Предупреждение №6914/22 Предупреждение ООО "СПГЭС" о прекращении действий (бездейств... от 21 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

В Саратовское УФАС России поступило заявление ООО «Элвиком СБ» (далее также – Заявитель) о нарушении ООО «СПГЭС» ч. 1 с. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившемся в уклонении от заключения договора энергоснабжения (далее – Заявление).

Из Заявления следует, что 15.06.2022 ООО «Элвиком СБ» обратилось в ООО «СПГЭС» для заключения договора энергоснабжения в отношении нежилых помещений, располагающихся на первых этажах многоквартирных жилых домов (МКД) по адресу: г. Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., д. 92А (кадастровый номер 64:48:000000:113769) и д. 92Б (кадастровый номер 64:48:050380:705).

Во исполнение требований п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), ООО «Элвиком СБ» для заключения договора предоставило ООО «СПГЭС» правоустанавливающие и иные документы заявителя, а также документы, подтверждающие право собственности на данные нежилые помещения.

Документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора, ООО «Элвиком СБ» представить в ООО «СПГЭС» не смогло в связи с их отсутствием, поскольку приобрело помещение у бывшего собственника.

При этом ООО «Элвиком СБ» предоставило в ООО «СПГЭС» копии документов, полученных от управляющих компаний ТСЖ «Чернышевского 92А» и ТСЖ «Чернышевского 92Б», осуществляющих управление МКД по адресу: г. Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., д. 92А и д. 92Б, а именно: копии технических условий для присоединения к электрическим сетям; договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; актов разграничения балансовой принадлежности электросетей.

ООО «СПГЭС», рассмотрев заявление ООО «Элвиком СБ» о заключении договора энергоснабжения, указало в письме от 17.06.2022 на возможность рассмотрения заявления ООО «Элвиком СБ» только при наличии в его составе документов, подтверждающих технологическое присоединение данных объектов энергоснабжения, расположенных в указанных нежилых помещениях. При этом из данного письма ООО «СПГЭС» следует, что представленные в составе заявления ООО «Элвиком СБ» копии документов от управляющих компаний ТСЖ «Чернышевского 92А» и ТСЖ «Чернышевского 92Б» относились к МКД, а не к указанным нежилым помещениям.

Между тем, по мнению Заявителя, отказ ООО «СПГЭС» в заключении договора энергоснабжения является неправомерным, так как в силу п. 37 Основных положений документы, подтверждающие технологическое присоединение, могут не представляться в случае отсутствия таких документов у заявителя.

В ходе рассмотрения Заявления, а также представленных материалов, было установлено следующее.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как следует из изложенного, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Указанная позиция также изложена в разъяснениях Президиума ФАС России № 8 «О 2022-7505 применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 11.

Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с п. 3, 4 ст. 1 и абз. 2 п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий.

Согласно Аналитическому отчету по результатам проведения Саратовским УФАС России анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в административных границах города Саратова, доля ООО «СПГЭС» в пределах границ балансовой принадлежности электрических сетей ЗАО «СПГЭС» на территории города Саратова составила 100%.

Таким образом, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции ООО «СПГЭС» обладает признаками доминирующего положения на розничном рынке электрической энергии (мощности) в административных границах города Саратова.

Следовательно, ООО «СПГЭС» подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные ст. 10 Закона о защите конкуренции. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с абз. 2 п. 37 Основных положений при отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение в установленном порядке к электрическим сетям энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, и (или) разграничение балансовой принадлежности, гарантирующий поставщик не вправе отказать заявителю в заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и вправе самостоятельно запрашивать и безвозмездно получать недостающие документы и информацию у сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены указанные энергопринимающие устройства.

Из письменных пояснений ООО «СПГЭС» следует, что письмо с отказом в заключении договора энергоснабжения (далее — Письмо) было направлено в адрес ООО «Элвиком СБ» 19.08.2022. При этом, в нем указывалось, что согласно информации, представленной ЗАО «СПГЭС» в письме от 11.08.2022 № 6521, в нежилых помещениях ООО «Элвиком СБ», располагающихся на первых этажах МКД по адресу: г. Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., д. 92А (кадастровый номер 64:48:000000:113769) и д. 92Б (кадастровый номер 64:48:050380:705), отсутствует технологическое присоединение в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора энергоснабжения.

Также из письменных пояснений ООО «СПГЭС» следует, что согласно имеющимся в распоряжении ООО «СПГЭС» документам, максимальная мощность, выделенная для энергопринимающих устройств МКД, составляет 387,5 кВт, в том числе мощность, выделенная на нежилые помещения – 34,67 кВт.

Кроме того, в письменных пояснениях ООО «СПГЭС» отмечается, что мощность, выделенная на нежилые помещения, полностью распределена между их собственниками, при этом нежилые помещения ООО «Элвиком СБ» в их число не входят.

Технологическое присоединение ряда нежилых помещений, расположенных в указанных МКД, осуществлялось по самостоятельным техническим условиям, вследствие чего мощность для их энергопринимающих устройств выделялась отдельно.

В ходе рассмотрения Заявления представитель ООО «Элвиком СБ» пояснила, что эксплуатируемые ими нежилые помещения были приобретены в 2007 году, при этом электроснабжение данных нежилых помещений осуществлялось как до, так и после их приобретения. До своего банкротства в 2021 году управление указанными МКД осуществляло ТСЖ «Бриз», в которое ООО «Элвиком СБ» вносило плату за потребленную электроэнергию.

Присутствующий при рассмотрении Заявления председатель ТСЖ «Чернышевского 92Б» подтвердила, что в настоящее время эксплуатируемые ООО «Элвиком СБ» нежилые помещения подключены к электроснабжению, однако ТСЖ «Чернышевского 92Б» не может принимать плату за потребленную электроэнергию, поскольку не является поставщиком электроэнергии.

Вместе с тем, несмотря на указанные ООО «СПГЭС» обстоятельства, ООО «Элвиком СБ» фактически пользуется электроэнергией в принадлежащих ему нежилых помещениях, расположенных в МКД, надлежащее технологическое присоединение которых не оспаривается.

При этом, Саратовское УФАС России отмечает, что в Письме в качестве основания отказа в заключении договора энергоснабжения указана только информация об отсутствии технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора энергоснабжения, что опровергается представителями ООО «Элвиком СБ» и ТСЖ «Чернышевского 92Б».

В соответствии с п. 5 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным. Аналогичные нормы установлены п. 28 Основных положений в отношении договора энергоснабжения.

В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. С учетом изложенного, гарантирующий поставщик не вправе отказаться от заключения договора с потребителем, за исключением случаев, предусмотренных

Основными положениями. ООО «СПГЭС» является гарантирующим поставщиком по договорам энергоснабжению, следовательно, осуществляет деятельность на рынке оказания коммунальных услуг по энергоснабжению. ООО «СПГЭС» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по энергоснабжению в границах нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, находящихся в зоне его деятельности как гарантирующего поставщика.

Учитывая изложенное, установлено, что нежилые помещения ООО «Элвиком СБ» фактически присоединены к сетям электроснабжения, вследствие чего у ООО «СПГЭС» отсутствуют препятствия для заключения договора энергоснабжения.

В связи с наличием в действиях ООО «СПГЭС» признаков нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически или технологически не обоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), Саратовское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «СПГЭС» о необходимости прекращения указанных действий в путем:

- неукоснительного соблюдения требований Основных положений при заключении договора энергоснабжения с потребителями, энергопринимающие устройства которых находятся в зоне деятельности ООО «СПГЭС»;

- в случае выражения намерения со стороны ООО «Элвиком СБ» заключить договор энергоснабжения на принадлежащие ему нежилые помещения МКД по адресу: г. Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., д. 92А и д. 92Б., повторно рассмотреть заявку ООО «Элвиком СБ» с учетом изложенной позиции Саратовского УФАС России.

Указанные действия должны быть совершены в течение 10 дней с момента получения предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Примечание.

Согласно ч. 5 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В соответствии с ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Связанные организации

Связанные организации не указаны