Определение б/н Определение об отложении рассмотрения дела о нарушении антим... от 8 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о продлении и об отложении рассмотрения дела № К03-190/15

о нарушении антимонопольного законодательства

 

« 21 » января 2016 года                                                    Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее Комиссия УФАС России) по рассмотрению дела №К03-190/15 о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом от 30.10.2015 № 630 с изменениями, внесенными приказом от 20.01.2016 № 21/16,

рассматривая дело № К03-190/15, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д.1 лит.Б) при организации и принятии решений о предоставлении мест для размещения передвижных средств развозной торговли (специализированных или специально оборудованных для розничной торговли механических транспортных средств производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции) по адресам:

- пл. Балтийского вокзала, уч. 76 (восточнее д. 122, лит. А по наб. Обводного кан.),

- Ленинский пр., уч. 226 (восточнее д. 127, лит. А),

- ул. Маршала Казакова, уч. 139 (южнее д. 1, корп. 1, лит. Д),

- Заневский пр., д. 9/8, лит. А,

- Звездная ул., уч. 186 (северо-западнее пересечения с Пулковской ул),

- Звездная ул., уч. 188 (юго-западнее пересечения с ул.Ленсовета),

- Московский пр., уч. 604 (юго-западнее пересечения с Ленинским пр.),

- ул. Ленсовета, д. 97,лит. А,

- 2-я Красноармейская ул., уч.3 (южнее д.17, лит.Г),

- Бульвар Новаторов, уч.283 (юго-западнее д.10, лит.А),

- пр.Ветеранов, уч.134 (южнее д.14/117, лит.А по Партизана Германа),

- ул.Партизана Германа, уч.122  (западнее д.22, лит.А),

- ул.Партизана Германа, уч.125 (западнее д.38/215, лит.А)

- ул.Грибакиных, уч.138 (восточнее д.123, лит.В по ул.Бабушкина),

- пр.Болшевиков, д.21, лит.Р,

- ул.Полярников, уч.15 (северо-восточнее д.8, лит.А),

- ул.Ильюшина, д.1,

- Коломяжский пр., д.20, лит.А,

- Торфяная дорога, д.2, корп.1, лит.А,

- Торфяная дорога, д.6, лит.А,

- Будапештская ул., уч. 262 (южнее д. 19, корп. 1, лит. А по Будапештской ул.),

- Будапештская ул., уч. 273 (севернее дома 33 лит.А),

- Будапештская ул., уч. 264 (юго-восточнее д.11, лит.Б по Будапештской ул.),

- Будапештская ул., уч. 271 (севернее д.19, корп.1, лит. А по Будапештской ул.),

- Будапештская ул., уч. 276 (севернее д.49, лит.Б),

- Богатырский пр., д.57,

- Богатырский пр, д.4, лит.А,

- Бухарестская ул., уч.274 (восточнее д.31, корп.1, лит.А),

- Олеко Дундича, уч.58 (западнее пересечения с Будапешской ул.).

- Олеко Дундича, уч.60 (севернее д.34, корп.1, лит.А),

- Олеко Дундича, уч.62 (южнее д.144, лит.А по Бухарестской ул.),

- ул.Ольги Берггольц, уч.12 (юго-западнее д.11, лиит.А),

- ул.Бабушкина, уч.127, лит.А (северо_западнее д.36, лит.А),

- ул.Гренадерская, уч.9 (южнее д.10, лит.А),

- пр.Просвещения (юго-западнее д.121/100, лит.А по Гренадерскому пр.),

- пр.Просвещения (северо-восточнее д.69, лит.А по пр.Просвещения),

- ул.Пограничника Гарькавого, уч.78 (южнее д.247, корп.1, лит.А по пр.Народного Ополчения) (места размещения НТО),

 

УСТАНОВИЛА

 

1. В соответствии с ч.1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ), в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции антимонопольный орган выдает органу государственной власти субъекта Российской Федерации предупреждение в письменной форме.

Согласно ч.2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения в т.ч. статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с разъяснениями ФАС России «О применении «четвертого антимонопольного пакета» от 24.12.2015 № ИА/74666/15 и ч.3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Комиссия УФАС России выявила необходимость выдачи Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – КИО), в отношении которого возбуждено дело №К03-190/15, предупреждения в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об устранении причин и условий, способствовавших возникновению рассматриваемого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 

2. В ходе рассмотрения дела №К03-190/15 Комиссия УФАС России выявила следующее.

2.1.Значительная часть заявок о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов - передвижных средств развозной торговли (далее - НТО) подана ранее официальной публикации распоряжения Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее — КРППР) № 2624-р от 09.07.2015, содержащего обновлённую Схему размещения НТО (далее — Схема размещения).

По сообщению КРППР (вх. № 1047/16 от 19.01.2016), распоряжение КРППР № 2624-р от 09.07.2015 официально опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной системе Интернет по адресу: http://gov.spb.ru 20.07.2015 в 19:20.

Большое количество заявок о заключении договоров на размещение передвижных средств развозной торговли на места размещения НТО, включенные в Схему размещения, утвержденную распоряжением КРППР № 2624-р от 09.07.2015, зарегистрированы в КИО 13.07.2015г., что свидетельствует о возможном предоставлении доступа отдельным хозяйствующим субъектам к информации в приоритетном порядке и запрещено п.6 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела представитель КРППР пояснил, что распоряжение КРППР № 2624-р от 09.07.2015 было размещено на сайте КРППР 13.07.2015г.

 

2.2. В Схеме размещения, утвержденной распоряжением КРППР № 2010-р от 01.10.2013, в том числе в редакции распоряжения КРППР № 2624-р от 09.07.2015, отсутствует указание функционального назначения мест для размещения передвижных средств развозной торговли - для торговли какой продукцией (хлебобулочными изделиями, молочной, мясной или рыбной продукцией) предназначено каждое место.

В пункте 1.3. Порядка разработки и утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045 (далее – Порядок) указано, что Схема размещения формируется по следующим разделам:

1.3.1. Район Санкт-Петербурга.

1.3.2. Вид размещенных на земельных участках торговых объектов:

1.3.2.1. В сфере мелкорозничной торговли:

в т.ч. передвижные средства развозной торговли (специализированные или специально оборудованные для розничной торговли, механические транспортные средства производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции).

Таким образом, передвижные средства развозной торговли являются одним из видов торговых объектов в сфере мелкорозничной торговли.

Вместе с тем, исходя из нормы п.1.6 Порядка, в Схеме размещения должен быть установлен основной вид использования торгового объекта, под которым понимается использование не менее 70 процентов площади торгового объекта по одному из видов использования торговых объектов, указанных в т.ч. в пункте 1.3.2.1 Порядка.

Вид использования торгового объекта - передвижного средства развозной торговли применительно к месту размещения Схема размещения не содержит.

Данное обстоятельство привело к тому, что из 136 мест для размещения передвижных средств развозной торговли, включенных в Схему размещения, 83 места (61%) предоставлено под торговлю хлебобулочными изделиями, 52 (38%) – рыбными изделиями, 1 – мясными изделиями, 0 – молочной продукцией. При этом, 100% мест (в том числе находящихся территориально близко друг к другу) для торговли рыбными изделиями предоставлено одному хозяйствующему субъекту ООО «ТАНИТА ФИШ», 54% мест (в том числе находящихся территориально близко друг к другу) для торговли хлебобулочными изделиями также предоставлено одному хозяйствующему субъекту – ООО «Быстроежка».

Указанное свидетельствует об ограничении конкуренции при предоставлении мест для размещения передвижных средств развозной торговли, что запрещено ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

 

2.3. Положение о порядке заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона утверждено распоряжением КИО от 29.06.2015 № 15-р (далее – Положение № 15-р).

Распоряжение КИО от 29.06.2015 № 15-р на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru не размещалось (не опубликовывалось).

По сообщению КИО (вх.№ 21189 от 01.10.2015), распоряжение № 15-р размещено на сайте КИО в информационно-телекоммуникационной системе Интернет по адресу: www.commim.spb.ru 30.06.2015г.

Также распоряжение № 15-р опубликовано в изданиях: «Городской каталог недвижимости. Коммерческая недвижимость», № 27, 06.07.2015-13.07.2015 (опубликованы распоряжение, приложение 1, приложение 1 к Положению), «Городской каталог недвижимости. Коммерческая недвижимость», № 28, 13.07.2015-20.07.2015 (опубликовано без приложений).

В соответствии с п.1.2. Положения № 15-р, заявка о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона подается по форме, предусмотренной приложением № 1 к Положению № 15-р. Обязательным требованием к заявке является указание конкретного пункта и раздела Схемы размещения с указанием адреса и площади участка, а также вида и цели использования нестационарного торгового объекта.

Фактически, КИО приняло к рассмотрению заявки на места, включенные в Схему размещения распоряжением КРППР № 2624-р от 09.07.2015, поданные до официального опубликования распоряжения КРППР № 2624-р от 09.07.2015.

Факт принятия КИО заявок, поданных ранее публикации Схемы размещения, может свидетельствовать о раскрытии отдельным хозяйствующим субъектам, заинтересованным в получении мест для размещения НТО без торгов, информации о таких местах до её официального опубликования, что может поставить таких хозяйствующих субъектов в преимущественные условия при получении мест для размещения НТО и запрещено ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

 

2.4. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2015 № 532 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О размещении нестационарных торговых объектов» утверждено Положение об организации аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и принятии решений о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона (далее – Положение № 532).

В соответствии с п.2.3 Положения № 532, решение об отказе в заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона принимается КИО по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 3 - 6 пункта 3 статьи 6 Закона СПб от 08.04.2015 № 165-27, и по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 3 статьи 6 Закона СПб от 08.04.2015 № 165-27 (если в заявке в качестве случая заключения договора без проведения аукциона указаны подпункты 2 - 4 или 7 пункта 1 статьи 6 Закона СПб от 08.04.2015 № 165-27), в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявки.

В соответствии с п.2.4 Положения № 532, решение о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона принимается КИО в случаях, установленных в подпунктах 2 - 4 и 7 пункта 1 статьи 6 Закона СПб от 08.04.2015 № 165-27, в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявки.

В ходе рассмотрения дела №К03-190/15 Комиссия УФАС России в действиях КИО выявила нарушения сроков рассмотрения заявок, сроков принятия решений об отказе в заключении договора на размещение НТО, сроков принятия решений о заключении договоров на размещение НТО. Также установлено, что нарушения сроков привели к получению отдельными хозяйствующими субъектами неконкурентных преимуществ при получении мест для размещения НТО.

По имеющимся в материалах дела №К03-190/15 документам, 13.07.2015 на значительное количество мест из Схемы размещения (опубликованной 29.07.2015) первым подало заявки ООО «Каскад», которому спустя 23-25 дней с даты поступления заявки отказано в заключении договора на основании п/п. 2 п.3 ст.6 Закона СПб от 08.04.2015 № 165-27, поскольку ООО «Каскад» не представило уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности в качестве производителя, полученное в территориальном органе Роспотребнадзора (данный документ является обязательным в составе заявки в силу требований приложения № 5 к распоряжению КИО от 29.06.2015 № 15-р).

Всем иным хозяйствующим субъектам, подавшим заявки вслед за ООО «Каскад» (в период рассмотрения заявки ООО «Каскад» с нарушением сроков), отказано в заключении договора на основании п/п 2 п.3 ст.6 Закона СПб от 08.04.2015 № 165-27, в связи с наличием ранее поданной заявки на то же место. Фактически место считается "занятым" пока все организации, подавшие заявки, не получат отказ.

Оперативно подать повторно заявку мог тот хозяйствующий субъект, который обладал информацией об отказах по всем ранее поданным заявкам, т.е. информацией о том, что на объект отсутствуют заявки, поскольку место считается занятым до тех пор, пока КИО не будет подготовлено Уведомление об отказе в заключении договора.

Таким образом, КИО в ходе реализации распоряжения № 15-р при организации и принятии решений о предоставлении / непредоставлении мест для размещения передвижных средств развозной торговли (специализированных или специально оборудованных для розничной торговли механических транспортных средств производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции), созданы дискриминационные условия (условия доступа на товарный рынок при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами), результатом которых явилось (могло явиться) ограничение конкуренции за доступ к указанным местам, что запрещено п.8 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

 

2.5. В приложении № 5 к распоряжению КИО от 29.06.2015 № 15-р содержится утвержденный Перечень документов, представляемых заявителем для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона.

При этом, в Положении № 15-р не предусмотрено осуществление КИО проверки заявки и приложенных к ней документов на соответствие требованиям, установленным Положением № 15-р, также не предусмотрен возврат заявки не соответствующей установленным требованиям, в том числе по комплектности документов.

На этапе подачи документов принятие КИО заявки и комплекта документов, не соответствующих требованиям Положения № 15-р, рассмотрение заявок и принятие решений с нарушением установленных сроков привело к тому, что преимущественные условия при получении мест для размещения НТО получили ООО «Быстроежка» и ООО «Танита Фиш», в отношении которых КИО приняты решения о заключении договоров, в то время когда заявителям, подавшим заявки раньше, ещё не вышли уведомления об отказе в заключении договоров.

Непрозрачность подачи заявок и принятия КИО решений по ним может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности отдельными хозяйствующими субъектами, что запрещено п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, положения распоряжения № 15-р содержат условия, ограничивающие конкуренцию.

 

2.6. Распоряжением № 15-р утверждена примерная форма договора на размещение нестационарного торгового объекта согласно приложению № 4 к распоряжению.

В соответствии с п. 3.3.2 формы договора, предприниматель не вправе передавать свои права и обязанности по договору другим лицам в течение первого года срока действия договора.

Это означает, что по истечению указанного периода хозяйствующий субъект, получивший право разместить НТО без аукциона сроком на 3 года, в соответствии с условиям договора (п.3.3.2) вправе передать свои права по договору третьим лицам.

Данное условие договора может лишить производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной или рыбной продукции, заинтересованных в заключении с КИО прямых договоров на размещение НТО с целью осуществления продажи соответствующей продукции, и может способствовать лицу, получившему место для размещения НТО без торгов, перепродавать указанные места в т.ч. производителям продуктов питания.

Таким образом, положения распоряжения № 15-р содержат условия, ограничивающие конкуренцию.

 

3. Комиссия УФАС России в ходе рассмотрения дела выявила необходимость получения дополнительных доказательств с целью установления и подтверждения факта наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.

 

4. Дело №К03-190/15 возбуждено приказом от 30.10.2015 № 630, назначено к рассмотрению определением от 06.11.2015 № 03/28727. В этой связи необходимо продление срока рассмотрения дела.

 

В соответствии с ч.1 ст.45, ст. 39.1, частями 1, 5 ст. 47 Закона о защите конкуренции Комиссия УФАС России

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Продлить срок рассмотрения дела №К03-190/15 до 30.07.2016 года.

2. Отложить рассмотрение дела № К03-190/15.

3. Назначить дело № К03-190/15 к рассмотрению на 02 марта  2016г. в 10.00 часов по адресу: Санкт-Петербург, В.О. 4-я линия, д. 13.

4. Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка в срок до 25 февраля 2016 года представить в Санкт-Петербургское УФАС России следующие документы (в надлежаще заверенных копиях) и письменные обоснования и пояснения.

4.1. Сведения о размещении распоряжения КРППР № 2624-р от 09.07.2015 на сайте КРППР 13.07.2015г.

4.2. Обоснование размещения распоряжения КРППР № 2624-р от 09.07.2015 на сайте КРППР 13.07.2015 до даты официального опубликования (20.07.2015).

4.3. Обоснование неисполнения при формировании Схемы размещения п. 1.6.Порядка, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045, в части требования об установлении основного вида использования торгового объекта.

4.4. Критерии отнесения хозяйствующего субъекта к производителям:

- хлебобулочных изделий,

- молочной продукции

- мясной продукции,

- рыбной продукции.

4.5. Сведения о хозяйствующих субъектах (наименование, адрес, количество мест торговли):

- хлебобулочных изделий,

- молочной продукции

- мясной продукции,

- рыбной продукции,

которые осуществляли продажу указанной продукции с использованием передвижных средств развозной торговли до вступления в силу Закона СПб от 08.04.2015 № 165-27.

 

5. Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга в срок до 25 февраля 2016 года представить в Санкт-Петербургское УФАС России следующие документы (надлежащим образом заверенные) и письменную информацию:

5.1. Перечень мест размещения НТО, предоставленных ООО «Два», ООО «Верный Бизнес», ООО "Рус-вкус" с приложением по каждому: всех поданных заявок, решений (уведомлений) КИО, принятых по результатам рассмотрения заявок, сведения о заключении договоров (реквизиты, цель использования).

5.2. Критерии отнесения хозяйствующего субъекта к производителям:

- хлебобулочных изделий,

- молочной продукции

- мясной продукции,

- рыбной продукции.

5.3. Сведения о хозяйствующих субъектах (наименование, адрес, количество мест торговли):

- хлебобулочных изделий,

- молочной продукции

- мясной продукции,

- рыбной продукции,

которые осуществляли продажу указанной продукции с использованием передвижных средств развозной торговли до вступления в силу Закона СПб от 08.04.2015 № 165-27.

 

6. ООО «Быстроежка», ООО «КимПэк», ООО «Лен Регион Продукт», ООО «Буше», ООО «Агробалт» в срок до 25 февраля 2016 года представить в Санкт-Петербургское УФАС России следующие документы (надлежащим образом заверенные) и письменную информацию:

6.1. Адресный перечень мест размещения НТО, на которые организация подавала заявки в КИО после вступления в силу Закона СПб от 08.04.2015 № 165-27 с указанием мест, по которым КИО принято решение о заключении договора.

 

7. Лица, участвующие в деле, вправе представить в Санкт-Петербургское УФАС России иные документы (надлежащим образом заверенные) и письменную информацию, для полного и всестороннего рассмотрения дела № К03-190/15.

 

Явка лиц, участвующих в деле № К03-190/15 с доверенностями на участие в рассмотрении дела № К03-190/15 обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны