Предписание (комиссия) б/н Предупреждение АО "Ситиматик" от 11 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

В Саратовское УФАС России поступило заявление ИП С. (далее также – Заявитель) о нарушении АО «Ситиматик» (далее также – Региональный оператор) антимонопольного законодательства Российской Федерации, выразившемся в навязывании невыгодных условий договора, касательно места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) и способа коммерческого учета ТКО (далее — Заявление).

Рассмотрев Заявление, а также письменные пояснения, представленные АО «Ситиматик», Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и материалы, Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – Комитет), Саратовским УФАС России установлено следующее.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как следует из изложенного, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

  1. доминирующее положение хозяйствующего субъекта;
  2. совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);
  3. недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;
  4. наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Указанная позиция также изложена в разъяснениях Президиума ФАС России № 8 «О применении положений ст. 10 Закона о защите конкуренции», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 11.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2  «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Пленум № 2) по смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с п. 3, 4 ст. 1 и абз. 2 п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (  монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий.

В соответствии с абз. 21 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Согласно абз. 26 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления оператор по обращению с ТКО - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно абз. 27 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления региональный оператор по обращению с ТКО -  оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с Соглашением № 2, заключенным между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовский области и АО «Управление отходами», по результатам конкурсного отбора АО «Управление отходами» было определено в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Саратовской области (Зона деятельности 2).

Согласно п. 4 Соглашения № 2 в Зону деятельности 2 Регионального оператора вошел в том числе Саратовский муниципальный район.

20.04.2021  АО «Управление отходами» было переименовано в АО «Ситиматик».

Из Заявления и прилагаемых к нему материалов следует, что ИП С. владеет на праве собственности земельными участками, расположенными по адресу: г. Саратов, Вольский тракт и расположенными на них зданиями – территория ТК «Мебель Молл». Количество арендаторов в зданиях постоянно меняется.

Между АО «Ситиматик» и ИП С. 02.10.2018 заключен договор № 99/411/0005432 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее – Договор).

Согласно п. 5.1 Договора, стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее – Правила № 505), расчетным способом исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления при наличии собственной контейнерной площадки, исключающей доступ третьих лиц.

В соответствии с таблицей № 1 «Объём и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО)» приложения № 1 к Договору (далее – Таблица № 1), договор заключался в отношении объекта ИП С., расположенного по адресу: 410007, Саратовская обл., г. Саратов, ул. им. Чехова А.П., д. 2. Объем принимаемых ТКО составил 547 м. куб./год. Периодичность вывоза ТКО – ежедневно.

В соответствии с таблицей № 2 «Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» для объекта ИП С. был указан адрес места (площадки) накопления ТКО, а именно 410007 , Саратовская обл., г. Саратов, ул. им. Чехова А.П., д. 2. Количество контейнеров – 2, вместимость 0,75 м3.

Согласно Дополнительному соглашению к Договору от 11.03.2023 (далее – Соглашение от 11.03.2023), пункты Договора были дополнены следующей информацией:

  1. Пункт 1.4 Договора: Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении объектов, расположенных в Зоне деятельности 2 по адресу: Саратовская обл., Саратовский р-н, Вольский тракт, б/н - с 13 марта 2020 г.;
  2. Пункт 2.1 Договора: Под расчетным периодом по настоящему Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по Зоне деятельности 1 - по, цене в размере утвержденного постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31 июля 2018 года № 28/1 (в редакции от 19 декабря 2019 года № 45/43) единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 1; по Зоне деятельности 2 - по цене в размере утвержденного постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30 декабря 2019 года № 48/1 единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 2.».

Кроме того, согласно Соглашению от 11.03.2023, Таблица № 1 была дополнена объектом «Мебельный центр Мебель Март», расположенным по адресу: 410506 , Саратовская обл., Саратовский р-н, Вольский тракт, б/н. Объем принимаемых ТКО составил 413,4 м.куб./год. Периодичность вывоза ТКО – 1 раз в неделю (пт). В свою очередь Таблица № 2 была дополнена информацией о местонахождении контейнерной площадки (410506, Саратовская обл., Саратовский р-н, Вольский тракт, б/н), о количестве контейнеров (1 шт.), о вместимости (объеме) контейнера (7,8 м3).

Согласно сведениям, представленным Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и Комитетом, контейнерная площадка, расположенная по адресу: 410506, Саратовская обл., Саратовский р-н, Вольский тракт, б/н, внесена в Реестр мест (площадок) накопления ТКО, а также в Территориальную схему обращения с отходами Саратовской области.

Из Заявления также следует, что в апреле 2022 года ИП С. заключил договор с очередным арендатором ИП Р., расположившей свой магазин «Правда» на территории ТК «Мебель Молл», при этом количество и объем контейнеров на контейнерной площадке, а также периодичность их вывоза не изменились.

С ноября 2022 года Региональный оператор начал выставлять в адрес ИП С. счета на оплату по торговому магазину «Правда», исходя из нормативов накопления ТКО.

По мнению ИП С., АО «Ситиматик» в одностороннем порядке внесены изменения в Договор, касательно способа коммерческого учета ТКО, путем добавления расчета по нормативу образования ТКО.

Согласно письменным пояснениям АО «Ситиматик», на основании поступивших документов был установлен факт принадлежности ИП С. объекта – торгового павильона «Правда», расположенного по адресу: 410080, Саратовская обл., г.о. город Саратов, г. Саратов, п. Расково, тракт Вольский, д. 2Г, площадью 439 кв.м.

Из пояснений представителя АО «Ситиматик» следует, что указанный вывод был сделан Региональным оператором на основании заявки ИП Р. на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Позднее ИП Р., отказываясь от предложенного к заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО, представила копию Дополнительного соглашения к договору аренды, заключенному между ИП С. и ИП Р., согласно которой в указанный договор добавлялся пункт 2.4.13, в соответствии с которым ИП С. предоставляло контейнерную площадку для складирования ТКО.

В ходе рассмотрения Заявления установлено, что ни в договоре аренды, ни в дополнительном соглашении к нему не указывался адрес места расположения, предоставляемой ИП Р. контейнерной площадки.

Представитель АО «Ситиматик» не отрицал факт выставления счетов ИП С. на оплату по торговому магазину «Правда».

Из письменных пояснений АО «Ситиматик» следует, что письмом от 08.11.2022 № 23348 в адрес ИП С. было направлено Дополнительное соглашение к Договору (далее – Соглашение от 19.10.2022).

Согласно Соглашению от 19.10.2022 в Договор предлагалось внести следующие изменения:

  1. Пункт 1.4 Договора дополнить текстом в следующей редакции: Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении объекта, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Саратов, п. Расково, тракт Вольский, д. 2Г – 29.04.2022 ;
  2. Пункт 1.1 Договора изложить в следующей редакции: Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», расчетным способом исходя из (указать нужное):
  1. количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления при наличии собственной контейнерной площадки, исключающей доступ третьих лиц: да;
  2. нормативов накопления ТКО, установленных приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, действующий в соответствующий расчетный период выраженных в количественных показателях объема: да.

3. Пункт 5.1 Договора изложить в следующей редакции: В случае коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов в соответствии с пп.2 п.4.1. настоящего договора, расчет количества твердых коммунальных отходов Потребителя осуществляется по следующей формуле: Q тко = ∑ Q j тко где: Q jтко- количество ТКО за расчетный период на j-объекте Потребителя, м3.

Количество твердых коммунальных отходов на каждом объекте Потребителя, на котором образуются твердые коммунальные отходы, рассчитывается по формуле: Qj тко = Kj× 1/12 Nj где:

Qj тко- количество ТКО за расчетный период на j-объекте Потребителя, м3;

Kj - количество расчетных единиц для j-объекта, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории объектов;

Nj- норматив накопления ТКО, установленный приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, действующим в соответствующий расчетный период.

Также согласно Соглашению от 19.10.2022 Таблица № 1 была дополнена объектом

Торговый павильон «Правда», расположенным по адресу: Саратовская обл., г. Саратов, п. Расково, тракт Вольский, д. 2Г. площадью 439 кв. м. Норматив накопления ТКО составил 0,59 м.куб./год, после 01.10.2022 – 0,26 м.куб./год. Объем принимаемых ТКО составил 259,01 м.куб., после 01.10.2022 – 114,14 м.куб. Периодичность вывоза ТКО – не определена. В свою очередь Таблица № 2 была дополнена информацией о местонахождении контейнерной площадки общего пользования (Саратовская обл., г. Саратов, п. Расково, тракт Вольский, д. 2Г), о количестве контейнеров (4 шт.), о вместимости (объеме) контейнера (1,1 м3).

Согласно пояснениям представителя ИП С., Соглашение от 19.10.2022 не подписано в связи с несогласием производить учет объема твердых коммунальных отходов расчетным способом исходя из нормативов накопления ТКО, установленных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, действующий в соответствующий расчетный период, выраженных в количественных показателях объема, а также в связи с несогласием с использованием указанной в Таблице № 2 контейнерной площадки общего пользования.

Кроме того, представитель ИП С. пояснила, что ранее адрес места расположения ТК «Мебель Молл» не был конкретизирован – отсутствовало указание на номер дома. Объект Торговый павильон «Правда» расположен на территории ТК «Мебель Молл», вследствие чего объем, образуемых в нем ТКО, уже был включен в Договор, установленный контейнер объемом 7,8 м3 также рассчитан на прием ТКО, образуемых в Торговом павильоне «Правда».

В ходе рассмотрения заявления, АО «Ситиматик» не представлено доказательств, указывающих на правомерность направления в адрес ИП С. Соглашения от 19.10.2022 , вносящего в Договор изменения, устанавливающие производство учета объема ТКО в соответствии с Правилами № 505, всеми предусмотренными расчетными способами, а также дополняющего Таблицы № 1 и 2 информацией о контейнерной площадке общего пользования.

Таким образом, Заявителю навязываются невыгодные условия Договора, касающиеся расчетного способа учета объема ТКО и использования контейнерной площадки общего пользования.

Кроме того, согласно п. 4.3.2 Договора потребитель обязан обеспечивать складирование ТКО в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему Договору.

Согласно пп. а п. 13 Формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — Форма типового договора), потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Таким образом, Договор не соответствует Форме типового договора, поскольку из него исключено условие о том, что место накопления ТКО определенно договором на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Кроме того, согласно п. 1 Формы типового договора, который также установлен в Договоре, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Конституции РФ поддержка конкуренции является основой конституционного строя Российской Федерации. Государство запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции РФ).

В ст. 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав участников гражданских правоотношений согласно которым:

  • не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (п.1 ст.10 ГК РФ);
  • добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст.10 ГК РФ).

В свою очередь, антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и направлено на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

При этом обеспечение экономического равенства участников гражданских отношений невозможно без ограничения прав и возможностей лиц, обладающих существенной рыночной властью.

В связи с чем антимонопольным законодательством также определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и ( или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Состав злоупотребления доминирующим положением охватывает как действия доминирующего хозяйствующего субъекта, ограничивающие конкуренцию, так и действия, которые не приводят к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, но ущемляют интересы других лиц.

Согласно абз. 1 п. 11 Пленума № 2, антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Саратовским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по обращению с ТКО на территории Саратовской области.

В результате проведенного анализа было установлено, что АО «Ситиматик» занимает на территории Саратовской области доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО.

Таким образом, действия АО «Ситиматик» по навязыванию расчетного способа учета объема ТКО и использования контейнерной площадки общего пользования, содержат признаки недобросовестности.

При таких обстоятельствах действия АО «Ситиматик» содержат признаки нарушения п. 3  ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях АО «Ситиматик» признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10  Закона о защите конкуренции и на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, Саратовское УФАС России предупреждает АО «Ситиматик» о необходимости прекращения указанных действий путем:

  • отзыва письма от 08.11.2022 № 23348, которым в адрес ИП С. было направлено Соглашение от 19.10.2022;
  • урегулирования с ИП С. существенных условий Договора, касающихся расчетного способа учета объема ТКО, контейнерной площадки, а также объектов, участвующих в образовании ТКО;
  • приведения Договора в соответствие с требованиями пп. а п. 13 Формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156;
  • проведения разъяснительной работы с сотрудниками АО «Ситиматик», направленной на недопущение изложенных в настоящем предупреждении действий, в том числе путем ознакомления с данным предупреждением.

Указанные действия должны быть совершены в течение 10 дней с момента получения предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны