Предупреждение б/н Предупреждение АО "Ситиматик" от 14 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

В Саратовское УФАС России в порядке передачи по подведомственности из Государственной жилищной инспекции Саратовской области поступило заявление ООО

«УК «Лада» о нарушении АО «Ситиматик» п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившемся в необоснованном отказе от заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) напрямую с жителями многоквартирных домов (МКД), расположенных по адресу: Саратовская обл., г. Балашов, ул. Ленина, д. 21А и 21Б, а также в незаконном выставлении счетов в адрес ООО «УК

«Лада» за вывоз ТКО МКД, расположенных по адресу: Саратовская обл., г. Балашов, ул. Ленина, д. 21А и 21Б.

Как следует из представленных материалов, 29.05.2022 состоялись общие собрания собственников помещений МКД № 21А и № 21Б по ул. Ленина в г. Балашове в форме очно-заочного голосования (далее – Собрание собственников).

На повестку Общего собрания собственников, в том числе, был вынесен вопрос

№ 10 об утверждении тарифа по оплате услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД.

По итогам состоявшихся Собраний собственников были вынесены:

  • Протокол № 1 от 29.05.2022 внеочередного общего собрания собственников жилых и нежилых помещений, проводимом в очно-заочной форме, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Ленина, д. 21 А (далее – Протокол № 1 МКД № 21А);
  • Протокол № 1 от 29.05.2022 внеочередного общего собрания собственников жилых и нежилых помещений, проводимом в очно-заочной форме, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Ленина, д. 21Б (далее

– Протокол № 1 МКД № 21Б).

Согласно вынесенным Протоколам МКД № 1 № 21А и № 21Б, по вопросу № 10 было принято решение «оплачивать коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям потребляющими ресурс для личного пользования (энергоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение и вывоз ТБО) осуществляется собственниками и нанимателями жилья напрямую ресурсоснабжающим организациям, в полном объеме».

Из заявления следует, что Протоколы № 1 МКД № 21А и № 21Б были направлены в адрес АО «Ситиматик», которое их проигнорировало и продолжило начислять плату за вывоз ТКО ООО «УК «Лада», при этом также направляя платежные документы некоторым собственникам помещений этих же МКД.

Из письменных пояснений АО «Ситиматик» следует, что у АО «Ситиматик» отсутствовали основания для заключения с собственниками помещений МДК, расположенных по адресу: Саратовская обл., г. Балашов, ул. Ленина, д. 21А и 21Б, договоров на оказание услуг по обращению с ЖКХ, поскольку Собрание собственников в нарушение ч. 2 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) не включило в повестку собрания вопрос об оплате коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям, в том числе за вывоз твердых бытовых отходов (ТБО). Кроме того, из письменных пояснений АО «Ситиматик» следует, что в Протоколах МКД

№ 21А и № 21А отсутствует решение о заключении собственниками помещений МКД, действующими от своего имени, договоров на оказание услуг непосредственно с Региональным оператором.

Согласно копиям писем АО «Ситиматик» от 23.08.2022 № 18150, от 13.11.2022

№ 23074/22, от 06.12.2022 № 25313/22 указанная позиция сообщалась в ООО «УК «Лада». Направление указанных писем побудило собственников помещений МКД № 21А и№ 21Б по ул. Ленина в г. Балашове провести 29.10.2022 заседание инициаторов собрания, проведенного 29.05.2022 и выборного органа совета дома МКД (далее – Собрание инициаторов), в повестку которого был включен вопрос о разъяснении по собранию, проведенному 29.05.2022.

По итогам состоявшихся Собраний инициаторов были вынесены:

  • Протокол № 2 от 29.10.2022 заседания инициаторов собрания, проведенного 29.05.2022 и выборного органа совета дома многоквартирного дома, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Ленина, д. 21А (далее – Протокол № 2 МКД

№ 21А);

  • Протокол № 2 от 29.10.2022 заседания инициаторов собрания, проведенного 29.05.2022 и выборного органа совета дома многоквартирного дома, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Ленина, д. 21Б (далее – Протокол № 2 МКД

№ 21Б).

Согласно вынесенным Протоколам МКД № 2 № 21А и № 21Б было принято решение дать четкое разъяснение по принятому решению по Протоколам МКД № 1 № 21А и № 21Б: начислять, выставлять, принимать плату по выставленным счетам – по прямым договорам, заключенным между собственниками любого помещения (жилого и не жилого) и ресурсоснабжающей организацией, в том числе по вывозу ТБО.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируются в том числе: Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ); Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления); Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила); Соглашения от 23.01.2018 № 1 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Соглашение № 1); Соглашения от 20.06.2018 № 2 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Соглашение № 2).

В соответствии с абз. 21 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Согласно абз. 26 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно абз. 27 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с Соглашениями № 1, 2, заключенным между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовский области и АО «Управление отходами», по результатам конкурсного отбора АО «Управление отходами» было определено в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности 1, 2).

20.04.2021 АО «Управление отходами» было переименовано в АО «Ситиматик».

Таким образом, АО «Ситиматик» является Региональным оператором Саратовской области по обращению с отходами.

Учитывая изложенное, АО «Ситиматик» занимает доминирующее положение с долей 100% в границах Саратовской области, в связи с чем довод АО «Ситиматик» об отсутствии в Протоколах МКД № 21А и № 21А решения о заключении собственниками помещений МКД, действующими от своего имени, договоров на оказание услуг непосредственно с Региональным оператором, является несостоятельным, поскольку в Протоколах МКД № 21А и № 21А указано решенние «оплачивать коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям потребляющими ресурс для личного пользования (энергоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение и вывоз ТБО) осуществляется собственниками и нанимателями жилья напрямую ресурсоснабжающим организациям, в полном объеме».

По этой причине, на основании ст. 5 Закона о защите конкуренции, АО «Ситиматик» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме регулируются жилищным законодательством.

Согласно пп. 4.4 п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе на общем собрании принять решение о заключении от своего имени, в порядке, установленном Кодексом, договора о предоставлении коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Кодекса.

Пунктом 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 ст. 157.2 ЖК РФ, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.

По решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 46

ЖК РФ.

Следовательно, независимо от способа управления домом, ЖК РФ предусматривает право собственников помещений в многоквартирном доме на общем собрании принять решение о заключении с поставщиком прямых договоров на оказание коммунальных услуг. Протоколы МКД № 1 № 21А и № 21Б не были оспорены и не были признаны недействительными, вследствие чего являются основанием для заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Согласно абз. 3 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2

«О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. Необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Тем самым, собственники помещений в многоквартирных домах относятся к неопределенному кругу потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение на рынке.

АО «Ситиматик» ограничивает права собственников, предусмотренные ст. 44, ст. 175.2 ЖК РФ, а именно право на оплату услуг по обращению с ТКО напрямую АО

«Ситиматик».

Кроме того, действия АО «Ситиматик» по отказу от заключения прямых договоров об оказании услуг по обращению с ТКО, решение о заключении которых было принято по итогам состоявшихся Собраний собственников, ущемляют интересы ООО «УК «Лада», так как приводят к понуждению ООО «УК «Лада» на совершение неправомерных действий по выставлению счетов за услуги по обращению с ТКО собственникам, решившим осуществлять прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, действия АО «Ситиматик», результатом которых является или может являться ущемление интересов собственников МКД, расположенных по адресу: Саратовская обл., г. Балашов, ул. Ленина, д. 21А и 21Б, и ООО «УК «Лада» в сфере предпринимательской деятельности, выразившиеся в необоснованном отказе от заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО напрямую с жителями МКД и незаконном выставлении счетов на оплату коммунального ресурса по теплоснабжению в адрес управляющей организации, нарушает требования п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях АО «Ситиматик» признаков нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, Саратовское УФАС России предупреждает АО «Ситиматик» о необходимости прекращения указанных действий путем:

-        отзыва писем от 23.08.2022 № 18150, от 13.11.2022 № 23074/22, от 06.12.2022№ 25313/22, направленных в адрес ООО «УК «Лада», в которых сообщалось о том, что в Протоколах МКД № 21А и № 21А отсутствует решение о заключении собственниками помещений МКД, действующими от своего имени, договоров на оказание услуг непосредственно с Региональным оператором;

- выставлять счета на оплату услуг по обращению с ТКО собственникам помещений МКД по адресу: Саратовская обл., г. Балашов, ул. Ленина, д. 21А и 21Б.

Указанные действия должны быть совершены в течение 10 дней с момента получения предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны