Решение б/н решение от 23 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 064/07/3-1308/2021

о признании жалобы необоснованной

 

18 ноября 2021 года                                                                                                            г. Саратов

 

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

1.

 

  • заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

2.

 

  • начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,

3.

 

  • ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

в присутствии представителей ООО «ЕвроАзия» – М. (доверенность от 17.11.2020), Т. (доверенность от 17.11.2020),

представителя АО «Концерн Росэнергоатом» – П. (доверенность от 14.01.2020),

представителя Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Балаковская атомная станция» - В. (доверенность от 24.12.2019),

рассмотрев жалобу ООО «ЕвроАзия» на действия заказчика – Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Балаковская атомная станция» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на Поставка автобусов пассажирских Higer KLQ 6119TQ (или аналог), используемых для групповых перевозок (извещение № 32110736846), руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО «ЕвроАзия» (далее – Заявитель) на действия заказчика – Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Балаковская атомная станция» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автобусов пассажирских Higer KLQ 6119TQ (или аналог), используемых для групповых перевозок (извещение № 32110736846) (далее – Аукцион).

Из жалобы Заявителя следует, что при организации и проведении Аукциона Заказчиком были допущены нарушения действующего законодательства.

Заказчик с доводами Заявителя не согласился, пояснив, что при проведении Аукциона нарушений норм действующего законодательства допущено не было.

Изучив представленные сведения и документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Из жалобы Заявителя следует, что в Закупочной документации усматриваются признаки ограничения конкуренции и количества участников аукциона, в силу отсутствия аналога автобуса Higer KLQ 6119TQ и установления дискриминационных требований.

02.11.2021 в единой информационной системе опубликовано извещение и документация  о проведении Аукцион (далее – Документация).

Начальная (максимальная) цена договора: 90 671 585,76 рублей.

Наименование предмета открытого аукциона в электронной форме: Право заключения договора на Поставка автобусов пассажирских Higer KLQ 6119TQ (или аналог), используемых для групповых перевозок.

В части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки.

В свою очередь, как прямо указано в Законе о закупках, данный закон устанавливает общие принципы закупки и основные требования к закупке, следовательно, разрабатывая и утверждая Положение о закупке, заказчик обязан руководствоваться указанными принципами и требованиями (ч. 2 ст. 1).

Довод Заявителя о том, что в Закупочной документации усматриваются признаки ограничения конкуренции и количества участников аукциона, в силу отсутствия аналога автобуса Higer KLQ 6119TQ и установления дискриминационных требований, является необоснованными ввиду следующего.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 14.07.2021 №147) (далее – Положение о закупке).

В соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования, влекущие за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Согласно Техническому заданию аукционной документации содержатся требования: «максимальный крутящий момент Н·м (мин-1): не менее 1550 (1200-1500); наличие автономной системы отопления с подводкой к каждому сиденью с возможностью регулировки потока воздуха; подогрев лобового стекла; аварийное отключение питания с места водителя; температурные датчики в моторном отсеке, отсеке ПЖД, на ретардере с панелью индикации перегрева; температурные датчики в моторном отсеке, отсеке ПЖД, на ретардере с панелью индикации перегрева; наличие выдвижной подножки с целью обеспечения безопасной посадки пассажиров в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877) по ограничению высоты первой ступеньки от уровня дороги не более 25 см; крепление зеркал – на выносных опорах типа «заячьи уши»; допустимая максимальная масса: не более 19 500 кг; межсервисный интервал не менее 20 000 км».

Заявитель в жалобе указал, что аналогов автобуса Higer KLQ 6119TQ с установленными в Техническом задании параметрами и требованиями – не установлено.

Кроме того, согласно жалобе Заявителя 01.11.2021, в силу отсутствия аналогов и установления Организатором закупки параметров Технического задания несоответствующих требованиям законодательства РФ техническим регламентам, которые исходят из установленных техническим заданием параметров – Заявитель направил запрос разъяснений, в котором указывалось на вышеуказанные несоответствия и предлагаемые изменения.

02.11.2021 организатор закупки разместил разъяснения положений Документации, однако, по мнению Заявителя, не ответил на ряд вопросов, в том числе по наличию аналогов автобуса Higer KLQ 6119TQ, параметры Технического задания не изменил.

В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что требованиям технического задания № 9/176821 от 22.09.2021г. соответствуют марки автобусов: Yutong ZK6121HQ; Neoplan Trendliner U с двигателем MAN D2066; Neoplan Cityliner N 1216 HD.

Согласно пояснениям представителя Заказчика относительно установления в Техническом задании максимального крутящего момента не менее 1550Н/м указывает, что данное требование установлено в связи с необходимостью обеспечения постоянной скорости движения автобусов в колонне. В условиях ежедневной эксплуатации это позволяет сохранять постоянную разрешенную скорость 70-90 км/ч на участке «г. Балаково - Балаковская АЭС», протяженностью 11 км. На указанном участке имеются пешеходные переходы и два перекрестка с кольцевым движением. Опыт эксплуатации показал, что при снижении скорости или остановках на указанном участке, меньший крутящий момент не позволяет осуществить равномерное движение и обеспечить одновременное прибытие персонала на рабочее место, что усугубляется тем, что, выполнив утренний рейс, автобусы сразу уходят на второй рейс и задержка во времени движения, приводит к опозданию уже двукратного количества персонала.

Представитель Заказчика пояснил, что в условиях чрезвычайных ситуаций, требующих оперативных действий по эвакуации персонала, реализуется схема одновременного движения автобусов с машинами сопровождения и спецтранспорта. В зависимости от развития ситуации, движение в условиях затяжных (более 2 км) подъемов правобережной зоны с двигателями с малым крутящим моментом не позволяет осуществить не только движение колонной, но и соблюсти сроки выполнения мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья персонала, а в иных нештатных ситуациях - и членов их семей.

Относительно указания наличия системы отопления и кондиционирования с подводкой к каждому сиденью и возможностью регулирования потока воздуха представитель Заказчика пояснил, что отсутствие системы отопления и кондиционирования с подводкой к каждому сиденью и возможностью регулирования потока воздуха, при длительном нахождении пассажиров в салоне автобуса приводит к переохлаждению/перегреву пассажиров, находящихся вблизи точечных источников отопления/охлаждения и, соответственно, перегреву/переохлаждению пассажиров, находящихся на удалении от таких источников. Длительное нахождение - 30 мин. при движении на работу/ с работы; до 3 часов - в случае выполнения эвакуационных мероприятий. Кроме того, выход пассажиров, находящихся вблизи отопителей, из автобуса в условиях отрицательных температур, неизменно приводит к простудным заболеваниям и ослаблению иммунитета, что в условиях распространения вирусных заболеваний приведет к выходу из строя значительного количества работников АЭС.

Относительно указания подогрева лобового стекла - начало движения автобусов в условиях эвакуационных мероприятий регламентировано поминутно. Затягивать эвакуацию из-за ожидания прогрева охлаждающей жидкости и оттаивания лобового стекла воздушными потоками неприемлемо. Электроподогрев стекла позволяет начать оттаивание сразу после запуска двигателя.

Согласно пояснениям, аварийное отключение питания с места водителя необходимо для обеспечения оперативного реагирования на возникновение пожарной опасности и сохранения жизни и здоровья персонала.

Температурные датчики в моторном отсеке, ПЖД, на ретардере с выводом индикации на панель приборов дают возможность оперативного реагирования на повышение температуры, в т.ч. критическое, что позволяет предотвратить возникновение пожара или предупредить выход из строя автобуса на длительный срок по причине критического для работоспособности перегрева узлов и агрегатов.

Выдвижная подножка необходима для ускорения посадки - высадки пассажиров в условиях чрезвычайных ситуаций. В пояснениях отмечается, что командно-штабные учения показали, что отсутствие подножки при посадке пожилых людей и детей (члены семей работников) увеличивает время посадки-высадки более чем на 1 мин./автобус, что в условиях повышенных отрицательных внешних воздействий имеет жизненно важное значение. Кроме того, выход из автобуса в условиях неподготовленных площадок, прежде всего в зимнее время, приводит к падению, а в условиях отсутствия передвижного полевого госпиталя может быть критическим для здоровья.

Относительно крепления зеркал на выносных опорах типа «заячьи уши» в пояснениях отмечено, что данный элемент пассивной безопасности, повышает безопасность перевозки пассажиров, т.к. водитель не отвлекается от контроля дорожной ситуации: обзор вокруг автобуса осуществляется через лобовое стекло, а в случае стандартного применения зеркал - через боковые окна. Время отвлечения от дорожной ситуации при движении со скоростью 90 км/ч составляет не менее 2 сек. (взгляд в боковое окно, оценка ситуации, возвращение взгляда на дорогу и оценка ситуации впереди). За это время, на которое водитель отвлекается от дороги, автобус проезжает 50 метров, со скоростью 90 км/час, что в условиях движения в колонне является критически большим расстоянием.

Более того, в разъяснениях, размещенных в ЕИС, также указано, что крепление зеркал заднего вида на выносных опорах типа «заячьи уши» позволяет увеличить угол обзора с водительского места и уменьшить время, необходимое водителю для получения информации о ситуации вокруг автобуса.

Указание максимальной массы не более 19 500 кг Заказчик обосновывает тем, что разрешенная максимальная масса - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав. (Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения. Общие положения.»)

Требованием приложения № 5 к техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. № 877) определена возможность эксплуатации автобусов максимальной массой более 18 000 кг при условиях получения соответствующего разрешения в соответствии с пунктом 3.2 указанного регламента.

Требование межсервисного интервала: не менее 20 000 км продиктовано исключительно экономической эффективностью перевозок: ближайшие станции технического обслуживания автобусов класса II, категории М3 располагаются в г. Тольятти и в г. Нижний Новгород, т.е. на расстоянии 270 км и 690 км. Учитывая расстояние и время проведения ТО, время, которое автобус будет отсутствовать, составляет не менее 3-х рабочих дней. При пробеге в 200 000 км количество ТО при межсервисном интервале 15 000 км составляет 13 ТО, при межсервисном интервале 20 000 км - 10 ТО. Таким образом кроме прямых затрат на проведение ТО (замена фильтров, технологических жидкостей и т.д.), автобус исключается из хозяйственной деятельности на 9 рабочих дней каждые 200 000 км. На этот период предприятие вынуждено привлекать для осуществления перевозок подрядную организацию и оплачивать ей услуги по предоставлению подменного транспорта, т.е. нести дополнительные затраты. Принимая во внимание эксплуатацию 8-ми автобусов по данной процедуре закупки, простой составляет 72 рабочих дня. Т.е. разница в 5 000 км при межсервисном ТО восьми автобусов приводит к потере финансовых средств в сумме 2130000 рублей, плюс стоимость выполнения работ и запчастей при выполнении 3 ТО в сумме 45 000 рублей, т.е. около 2 500 000 рублей каждые 200 000 км пробега без учета удорожания расходных материалов.

Данный довод не был опровергнут Заявителем.

На основании вышеизложенного и в соответствии с ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «ЕвроАзия» на действия заказчика – Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Балаковская атомная станция» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на Поставка автобусов пассажирских Higer KLQ 6119TQ (или аналог), используемых для групповых перевозок (извещение № 32110736846) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны