Предупреждение б/н Предупреждение от 10 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Вице-губернатору – Председателю Правительства Саратовской области

...

__________________________________

410042, г. Саратов, ул. Московская, 72

governor@saratov.gov.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

В Саратовское У ФАС России поступило представление прокуратуры Саратовской области (исх. №7/3-03-2020 от 29.10.2020) по признакам нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат на развитие Центра поддержки предпринимательства.

Постановлением Правительства Саратовской области от 27.03.2014 № 184-П утверждено Положение о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат на развитие Центра поддержки предпринимательства в целях создания и (или) развития Центра «Мой бизнес» (далее - Положение).

Согласно п. 2 Положения (приложение № 20 к постановлению Правительства Саратовской области от 27.03.2014 № 184-П) целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат на развитие Центра поддержки предпринимательства (далее - ЦПП) как юридического лица или структурного подразделения юридического лица, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях создания и (или) развития Центра «Мой бизнес» и обеспечения оказания в Центре «Мой бизнес» комплекса информационно-консультационных и образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления предпринимательской деятельности, в рамках реализации регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» государственной программы Саратовской области «Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона».

В соответствии с п. 3 Положения главным распорядителем средств областного бюджета, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год является министерство экономического развития области.

Положение утверждено с целью реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" государственной программы "Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона”, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 г. N 546-П.

Согласно ч. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), пиломатериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Саратовской области от 27.11.2018 № 127-ЗСО «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Закон о бюджете области) предусмотрены расходные обязательства на реализацию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации (финансовое обеспечение затрат на развитие Центра поддержки предпринимательства в целях создания и (или) развития Центра «Мой бизнес»).

Из Приложения 8 Закона о бюджете области следует, что на реализацию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации (финансовое обеспечение затрат на развитие Центра поддержки предпринимательства в целях создания и (или) развития Центра «Мой бизнес») в 2020 году предусмотрено 13521,4 тыс. рублей, в 2021 -20575,1 тыс. рублей.

В силу ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право па получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении:

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. предоставляющим субсидию. и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно п. 4 Положения получателями субсидии являются юридические лица - организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Субсидия предоставляется по результатам проведения конкурсного отбора заявок в соответствии с критериями отбора одному юридическому лицу, набравшему наибольшее количество баллов или подавшему заявление на участие в отборе заявок ранее в случае равного количества набранных баллов (п. 5 Положения).

В соответствие с п. 6 Положения участниками отбора заявок могут быть юридические лица (далее - участники отбора), соответствующие следующим условиям:

а)      учредителем или одним из учредителей участника отбора является Саратовская область в лице органа государственной власти области;

б)      участник отбора соответствует требованиям, установленным пунктом 19 настоящего Положения;

в)      руководитель участника отбора должен иметь:

высшее образование и пройти повышение квалификации в области управления;

опыт работы на руководящих должностях не менее трех лет или опыт работы в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства не менее одного года;

г)      наличие у участника отбора помещения для размещения ЦПП общей площадью не менее 30 квадратных метров, которое не располагается в подвальном помещении. Строение, в котором расположено помещение ЦПП, не должно иметь капитальных повреждений несущих конструкций;

д)      участник отбора обеспечивает наличие:

не менее двух рабочих мест для работы ЦПП, каждое из которых оборудовано мебелью, компьютером, принтером и телефоном с выходом на городскую линию и междугородную связь и обеспечено доступом к интернет-связи;

помещения для оказания услуг обратившимся субъектам малого и среднего предпринимательства;

центра оперативной поддержки предпринимательства ("горячей линии") использованием средств телефонной связи и информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

е)      представившие в министерство заявление на участие в отборе заявок на предоставление субсидии по форме, установленной в приложении N 2 к Положению. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктами "а" - "в" пункта 20 настоящего Положения, и документы (далее - заявка):

заверенные участником отбора копии устава (в действующей редакции) и изменений к нему (при наличии);

заверенная участником отбора копия штатного расписания участника отбора;

заверенные участником отбора копии документов о высшем образовании и подтверждении прохождения повышения квалификации в области управления руководителя ЦПП;

заверенные участником отбора копии документов, подтверждающих опыт работы руководителя ЦПП в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства не менее одного года и (или) заверенные участником отбора копии документов, подтверждающих опыт работы руководителя ЦПП на руководящих должностях не менее трех лет;

концепция развития ЦПП на текущий год и плановый период, включающая описание целей и задач, направлений деятельности, информацию о наличии рабочих мест для работы в ЦПП и их оборудование мебелью, оргтехникой и связью, наличии помещения для оказания услуг обратившимся субъектам малого и среднего предпринимательства, наличии центра оперативной поддержки предпринимательства ("горячей линии") с использованием средств телефонной связи и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информацию о пользователях услуг ЦПП, перечне и объеме предоставляемых услуг и их стоимости, информацию о планируемых направлениях расходования субсидии в текущем году с указанием объемов финансирования по каждому направлению, информацию о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства, которым планируется оказать поддержку в текущем году, информацию о количестве планируемых к проведению в текущем году мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе круглых столов, семинаров и тренингов, информацию о количестве планируемых к реализации в текущем году специальных программ обучения для субъектов малого и среднего предпринимательства с целью повышения их квалификации;

план работ ЦПП на текущий ГОД с указанием наименований мероприятий, содержания мероприятий, участников мероприятий и их ролей, сроков мероприятий, ответственных за проведение мероприятий, необходимых для реализации мероприятий ресурсов и источников их поступления, а также качественно и количественно измеримых результатов указанных мероприятий;

план проведения межрегиональных бизнес-миссий на текущий год; план командировок сотрудников ЦПП с указанием необходимых ресурсов и источников их поступления для реализации плана командировок;

обязательство на бланке участника отбора, подписанное руководителем или иным уполномоченным лицом, о соблюдении, в случае признания участника отбора победителем отбора заявок, следующих требований:

об обеспечении взаимодействия участника отбора с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, а также иными организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

об обеспечении участником отбора ведения раздельного бухгалтерского учета по денежным средствам, предоставленным участнику отбора, за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;

о наличии программы (стратегии, концепции) развития центра поддержки предпринимательства на среднесрочный (не менее трех лет) плановый период;

о привлечении участником отбора в целях реализации своих функций специализированных организаций и квалифицированных специалистов;

об обеспечении на сайте участника отбора в информационно­-телекоммуникационной сети Интернет возможности экспертной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам порядка и условий получения услуг, предоставляемых участником отбора, а также формирования заявления (запроса) о предоставлении услуги участника отбора в форме электронного документа;

об обеспечении процедуры формирования и ведения в электронном виде перечня услуг, предоставляемых участником отбора, и его актуализацию на постоянной основе;

об осуществлении доработки и (или) настройки автоматизированной информационной системы, центра телефонного обслуживания для организации предоставления услуг субъектам малого и среднего предпринимательства и гражданам, планирующим начать предпринимательскую деятельность;

о создании и ведении в электронном виде в формате открытых данных регионального реестра услуг организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями, установленными Минэкономразвития России, в случае, если организация инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, структурным подразделением которой является ЦПП. определена в установленном законодательством области порядке в качестве единого органа управления организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

о наличии договора (соглашения) о взаимодействии с уполномоченным многофункциональным центром области, предусматривающего организацию предоставления услуг участника отбора, включенных в региональный реестр услуг, в многофункциональных центрах для бизнеса;

заверенные участником отбора копии иных документов, которые участник отбора представляет в составе заявки по собственной инициативе в подтверждение соответствия требованиям, установленным настоящим пунктом, критериям отбора заявок, установленным в приложении N 1 к Положению.

В свою очередь, описанные требования к участникам полностью повторяют структурную организацию, материально-техническое, документальное и организационное обеспечение ГУП СО «Бизнес-инкубатор Саратовской области», в рамках которого до момента подачи и рассмотрения соответствующих заявок на получение субсидий в 2019 - 2020 гг. осуществлял деятельность Центр «Мой бизнес» Саратовской области, как структурное подразделение предприятия.

Так, согласно п. 1.4 Устава ГУП СО «Бизнес-инкубатор Саратовской области» Предприятие находится в ведомственном подчинении министерства экономического развития Саратовской области, которое выступает учредителем Предприятия.

Как следует из информации, представленной на сайте https://old.saratov-bis.ru/, Саратовский областной бизнес-инкубатор  - это современный комплекс зданий, расположенных по адресу: г. Саратов, ул. Краевая, 85. Общая площадь зданий инкубатора - 2513,2 кв. м., помещения оборудованы всеми необходимыми коммуникационными системами, оснащены новейшими системами пожарной и охранной сигнализации, необходимыми видами связи (телефон, Интернет). Площадь помещений, предоставляемых по льготным арендным ставкам начинающим предпринимателям: офисные помещения: от 8,6 до 55 м.кв.; производственные помещения: от 47,4 до 61,3 м.кв.

Согласно п. 1.3 Устава Предприятие является коммерческой организацией.

Следовательно, никакой хозяйствующий субъект, кроме имеющего вышеуказанные требования, не может обратиться в министерство с целью получения субсидии на основании Положения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об установлении в Положении конкретного получателя субсидии и исключения возможности конкурсного отбора, поскольку выполнение предусмотренных требований Положения в полном объеме возможно лишь ГУП СО «Бизнес-инкубатор Саратовской области».

Согласно распоряжению Правительства Саратовской области от 19.08.2020 N 245-Пр "Об утверждении Плана мероприятий по реформированию унитарных предприятий, находящихся в государственной собственности Саратовской области, на 2020 - 2024 годы" на 01.01.2021 запланирована приватизация ГУП СО «Бизнес-инкубатор Саратовской области».

Как следует из данных, представленных на официальном сайте https://nalog.ru/, ГУП СО «Бизнес-инкубатор Саратовской области» находится в процессе реорганизации, о чем в ЕГРЮЛ сделана запись 07.12.2020.

В 2019 году Министерством с ГУП СО «Бизнес-инкубатор Саратовской области» заключено соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат на развитие Центра поддержки предпринимательства в целях создания и (или) развития Центра «Мой бизнес» от 22 мая 2019 года на сумму свыше 98 000 тыс. рублей.

Кроме того, Министерством 10 апреля 2020 года с ГУП СО «Бизнес-инкубатор Саратовской области» заключено аналогичное соглашение на сумму 49 000 тыс. рублей.

Перечисление субсидии выполнено в полном объеме.

Также по данным прокуратуры ГУП СО «Бизнес-инкубатор Саратовской области» в 2019-2020 гг. осуществлялось расходование бюджетных денежных средств, представленных в виде субсидии, в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем заключения договоров в порядке п. 4 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в обход конкурсных процедур и конкурентного отбора поставщиков, чем нарушены интересы предпринимателей из числа потенциальных исполнителей.

Из открытых источников https://seldon.org/ следует, что более 500 хозяйствующих субъектов на территории Саратовской области, помимо ГУП СО «Бизнес-инкубатор Саратовской области», могут осуществлять деятельность по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления.

Таким образом, рынок осуществления консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления на территории Саратовской области являлся конкурентным.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Таким образом, в Положении о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат на развитие Центра поддержки предпринимательства в целях создания и (или) развития Центра «Мой бизнес», утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 27.03.2014 № 184-П, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Закон о защите конкуренции, Саратовское УФАС России предупреждает о необходимости совершения действий для устранения нарушения, а именно:

1. Изменить п. 6 Положения о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат на развитие Центра поддержки предпринимательства в целях создания и (или) развития Центра «Мой бизнес», утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 27.03.2014 № 184-П, предусмотрев требования к заявителям для неограниченного круга лиц, в срок до 09.04.2021.

2. О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в срок до 12.04.2021.

 

Примечание.

Согласно ч. 5 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В соответствии с ч. 7 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

Врио руководителя управления                                                                                 ...

Связанные организации

Связанные организации не указаны