Решение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 1-80/ов от 13 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 1-80/ов

 

28 ноября2016 года                                                                                               г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

  1. руководитель управления, Председатель Комиссии;
  2. заместитель руководителя управления, член Комиссии;
  3. старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 1-80/ов по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и АО «», статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"(далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

11.12.2015 в Саратовское УФАС России поступило заявление (далее –, заявитель) (исх. № 217 от 11.12.2015)на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (далее – Минтранс СО) и АО «» при проведении электронного аукциона № 0160200006815000034 "Выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, мостов и мостовых переходов, находящихся в государственной собственности области, за счет средств областного дорожного фонда» (далее – Аукцион).

В ходе анализа представленных документов и информации, а также нормативно-правовой базы установлено следующее.

23.11.2015 извещение о проведении электронного аукциона № 0160200006815000034 было опубликовано государственным заказчиком – Минтрансом СО на официальном сайте закупок Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

Объектом закупки, согласно извещению № 0160200006815000034, являлось
выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, мостов и мостовых переходов, находящихся в государственной собственности области, за счет средств областного дорожного фонда. Строительство автодороги "Озинки - Перелюб" на участке отмыкание на п. Новозаволжский граница Перелюбского района в Озинском районе Саратовской области.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 71 763 844,00 руб.

Дата и время начала подачи заявок – 23.11.2015 19:10, дата и время окончания подачи заявок – 09.12.2015 09:00.

В соответствии с условиями извещения № 0160200006815000034, сроки поставки товара, выполнения работы или оказания услуги – начало с момента заключения контракта, окончание 30 декабря 2015 года.

На участие в Аукционе было подано три заявки, одна из которых была впоследствии отозвана заявителем:

Ценовое предложение АО «» составило 71 046 205, 56 руб., ценовое предложение ООО «» - 71 405 024, 78 руб.

28.12.2015 по результатам Аукциона Минтрансом с АО «» был заключен  Государственный контракт № 01602000068150000340627157-01, на выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, мостов и мостовых переходов, находящихся в государственной собственности области, за счет средств областного дорожного фонда; наименование объекта: строительство автодороги «Озинки-Перелюб» на участке отмыкания на п. Новозаволжский – граница Перелюбского района в Озинском районе Саратовской области (далее – Государственный контракт).

Согласно информации, представленной       , а также информации, представленной Прокуратурой Саратовской области (исх. № 7/1-695-2012 от 11.01.2016), работы, выполнение которых предусмотрено Государственным контрактом, начали осуществляться АО «» до заключения Государственного контракта, а также до определения победителя электронного аукциона № 0160200006815000034, то есть до 14.12.2015.

Материалами проведенной Прокуратурой Саратовской области проверки (исх. № 7/1-695-2012 от 11.01.2016), было установлено, что  до заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, мостов и мостовых переходов, находящихся в государственной собственности области, за счет средств областного дорожного фонда; наименование объекта: строительство автодороги «Озинки-Перелюб» на участке отмыкания на п. Новозаволжский – граница Перелюбского района в Озинском районе Саратовской области, АО « » производило подготовительные работы к строительству вышеуказанной автомобильной дороги, в том числе завоз строительных материалов, необходимых для выполнения работ (песок, щебень), подготовку строительной площадки. Данные обстоятельства, установленные ОП в составе МО МВД России «Дергачевский» Саратовской области, подтверждаются материалами произведенной сотрудниками полиции фотофиксации участка автодороги, на котором предполагалось проведение строительных работ, по состоянию на 02.12.2015 и на 11.12.2015, а также письменными объяснениями сотрудников ООО « », генерального директора АО «Автогрейд» и сотрудников АО « », а также протоколом осмотра места происшествия от 02.12.2015 и протоколом осмотра места происшествия от 11.12.2015, имеющимися в материалах дела. Так, согласно письменным объяснениям, полученным помощником прокурора Озинского района 04.12.2015 (до проведения торгов), руководителем АО « », в связи с объявлением 23.11.2015 Минтрасом СО аукциона на проведение работ по строительству участка автомобильной дороги «Озинки-Перелюб», было принято решение о начале заготовки инертных материалов, а именно: песка и щебни, а также переброски техники и жилых вагончиков. 27.11.2015 были завезены трубы для строительства искусственных сооружений и перевезена техника с жилыми вагончиками. Решение было принято на основании того, что АО « » является потенциальным участником будущего аукциона, который состоится 14.12.2015.

Согласно Объяснениям работника ООО « », полученным помощником прокурора Озинского района 15.12.2015, 12.11.2015 генеральный директор АО « » и ООО « » заключили договор на поставку продукции (песка) № 20/11-1, в соответствии с которым ООО « » поставляет песок, а АО « » на условиях самовывоза принимает соответствующую продукцию. Предмет поставки (песок) находится в карьере «гора синяя», расположенном на территории Озинского района, между п. Озерский Озинского района Саратовской области и р.п. Озинки Озинского района Саратовской области. Поставка продукции осуществляется с 12.11.2015 по 31.12.2015. Фактический вывоз песка АО « » закончили 11.12.2015.

Согласно протоколу осмотра места происшествия от 02.12.2015, направленному Прокуратурой Саратовской области (исх. № 7/1-695-2012 от 11.01.2016), на участке дороги, расположенном в 2,5 км.северо-восточнее с. Солянка в сторону с. Покровка Перелюбского района Саратовской области, имеется дорожная техника АО « » и осуществляется складирование щебня и песка. Данный факт подтверждается материалами фотосъемки. При этом, на фотоснимках видно, что работы ведутся с использованием техники, на которой имеется логотип АО « ».

В соответствии с объяснениями работников АО " ", полученными сотрудниками ОП в составе МВД России «Дергачевский» до проведения аукциона, сотрудники АО « » осуществляли сдвиг в кучу песка и щебня.

Согласно протоколу осмотра места происшествия от 11.12.2015, на участке местности расположения АО " " – полевой выездной стан установлено, что на участке  дороги, расположенном в 2,5 км северо-восточнее с. Солянка в сторону с. Покровка Перелюбского района, находится большое скопление сыпучих материалов: щебня и песка. Завоз щебня осуществляется из г. Ершова, песка – из карьера "Синяя гора". Завоз щебня осуществляется АО " " своей техникой. Тяжелая дорожная техника на момент осмотра стояла на полевом стане. Около участка дороги, который ожидает ремонт, складируется белый песок, из карьера "Синяя гора". Трактор с ковшом осуществляет сдвиг белого песка в одну большую кучу. Около данной кучи песка в 30 м. расположены 17 труб  для водостока. Данный факт подтверждается материалами фотосъемки.

АО " " были представлены счет-фактуры:

- с ООО " "№ 236 от 07.12.2015 на песок природный, карьерный  4200 т.

- с ООО " "№ 238 от 29.12.2015 на песок природный, карьерный  1674 т.

- с ООО " " № 32 от 30.12.2015 на щебень фр 40х70 доставка до с. Солянка  690,87 т.;

- с ООО " " № 30 от 18.12.2015 на щебень фр 40х70 доставка до с. Солянка  1329,48 т.;

- с ООО " " № 27 от 04.12.2015 на щебень фр 40х70 доставка до с. Солянка  168 т.;

- с ООО " " № 28 от 11.12.2015 на щебень фр 40х70 доставка до с. Солянка  168 т.

Также АО « » были представлены транспортные накладные грузоотправитель ООО " ", грузополучатель АО " " в соответствии с которыми осуществлялась поставка щебня 40х70 в период с 02.12.2015 по 30.12.2015.

Указанные доказательства фиксируют факт выполнения АО « » работ по состоянию на определенные даты, предшествующие дате проведения торгов, и подтверждают то, что фактически производство работ по строительству автомобильной дороги "Озинки - Перелюб" на участке отмыкание на п. Новозаволжский граница Перелюбского района в Озинском районе Саратовской области было начато до заключения муниципального контракта по результатам аукциона, то есть до 28.12.2015.

Материалами дела на основании результатов прокурорской проверки, установлено, что до завершения торгов на право заключения муниципального контракта на выполнение работ строительству автодороги «Озинки-Перелюб» на участке отмыкания на п. Новозаволжский – граница Перелюбского района в Озинском районе Саратовской области, АО « » выполнялись на соответствующем участке автодороги подготовительные работы, завоз строительных материалов (в частности, песка и щебня), размещалась строительная техника .Учитывая, что данные работы являются необходимым этапом строительства объекта и предусмотрены ведомостью объемов работ, являющейся приложением № 5 к Государственному контракту (в частности, глава 1 и глава 2 ведомости объемов работ), при этом, влекут для подрядной организации соответствующие затраты на производство самих работ и приобретение материалов, для выполнения таких подготовительных работ необходимо наличие соответствующих оснований, а именно, заключенного контракта с заказчиком выполнения работ. В то же время, на период выполнения этих работ (02.12.2015, 11.12.2015) победитель торгов на право заключения соответствующего государственного контракта в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», определен не был.

Согласно Государственному контракту, в целях реализации подпрограммы «Модернизаций и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Саратовской области» государственной программы Саратовской области «Развитие транспортной системы до 2020 года» Подрядчик (АО « ») принимает на себя обязательства по выполнению дорожно-строительных работ в качестве генерального Подрядчика по объекту: Строительство автодороги «Озинки-Перелюб» на участке отмыкания на п. Новозаволжский – граница Перелюбского района в Озинском районе Саратовской области (1-ый этап ПКЗ+86-ПК50+46) в соответствии с проектной документацией, утвержденной Распоряжением Минтранса СО № 01-02-09/194 от 23.11.2015, а Государственный Заказчик (Минтранс СО) берет на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Государственного контракта.

В соответствии с п. 1.4 Государственного контракта, Подрядчик обязуется в соответствии с Контрактом завершить все работы и сдать в установленном порядке Объект пригодным в эксплуатацию, в сроки, установленные п. 5.1 Контракта.

При этом, согласно п. 5.1 Государственного контракта, календарные сроки выполнения работ по Объекту и сроки завершения отдельных этапов работ определяются Календарным графиком (Приложение 1). Начало выполнения – с момента заключения Контракта. Окончание работ – 30 декабря 2015 года.

Таким образом, Подрядчик должен был осуществить выполнение всех работ по Государственному контракту в течение 3 календарных дней.

Согласно п. 19.1 Государственного контракта, Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Контракту, но не позднее 31 декабря 2015 года, или до его расторжения в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. Истечение срока действия Контракта не освобождает Стороны от ответственности за неисполнение обязательства по настоящему контракту.

Однако, согласно п. 7.4 Государственного контракта, Государственный Заказчик и уполномоченные лица в установленном порядке обязаны провести ежемесячную приемку выполненных работ и услуг. В соответствии с п. 8.19 Государственного контракта, Подрядчик обязан пригласить Государственного Заказчика и/или уполномоченных лиц для промежуточной приемки выполненных работ в очередной месяц работ до 20 числа каждого календарного месяца.

Управление Государственным контрактом от имени и по поручению Государственного Заказчика в соответствии с Государственным заданием осуществляет государственного бюджетное учреждение Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства». Дирекция принимает участие в регулировании вопросов исполнения Контракта, своими приказами, согласованными с Государственным Заказчиком, формирует штат специалистов, выполняющих строительный контроль (контроль за строительством Объекта) и приемку выполненных объемов работ по Контракту, именуемых в дальнейшем уполномоченными лицами. Уполномоченные лица обязаны осуществлять ежемесячную приемку выполненных работ в соответствии с Проектом, с оформлением двусторонних Актов (форма № КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), являющихся основанием для проведения взаиморасчетов и оплаты работ.

Таким образом, приемка выполненных работ, по условиям заключенного Государственного контракта, должна была проводиться в срок, когда он уже должен был быть исполнен.

Согласно п. 1.3 Государственного контракта, Подрядчик (АО « ») обязуется на основании утвержденной проектной документации (Проекта) разработать техническую документацию в соответствии с разделом 6 Контракта.

В соответствии с п. 6.1 раздела 6 Государственного контракта (Проектная и техническая документация), на основании и в соответствии с переданным Государственным Заказчиком Проектом Подрядчик должен разработать проект производства работ, включающий технологические карты, регламентирующие технологию отдельных видов работ с целью обеспечения их надлежащего качества.

Согласно абз. 1 п. 6.2 Государственного контракта, до начала производства работ Подрядчик обязан представить проект производства работ на согласование Государственному Заказчику или Дирекции.

При этом, согласно п. 7.1 Государственного контракта, Проект должен быть передан Дирекцией Подрядчику по акту приема-передачи.

Таким образом, разработка проекта производства работ должна была осуществляться АО « » после передачи ГБУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» проектной документации.

В соответствии с актом приема-передачи, представленным Минтрансом (исх. № 03-02-02/3512 от 27.10.2016), ГБУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», как заказчик-застройщик 28.12.2015 передал АО « » как подрядчику следующую проектную документацию: Т.2.1 (1) Утверждаемая часть. Пояснительная записка; Т.2.2 (1) Утверждаемая часть. Чертежи, ведомости; Т. 2.7 (1) Сводный сметный расчет. Сводная ведомость объемов работ; Т.3.1 (1) Рабочие чертежи. Автомобильная дорога; Т.3.2 (2) Рабочие чертежи. Проектные поперечные профили; Т.6 (2) Переустройство ВЛ 10 кВ.; Т. 7 книга 1 (3) Сметная документация; Т.7 книга 2 (3) Сметная документация; Т. 3.1 (корректировка) (3) Автомобильная дорога; Т.9.1 (корректировка) (3) Сводный сметный расчет. Локальные сметные расчеты. Ведомость объемов работ.

Согласно представленному Минтрансом (исх. № 03-02-02/3512 от 27.10.2016) проекту производству работ, данный документ состоит из следующих разделов: пояснительная записка, карта-схема проектируемой автомобильной дороги; ведомость объемов работ; календарный график; ведомость реперов; ресурсы: машины и оборудование; технологическая карта: возведение насыпи земляного полотна; технологическая карта: устройство дренирующего слоя основания автомобильных дорог; технологическая карта: устройство морозозащитного слоя основания дорог;технологическая карта: устройство прослойки из геотекстиля «Дорнит 200»; технологическая карта: устройство основания из фракционного щебня по способу заклинки; технологическая карта: укрепление кюветов щебнем; технологическая карта: устройство искусственных сооружений (труба) на ПК 20+10; технологическая карта: устройство искусственных сооружения (труба) на ПК 14=73; технологическая карта: устройство металлического барьерного ограждения; технологическая карта: установка дорожных знаков; технологическая карта: установка сигнальных столбиков; потребность материалов; основные требования по технике безопасности при производстве дорожно-строительных работ; экологические мероприятия.

При этом, на разделах технологическая карта: возведение насыпи земляного полотна; технологическая карта: устройство дренирующего слоя основания автомобильных дорог; технологическая карта: устройство морозозащитного слоя основания дорог; технологическая карта: устройство прослойки из геотекстиля «Дорнит 200»; технологическая карта: устройство основания из фракционного щебня по способу заклинки; технологическая карта: укрепление кюветов щебнем; технологическая карта: устройство искусственных сооружений (труба) на ПК 20+10; технологическая карта: устройство искусственных сооружения (труба) на ПК 14=73; технологическая карта: устройство металлического барьерного ограждения; технологическая карта: установка дорожных знаков; технологическая карта: установка сигнальных столбиков стоит пометка «Разработана ноябрь 2015 года», то есть до определения победителя Аукциона, а также до заключения Государственного контракта.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Минтранс, как государственный заказчик, знал о проведении АО « » работ до определения победителя Аукциона и до заключения Государственного контракта, поскольку проектная документация могла быть передана подрядной организации только заказчиком или ГБУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства».

В соответствии с пояснительной запиской (раздел 1 проекта производства работ), строительство автомобильной дороги 1-й этап ПК 3+86-ПК50+46 предусмотрено в 2015-2016 г., однако, согласно Государственному контракту, срок его исполнения – 31.12.2015.

Таким образом, проект производства работ предусматривает сроки выполнения работ по строительству автодороги «Озинки-Перелюб», превышающие сроки исполнения Государственного контракта.

Согласно п. 2.2 раздела 9 проекта производства работ «Технологическая карта. Устройство дренирующего слоя основания автомобильных дорог», п. 2.2. раздела 10 проекта производства работ «Технологическая карта. Устройство морозозащитного слоя основания автомобильных дорог», песок доставляют на объект автомобилями-самосвалами в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя заданной толщины с учетом коэффициента запаса на уплотнение.

В соответствии с п. 2.2 раздела 11 проекта производства работ «Технологическая карта: устройство прослойки из геотекстиля «Дорнит 200», перед устройством щебеночного слоя должны быть выполнены следующие работы, в том числе – приготовлен щебень в необходимом объеме.

Таким образом, работы по доставке на объект песка и щебня предусмотрены проектом производства работ, то есть должны быть выполнены после заключения Государственного контракта.

Согласно разделу 7 «Ресурсы: машины и оборудование» проекта производства работ по строительству автодороги «Озинки-Перелюб» на участке отмыкания на п. Новозаволжский – граница Перелюбского района в Озинском районе Саратовской области (1-ый этап ПК 3+86 – ПК 50+46), в состав машин и оборудования, необходимых АО «Автогрейд» для выполнения работ по строительству указанной автодороги был включен асфальтоукладчикVogeleSuper 1800 177 л.с. 19300 кг., 2006 года выпуска, принадлежащий АО « » на праве аренды по договору № 365-2364 от 22.03.2006.

Договор № 365-2364 от 22.03.2006 был заключен ЗАО « », Комитетом по управлению имуществом Саратовской области и Комитетом по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области, преемником которого является Минтранс, без получения согласия антимонопольного органа и без проведения торгов. Согласно данному договору ЗАО « » было передано в аренду движимое имущество, являющееся областной собственностью, закрепленное за государственным учреждением (организацией) на праве оперативного управления: каток ДУ-84, 2002 года выпуска, инвентарный номер <...> , заводской № 561, двигатель № 20093594, балансовой стоимостью 931160 рублей; распределитель литого асфальта, 2001 года выпуска, инвентарный номер <...> , заводской № 2001133, балансовой стоимостью 3366000 рублей; автогрейдер ДЗ-98В, 2000 года выпуска, инвентарный № 01302012, государственный номерной знак АЕ 6972, заводской № 2672, двигатель № 0083381, балансовой стоимостью № 3250000 рублей; автомобиль ВАЗ-21093, 2003 года выпуска, инвентарный номер <...> , государственный номерной знак В 651 МС, заводской № 3392364, двигатель № 352233, балансовой стоимостью 152000 рубля; автомобиль ГАЗ-3110, 1999 года выпуска, инвентарный № 01501899, государственный номерной знак В 704 СС, заводской № 0272439, двигатель № 0096918, балансовой стоимостью 386370 рублей; автомобиль УАЗ-3909, 2000 года выпуска, инвентарный № 01501988, государственный номерной знак В 524 СЕ, заводской № 000971, двигатель № 0103325, балансовой стоимостью 159608 рублей; автогрейдер ДЗ-98В, 1998 года выпуска, инвентарный № 01301593, государственный номерной знак АЕ 2508, заводской № 1697, двигатель № 98042638, балансовой стоимостью 2532000 рублей; асфальтосмесительная установка ДС-168, 1999 года выпуска, инвентарный № 01301829, заводской № 9712014, балансовой стоимостью 8019000 рублей; каток ДУ-64, 1998 года выпуска, инвентарный № 01301632, заводской № 115, балансовой стоимостью 1012800 рублей; асфальтоукладчик ДС-191, 2000 года выпуска, инвентарный № 01301776, государственный номерной знак АЕ 8727, заводской № 510, двигатель № 055259, балансовой стоимостью 3402000 рублей; асфальтоукладчик ДС-191, 2000 года выпуска, инвентарный номер <...> , государственный номерной знак АЕ 2509, заводской № 401, двигатель № 040218, балансовой стоимостью 3743750 рублей; грузовой автомобиль МерседерБенц 2228, 2000 года выпуска, инвентарный № 01501978, государственный номерной знак С 957 АЕ, заводской № 15358589, балансовой стоимостью 2144142 рублей;  автогудронатор ДС-39Б, 1998 года выпуска, инвентарный № 01301783, государственный номерной знак С 197 АО, заводской № 3434950, двигатель № 217105, балансовой стоимостью 550800 рублей; автомобиль КАМАЗ-53215, 2004 года выпуска, инвентарный № 01512296, государственный номерной знак У 006 УТ, двигатель № 740.13-260 2275753, кузов № 1904325, балансовой стоимостью 1812208 рублей; автокран КС-45717К1, 2005 года выпуска, инвентарный № 01512299, государственный номерной знак В 488 ОА, двигатель № 740.11-240 294293, кузов № 1923375, балансовой стоимостью 2651064 рублей; машина для ремонта дорог литого асфальта КАМАЗ-53215, 2004 года выпуска, инвентарный № 01512297, государственный номерной знак У 006 УК, двигатель № 740.13-260 2273860, кузов № 1902611, балансовой стоимостью 1812209 рублей; фреза дорожная ДС-197, 2005 года выпуска, инвентарный № 01312300, государственный номерной знак АЕ 8728, двигатель № 031820, заводской № 05004, балансовой стоимостью 4043900 рублей; асфальтоукладчикVogeleSuper, 2005 года выпуска, инвентарный № 01312340, государственный номерной знак АЕ 8882, двигатель VKU 107051M, заводской № 07820495, балансовой стоимостью 11676686 рублей; щебнераспределитель S 25/75, 2005 года выпуска, инвентарный № 0132344, балансовой стоимостью 5175785 рублей.

30.06.2014 между ЗАО « » и ГБУ СО «Дирекция автомобильных дорог» было заключено дополнительное соглашение к договору № 365-2364 о передаче в аренду движимого имущества, согласно которому владельцем передаваемого имущества стало выступать ГБУ СО «Дирекция автомобильных дорог».

Указанные действия АО « », Комитета по управлению имуществом Саратовской области и Минтранса, содержащие признаки нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции, явились основанием для выдачи Саратовским УФАС России в адрес названных лиц предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 02/2-313 от 27.01.2016).

11.02.2016 в результате выполнения указанного предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, между АО « » и ГБУ СО «Дирекция автомобильных дорог» было заключено соглашение о расторжении договора № 365-2364 о передаче в аренду движимого имущества, являющегося областной собственностью, закрепленного за государственным учреждением (организацией) на праве оперативного управления. Согласно данному соглашению, договор № 365-2364 о передаче в аренду движимого имущества, являющегося областной собственностью, закрепленного за государственным учреждением (организацией) на праве оперативного управления считается расторгнутым с момента его подписания.

Таким образом, на момент заключения Государственного контракта и до 11.02.2016 у АО « » на праве аренды находилось движимое имущество, являющееся областной собственностью и закрепленное за ГБУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», учредителем которого является Минтранс, на праве оперативного управления. При этом, данное имущество, входившее в состав машин и оборудования, необходимых АО « » для выполнения работ по строительству вышеупомянутой автодороги, было получено АО « » без проведения торгов, что привело к созданию АО « » преимущественных условий на заключение Государственного контракта, в отличие от ООО « ».

Согласно письму ГБУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» (исх. № 01-06/40 от 14.01.2016), направленному в адрес министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, по состоянию на 31.12.2015 работы по Государственному контракту не завершены и объект не может быть принят в эксплуатацию.

Согласно п. 12.1 Государственного контракта, за неисполнение и ненадлежащее исполнение настоящего контракта стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

В случае просрочки исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Государственным контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Государственным Заказчиком обязательств, предусмотренных Государственным контрактов, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) (п. 12.2 Государственного контракта).

В соответствии с информацией, представленной 14.04.2016 представителем Минтранса СО на заседание Комиссии Саратовского УФАС России по рассмотрению дела № 1-80/ов, Минтрансом СО в адрес АО « » была направлена претензия (исх. № 01-03-10/3772 от 05.04.2016). Согласно данной претензии, исходя из требований законодательства и условий заключенного контракта, общий размер пеней по составлению на 26 февраля 2016 года, подлежащих истребованию с подрядчика за нарушение исполнения обязательств по контракту, составляет 14 756 061 рубль 64 копейки.

Согласно исковому заявлению (исх. от 09.08.2016), представленному Минтрансом СО, Минтранс СО просит суд взыскать с АО « » пени за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту от 28 декабря 2015 года № 0160200006815000034-0627154-01 за период с 31.12.2015 по 09.08.2016 в размере 27 254 656 рублей 20 копеек.

В соответствии с письмом (исх. № 01-03-10/9550 от 03.08.2016), Минтранс СО просит АО « » дать согласие на оплату Минтрансом СО задолженности по Государственному контракту за выполнение работ в сумме, уменьшенной на сумму начисленных пеней за просрочку исполнения контракта.

Согласно письму (исх. № 611 от 09.08.2016), АО « » с удержанием суммы за выполненные работы на сумму начисленных штрафных санкций не согласно.

В соответствии со справкой о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 30.12.2015 (отчетный период с 28.12.2015 по 30.12.2015), актом о приемке выполненных работ № 1 от 30.12.2015, а также платежным поручением № 262713 от 30.12.2015, АО «» были оплачены работы по строительству автомобильной дороги «Озинки-Перелюб» на сумму 11 233 193 рубля 40 копеек.

Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат № 2 от 31.12.2015 (отчетный период с 28.12.2015 по 30.12.2015), акту о приемке выполненных работ № 2 от 31.12.2015, а также платежному поручению № 55997 от 29.04.2016, АО « » были оплачены работы по строительству автомобильной дороги «Озинки-Перелюб» на сумму 13 714 725 рублей 24 копейки.

Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат № 7 от 19.08.2016 (отчетный период с 26.07.2016 по 15.08.2016), АО « » были оплачены работы по строительству автомобильной дороги «Озинки-Перелюб» на сумму 2 506 256 рублей 28 копеек.

В соответствии с платежными поручениями № 484139 от 06.07.2016, № 699952 от 08.08.2016, № 699953 от 08.08.2016, АО « » были оплачены работы по строительству автомобильной дороги «Озинки-Перелюб» на сумму 2 426 940 рублей 46 копеек, 5 256 391 рубль 55 копеек и 12 061 511 рубль 97 копеек соответственно. 

Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат № 5 от 05.07.2016 (отчетный период с 25.06.2016 по 30.06.2016), акту о приемке выполненных работ № 5 от 05.07.2016, а также платежному поручению № 699954 от 08.08.2016, АО « » были оплачены работы по строительству автомобильной дороги «Озинки-Перелюб» на сумму 6 788 335 рублей 44 копейки.

В соответствии со справкой о стоимости выполненных работ и затрат № 4 от 24.06.2016 (отчетный период с 15.06.2016 по 24.06.2016), а также актом о приемке выполненных работ № 4 от 24.06.2016, АО « » были оплачены работы по строительству автомобильной дороги «Озинки-Перелюб» на сумму 7 683 332 рубля 1 копейка.

Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат № 3 от 17.06.2016 (отчетный период с 19.05.2016 по 14.06.2016), акту о приемке выполненных работ № 3 от 17.06.2016, а также платежному поручению № 484140 от 06.07.2016, АО « » были оплачены работы по строительству автомобильной дороги «Озинки-Перелюб» на сумму 6 573 059 рублей 54 копейки.

В соответствии со справкой о стоимости выполненных работ и затрат № 2 от 18.05.2016 (отчетный период с 30.04.2016 по 18.05.2016), актом о приемке выполненных работ № 2 от 18.05.2016, а также платежному поручению № 267172 от 06.06.2016, АО « » были оплачены работы по строительству автомобильной дороги «Озинки-Перелюб» на сумму 4 303 194 рубля 37 копеек.

Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 29.04.2016 (отчетный период с 31.12.2015 по 29.04.2016), акту о приемке выполненных работ № 1 от 29.04.2016, а также платежному поручению № 267173 от 06.06.2016, АО « » были оплачены работы по строительству автомобильной дороги «Озинки-Перелюб» на сумму 4 391 558 рублей 19 копеек.

В соответствии с пояснениями представителя Минтранса СО, работы АО « » по строительству автомобильной дороги «Озинки-Перелюб» были оплачены Минтрансом СО в полном объеме.

Таким образом, работы по строительству автомобильной дороги «Озинки-Перелюб» были полностью оплачены Минтрансом СО, несмотря на то, что АО « » были начислены пени за просрочку исполнения обязательств по Государственному контракту в размере 27 254 656 рублей 20 копеек, что создало АО « » преимущественные условия для выполнения Государственного контракта.

В период производства работ по строительству автомобильной дороги «Озинки-Перелюб» на участке отмыкания на п. Новозаволжский, ГБУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» в адрес АО « » было направлено 4 предписания об устранении нарушений правил производства дорожных работ – 12.01.2016, 28.04.2016, 21.06.2016 и 19.07.2016. Указанные нарушения АО « » были устранены, что подтверждается письмами АО « », направленными в адрес главного специалиста отдела строительства, ремонта и эксплуатации дорог ГБУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» (исх. № 22 от 15.01.2016,исх. № 353/1 от 16.05.2016, исх. № 336/1 от 11.05.2016, исх. № 467 от 27.06.2016).

В ходе рассмотрения дела № 1-80/ов Саратовским УФАС России участникам рынка производства работ по строительству автомобильных дорог предлагалось ответить, в том числе, на следующие вопросы:

а) за какой срок в зимнее время можно выполнить работы по строительству автодороги IV технической категории, протяжённостью 4,660 км., ширина проезжей части 6.0 м., ширина обочины 2,0 м., ширина укрепленной полосы обочины 0,5 м по типу дорожной одежды, ширина земляного полотна 10 м., ж/бетонные трубы - 2 шт., существующая полоса отвода – 19 м., ширина существующего землеполотна – 11-13 м., категория рельефапритрассовой полосы по сложности - II;

б) можно ли выполнить работы по строительству автодороги IV технической категории, протяжённостью 4,660 км., ширина проезжей части 6.0 м., ширина обочины 2,0 м., ширина укрепленной полосы обочины 0,5 м по типу дорожной одежды, ширина земляного полотна 10 м., ж/бетонные трубы -2 шт., существующая полоса отвода – 19 м., ширина существующего землеполотна – 11-13 м., категория рельефа притрассовой полосы по сложности – II, в зимнее время за 3 дня;

в) за какой срок в зимнее время можно выполнить объем работы, указанный в приложенных формах № КС-2;

г) можно ли выполнить объем работы, указанный в приложенных формах № КС-2 в зимнее время за 2-3 дня.

При этом, в качестве приложенных форм № КС-2 выступали формы № КС-2 № 1 от 30.12.2015 и № 2 от 31.12.2015, составленные в ходе выполнения работ по строительству автодороги «Озинки-Перелюб» на участке отмыкания на п. Новозаволжский – граница Перелюбского района в Озинском районе Саратовской области.

На данные запросы были получены следующие ответы.

Согласно письму ООО « » (исх. № 309 от 12.08.2016), работы по строительству автодороги IV технической категории, протяжённостью 4,660 км., ширина проезжей части 6.0 м., ширина обочины 2,0 м., ширина укрепленной полосы обочины 0,5 м по типу дорожной одежды, ширина земляного полотна 10 м., ж/бетонные трубы - 2 шт., существующая полоса отвода – 19 м., ширина существующего землеполотна – 11-13 м., категория рельефа притрассовой полосы по сложности – II в зимнее время можно выполнить за срок не менее одного месяца. За 3 дня указанные работы выполнить нельзя. Объем работ, указанный в формах № КС-2 в зимнее время можно выполнить за 7 дней (на сумму 11 233 193 рубля) и за 8 дней (на сумму 13 714 225 рублей). При этом, объем работ, указанных в формах № КС-2 в зимнее время за 2-3 дня выполнить нельзя.

В соответствии с письмом Строительной компании « » (исх. № 72 от 15.08.2016), работы по строительству автодороги IV технической категории, протяжённостью 4,660 км., ширина проезжей части 6.0 м., ширина обочины 2,0 м., ширина укрепленной полосы обочины 0,5 м по типу дорожной одежды, ширина земляного полотна 10 м., ж/бетонные трубы - 2 шт., существующая полоса отвода – 19 м., ширина существующего землеполотна – 11-13 м., категория рельефа притрассовой полосы по сложности – II за 3 дня нельзя выполнить ни в зимнее, ни в летнее время. Объем работ, указанный в формах № КС-2, по мнению Строительной компании « », невозможно выполнить за 3 дня ни в зимнее, ни в летнее время.

Согласно письму АО « » (исх. № 04/548 от 12.08.2016), работы по строительству автодороги IV технической категории, протяжённостью 4,660 км., ширина проезжей части 6.0 м., ширина обочины 2,0 м., ширина укрепленной полосы обочины 0,5 м по типу дорожной одежды, ширина земляного полотна 10 м., ж/бетонные трубы - 2 шт., существующая полоса отвода – 19 м., ширина существующего землеполотна – 11-13 м., категория рельефапритрассовой полосы по сложности – II в зимнее время можно выполнить за срок не менее 14 рабочих дней при наличии заготовленного песка и щебня, железобетонных изделий для строительства труб или заключенных контрактов на их поставку. Также, по мнению АО « », нужно иметь необходимое количество дорожно-строительной техники и людских ресурсов. За 3 дня в зимнее время, по мнению АО «Орелдорстрой», указанные работы выполнить нельзя. Объем работ, указанный в формах № КС-2 в зимнее время, при соблюдении всех строительных норм, а также технологий, можно выполнить не менее чем за 7 рабочих дней, при наличии одновременной работы не менее 5 специализированных звеньев: звено № 1 – земляное полотно; звено № 2 – отсыпка песчаного подстилающего слоя; звено № 3 – устройство щебеночного основания; звено № 4 и звено № 5 – строительство труб на ПК20=10 и ПК14+73. При этом, как указывает АО « », указанные в формах № КС-2 работы в зимнее время за 2-3 дня выполнить невозможно, так как только на нанесение обмазочной гидроизоляции согласно п. 6.15 ВСН 31-81 необходимо 2 дня.

Согласно информации, имеющейся в материалах дела № 1-80/ов о нарушении антимонопольного законодательства, ранее генеральным директором АО « »являлся    , который с 2006 по 2008 год являлся первым заместителем председателя Комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области по экономическим вопросам, с 2008 по 2010 – первым заместителем председателя Комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области, с 2010 по 2012 – первым заместителем министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области по дорожному комплексу, также в 2012 году   являлся председателем Комитета дорожного хозяйства Саратовской области.

В рамках рассмотрения дела № 1-80/ов Комиссией Саратовского УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции в необходимом объеме, в результате которого было установлено, что рынок производства работ по строительству автомобильных дорог являются конкурентными.

Продуктовые границы рынка, на котором установлены признаки нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», определены Комиссией как работы по строительству автомобильных дорог. Продуктовые границы рынка определены с учетом условий заключенного контракта и условий проектной документации. Работы по строительству автомобильных дорог нельзя заменить на иные работы, сопоставимые по техническим характеристикам, цене и иным факторам.

Географическими границами рынка определена территория Саратовской области, поскольку работы по строительству автомобильных дорог связаны с объектом работ, который не может быть перенесен на другую территорию. В связи с этим потребители работ,  имеют возможность приобрести (получить) работу исключительно по месту нахождения объекта работ и не имеют возможности приобрести работы на иной территории.

Аукцион проводился на строительство автомобильной дорогирегионального значения.

Таким образом, географическими границами рынка является территория Саратовской области.

Временные границы рынка определены периодом с 23.11.2015 (дата начала подачи заявок) по 31.08.2016 (дата подписания акта приемочной комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выполненных строительством (возведением), реконструкцией или капитальным ремонтом автомобильных дорог и дорожных сооружений).

Согласно ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно п. 3 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2014 № 246-П «Вопросы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области» (далее – Положение), министерство осуществляет организацию транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, функции в сфере управления и развития дорожного комплекса области, а также финансирование расходов по производству работ в дорожном комплексе в соответствии с Законом Саратовской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

В соответствии с п. 9 Положения, основными задачами Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области являются, в том числе: организация устойчивого функционирования дорожного комплекса области, эксплуатация (содержание, ремонт и капитальный ремонт) и развитие (строительство, реконструкция) автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории области, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или безвзимания платы, в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и потребностями в автомобильных перевозках; обеспечение эффективного управления государственной собственностью области в транспортном и дорожном комплексах области; содействие повышению эффективности работы организаций и индивидуальных предпринимателей транспортного комплекса и росту конкурентоспособности российских транспортных операторов на российском и зарубежном рынках транспортных услуг;участие в разработке и реализации государственных программ развития транспортного и дорожного комплексов области; осуществление в соответствии с федеральным законодательством и в пределах своей компетенции государственного регулирования, управления и контроля по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного и дорожного комплексов области; обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на финансирование расходов в сфере транспорта и дорожного хозяйства; организация осуществления мониторинга состояния автомобильных дорог и сооружений на них; осуществление закупок товаров, работ, услуг для эксплуатации и развития автомобильных дорог для государственных нужд области, финансирование этих работ, контроль за их выполнением и приемка.

В соответствии с п. 10 Положения, основными функциями Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, необходимыми для реализации Министерством возложенных задач, являются, в том числе: осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление в соответствии с законодательством строительного контроля по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, капитальном ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Саратовской области; осуществление мониторинга соблюдения правил по охране автомобильных дорог и сооружений на них и порядка их использования.

Согласно пояснениям, данным представителем АО « » 14.04.2016 в ходе рассмотрения дела № 1-80/ов, разрешение на складирование строительных материалов вдоль дороги «Озинки-Перелюб» АО « » не получало. При этом, представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области в ходе указанного рассмотрения дела № 1-80/ов указал, что Минтранс не располагал информацией о том, кем были заготовлены строительные материалы, складирующиеся вдоль дороги «Озинки-Перелюб».

Таким образом, Минтранс, обладая указанными полномочиями, а также являясь государственным заказчиком на выполнение работ по строительству автомобильной дороги «Озинки-Перелюб», должен был располагать информацией об указанных действиях АО « ».

Учитывая изложенное, Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела № 1-80/ов о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу, что  Министерством транспорта и дорожного хозяйства  Саратовской области и АО « » было заключено устное соглашение, заключение и участие в котором привели или могли привести к ограничению конкуренции, а в частности к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок производства работ по строительству автомобильных дорог.

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела № 1-80/ов о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и АО « » по статье 16 Закона о защите конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                                         

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны