Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 26 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № К10-139/13

                                                               

Резолютивная часть решения оглашена 08 декабря 2014г.       

В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2014г.   г.Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Мультановская В.В.

-

и.о. заместителя руководителя управления, председатель Комиссии;

Ивашова Е.В.

-

заместитель начальника отдела контроля естественных монополий, член Комиссии;

Годизова А.А.

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, член Комиссии,

рассмотрев дело №К10-139/13, возбужденное по заявлению ООО «Комфортел» по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» в зоне действия Петербургского филиала на территории Санкт-Петербурга (местонахождение: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.24) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при установлении монопольно высокой цены на услугу по предоставлению линейно-кабельных сооружений (далее – ЛКС) связи для размещения кабелей связи сторонних организаций,

в присутствии представителей лиц, участвующих в деле №К10-139/13:

ООО «Комфортел» - (далее – Заявитель):

Евдокимов М.А. – представитель по доверенности от 21.11.2014 №8;

в отсутствии представителя ОАО «Ростелеком» (далее – Ответчик, Общество) при уведомлении о времени и месте рассмотрении дела,

УСТАНОВИЛА:

1. В Санкт-Петербургское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление ООО «Комфортел» (вх.№15602 от 13.08.2013) по вопросу действий ОАО «Ростелеком», выразившихся в увеличении тарифов на услугу по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи (далее – ЛКС) для размещения кабелей связи.

Из материалов заявления следует, что ОАО «Ростелеком» на территории г. Санкт-Петербург является собственником телефонной канализации и оказывает сторонним операторам, в том числе и ООО «Комфортел», услуги по предоставлению в пользование места в канале кабельной канализации для размещения кабеля связи.

В заявлении сообщается, что тарифы ОАО «Ростелеком» на услугу по предоставлению ЛКС для одного волоконно - оптического кабеля (далее – ВОК) с 2009 г. по 2013 г. увеличились более чем в два раза с 2 550 руб. за кан-км (с НДС) в месяц до 5 430 руб. за кан-км (с НДС) в месяц.

Право операторов связи на возмездное размещение кабелей связи в линейно-кабельных сооружениях вне зависимости от принадлежности этих сооружений установлено статьей 6 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи).

При размещении на возмездной основе кабелей связи оператора связи в ЛКС указанным оператором связи с владельцем (собственником) ЛКС заключается договор на предоставление в пользование места в кабельной канализации.

Между ОАО «Ростелеком» и ООО «Пирикс» (правопредшественник ООО «Комфортел») заключен договор на предоставление в пользование кабельной канализации №ОС/227К/ПРК11 от 15.09.2011 (далее – Договор). Согласно п. 1.1. Договора ОАО «Ростелеком» предоставляет ООО «Комфортел» во временное пользование место в кабельной канализации для прокладки кабелей ООО «Комфортел» (поименованных в Договоре), а ООО «Комфортел» производит оплату в соответствии с условиями Договора.

Тарифы на услугу по предоставлению ЛКС для размещения кабелей связи содержатся в Приложении №1 к Договору, являющемся неотъемлемой частью Договора. Согласно пп. 4.1.1. и 4.1.2. Договора тарифы могут быть изменены ОАО «Ростелеком» в одностороннем порядке с обязательным письменным уведомлением не позднее, чем за 30 дней до даты введения новых тарифов. Таким образом, условия доступа к каналам телефонной канализации, в том числе тарифы на услугу по предоставлению ЛКС для размещения кабелей связи, определяются собственником ЛКС - ОАО «Ростелеком», и не подлежат государственному регулированию.

Заявитель указывает, что не имеет возможности использовать телефонную канализацию иных Операторов связи на территории г. Санкт-Петербург, поскольку организации (за исключением ОАО «Ростелеком»), которые могут оказывать ООО «Комфортел» услуги по предоставлению в пользование места в каналах телефонной канализации для размещения кабеля  на территории г. Санкт-Петербург, практически отсутствуют в силу небольшой протяженности собственной кабельной канализации, а также наличия кабельной канализации на тех участках, в которых ООО «Комфортел» не заинтересовано. ООО «Комфортел» также не может осуществлять работы по переносу кабелей связи из телефонной канализации с последующим размещением их на опорах над землей, поскольку данные работы связаны с большими инвестициями в строительство сети связи, а также с длительным согласованием со стороны собственников опор и надзорных органов.

Поскольку ООО «Комфортел» не имеет другого выбора, иначе как приобретать у ОАО «Ростелеком» услуги по эксплуатации линейно- кабельных сооружений для размещения в них кабелей связи ООО «Комфортел», ОАО «Ростелеком» имеет возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения данного товара на рынке, что указывает на наличие доминирующего положения ОАО «Ростелеком» на данном рынке.

По мнению Заявителя, установленные ОАО «Ростелеком» на территории г. Санкт-Петербург тарифы на услугу предоставления в пользование/аренду места в кабельной канализации сторонним организациям (далее – Услуга), в том числе за размещение ВОК, являются монопольно высокими в соответствии с определением статьи 6 Закона о защите конкуренции.

В подтверждение своей позиции Заявителем в Управление представлена дополнительная информация и документы письмами б/н от 09.08.2013 (вх.№15602 от 13.08.2013), б/н б/д (вх.№20097 от 15.10.2013), б/н б/д (вх.№3096 от 19.02.2014), б/н б/д (вх.№5093 от 19.03.2014), б/н б/д (вх.№13143 от 16.06.2014), б/н б/д (вх.№14117 от 25.06.2014), б/н б/д (вх №15696 от 11.06.2014), б/н б/д (вх.№17509 от 01.08.2014), б/н б/д (вх. №28339 от 05.12.2014).

Заявитель не является единственным потребителем Услуги. Согласно представленному ОАО «Ростелеком» письмом от 14.10.2013 №02/05/17959-13 (вх.№20325 от 17.10.13) реестру по заключенным с операторами связи договорам на размещение кабелей связи в ЛКС по состоянию на 01.09.2013   заключено договоров со 148 операторами связи на общее количество 24 531,8 кан-км кабелей связи, из них 22 543,3 кан-км – ВОК (91,9%).

Операторы связи, прокладывающие кабели связи в ЛКС ОАО «Ростелеком» являются конкурентами ОАО «Ростелеком» на рынке услуг общедоступной электросвязи. В связи с этим, ОАО «Ростелеком», устанавливая цену на Услугу, имеет возможность обеспечивать себе конкурентное преимущество на рынках услуг общедоступной электросвязи.

ОАО «Ростелеком» обосновывает изменения тарифов на предоставление в пользование места в кабельной канализации ростом расходов ОАО «Ростелеком» на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт ЛКС.

Из представленных ОАО «Ростелеком» по запросу Управления от 13.08.2013 №10/11914 документов – соответствующих приказов о внесении изменений в прейскуранты Макрорегионального филиала Северо-Запад ОАО «Ростелеком» (далее – МРСЗ) в части тарифов (размера оплаты) за Услугу, в тыс. руб. за 1 кан-км в месяц, на территории Санкт-Петербурга, установлено следующее (см. Таблицу 1):

Таблица 1.

Номер приказа о введении Прейскурантов

От 14.06.2011 №178-прМРСЗ

От 18.06.2012 №369-прМРСЗ

От 17.06.2013 №02/01/35-13

Изменение в % 2013/2011

Услуга (дата начала применения)

С 01.08.2011

С 01.08.2012

С 01.08.2013

 

Стоимость предоставления в пользование места в кабельной канализации для прокладки кабеля, который  по техническим условиям должен прокладываться по одному в кабеле (типа КМА-4, КМ-8/6, типа ТПП от 400 пар и более),

3,80 руб./кан-м

(3800 руб./кан-км)

4,18 руб./кан-м

(4180 руб./кан-км)

4,60 руб./кан-м

(4600 руб./кан-км)

На 17,4%

Стоимость предоставления в пользование места в кабельной канализации для прокладки волоконно-оптического кабеля (ВОК)

3,32 руб./кан-м

(3320 руб./кан-км)

4,00 руб./кан-м

(4000 руб./кан-км)

4,60 руб./кан-м

(4600 руб./кан-км)

На 27,8%

 

         Аналогичную ОАО «Ростелеком» Услугу операторам связи на территории Санкт-Петербурга оказывает ОАО «Мегафон», у которого стоимость размещении одного кан-км кабеля, в том числе ВОК, составляет 3 240 руб. (без НДС) в месяц.

Также ОАО «Ростелеком» представило документ, которым ОАО «Ростелеком» руководствуется при расчете тарифа на Услугу, а именно Методику расчета тарифов на предоставление в пользование места в кабельной канализации в Макрорегиональном филиале «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком», утв. приказом макрорегионального филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» от 15.06.2011 №180-прМРСЗ (далее – Методика МРСЗ, Методика).

Методика определяет порядок расчета тарифов на предоставление в пользование места в кабельной канализации сторонним организациям для прокладки кабеля связи и тарифов на предоставление сторонним организациям в пользование телефонного кабеля. Согласно п. 3.1. Методики тарифы, рассчитанные в соответствии с Методикой, являются минимальными и должны пересматриваться не реже одного раза в год.

Согласно Методике тарифы на Услугу рассчитываются исходя из необходимой валовой выручки (базовый ежемесячный тариф рассчитывается как частное валовой выручки и протяженности канализации в канало-метрах). В свою очередь валовая выручка состоит из следующих элементов: расходы по обычным видам деятельности с учетом накладных расходов и инфляции (расходы по обычным видам деятельности за предшествующий отчетный год, процент накладных расходов, индекс инфляции); норма прибыли; инвестиционная составляющая.

ОАО «Ростелеком» по запросу Управления представлен расчет тарифов на предоставление в пользование места в кабельной канализации на территории Санкт-Петербурга (период не указан). Согласно представленному расчету один из элементов валовой выручки – расходы по обычным видам деятельности с учетом накладных расходов и инфляции включает в себя амортизационные отчисления (финансовые средства, используемые на ремонт или строительство, создание новых основных средств - канализации). В то же время третьим элементом валовой выручки является инвестиционная составляющая  (среднегодовая стоимость строительства новой канализации за последние 3 года).

Согласно Методике инвестиционная составляющая определяется исходя из фактических данных за последние три года, при этом расчет стоимости ввода новой канализации производится по формуле:  С (строительства) = a x b x c ,

на основании следующих показателей:

а - фактического объема канализации на один номер монтированной емкости местной сети (отношение общего объема канализации к емкости);

b - данных о среднем годовом вводе новой емкости, без учета емкости, которая  идет на замену;

с - усредненной стоимости строительства одного канало-метра по данным служб капитального строительства.

Доля инвестиционной составляющей, согласно представленным расчетам ОАО «Ростелеком», в валовой выручке составляет около 74 %, что является определяющим фактором величины устанавливаемого тарифа на Услугу.

Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара (услуги).

Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

При рассмотрении заявления (до возбуждения дела) ОАО «Ростелеком» по запросу Управления от 13.08.2013 №10/11914 помимо Методики не представило соответствующих документов в обосновании расчета стоимости Услуги, а также отдельной ее составляющей - инвестиционной.

В связи с этим отмечается необоснованность Методики в части расчета инвестиционной составляющей, которая в том числе зависит от доли введенной номерной емкости, а не от объемов строительства кабельной канализации, а также возможности двойного учета стоимости строительства в инвестиционной составляющей, амортизационных отчислениях и прибыли.  

Санкт-Петербургским УФАС России, Приказом руководителя Санкт-Петербургского УФАС России от 13.11.2013  №443-ОВ в отношении ОАО «Ростелеком» возбуждено дело №К10-139/13 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Позиция ОАО «Ростелеком» с приложением обосновывающих  документов представлена в Управление письмами №02/05/17959-13 от 14.10.2013 (вх.№20325 от 17.10.2013), №02/05/672-14 от 16.01.2014 (вх.№1031 от 21.01.2014), б/н от 14.03.2014 (вх. №5511 от 24.03.2014), №0207/05/3088-14 от 17.03.2014 (вх.№4947 от 17.03.2014), №0207/05/7221-14 от 10.06.2014 (вх.№12656 от 10.06.2014), б/н от 25.07.2014 (вх. №16939 от 25.07.2014), б/н от 30.07.2014 (вх.№17327 от 30.07.2014), б/н от 03.12.2014 (вх.№28099 от 03.12.2014).

ОАО «Ростелеком» является собственником кабельной канализации, основным предназначением которого является размещение линий связи ОАО «Ростелеком». При наличии незадействованных технологических ресурсов ОАО «Ростелеком» предоставляет возможность размещения линий связи в своей кабельной канализации другим лицам. Предоставление места в кабельной канализации является для ОАО «Ростелеком» непрофильным видом деятельности, тарифы на который не подлежат государственному регулированию. В основе их формирования лежат отношения по предоставлению в пользование имущества ОАО «Ростелеком» третьим лицам.

ОАО «Ростелеком» считает, что не допускало нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены на предоставление в пользование мест в каналах телефонной канализации. ОАО «Ростелеком» не занимает доминирующего положения на региональном рынке услуг размещения кабеля связи. Анализ услуг размещения кабелей связи не должен ограничиваться только размещением кабеля в канализации. Потенциально взаимозаменяемыми товарами являются: предоставление в пользование (аренду) ЛКС; предоставление в пользование (аренду) опор городского освещения, опор электротранспорта, линий ЛЭП (подвесной способ), предоставление в пользование (аренду) иных опор (подвесной способ); предоставление в пользование (аренду) земельных участков (размещение кабеля в грунте); предоставление в пользование для размещения кабелей связи на фасадах, чердаках и иных конструктивных частях зданий и строений.

В тоже самое время ОАО «Ростелеком» пояснило, что в силу норм технологического проектирования при расчете числа каналов канализации в обязательном порядке предусматриваются дополнительные резервные каналы, а также то, что поскольку у ОАО «Ростелеком» отсутствует право отказывать другим операторам связи предоставить необходимые каналы в случае их обращения, то ОАО «Ростелеком» в целях обеспечения наличия дополнительных (резервных) каналов обязано инвестировать средства на прокладку таких каналов. При этом имущественные отношения ОАО «Ростелеком» с третьими лицами строятся на основе принципа свободы договора с учетом оценки спроса и предложения соответствующих хозяйствующих субъектов и регулируются гражданским законодательством.

ОАО «Ростелеком» обосновывает изменения тарифов на предоставление в пользование места в кабельной канализации ростом расходов ОАО «Ростелеком» на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт ЛКС. Источником покрытия расходов на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт ЛКС является выручка от оказания услуг связи и услуг от предоставления в пользование комплекса ресурсов ОАО «Ростелеком».

ОАО «Ростелеком» подтвердило, что при расчете тарифа на  Услугу руководствуется разделом 3 Методики, утв. приказом МРСЗ ОАО «Ростелеком» от 15.06.2011 №180-прМРСЗ.

ОАО «Ростелеком» письмами №02/05/672-14 от 16.01.2014 (вх.№1031 от 21.01.2014), №02/05/672-14 от 16.01.2014 (вх.№1031 от 21.01.2014), №0207/05/3088-14 от 17.03.2014 (вх.№4947 от 17.03.2014), №0207/05/7221-14 от 10.06.2014 (вх.№12656 от 10.06.2014) представлен произведенный на основании Методики расчет «базового тарифа» на предоставление в пользование места в кабельной канализации для прокладки кабеля связи, исходя из валовой выручки и общей протяженности канализации на конец периода, а также данные, используемые для указанного расчета.

ОАО «Ростелеком» пояснило, что используемые для расчета инвестиционной составляющей данные о среднегодовом вводе новой номерной емкости включают в себя только емкость ОАО «Ростелеком», а так же то, что существует зависимость между номерной емкостью и каналами связи (характеризующимися количеством и емкостью), а также между каналами связи (линии передачи, физические цепи) и линейно-кабельными сооружениями связи.

Ответчик уточнил, что показатель «ввод новой номерной емкости» влияет на показатель объема строительства новых линейно-кабельных сооружений, а не на стоимость этого строительства. В соответствии с Методикой инвестиционная составляющая равна произведению удельной стоимости строительства на расчетную протяженность канализации, соответствующую объему ввода новой номерной емкости. Для обеспечения потребностей ОАО «Ростелеком» и других операторов в ЛКС в долгосрочном периоде инвестиционная составляющая тарифа на предоставление в пользование места в кабельной канализации рассчитывается исходя из данных о среднегодовом вводе номерной емкости, а не данных о фактическом объеме введенной в эксплуатацию кабельной канализации.

Ответчик пояснил, что отличие данных, используемых для расчета инвестиционной составляющей, в части данных ввода новой номерной емкости и данных об общей протяженности канализации на конец периода, указанных в письмах ОАО «Ростелеком» №02/05/17959-13 от 14.10.2013 (вх.№20325 от 17.10.2013), №02/05/672-14 от 16.01.2014 (вх.№1031 от 21.01.2014), №0207/05/3088-14 от 17.03.2014 (вх.№4947 от 17.03.2014) от данных, представленных в письме №0207/05/7221-14 от 10.06.2014 (вх.№12656 от 10.06.2014), произошло в связи с созданием сети связи на основании технологии PON (passive optical network), в процессе реализации которого на объектах новой сети связи (PON) номерная емкость изменяется в сторону увеличения (при различном учете указанных данных инвестиционная составляющая в одном случае составила 1 088 308 284 руб. и базовый тариф 4,71 руб. за кан-м (4 710 руб. за кан-км) в месяц, в другом - 1 142 019 592 руб. и базовый тариф 4,88 руб. за кан-м (4 880 руб. за кан-км) в месяц.

Ответчик сообщил, что в период 2010, 2011, 2012 годах технической службой МРФ «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» проводились проверки кабельной канализации в Санкт-Петербурге, по результатам которых сделаны уточнения данных об общей протяженности канализации.

ОАО «Ростелеком» в письме б/н от 25.07.2014 (вх.16939 от 25.07.2014) отметило, что увеличение инвестиционной составляющей в связи с изменением данных по номерной емкости и общей протяженности канализации не привело к изменению тарифов на предоставление места в кабельной канализации в 2014 году и не затронуло интересы контрагентов ОАО «Ростелеком».

Согласно представленному Приказу МРСЗ №02/01/396-14 от 11.06.2014 «О внесении изменений в прейскурант №01/14-2 «Тарифы на услуги связи МРФ «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» тарифы на услуги по предоставлению в пользование сооружений связи и сетевых ресурсов на территории Санкт-Петербурга с 01.08.2014 изменены и базовой тариф на Услугу составляет 4,88 руб/кан-м (4 880 руб./кан-км).

3. Комиссия, исследовав материалы и документы по делу о нарушении антимонопольного законодательства, доводы лиц, участвующих в деле, установила следующее.

3.1. Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещено установление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что в предмет доказывания факта установления монопольно высокой цены товара входят такие обстоятельства, как наличие у хозсубъекта доминирующего положения на товарном рынке, несоответствие цены товара сумме необходимых для его производства и реализации расходов и прибыли  и превышение цены товара над ценой, сформировавшейся на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В частности, доминирующим признается положение хозсубъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Факт наличия (отсутствия) доминирующего положения устанавливается по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке на основании части 8 статьи 5, пункта 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

ОАО «СЗТ» (правопредшественник ОАО «Ростелеком») являлся доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по предоставлению каналов телефонной канализации для прокладки телефонных кабелей в границах г. Санкт-Петербурга (приказом СПб ТУ №04-РР от 22.04.2003 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%, с долей более 65%).

В результате реорганизации ОАО «Северо-Западный Телеком» (далее - ОАО «СЗТ») в начале 2011 г. в форме присоединения к ОАО «Ростелеком» последнему были переданы все основные средства, в том числе каналы телефонной канализации.

ОАО «Ростелеком» является собственником ЛКС. По состоянию на 01.09.2013г на территории г. Санкт-Петербург 527 организаций (юридических лиц), на основании договора, размещают кабель связи в ЛКС ОАО «Ростелеком», в том числе 148 операторов связи. Представленные  Обществом данные о размещении кабелей связи в ЛКС Общества сведены в Таблице 2 и Таблице 3:

 

 

 

Таблица 2.

период

 

принадлежность

 

Вид кабеля

ВОК

 кан-км

%

КМА-4, КМ-8/6, телефонный типа ТПП 400 пар и более, кан-км

%

ТПП от 200 до 400 пар, МКТ, кан-км

%

ТПП менее 200 пар, ТЗГ, МКС,

кан-км

%

01.01.2012

 

Ростелеком

7 087,7

24

5 288,667

99,5

3 253,235

98.9

15 114,144

95

Операторы связи

21 983,265

76

24,923

0.5

37,121

1.1

807,467

5

01.06.2012

 

Ростелеком

7 179,57

24

5 268,903

99.5

3 281,212

98.9

15 122,842

95

Операторы связи

22 409,352

76

24,922

0.5

35,243

1.1

780,203

5

01.01.2013

 

Ростелеком

7 024

23

5 368,84

99.5

3 428,89

98.9

15 150,27

95

Операторы связи

22 875,552

77

24,922

0.5

37,249

1.1

771,521

5

01.06.2013

 

Ростелеком

6 244,72

21

5 236,89

99.5

3 250,805

98.9

15 069,875

95

Операторы связи

23 124,779

79

24,922

0.5

37,249

1.1

774,606

5

01.01.2014

 

Ростелеком

5 615,8

19

5 241,254

99.8

3 209,035

99

14 975,7

95

Операторы связи

23 667,267

81

11,671

0.2

32,399

1

770,691

5

 

Таблица 3.                                          

период

принадлежность

Общая протяженность кабелей связи, проложенных в кабельной канализации ОАО "Ростелеком"

%

01.01.2012

Ростелеком

30 743,746

57.4

Операторы связи

22 852,775

42.6

01.06.2012

Ростелеком

30 852,167

57

Операторы связи

23 249,720

43

01.01.2013

Ростелеком

30 972

56.6

Операторы связи

23 709,244

43.4

01.06.2013

Ростелеком

29 802,29

55

Операторы связи

23 961,556

45

01.01.2014

Ростелеком

29 041,789

54

Операторы связи

24 482,028

46

Третьи лица (юр. лица) – 2965,238 кан-км.

В соответствии с требованиями «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок № 220), Методических рекомендаций по анализу услуг предоставления в пользование линейно-кабельных сооружений связи для размещения кабелей связи, используемых при оказании услуг электросвязи, подготовленных ФАС России (письмо ФАС России от 18.03.2010 №ЦА/7439) (далее – Методические рекомендации), Управлением проведен анализ состояния рынка услуг предоставления в пользование ЛКС для размещения кабелей связи, используемых при оказании услуг электросвязи в г. Санкт-Петербург за период с 2013 - 1 полугодие 2014 года в границах г. Санкт-Петербург.

Анализ проведен в целях установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке, в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Анализ направлен на изучение сложившихся характеристик исследуемого товарного рынка и носит ретроспективный характер. Временной интервал исследования вытекает из цели исследования и периода, в который наблюдались признаки нарушения антимонопольного законодательства. Временной интервал исследования определен как 2013 год – 1 полугодие 2014 года.

В соответствии с п. 11.1. Порядка №220 по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке составлен аналитический отчет, который приобщен к материалам рассматриваемого дела.

Оценка рыночной доли хозяйствующих субъектов (на рынке услуг предоставления в пользование ЛКС) проводилась на основе сопоставления протяженности ЛКС, находящихся в собственности каждого из участников рынка.

Согласно аналитическому отчету, результаты анализа показали следующее.

Рынок услуг по предоставлению в пользование кабельной канализации связи для размещения кабелей связи в Санкт-Петербурге является высоко концентрированным, с крайне неравномерным распределением долей рынка между хозяйствующими субъектами.

Конкуренция на рынке не развита в силу имеющихся ограничений входа на рынок, носящих объективный характер, во многом связанных с организационной и технической спецификой отрасли - историческим распределением построенной ранее кабельной канализации между организациями, нецелесообразностью и недопустимостью дублирующей кабельной канализации, значительными капиталовложениями и долгим сроком окупаемости строительства кабельной канализации.

Наиболее крупный участник рынка, ОАО «Ростелеком» располагает не менее 89,5 % всей кабельной канализации связи в г. Санкт-Петербург и занимает долю не менее 96,2 % на рынке услуг по предоставлению кабельной канализации другим операторам связи.

Наиболее крупные участники рынка (ОАО «Ростелеком», ОАО «Мегафон») являются вертикально-интегрированными хозяйствующими субъектами, использующими имеющуюся у них кабельную канализацию связи как для собственной деятельности по оказанию услуг связи, так и для услуг по ее предоставлению другим операторам, оказывающим услуги связи.

Наблюдается территориальное распределение рынка между наиболее крупными участниками (ОАО «Ростелеком», ОАО «Мегафон») по расположению принадлежащей им кабельной канализации (ОАО «Мегафон» - на Васильевском острове, ОАО «Ростелеком» - в остальных частях г. Санкт-Петербург).

С учетом имеющейся доли на рынке более 50% и трудно преодолимых барьеров входа на рынок для новых участников, ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению в пользование кабельной канализации связи для размещения кабелей связи в г. Санкт-Петербург в соответствии с критериями, предусмотренными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Полученные результаты анализа подтвердили доминирующее положения ОАО «Ростелеком» на рынке услуг по предоставлению каналов телефонной канализации для прокладки телефонных кабелей в границах г. Санкт-Петербург за период с 2013 - 1 полугодие 2014 года.

3.2. В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) линейно-кабельные сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.

Согласно пункту 7 статьи 2 Закона о связи линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.

В силу статьи 8 Закона о связи сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав, на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона о связи операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции  установлены критерии признания цены товара монопольно высокой: несоответствие цены товара сумме необходимых для его производства и реализации расходов и прибыли (затратный критерий) и превышение цены товара над ценой, сформировавшейся на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции (сравнительный критерий). При этом сравнительный критерий применяется в случае наличия сопоставимых и конкурентных рынков, в противном случае осуществляется исследование цены только на предмет соответствия затратному критерию.

Следует отметить, что Высшим Арбитражным судом Российской Федерации, в постановлении Пленума от 25.05.2010 №16678/09, было указано на допустимость применения антимонопольным органом только одного из критериев монопольно высокой цены с целью установления нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Управлением письмом №10/11914 от 13.08.2013 и письмом №10/7847 от 25.04.2014 у ОАО «Ростелеком» была запрошена калькуляция тарифа на Услугу, в ответ на которые ОАО «Ростелеком» письмами №02/05/17959-13 от 14.10.2013 (вх.№20325 от 17.10.2013), №0207/05/7221-14 от 10.06.2014 (вх.№12656 от 10.06.2014) был представлен расчет тарифов на 2011, 2012 и 2013 годы, произведенный на основании Методики, с указанием элементов валовой выручки, их значений (в рублях), источников данных  и порядка расчетов в форме следующих таблиц (пример по 2013 году - см. таблица 4 – таблица 7):

 

Таблица 4. Расчет валовой выручки для определения тарифов на предоставление места кабельной канализации

№ п/п

 

Элементы валовой выручки

 

Руб.

Источники данных, порядок расчета

 

Валовая выручка

1 525 400 029

Сумма пунктов 1,2,3

1

Расходы по обычным видам деятельности с учетом накладных расходов и инфляции

 

331 385 977

(п.1.1+п.1.1*п.1.2)*п.1.3

 

1.1

Расходы по обычным видам деятельности за предшествующий отчетный год

 

236 540 212

 

- эксплуатация, контроль состояния, техническое обслуживание и ремонт ЛКС (инфраструктуры):зоновый уровень;

 

 

236 540 212

 

Прямые расходы по счету 30014900 за отчетный период

В том числе амортизационные отчисления

135 187 292

Сумма расходов по статьям затрат АА0001,АВ0001,АС0001

1.2

Процент накладных расходов

0,313

См. таблицу 2

1.3

Индекс инфляции на календарный год, на который рассчитываются тарифы

106,7%

 

Прогнозы МЭРТ России (% на 2012г.) [1]

2

 

Норма прибыли

 

51 994 460

Произведение рентабельности затрат по ОАО «СЗТ» по основным видам деятельности за предыдущий отчетный год (2012-15,69% [2]) и пункта 1

3

 

Инвестиционная составляющая

 

1 142 019 592

Инвестиционная составляющая равна среднегодовой стоимости новой канализации, которая вычисляется как произведение:Сстроительства=a*b*c

[1] Устанавливается департаментом экономики МРФ в соответствии с прогнозом МЭРТ РФ

[2] Норма прибыли определяется департаментом экономики МРФ по данным бухгалтерского учета и является единой для всех филиалов

 

Таблица 5. Расчет доли накладных расходов

№ п/п

Наименование

Руб.

Счета

1

Общепроизводственные расходы

1 575 362 589

Прямые расходы по счетам 31.хх

2

Общеуправленческие расходы

482 450 163

Прямые расходы по счетам 32.хх

3

Вспомогательные и обслуживающие производства, отнесенные на профильные виды деятельности

33 872 576

Прямые расходы по счетам 23.хх и 29.хх, распределенные на основные виды деятельности (30-е счета)

4

Прямые производственные расходы

6 679 734 751

Прямые расходы по счетам 30.хх

5=(1+2+3)/4

Доля накладных расходов в основных производственных процессах (прямых расходах)

0,313

 

-

 

 

 

 

Таблица 6. Расчет инвестиционной составляющей (далее – Таблица 2013)

№ п/п

Наименование показателя

2010

2011

2012

Среднее значение

1

Монтированная емкость местной сети, на конец периода

 

2 542 307

 

2 542 260

 

2 763 035

 

2 615 867

2

Ввод новой номерной емкости без учета емкости, которая идет на замену , за период

 

14 384

 

1 904

 

231 056

 

82 448

3

Общая протяженность канализации на конец периода, к/км

 

25 725

 

25 889

 

26 028

 

25 881

 

4

Стоимость строительства 1 кан/км канализации, руб.

1 800 000

1 200 000

1 200 000

1 400 000

5

Расчет инвестиционной составляющей для тарифа на аренду кабельной канализации

 

1 142 019 592

 

Таблица 7. Расчет «Базового тарифа» на предоставление в пользование места в кабельной канализации для прокладки кабеля связи

№ п/п

Наименование показателя

Размер показателя

1

Валовая выручка

В вал(руб.)

1 525 400 029

2

Протяженность в кан/км

N кан-км

26 028,000

3

Тариф базовый ежемесячный

Т баз (руб/кан.-км)

4 884

        

Данные об элементах валовой прибыли, представленные ОАО «Ростелеком» письмами №02/05/17959-13 от 14.10.2013 (вх.№20325 от 17.10.2013), №0207/05/7221-14 от 10.06.2014 (вх.№12656 от 10.06.2014) отличались только по величине инвестиционной составляющей (представленная письмом расчетная величина инвестиционной составляющей составляла 1 088 308 284 рубля).

         По всем элементам валовой выручки, за исключением инвестиционной составляющей, содержатся ссылки на документальные источники данных, на основании которых произведены расчеты соответствующих стоимостных величин, что позволяет осуществить проверку их обоснованности.

Источники данных для расчета инвестиционной составляющей не указаны, в то время как доля инвестиционной составляющей в валовой выручке составляет около 75%. В связи с этим при рассмотрении дела произведена оценка обоснованности инвестиционной составляющей.

Аналогично вышеприведенному расчету тарифа на 2013 год, ОАО «Ростелеком» представлен расчет тарифа на 2011 и 2012 годы, в котором в соответствующих таблицах (см. таблица 8 и таблица 9) представлен расчет инвестиционной составляющей за указанные годы.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8. Данные для расчета инвестиционной составляющей (2011 год)

 

№ п/п

Наименование показателя

2008

2009

2010

среднее значение

1

Монтированная емкость местной сети, на конец периода

2 489 871

2 527 207

2 542 307

2 519 795

2

Ввод новой номерной ёмкости без учёта ёмкости, которая идёт на замену, за период

58 399

23 782

14 384

32 188

3

Общая протяженность канализации на конец периода, к/км

25 597

25 666

25 725

25 663

4

Стоимость строительства 1 кан/км канализации, руб.

1 900 000

1 500 000

1 800 000

1 733 333

5

Расчет инвестиционной составляющей для тарифа на аренду кабельной канализации

568 222 220

 

Таблица 9. Данные для расчета инвестиционной составляющей  (2012 год)

 

№ п/п

Наименование показателя

2009

2010

2011

среднее значение

 

1

Монтированная емкость местной сети, на конец периода

2 527 207

2 542 307

2 542 260

2 537 258

 

2

Ввод новой номерной ёмкости без учёта ёмкости, которая идёт на замену, за период

23 782

14 384

1 904

13 357

 

3

Общая протяженность канализации на конец периода, к/км

25 666

25 725

25 889

25 760

 

4

Стоимость строительства 1 кан/км канализации, руб.

1 500 000

1 800 000

1 200 000

1 500 000

 

5

Расчет инвестиционной составляющей для тарифа на аренду кабельной канализации

203 414 268

 

                     

 

В связи с этим по запросу определения об отложении рассмотрения дела №К10-139/13 (исх. № 10/7847 от 25.04.2014) ОАО «Ростелеком» письмом №0207/05/7221-14 от 10.06.2014 (вх.№12656 от 10.06.2014) представлена информация в подтверждение следующих данных, используемых при расчете инвестиционной составляющей:

1) Монтированной емкости местной сети и общей протяженности канализации на конец периода (к/км), на конец периода, предшествующего расчетному – формы отраслевой статистической отчетности №44-связь «Сведения о технических средствах местной телефонной связи» за 2011, 2012, 2013 г.г. (по Санкт-Петербургу), из которых можно установить годовой прирост кабельной канализации.

2) Стоимости строительства 1 кан/км канализации (руб.) – развернутый бюджет по инвестициям на строительство кабельной канализации за 2011, 2012, 2013 годы  по форме ОФ-7 «Отчеты об изменениях первоначальной (восстановительной) стоимости объектов ОС (для модернизации, реконструкции)», в которых отражены суммы, используемые компанией на строительство и модернизацию канализации (столбец 9 указанной формы, далее - Отчет).

В указанных годовых Отчетах в соответствующих столбцах содержится следующая информация, в том числе о строительстве кабельной канализации:

- столбец 4 – «Наименование ОС» - например, кабельная канализация!телефонная канализация;

- столбец 9 – «Сумма модернизации»;

- столбец 15 - «Описание исх.строки», в которой указывается, например, «строительно-монтажные работы»;

- столбец 17 – «Вид затрат на строительство», в которой указывается, например, «Суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам»,

- столбец 20 – «Поставщик», например, по договору подряда на строительство - Стройсвязьсервис ООО 7813178466.

Информация ОАО «Ростелеком», представленная  в письме от 30.07.2014 б/н (вх.№17327 от 30.07.2014) по запросу  Управления,  о том, что   указанные Отчеты (по форме ОФ-7) за 2011-2013 г.г. отражают информацию о затратах, которые несет ОАО «Ростелеком» на содержание кабельной канализации, а не на строительство, с учетом фактической информации, представленной в Отчетах, не принимаются во внимание Комиссией, поскольку ранее (письмом №0207/05/7221-14 от 10.06.2014 (вх.№12656 от 10.06.2014)) указанные Отчеты были представлены как  бюджеты по инвестициям на строительство кабельной канализации. В противном случае можно предположить, что строительство новой кабельной канализации в рассматриваемые периоды не производилось, а следовательно инвестиционная составляющая неправомерно была учтена в установленных и применяемых ОАО «Ростелеком» тарифах на Услугу.

В следующую таблицу (Таблица 10) сведены данные о фактических расходах на строительство кабельной канализации, полученные из представленных ОАО «Ростелеком» Формы 44 и Отчетов, которые могут быть сопоставлены со стоимостью строительства (строка 4 Таблицы 10), которая была учтена в инвестиционной составляющей при расчете тарифа.

 

 

 

 

 

 

Таблица 10. Показатели инвестиционной составляющей и данные строительства новой канализации на территории г. Санкт-Петербург

№ п/п

 

Источник

2011

2012

2013

 

1

Фактический годовой прирост  кабельной канализации

 (кан-км)

Приложение к письму №0207/05/7221-14 от 10.06.2014 "Сведения о технических средствах местной телефонной связи. Форма 44"

164

139

55

 

  2

Фактические расходы на строительство кабельной канализации (млн. руб.)

Приложение к письму №0207/05/7221-14 от 10.06.2014 "Отчеты об изменениях первоначальной (восстановительной) стоимости объектов ОС (для модернизации, реконструкции). ОФ-7"

67,5

27,5

29,5

 

3

Фактические расходы на строительство 1 кан-км (млн. руб.)

 Рассчитаны как частное «фактических расходов на модернизацию» и «фактического прироста» (п.2/п.1)

0.4

0.2

0.53

 

4

Среднее значение стоимости строительства 1 кан-км канализации за предшествующие 3 года (млн. руб.)

Приложение к письму №0207/05/7221-14 от 10.06.2014 «Расчет тарифов на предоставление в пользование места в кабельной канализации  Санкт-Петербург за 2011, 2012, 2013 года» (Таблица 3)

1.73

1.5

1.4

5

Расчетная величина тарифа (тыс.руб. за кан-км в месяц)

Приложение к письму №0207/05/7221-14 от 10.06.2014 «Расчет тарифов на предоставление в пользование места в кабельной канализации  Санкт-Петербург за 2011, 2012, 2013 года» (Таблица 4)

2.35

1.7

4.7

6

Установленные и применяемые «базовые» тарифы (с 01.08 соответствующего года)

Номер приказа о введении Прейскурантов: от 14.06.2011 №178-прМРСЗ, от 18.06.2012 №369-прМРСЗ, от 17.06.2013 №02/01/35-13

3.8

4.18

4.6

 

Таким образом, сопоставление представленных в таблице 10 данных свидетельствует о том, что стоимость строительства 1 кан-км, которая учтена при расчете тарифа в инвестиционной составляющей, составляет 1,4-1,7 млн.  рублей (строка 4 Таблицы 10), что в 3-5 раза превышает фактическую величину стоимости строительства 1 кан-км канализации, полученную согласно представленным Отчетам (см. строку 3 таблицы 10).

Для оценки стоимости строительства каналов телефонной канализации Управлением получены данные (вх.№19655 от 27.08.2014, вх.№19996 от 01.09.2014) от специализированных строительно-монтажных организаций, имеющих все необходимые лицензии для строительства сооружений связи и силовых кабельных линий, таких как ООО «Лентранссвязь», ООО «Стройспецсвязь» и ОАО «Мегафон», из которых установлено, что стоимость строительства кабельной канализации складывается из следующих составляющих:

1) Разработка и согласование рабочей документации (составление проектной документации (20 000 - 40 000 руб) и получение необходимых разрешений глав районных Администраций и надзорных органов или иных организаций на выполнение строительно-монтажных работ (20 000 руб за одно разрешение. Общее число разрешений зависит от протяженности канализации и составляет не менее 5).

2) Затраты на строительство кабельной канализации  (прокладка труб, установка телефонных колодцев) (2,5 млн. руб. – 3 млн. руб.).

3) Затраты на благоустройство территории после выполнения земляных работ. При этом работы по восстановлению тротуаров, газонов и проезжей части, могут оказывать существенное влияние на общую стоимость канализации, так как, согласно представленным данным ООО «Лентранссвязь», стоимость по восстановлению асфальтобетонных покрытий проезжей части 1 211 руб за м2, стоимость по восстановлению тротуара 1 630 руб за м2, стоимость по восстановлению зеленых насаждений 350 руб за м2.

         На основании представленных данных можно определить среднюю стоимость строительства 1 км кабельной канализации в диапазоне от 3,5 до 7 миллионов рублей, в зависимости от того, строится ли канализация в момент строительства объекта недвижимости или когда применяются восстановительные работы объектов благоустройства (тротуаров, газонов) после их разрушения. Данные показатели сопоставимы с представленной информацией ОАО «Ростелеком» письмами №0207/05/7221-14 от 10.06.2014, б/н от 14.03.2014, где в соответствующих формах и отчетах указаны расходы на модернизацию, реконструкцию телефонной канализации и прирост кабельной канализации.

Ответчик письмом б/н от 14.03.2014 в Приложении №1 представил в виде таблицы «Перечень принадлежащих ОАО «Ростелеком» на территории Санкт-Петербурга ЛКС, с указанием основных характеристик», где указана протяженность кабельной канализации ОАО «Ростелеком» в Санкт-Петербурге в км и кан-км, с разбивкой по полугодиям. Согласно представленным данным можно определить среднюю канальность новой канализации и общий прирост кабельной канализации. Общее суммирование прироста км и прироста кан-км, построенных за 2012-2013гг., большинства объектов дает соотношение 1:8. Таким образом, средняя стоимость строительства 1 кан-км может быть оценена в 700 тыс. руб. Согласно представленным данным прирост кабельной канализации в г. Санкт-Петербург составляет 12-13 км в год, то есть 140-160 кан-км в год. При этом в письме Ответчика №0207/05/7221-14 от 10.06.2014 (вх.№12656 от 10.06.2014) в Приложении №1 представлены «Калькуляции тарифа на услуги по предоставлению ЛКС для размещения в них средств связи сторонних организаций (за 2011, 2012, 2013 гг.)», где средняя стоимость строительства 1 кан-км канализации составляет 1 400 000 руб., что более чем в 2 раза превышает фактическую стоимость строительства кабельной канализации, и в итоге дает  необоснованно завышенную, несоответствующую фактическим затратам на строительство новой канализации величину инвестиционной составляющей, учитываемую в расчете тарифа на Услугу.

Из представленной в таблице 10 информации следует, что введенные в 2011 году приказом от 14.06.2011 №178-прМРСЗ и применяемые с 01.08.2011 до 01.08.2012 тарифы на Услугу, а также введенные в 2012 году приказом от 18.06.2012 №369-прМРСЗ и применяемые с 01.08.2012 до 01.08.2013, значительно превышают рассчитанные по Методике базовые тарифы, которые в свою очередь также является завышенными за счет необоснованно завышенной учтенной в тарифе стоимости строительства (по отношению к фактической).

Кроме того, с учетом вышеизложенного, установленный Приказом МРСЗ от 17.06.2013 №02/01/35-13 и применяемый с 01.08.2013 по 01.08.2014 тариф на Услугу является также необоснованно завышенным, в части учета в установленном тарифе необоснованных расходов на строительство новой канализации, и в соответствии с определением статьи 6 Закона о защите конкуренции отвечает критериям монопольно высокой цены.

Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара (услуги).

Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

При принятии решения Комиссия учитывает также информацию из таблицы 2 и таблицы 3 мотивировочной части настоящего решения, которая свидетельствует об увеличении спроса операторов связи – конкурентов ОАО «Ростелеком» на размещение кабелей связи, в значительной степени ВОК, в ЛКС ОАО «Ростелеком» на территории г. Санкт-Петербург.

При таких обстоятельствах в отсутствие сколько-нибудь значительных изменений состава продавцов или покупателей на рынке услуг по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи (каналов кабельной канализации) для размещения кабеля связи сторонних организаций на возмездной основе (для покупателей уже разместивших кабели связи в ЛКС), а также условий обращения товара на данном рынке, установленная МРСЗ Общества соответствующими приказами с 01.08.2011, с 01.08.2012 и с 01.08.2013 цена на услуги по предоставлению в пользование места в канале телефонной канализации ОАО «Ростелеком» на территории г.Санкт-Петербург является монопольно высокой, а действия ОАО «Ростелеком» по ее установлению и применению - нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно Приказу МРСЗ №02/01/396-14 от 11.06.2014 «О внесении изменений в прейскурант №01/14-2 «Тарифы на услуги связи МРФ «Северо-Запад» тарифы на услуги по предоставлению в пользование сооружений связи и сетевых ресурсов на территории г. Санкт-Петербург с 01.08.2014, составляют 4,88 руб/кан-м (4 880 руб/кан-км (без НДС)) в месяц для кабеля, прокладываемого более одного в канале и 12,2 руб/кан-м (12 200 руб/кан-км (без НДС)) в месяц для кабеля, который по техническим условиям должен прокладываться по одному в канале. В отличие от ранее применяемых тарифов указанные тарифы были рассчитаны МРСЗ в соответствии с Методикой расчета стоимости предоставления в пользование комплекса ресурсов ОАО «Ростелеком», утв. Приказом ОАО «Ростелеком» от 17.06.2013 №01/01/478-13 (далее – Методика Ростелеком).

Методика Ростелеком определяет порядок расчета тарифов на предоставление в пользование места в кабельной канализации сторонним организациям для прокладки кабеля связи. Согласно Методики Ростелеком на территории Санкт-Петербурга рассчитан тариф на услугу как произведение установленных Методикой Ростелеком базового тарифа в размере 8,80 руб./мес. и коэффициента ставки перекрестного субсидирования для МРСЗ в размере 0,57, с учетом регионального коэффициента (для Санкт-Петербурга) в размере 0,976 руб., устанавливаемых Макрорегиональными филиалами самостоятельно.

В Федеральной антимонопольной службе на основании приказа ФАС России от 08.08.2014 №501/14 возбуждено дело № 1-00-95/00-03-14 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению места в кабельной канализации для размещения кабелей связи при применении Методики Ростелеком.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 и статьей 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «Ростелеком» в зоне действия Петербургского филиала на территории Санкт-Петербурга нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении приказами Макрорегионального филиала «Северо-Запад» от 14.06.2011 №178-прМРСЗ, от 18.06.2012 №369-прМРСЗ, от 17.06.2013 №02/01/353-13 и  поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи для размещения кабелей связи сторонних организаций с 01.08.2011 по 01.08.2014.

2. Предписание не выдавать в связи с применением с 01.08.2014 для расчета применяемого тарифа «Методики расчета стоимости предоставления в пользование комплекса ресурсов ОАО «Ростелеком», утвержденной Приказом №01/01/478-13 от 17.06.2013.

 

Председатель Комиссии:                                         В.В.Мультановская

 

Члены Комиссии:                                            Е.В.Ивашова

 

А.А.Годизова

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны