена распоряжением УСП от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0, может привести к недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсных отборов организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, нарушению порядка определения победителя, поскольку победитель определен по процедуре, не предусмотренной федеральным законодательством, к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке общественного питания, что запрещено ч.1 ст.15 Федерального закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия СПб УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушение Управлением социального питания Санкт-Петербурга части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в утверждении Распоряжением от 27.07.2009 № 03-01­08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873» Типовой конкурсной документации для проведения конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что привело к применению в Санкт-Петербурге процедуры конкурсного отбора, не соответствующей требованиям федерального законодательства, и может привести к недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсных отборов на право заключения договора об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, нарушению порядка определения победителя, к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке услуг общественного питания.

2. Выдать Управлению социального питания Санкт-Петербурга предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство - распоряжения от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873», путем исключения слов «прошедшим конкурсный отбор» и «конкурсный отбор» и приведения распоряжения от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873», в том числе Типовой конкурсной документации, в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

<...>

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № К03-145/15

 

09 августа 2017 года                                                                   Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела № К03-145/15 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>

Члены Комиссии:

<...>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании решения по делу № К03-145/15 о нарушении Управлением социального питания Санкт-Петербурга части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в утверждении Распоряжением от 27.07.2009 № 03-01­08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873» Типовой конкурсной документации для проведения конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что привело к применению в Санкт-Петербурге процедуры конкурсного отбора, не соответствующей требованиям федерального законодательства, и может привести к недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсных отборов на право заключения договора об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, нарушению порядка определения победителя, к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке услуг общественного питания,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Управлению социального питания Санкт-Петербурга в срок до 15 января 2018 года изменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство - распоряжение Управления социального питания Санкт-Петербурга от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873», путем исключения слов «прошедшим конкурсный отбор» и «конкурсный отбор» и приведения распоряжения от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873», в том числе Типовой конкурсной документации, в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции..

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 30 января 2018 года.

 

 

<...>

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

  

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны