Решение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 10-16/ов от 2 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 10-16/ов

 

2 февраля 2018 года г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

  1. заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
  2. начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
  3. старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 10-16/ов по признакам нарушения Администрацией Воскресенского муниципального района Саратовской области (413030, Саратовская обл., Воскресенский р-н, с. Воскресенское, ул. Шейна, д.34), МОУ «СОШ с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области» (413030, Саратовская обл., Воскресенский р-н, с.Воскресенское, ул.Крайняя, д.10), ГАУ «Агентство по повышению эффективности использования имущественного комплекса Саратовской области» (410056, Саратовская обл., г.Саратов, ул. им. Рахова В.Г., д.108) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании:

 

- представителя администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области (доверенность),

- представителя ГАУ «Агентство по повышению эффективности использования имущественного комплекса Саратовской области» (доверенность),

- представителя ГАУ «Агентство по повышению эффективности использования имущественного комплекса Саратовской области» (доверенность),

- представителя ГАУ «Агентство по повышению эффективности использования имущественного комплекса Саратовской области» (доверенность),

- представителя прокуратуры Саратовской области (доверенность),

- представителя министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области (доверенность),

- представителя ПАО «Ростелеком» (доверенность).

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление Прокуратуры Саратовской области (исх. № 7/1-10-2017 от 03.04.2017) на действия МОУ «СОШ с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области» (далее – МОУ «СОШ с. Воскресенское», Школа) и ГАУ «Агентство по повышению эффективности использования имущественного комплекса Саратовской области» (далее – Учреждение, Агентство) в связи с расторжением энергосервисного контракта № 0360300015916000003 от 10.10.2016, а также заключением МОУ «СОШ с. Воскресенское» с Учреждением договора на разработку проектной документации по техническому перевооружению системы теплоснабжения здания МОУ «СОШ с. Воскресенское» № 57/ПСД/26 от 29.12.2016 и договоров на проведение работ по техническому перевооружению системы теплоснабжения здания МОУ «СОШ с. Воскресенское» , № 5/ТПиР/1/31 от 29.12.2016, № 5/ТПиР/2/30 от 29.12.2016, № 5/ТПиР/3/27 от 29.12.2016, № 5/ТПиР/4/28 от 29.12.2016, № 5/ТпиР/5/29 от 29.12.2016.

В ходе анализа представленных документов и материалов было установлено следующее.

17.08.2016 Управлением образования администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области был объявлен открытый конкурс по извещению №0360300015916000003 на выполнение работ (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов системы теплоснабжения МОУ «СОШ с. Воскресенское». Начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 036 995,09 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 20.09.2016 №ПРЕ1, на участие в вышеуказанном конкурсе была подана одна заявка ГАУ «Агентство по повышению эффективности использования имущественного комплекса Саратовской области».

Решением № 06 от 28.09.2016 Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области (далее – Администрация) о согласовании заключения муниципального контракта с единственным поставщиком МОУ «СОШ с. Воскресенское» было согласовано заключение контракта с Агентством.

10.10.2016 между МОУ «СОШ с. Воскресенское» и Учреждением был заключен энергосервисный контракт № 0360300015916000003 на выполнение работ (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов системы теплоснабжения Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области» (далее – Контракт). Цена указанного контракта составила 12 983 934,21 рубля.

Согласно п. 13.2. Контракта, его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с положениями настоящего контракта.

Досрочное расторжение контракта может иметь место по соглашению сторон с возмещением понесенных убытков по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, либо в случае одностороннего отказа от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации (п. 13.2.1 Контракта).

Сторона, решившая расторгнуть настоящий контракт, направляет письменное уведомление другой стороне (п. 13.2.2 Контракта).

Вместе с тем, 11.11.2016 глава Воскресенского муниципального района Саратовской области, не являясь стороной по Контракту, направил в адрес Учреждения письмо с просьбой согласовать расторжение Контракта по соглашению сторон по причине того, что у МОУ «СОШ с. Воскресенское» отсутствует потребность в получении полного комплекса услуг (мероприятий), предусмотренных указанным контрактом.

23.11.2016 Учреждением в адрес главы Воскресенского муниципального района Саратовской области было направлено письмо (исх. № 1647-аэ от 23.11.206), в котором Учреждение выразило свое согласие на расторжение Контракта с возмещением фактически понесенных затрат, связанных с исполнением Контракта.

07.12.2016 Учреждением и МОУ «СОШ с. Воскресенское» было заключено соглашение о расторжении Контракта в связи с отсутствием потребности Заказчика в услугах, предусмотренных условиями Контракта.

По данным МОУ «СОШ с. Воскресенское» решение об отсутствии у Школы потребности в получении полного комплекта услуг, предусмотренных Контрактом, принимал учредитель – администрация Воскресенского муниципального района.

Одновременно, в своем письме (исх. № 200 от 14.09.2017) МОУ «СОШ с. Воскресенское» отмечает, что не обращалось в Администрацию по вопросу отсутствия потребностей в получении полного комплекта услуг.

При этом, по данным Администрации (исх. № 4706 от 18.09.2017) МОУ «СОШ с. Воскресенское» является самостоятельным юридическим лицом и только школа, как заказчик по энергосервисному контракту, наделено правом определять объем работ, выполнение которых необходимо. Администрация не наделена полномочиями по вмешательству в деятельность МОУ «СОШ с. Воскресенское».

Таким образом, расторжение Контракта по соглашению сторон было инициировано Администрацией (письмо Администрации от 11.11.2016), которая в свою очередь не является стороной Контракта, в связи, с чем не уполномочена на совершение действий, направленных на расторжение Контракта.

В соответствии с актом о приемке выполненных работ от 07.12.2016, Учреждением были выполнены следующие работы по Контракту – монтаж оборудования на открытой площадке.

В соответствии с соглашением о расторжении Контракта от 07.12.2016 Контракт был исполнен на сумму 1 951 446 рублей.

Согласно пояснениям Учреждения (исх.№1139-аэ от 15.08.2017) для целей реализации энергоэффективных мероприятий и закупки необходимого оборудования Агентством проведен запрос ценовых котировок по извещению № 31604123410, по итогам которого 04.10.2016 между Учреждением и ПАО «Ростелеком» был заключен договор на поставку продукции № 25/ЭС-П (котлы наружного размещения сдвоенных Micro New NR теплопроизводительностью 250, 300, 400 кВт с АСУ (2 этап)). Стоимость товара, согласно указанному договору, составила 1 527 500 рублей.

При этом, запрос ценовых котировок по извещению № 31604123410 был объявлен 22.09.2016, т.е. до заключения Агентством энергосервисного Контракта. Приложение №3 к проекту договора на поставку продукции, размещенного в извещении № 31604123410, содержит адрес и наименование объекта для поставки колов. Так, местом поставки оборудования - Micro New NR – 250 (сдвоенный 125+125) – 2 шт. является Саратовская область, Воскресенский район, с. Воскресенское, ул. Крайняя, д. 10 (МБОУ СОШ с. Воскресенское Воскресенского района).

Таким образом, Агентство имело намерение поставить котлы для МОУ «СОШ с. Воскресенское», обладало информацией об адресе их поставки, объявило запрос ценовых котировок на поставку котлов и заключило договор на поставку продукции № 25/ЭС-П с ПАО «Ростелеком» до заключения энергосервисного Контракта.

Указанные действия Учреждения возможно реализовать лишь при наличии между Учреждением, Администрацией и МОУ «СОШ с. Воскресенское» соглашения.

Кроме того, по данным прокуратуры Саратовской области (исх. №7/1-10-2017 от 03.04.2017), прокуратурой Воскресенского района Саратовской области было установлено, что поставка двух котлов газовых Мicro new NR-250 осуществлялись силами и средствами ПАО «Ростелеком».

В соответствии с письмом ПАО «Ростелеком» (исх. № 0811/05/1616-17 от 22.03.2017), представленным прокуратурой Саратовской области, Саратовским филиалов ПАО «Ростелеком» по договору № 25/ЭС-П от 04.10.2016 с Учреждением осуществлялась доставка товара (котел газовый Micro New 250 NR 2 штуки) до объекта: МБОУ СОШ с. Воскресенское по адресу: Саратовская область, Воскресенский район, с. Воскресенское, ул. Крайняя, д. 10.

Таким образом, затраты, понесенные Учреждением, составили 1 527 500 рублей, в то время как, в соглашении о расторжении Контракта значится сумма 1 951 446 рублей.

Разница между ценой работ по поставке котлов, выполненных ПАО «Ростелеком» и ценой работ, произведенных Учреждением в рамках энергосервисного Контракта составляет 423 946 рублей, что указывает на цель Агентства в получении прибыли путем лишь поставки котлов в МОУ «СОШ с. Воскресенское», а не выполнением всех предусмотренных Контрактом мероприятий.

Работы, поименованные в соглашении о расторжении Контракта, оплачены по платежному поручению № 8247 от 21.12.2016 в полном объеме.

Из объяснений начальника финансового управления Администрации Кривоноговой И.А. от 10.03.2017, представленных прокуратурой Воскресенкского района Саратовской области (исх. № 125-52п-2017/11702630010000037 от 11.09.2017), следует, что 21.12.2016 в финансовое управление поступила заявка на финансирование № 342, согласно которой по классификации МОУ «СОШ с. Воскресенское» - разрешено провести платеж на сумму 1 951 466 руб.

Денежные средства для этого платежа находились на счетах финансового управления и не являлись целевыми. После разъяснения объемов финансирования в финансовое управление поступило платежное поручение № 8247 на сумму 1 951 466 руб. и распоряжение главы Воскресенского муниципального района Саратовской области №348-р от 21.12.2016, в соответствии с которым финансовому управлению поручалось провести платежное поручение за выполнение работ по энергосбережению несмотря на приостановление операций по лицевым счетам МОУ «СОШ с. Воскресенское».

При этом необходимо отметить, что в соответствии с п.5.1 Контракта Исполнителем в результате исполнения Контракта должен обеспечиваться размер экономии тепловой энергии в натуральном выражении не менее 25,5225 Гкал и в денежном выражении не менее 65 184,98 руб. от годового приведенного потребления за календарный год, согласно Приложения №8.

Размер экономии тепловой энергии в натуральном выражении за период действия Контракта должен составить не менее 153,1350 Гкал и в денежном выражении не менее 391 109,88 руб.

Согласно п.2.1 Контракта в рамках настоящего Контракта Исполнитель выполняет работы (мероприятия), направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объекта теплоснабжения здания Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области» по адресу: 413030, Саратовская область, Воскресенский район, с. Воскресенское, ул. Крайняя, д. 10, в соответствии с Приложением №1, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, в свою очередь Заказчик оплачивает работы Исполнителю за счет средств, полученных от экономии расходов по оплате за энергетические ресурсы в результате реализации энергосберегающих мероприятий.

Согласно п. 5.17 Контракта дополнительная экономия энергетических ресурсов, составляющая положительную разницу между размером достигнутой в результате исполнения Контракта экономии в стоимостном выражении и размером экономии в стоимостном выражении, который должен обеспечиваться Исполнителем в соответствии с п.7.1. настоящего Контракта при условии учета факторов, влияющих на объем потребления энергетических ресурсов, распределяется между Сторонами в следующей пропорции:

– 1 % (Один процент) дополнительной экономии остается в распоряжении Заказчика;

– 99 % (Девяносто девять процентов) дополнительной экономии включается в размер платежа, подлежащего оплате Исполнителю.

Таким образом, соглашение о расторжении Контракта противоречит условиям контракта, в частности предмету Контракта, а именно выполнению работ (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объекта теплоснабжения здания Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области» по адресу: 413030, Саратовская область, Воскресенский район, с. Воскресенское, ул. Крайняя, д. 10, поскольку мероприятия, предусмотренные Контрактом не ограничиваются только поставкой котлов, а содержат, в том числе мероприятия по обследованию системы теплоснабжения здания МОУ «СОШ с. Воскресенское», формированию пакета документов, сбора информации об объекте, проектно-сметные работы, строительно-монтажные работы, демонтажные работы, работы по технологическому присоединению, строительный контроль, сдачу объекта, оборудования в эксплуатацию заказчику, достижение предусмотренного контрактом размера экономии и

техническое сопровождение.

А также действия МОУ «СОШ с.Воскресенское» по оплате работ по Контракту в размере 1 951 446 рублей противоречит установленным п.2.1 Контракта условиям, а именно: Заказчик оплачивает работы Исполнителю за счет средств, полученных от экономии расходов по оплате за энергетические ресурсы в результате реализации энергосберегающих мероприятий.

Из изложенного следует, что Администрации, совершая действия, выходящие за рамки ее полномочий - направляя 11.11.2016 в адрес Учреждения письмо с просьбой согласования расторжения Контракта, Учреждение, дав согласие на расторжение Контракта, а также МОУ «СОШ с. Воскресенское», подписав соглашение о расторжении Контракта, преследовали конкретную цель – расторжение Контракта с последующей оплатой выполненных работ в 100% объеме.

Кроме того, необходимо отметить, что п. 6 Технического задания (приложение №1 к Контракту) регламентированы плановые сроки выполнения работ по внедрению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности – с даты заключения контракта по согласованию между сторонами, но не позднее 2022 года.

В п.8 Технического задания указан перечень энергосберегающих мероприятий, который разделен на 8 этапов.

Под этапом №1 предусмотрено обследование системы теплоснабжения здания МОУ «СОШ с. Воскресенское», формирование пакета документов, сбор информации об объекте, разработка программы проведения мероприятий, который включает в себя сбор первичной информации, обследование объекта и местности, инструментальные замеры на объекте, геометрические замеры объекта, проведение опроса сотрудников, обследование наружных ограждающих конструкций, обследование системы отопления, обследование системы электро-, водоснабжения, обследование приборов учета энергоресурсов, осмотр вводов, обследование энергоемкого оборудования, анализ имеющейся проектной и технической документации, расчет теплоэнергетических параметров и нагрузок, определение энергоэффективности объекта, проработка и обоснование вариантов технических решений, разработка оптимальных обоснованных экономически целесообразных и эффективных функционально – технологических решений реконструкции объекта с учетом передового мирового опыта применения инновационных технологий и материалов.

Под этапом № 2 значатся проектно-сметные работы, которые включают в себя топосьемку местности, разработку проекта, согласование документации.

Этап № 3 – строительно-монтажные работы предусматривает демонтажные работы старого оборудования, монтаж внутреннего газооборудования, монтаж подводящего газопровода, монтаж насосного оборудования, монтаж и установка индивидуального источника тепловой энергии на газообразном топливе, монтаж теплообменного оборудования, монтаж газохода, обустройство дымоходов, монтаж электротехнической части, монтаж внутренних систем водоснабжения, монтаж тепловых сетей, частичный ремонт теплового узла, промывка внутренней системы отопления, пуско-наладочные работы, опрессовка.

Этап №4 – технологическое присоединение объекта к сети газораспределения.

Этап № 5 – строительный контроль.

Этап № 6- сдача объекта (этапа работ), оборудования в эксплуатацию заказчику.

Этап №7 – техническое сопровождение.

Этап №8- достижение предусмотренного контрактом размера экономии.

По информации, представленной в письме Учреждения (исх. № 687-аэ от 11.05.2017) при расторжении энегросервисного контракта не были учтены затраты на следующие мероприятия:

-на мероприятия согласно пп.1 п.8 Приложения №1 к энергосервисному контракту (под пп.1 значатся обследование системы теплоснабжения здания МОУ «СОШ с. Воскресенское», формирование пакета документов, сбор информации об объекте, разработка программы проведения мероприятий);

-на подготовительные работы в целях реализации мероприятий согласно пп.2 п.8 Приложения №1 к энергосервисному контракту (под пп.2 значатся проектно-сметные работы).

Общая стоимость неучтенных затрат составила 76 300,00 руб., в том числе, на мероприятия согласно пп.1 п.8 Приложения №1 к энергосервисному контракту – 18 000, 00 руб., на мероприятия согласно пп.2 п.8 Приложения №1 к энергосервисному контракту – 58 300,00 руб.

В ходе реализации мероприятия согласно пп.3 п.8 Приложения №1 к энергосервисному контракту (под пп.3 значится строительно-монтажные работы) было закуплено, доставлено и установлено на место последующего монтажа котельное оборудование, стоимость реализации указанного мероприятия составила 1 951 446,00 руб.

Из письма Учреждения (исх. №1139-аэ от 15.08.2017) фактически понесенные затраты по локальному сметному расчету состоят из:

-монтаж оборудования на открытой площадке (не подразумевает монтирование основания (каркаса) для установки котельного оборудования) – 26 788, 00 руб.,

-котельное оборудование – 1 924 658, 00 руб.

Как отмечает Учреждение, фактическая стоимость котельного оборудования составила 1 527 500,00 руб. При составлении локального сметного расчета были применены дополнительные коэффициенты на основании соответствующих сборников:

-временные здания и сооружения – 3,2%,

- прочие работы и затраты – 2,6%,

- непредвиденные затраты – 2%.

В частности, в указанные затраты входят затраты по обследованию объекта теплоснабжения, выезд специалистов и т.д.

При этом, как уже отмечалось, в соответствии с актом о приемке выполненных работ от 07.12.2016, Учреждением были выполнены работы по Контракту – монтаж оборудования на открытой площадке для МОУ «СОШ с.Воскресенкское» на сумму 1 951 446 рублей,

Кроме того, из акта о приемке выполненных работ от 07.12.2016 и пояснений Агентства можно сделать вывод о том, что Учреждение преступило к выполнению работ по монтажу оборудования на открытой площадке, минуя работы, предусмотренные этапами №№1-2 Технического задания.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что работы, предусмотренные этапом №2 выполнены частично в части сбора данных для разработки проектно-сметной документации. По ранее заключенному договору между Учреждением и ООО «Геоспецстрой» №5/СППСД от 06.10.2015 были собраны первичные данные и проведены обмеры объекта для разработки проектно-сметной документации.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что до начала исполнения Контракта Учреждение обладало информацией и сведениями, необходимыми для выполнения работ, предусмотренных этапами №№1-2, что создает преимущественные условия данному хозяйствующему субъекту при участии в открытом конкурсе по извещению № 0360300015916000003.

Также по данным прокуратуры Саратовской области после расторжения Контракта между МОУ «СОШ с. Воскресенское» и Учреждением был заключен договор от 29.12.2016 № 57/ПСД/26, цена договора – 368 507 рублей 42 копейки.

Предметом договора являлось выполнение работ по разработке проектной документации на техническое перевооружение системы теплоснабжения здания МОУ «СОШ с. Воскресенское».

В то же время, 29.12.2016 между МОУ «СОШ с. Воскресенское» и Учреждением был заключен ряд договоров на выполнение работ по техническому перевооружению системы теплоснабжения здания МОУ «СОШ с.Воскресенское»:

- договор № 5/ТПиР/1/31, цена договора – 272 507 рублей;

- договор № 5/ТПиР/2/30, цена договора – 320 452 рублей;

- договор № 5/ТПиР/3/27, цена договора – 362 511 рублей;

- договор № 5/ТПиР/4/28, цена договора – 364 944 рубля;

- договор №5/ТПиР/5/29, цена договора – 399 311 рублей.

Данные договоры содержат приложения в виде ведомостей объемов работ, локально сметных расчетов. Ведомостями объемов работ предусмотрены виды работ и необходимые материалы и оборудование.

Срок выполнения работ по договору № 57/ПСД/26 определен: в течении 130 (ста тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем получения предоплаты. Исполнитель имеет право выполнить работы досрочно.

Таким образом, срок исполнения обязательств учреждением по договору № 57/ПСД (разработка проектной документации на техническое перевооружение системы теплоснабжения здания МОУ «СОШ с. Воскресенское») составляет 130 календарных дней.

В связи с чем, заключение 29.12.2016 договоров № 5/ТПиР/1/31, № 5/ТПиР/2/30, № 5/ТПиР/3/27, № 5/ТПиР/4/28, № 5/ТпиР/5/29, содержащих в приложениях конкретные показатели видов работ, материалов и оборудования, невозможно при условии заключения договора № 57/ПСД/26 на разработку проектной документации на техническое перевооружение системы теплоснабжения здания МОУ «СОШ с.Воскресенское» в тот же день, поскольку определение предметов договоров, заполнение ведомостей объемов и работ по договорам № 5/ТПиР/1/31, № 5/ТПиР/2/30, № 5/ТПиР/3/27, № 5/ТПиР/4/28, № 5/ТпиР/5/29 возможно по итогам исполнения Агентством работ по договору № 57/ПСД/26, а именно по итогам разработки проектной документации на техническое перевооружение системы теплоснабжения здания МОУ «СОШ с. Воскресенское», поскольку необходимость приобретения конкретного оборудования и выполнения конкретных работ возможно определить лишь после разработки проектно-сметной документации.

Также необходимо отметить, что указанные договоры на общую сумму 2 088 205 рублей были заключены на условиях предоплаты в размере 100% цены договора и оплачены МОУ «СОШ с.Воскресенское» согласно платежным поручениям №8786 от 29.12.2016, № 8763 от 29.12.2016, №8767 от 29.12.2016, № 8769 от 29.12.2016, №8765 от 29.12.2016, №8764 от 29.12.2016 – в день их заключения.

Из протокола допроса свидетеля – директора Агентства от 15.06.2017, представленного прокуратурой Воскресенкского района Саратовской области (исх. № 125-52п-2017/11702630010000037 от 11.09.2017), следует, что необходимости получения денежных средств в декабре 2016 года у Учреждения не имелось, а также Учреждением не было инициировано заключение договоров с 100% оплатой.

Позднее, 07.02.2017 по итогам проведения Учреждением запроса ценовых котировок и на основании протокола № 31704700696-1 рассмотрения и оценки котировочных заявок от 31.01.2017 между Агенством и ООО «Альянс-СС» был заключен договор на подрядные работы №11/ЭС-СМР, согласно которому ООО «Альянс-СС» принял на себя обязанности по выполнению работ по техническому перевооружению системы теплоснабжения здания МОУ «СОШ с. Воскресенское». Срок выполнения работ определен по 14.04.2017, стоимость работ составляет 1 445 171,18 рублей.

При этом, необходимо отметить, что общая сумма договоров от 29.12.2016 № 5/ТПиР/1/31, № 5/ТПиР/2/30, № 5/ТПиР/3/27, № 5/ТПиР/4/28, № 5/ТпиР/5/29 на выполнение работ по техническому перевооружению системы теплоснабжения, заключенных между МОУ «СОШ с. Воскресенское» и Учреждением составляет 1 719 725 рублей, что на 274 553 рубля 82 копейки превышает цену договора, заключенного между Учреждением и ООО «Альянс-СС». Данное обстоятельство также подтверждает намерение Агентства получить прибыль путем исполнения работ по договорам, а не в рамках энергосервисного Контракта.

Из объяснения главы Воскресенкого муниципального района Саратовской области от 15.03.2017, представленного прокуратурой Воскресенкского района Саратовской области (исх. № 125-52п-2017/11702630010000037 от 11.09.2017), следует, что в 2016 году в бюджет Воскресенского муниципального района поступила дотация из бюджета области для проведении мероприятий по повышению энергетической эффективности имущественного комплекса.

В целях экономии, поскольку энергосервисный контракт предполагал длительную оплату и наличие денежных средств вышеуказанной дотации, энергосервисный контракт был расторгнут. Оплата по Контракту произведена по счету МОУ «СОШ с. Воскресенское» за счет средств дотации в связи с тем, что денежные средства дотации не могли быть потрачены на иные нужды кроме энергосбережения, и если бы не были потрачены в текущем году – то вернулись бы в областной бюджет. Путем расторжения энергосервисного контракта и заключения новых договоров были сэкономлены денежные средства.

Из объяснения и.о. заместителя главы администрации Воскресенского муниципального района от 13.03.2017, представленного прокуратурой Воскресенкского района Саратовской области (исх. № 125-52п-2017/11702630010000037 от 11.09.2017), также следует, что энергосервисный контракт был заключен в связи с получением Администрацией дотации, которая должна быть потрачена на мероприятия по энергоэффективности, направление ее на иные цели и неисполнение мероприятий по энергоэсбережению могли повлечь негативные последствия, невыдачу в дальнейшем подобных дотаций.

Также из объяснений следует, что акты выполненных работ по Контракту были подписаны директором МОУ «СОШ с. Воскресенское».

Аналогично 28.12.2016 в финансовое управление поступила заявка на финансирование № 347, согласно которой по классификации МОУ «СОШ с. Воскресенское» - разрешено провести платеж на сумму 2 088 205,42 руб.

29.12.2016 в финансовое управление поступили платежные поручения №№8763, 8764, 8765, 8767, 8768, 8769 для оплаты Агентству работ по договорам. На основании ранее указанного распоряжения главы Воскресенского района платежи были проведены.

Довод МОУ «СОШ с. Воскресенское» (письмо исх. № 186 от 23.08.2017) о том, что МОУ «СОШ с. Воскресенское» не подписывало документы по оплате контрактов не находит своего подтверждения, поскольку энергосервисный контракт заключен между МОУ «СОШ с. Воскресенское» в лице директора и Учреждением, в лице директора.

Контракт и все приложения, а также соглашение о расторжении от 07.12.2016 со стороны МОУ «СОШ с. Воскресенское» подписаны директором - Зайцевой Н.П. Кроме того, справка о стоимости выполненных работ и затрат от 12.12.2016, акт о приемке выполненных работ от 12.12.2016 подписаны со стороны Заказчика директором МОУ «СОШ с. Воскресенское». Также директором МОУ «СОШ с. Воскресенское» был утвержден локальный сметный расчет на сумму 1 951 446 руб.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Администрация, Учреждение и МОУ «СОШ с. Воскресенское» расторгнув энергосервисный Контракт, преследовали цель – заключить вышеуказанные договоры с Агентством и произвести 100% предоплату, предоставив тем самым Учреждению преимущественные условия.

Также в ходе рассмотрения дела было установлено, что п. 7 Технического задания Контракта предусмотрено, что Исполнитель должен обладать необходимым перечнем лицензий, допусков, разрешений необходимых для реализации энергосберегающих мероприятий на объекте в соответствии с Законодательством Российской Федерации.

Одновременно, исполнение договоров № 57/ПСД/26, № 5/ТПиР/1/31, № 5/ТПиР/2/30, № 5/ТПиР/3/27, № 5/ТПиР/4/28, № 5/ТпиР/5/29 возможно без установления требования к подрядчикам обладать необходимым перечнем лицензий, допусков, разрешений необходимых для реализации энергосберегающих мероприятий на объекте в соответствии с Законодательством Российской Федерации.

Таким образом, круг потенциальных исполнителей указанных договоров более широк, и не ограничивается только Агентством.

На основании изложенного Комиссия приходит к следующим выводам.

Действия администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области: по объявлению открытого конкурса по извещению № 0360300015916000003, по проведению данного конкурса, по инициированию расторжения Контракта; действия МОУ «СОШ с. Воскресенское»: по заключению энергосервисного контракта № 0360300015916000003 по итогам проведения конкурса, по расторжению Контракта, по отплате Учреждению выполненных работ в рамках исполнения Контракта с нарушением условий оплаты Контракты, по заключению договоров № 57/ПСД/26, № 5/ТПиР/1/31, № 5/ТПиР/2/30, № 5/ТПиР/3/27, № 5/ТПиР/4/28, № 5/ТпиР/5/29, по оплате 100% цены данных договоров; действия ГАУ «Агентство по повышению эффективности использования имущественного комплекса Саратовской области»: по проведению мероприятий по обследованию здания МОУ «СОШ с. Воскресенское» до начала проведения открытого конкурса по извещению № 0360300015916000003, по заключению Контракта, по выражению согласия в расторжении Контракта, по проведению запроса ценовых котировок по извещению № 31604123410 до момента заключения Контракта имели единую цель и были направлены на ограничение конкуренции на рынке реализации и установки отопительного оборудования, создание преимущественных условий деятельности Агентства и освоение бюджетных денежных средств в 2016 году, тогда как энергосервисным Контрактом было предусмотрено, что Заказчик оплачивает работы Исполнителю за счет средств, полученных от экономии расходов по оплате за энергетические ресурсы в результате реализации энергосберегающих мероприятий, а плановые сроки выполнения работ по внедрению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности были установлены с даты заключения контракта по согласованию между сторонами, но не позднее 2022 года.

В результате указанных согласованных действий Учреждение получило в общей сумме 4 039 651 рубль 42 копейки.

Вместе с тем, оплата Агентству работ по Контракту в сумме 1 951 446 руб., а также оплата 100% цены договоров № 57/ПСД/26, № 5/ТПиР/1/31, № 5/ТПиР/2/30, № 5/ТПиР/3/27, № 5/ТПиР/4/28, № 5/ТпиР/5/29 в размере 2 088 205 руб. в 2016 году были бы невозможны при условии исполнения Контракта.

Оплата выполненных работ по Контракту в 2016 году невозможна в силу п. 2.1 Контракта, которым предусмотрено, что Заказчик оплачивает работы Исполнителю за счет средств, полученных от экономии расходов по оплате за энергетические ресурсы в результате реализации энергосберегающих мероприятий.

При этом, МОУ «СОШ с. Воскресенское» не обеспечило эффективность финансовых вложений, проявила субъективный подход к выбору контрагента и не обеспечило равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что существенным образом влияет на конкуренцию.

Кроме того, 23.05.2017 МОУ «СОШ с. Воскресенское» направило в адрес Агентства претензию в связи с невыполнением условий договоров от 29.12.2016 № 57/ПСД/26, № 5/ТПиР/1/31, № 5/ТПиР/2/30, № 5/ТПиР/3/27, № 5/ТПиР/4/28, № 5/ТпиР/5/29 (исх. № 121 от 23.05.217), а именно нарушением сроков исполнения договоров. Вместе с тем, МОУ «СОШ с. Воскресенское» не обращалось с иском в суд для урегулирования возникшего спора, что также свидетельствует о наличии соглашения между МОУ «СОШ с. Воскресенское» и Агентством.

В рамках рассмотрения дела № 10-16/ов Комиссией Саратовского УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции в необходимом объеме, в результате которого было установлено, что рынок работ по реализации и установки отопительного оборудования является конкурентными.

Предметом закупки является право на поставку и установку котлов наружного размещения.

Временной интервал исследования определен периодом с 17.08.2016 (дата объявления открытого конкурса) по 11.12.2017

Географическими границами рынка являются границы Саратовской области.

Из открытых данных следует, что в указанный период времени на территории Саратовской области действовали следующие организации, осуществляющие деятельность в сфере производства котлов центрального отопления: АО «Сарэнергомаш», ООО «ЭЗОТ «Сигнал», ООО «Радон и К», ООО «ЗПГО», ООО «ПГК», ООО «Бош Отопительные Системы», ООО «Сигнал-Теплотехника», ООО «ТД «ПО Газаппарат», ООО «ПГК СТС», ООО «Энергокомплект-С», ООО ФПГ «Радон», ООО Завод «Первая Газовая Компания» а также ИП.

Кроме того, согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе, в следующем случае: осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

По содержанию указанная норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки. Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до 400 тыс. руб. каждая, в целях избежания конкурентных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения торгов.

Принимая во внимание тождественность предмета договоров, временной интервал, в течение которого заключены контракты, Комиссия приходит к выводу о наличии факта дробления указанных контрактов на сумму до 400 000 рублей в целях их заключения с конкретным поставщиком.

В результате заключения контрактов МОУ «СОШ с. Воскресенское» с Агентством, как с единственным подрядчиком, вышеназванный хозяйствующий субъект получили доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым был поставлен в преимущественное положение с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Одновременно, анализ договоров № 57/ПСД/26, № 5/ТПиР/1/31, № 5/ТПиР/2/30, № 5/ТПиР/3/27, № 5/ТПиР/4/28, № 5/ТпиР/5/29 следует, что их предметы технически и функционально дополняют друг друга, что позволяет говорить о том, что Заказчик целенаправленно заключил указанные договоры с единственным поставщиком, минуя проведения конкурентных процедур.

Данная позиция находит свое отражение в постановлении семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 по делу № А71-7605/2016.

Согласно ст. 16 Закона о защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Действия администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области: по объявлению открытого конкурса по извещению № 0360300015916000003, по проведению данного конкурса, по инициированию расторжения Контракта; действия МОУ «СОШ с. Воскресенское»: по заключению энергосервисного контракта № 0360300015916000003 по итогам проведения конкурса, по расторжению Контракта, по отплате Учреждению выполненных работ в рамках исполнения Контракта с нарушением условий оплаты Контракты, по заключению договоров № 57/ПСД/26, № 5/ТПиР/1/31, № 5/ТПиР/2/30, № 5/ТПиР/3/27, № 5/ТПиР/4/28, № 5/ТпиР/5/29, по оплате 100% цены данных договоров; действия ГАУ «Агентство по повышению эффективности использования имущественного комплекса Саратовской области»: по проведению мероприятий по обследованию здания МОУ «СОШ с. Воскресенское» до начала проведения открытого конкурса по извещению № 0360300015916000003, по заключению Контракта, по выражению согласия в расторжении Контракта, по проведению запроса ценовых котировок по извещению № 31604123410 до момента заключения Контракта являются согласованными и могут привести к ограничению доступа на рынок реализации и установки отопительного оборудования и создание преимущественных условий деятельности ГАУ «Агентство по повышению эффективности использования имущественного комплекса Саратовской области», содержат признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела № 10-16/ов о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, МОУ «СОШ с. Воскресенское Воскресенского района Саратовской области»), ГАУ «Агентство по повышению эффективности использования имущественного комплекса Саратовской области» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны