Решение б/н 10-18р от 11 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

 

27 сентября 2018 года г. Саратов

 

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

1.

<…>

  • председатель Комиссии;

2.

<…>

  • член Комиссии;

3.

<…>

  • член Комиссии,

рассмотрев дело № 10-18р по признакам нарушения п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившиеся в получении им на номер +<…> рекламного СМС-сообщения, следующего содержания:

«<…>! Получайте от банка всё самое лучшее с Мультикартой ВТБ: cash back до 10%, скидки от партнеров до 30%, бесплатные переводы и пополнение карты. Заполните заявку на сайте за 5 минут vtb.ru/mk_v1 ВТБ (ПАО)»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление гр. <…> (далее-Заявитель) о получении им 11 мая 2018 года на номер +<…> рекламного СМС-сообщения следующего содержания:

«<…>! Получайте от банка всё самое лучшее с Мультикартой ВТБ: cash back до 10%, скидки от партнеров до 30%, бесплатные переводы и пополнение карты. Заполните заявку на сайте за 5 минут vtb.ru/mk_v1 ВТБ (ПАО)».

Как следует из заявления гр. <…>., тарифами ПАО «Банк ВТБ» по пакету услуг «Мультикарта» предусмотрены дополнительные расходы, связанные с использованием данного пакета, не упомянутые в СМС - сообщении, в частности:

- 249 руб./мес. за обслуживание пакета услуг при невыполнении критериев бесплатного обслуживания;

- комиссия 1% от суммы снимаемых наличными в банкоматах иных банков денежных средств при невыполнении предусмотренных тарифами требований к ежемесячному обороту по счетам;

- комиссия 1000 руб. за выдачу наличных средств в кассах банка при сумме операции до 100000 руб.

По мнению Заявителя, указанная реклама содержит признаки нарушения п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Также Заявитель направил в Саратовское УФАС дополнительные сведения, из которых следует, что указанная выше реклама содержит признаки нарушения ч.7 ст. 5 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, и при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Так же в соответствии с п.2 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» объект рекламирования это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, информация следующего содержания: «<…>! Получайте от банка всё самое лучшее с Мультикартой ВТБ: cash back до 10%, скидки от партнеров до 30%, бесплатные переводы и пополнение карты. Заполните заявку на сайте за 5 минут vtb.ru/mk_v1 ВТБ (ПАО)» формирует интерес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - пакету услуг «Мультикарта» и к его продвижению на рынке, а следовательно, отвечает признакам рекламы.

Согласно п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

ПАО «Банк ВТБ» представило пояснения, из которых следует, что в силу того, что 11.04.2018 между Банком и Заявителем был заключен договор комплексного обслуживания физических лиц, в соответствии с п.п. 4, 5 Заявления клиента на предоставление комплексного обслуживания в Банке от 11.04.2018 Заявителем дано согласие на обработку персональных данных, а также согласие на получение информации о продуктах и услугах Банка. Ограниченный формат СМС-сообщения не позволяет вместить в себя все существенные условия по предлагаемой финансовой услуге, в этой связи рекламное сообщение представляло собой активную гиперссылку с переходом на следующую страницу Интернета, на которой подробно указаны условия рекламируемой финансовой услуги, а также наименование лица, предоставляющего услугу.

По мнению Банка, права и законные интересы Заявителя соблюдены, поскольку все существенные условия по предлагаемой финансовой услуге были доступны для просмотра данным клиентом при осуществлении перехода через содержащуюся в СМС-сообщении гиперссылку на соответствующую Интернет-страницу.

Также, ПАО «Банк ВТБ» указало, что персональные данные Заявителя были исключены из списка возможных рассылок информационного и рекламного характера.

В ходе рассмотрения дела Заявитель пояснил, что при получении спорной СМС-рекламы у него отсутствовала возможность перейти через ссылку, указанную в СМС-сообщении, на соответствующую Интернет-страницу.

Пояснения относительно того, как ознакомиться с существенными условиями оказываемой финансовой услуги при отсутствии возможности перехода по гиперссылке, Банком не представлены.

Комиссия отклоняет указанный выше довод ПАО «Банк ВТБ» по следующим основаниям.

ПАО «Банк ВТБ» не вменяется нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе в связи с распространением рекламного сообщения без согласия абонента. Дело № 10-18р возбуждено по признакам нарушения п.2 ч.2 ст.28 Закона о рекламе, следовательно, согласие гр. <…> на получение информации о продуктах и услугах Банка не освобождает ПАО «Банк ВТБ» от обязанности соблюдать требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

В пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламе.

В СМС – сообщении «<…>! Получайте от банка всё самое лучшее с Мультикартой ВТБ: cash back до 10%, скидки от партнеров до 30%, бесплатные переводы и пополнение карты. Заполните заявку на сайте за 5 минут vtb.ru/mk_v1 ВТБ (ПАО)» указания на условия о комиссии за выдачу наличных, об оплате пакета в случае невыполнения критериев бесплатного обслуживания и т.п. отсутствуют.

Установлено, что спорное рекламное сообщение в нарушение п.2 ч.2 ст.28 Закона о рекламе содержит следующие существенные условия – cash back до 10%, скидки от партнеров до 30%, бесплатные переводы и пополнение карты, которые и формируют интерес у потребителя к данной услуге.

Вместе с тем, указанное рекламное сообщение не содержит таких существенных условий по пакету услуг «Мультикарта», как:

- 249 руб./мес. за обслуживание пакета услуг при невыполнении критериев бесплатного обслуживания;

- комиссия 1% от суммы снимаемых наличными в банкоматах иных банков денежных средств при невыполнении предусмотренных тарифами требований к ежемесячному обороту по счетам;

- комиссия 1000 руб. за выдачу наличных средств в кассах банка при сумме операции до 100000 руб.

Бесплатные переводы возможны только на карты Банка ВТБ (ПАО). Переводы на карты других банков – 1,25% от суммы операции (минимум 30 рублей).

Однако о данных условия предоставления финансовой услуги в рекламе не указано.

Таким образом, прочие существенные условия предоставления финансовой услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, в рекламе отсутствуют.

Возможность потенциальных потребителей банковских услуг ознакомиться с существенными условиями рекламируемого вклада по указанному в смс-сообщении номеру телефона, не освобождает Банк от установленной Законом о рекламе обязанности по предоставлению всех существенных условий оказания рекламируемой финансовой услуги непосредственно в самом рекламном сообщении и не заменяет обязанности Банка по созданию условий для реального ознакомления потребителя со всеми существенными условиями оказания финансовой услуги.

Указанная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дело № А43-21964/2018).

Согласно ч.7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Отсутствие в спорной рекламе существенной информации об условиях оказания финансовой услуги, влияющей на стоимость пользования пакетом услуг «Мультикарта», вводит потребителей рекламы в заблуждение, создавая впечатление о том, что получение рекламируемой услуги не сопряжено с несением дополнительных расходов.

Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения ч.7 ст. 5 и п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч.7 ст. 5 и п.2 ч. 2 ст. 28 настоящего Федерального закона несет рекламодатель.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «<…>! Получайте от банка всё самое лучшее с Мультикартой ВТБ: cash back до 10%, скидки от партнеров до 30%, бесплатные переводы и пополнение карты. Заполните заявку на сайте за 5 минут vtb.ru/mk_v1 ВТБ (ПАО)», поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 и п.2 ч.2 ст. 28 Закона о рекламе.
  2. Выдать ПАО «Банк ВТБ» (ИНН: 7702070139, ОГРН: 1027739609391, 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 29) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, а именно:

2.1) ПАО «Банк ВТБ» в срок, не превышающий 5 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы следующего содержания «…! Получайте от банка всё самое лучшее с Мультикартой ВТБ: cash back до 10%, скидки от партнеров до 30%, бесплатные переводы и пополнение карты. Заполните заявку на сайте за 5 минут vtb.ru/mk_v1 ВТБ (ПАО)»;

2.2 ПАО «Банк ВТБ» представить в Саратовское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок, не превышающий 5 дней со дня исполнения настоящего предписания.

  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «____» октября 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

  1. октября 2018 г. г. Саратов

 

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

1.

<…>

  • председатель Комиссии;

2.

<…>

  • член Комиссии;

3.

<…>

  • член Комиссии,

на основании своего решения от 08.10.2018 по делу № №10-18р о признании ненадлежащей рекламу ПАО «Банк ВТБ» следующего содержания: «<…>! Получайте от банка всё самое лучшее с Мультикартой ВТБ: cash back до 10%, скидки от партнеров до 30%, бесплатные переводы и пополнение карты. Заполните заявку на сайте за 5 минут vtb.ru/mk_v1 ВТБ (ПАО», и в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ПАО «Банк ВТБ» в срок, не превышающий 5 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы следующего содержания « …! Получайте от банка всё самое лучшее с Мультикартой ВТБ: cash back до 10%, скидки от партнеров до 30%, бесплатные переводы и пополнение карты. Заполните заявку на сайте за 5 минут vtb.ru/mk_v1 ВТБ (ПАО)»;

2. ПАО «Банк ВТБ» представить в Саратовское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок, не превышающий 5 дней со дня исполнения настоящего предписания.

В соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны