Решение б/н Решение по жалобе 104-18/ов-т от 25 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия) в составе:

 

 

заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

 

начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

в присутствии:

  1.  

 

представителя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (доверенность №01-60/37 от 12.12.2018);

представителя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (доверенность №01-62/20 от 14.12.2017),

рассмотрев жалобу ООО «ТК Властелин» на действия организатора конкурса – комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» при проведении открытого конкурса по извещению от 09.11.2018, опубликованному на сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» http://www.saratovmer.ru/ на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Саратов»,

УСТАНОВИЛА:

 

03.12.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО «ТК Властелин» (далее – Заявитель) на действия организатора конкурса – комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – Комитет) при проведении открытого конкурса по извещению от 09.11.2018, опубликованному на сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» http://www.saratovmer.ru/ на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Саратов» (далее – Конкурс).

Из жалобы Заявителя следует, что документация открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Саратов» (далее – Конкурсная Документация) составлена с нарушениями действующего законодательства.

Организатор торгов с доводами Заявителя не согласился, пояснив, что при организации Конкурса нарушений норм действующего законодательства допущено не было.

Изучив представленные сведения и документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

09.11.2018 на сайте администрации муниципального образования «город Саратов» (http://www.saratovmer.ru/otborperevozchikov2010/), Комитетом было объявлено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Саратов», конкурс объявлен по 87 Лотам на 87 регулярных муниципальных маршрутов.

09.11.2018 Распоряжением №70 «Об утверждении документации открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «город Саратов» была утверждена Конкурсная Документация.

Порядок проведения Конкурса регламентирован нормами Федерального закона №220 ФЗ от 13.07.2018 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об организации регулярных перевозок).

Заявитель указывает, что Конкурсной документацией требуется подтверждение наличия на праве собственности или ином законном основании транспортных средств с приложением копий подтверждающих документов. При этом, при заключении договора лизинга не представляется возможным представить такие документы.

Согласно пп. 2 п. 4.1 Раздела 2 Конкурсной документации к участию в Конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие в том числе требованию:

- принятие на себя обязательств, в случае предоставления участнику Конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортные средства, предусмотренных его заявкой на участие в конкурсе.

Приложением № 5 предусмотрены таблицы, представляемые в составе заявки, в том числе таблица №2, в которой должны быть указаны транспортные средства.

В данной таблице также указано, что участник указывает количество единиц транспорта, а также перечисляет марки транспортных средств и все данные по транспортным средствам, приведенные в таблице. К данной таблице должны быть приложены копии документов, подтверждающие данные указанные в таблице, с пометкой, что они являются приложениями к данной таблице.

Согласно п. 6.5 Раздела 2 Конкурсной документации документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренные заявкой участника на участие в открытом конкурсе должны быть предоставлены организатору конкурса, не позднее 5 дней со дня опубликования итоговых протоколов, в виде свидетельства о регистрации транспортного средства, договора лизинга или иных гражданско-правовых договоров.

Из разъяснений организатора торгов от 26.11.2018 №01-50/2095 следует, что к Таблице №2 прикладывается только документ, подтверждающий сведения указанные в таблице (ПТС).

Одновременно, из разъяснений организатора торгов от 26.11.2018 №01-50/2170 следует, что в качестве подтверждения наличия на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой возможно представление договора лизинга. Представление договора о намерении по приобретению невозможно.

В соответствии с п. 1 ст. 429 ГК РФ, по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества. Соответственно, указанный договор не подтверждает наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств.

По вопросу о необходимости заполнения таблицы в отсутствие государственных регистрационных знаков и выданных ПТС, не заполняются.

В связи с данными организатором торгов разъяснениями, отсутствие указанной информации не может повлечь отклонение заявки.

При этом Комиссия относительно довода об установленных в пп. 9.7 Раздела 2 основаниях для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе усматривает несоответствия.

Так, согласно пп. 9.7 Раздела 2 заявка отклоняется в случае непредставления документов и сведений, предусмотренных пунктам 6 и 7 настоящей конкурсной документации, либо несоответствие требованиям конкурсной документации, либо предоставление недостоверной информации.

При этом, п. 7 Раздела 2 Конкурсной документации содержит порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки и не содержит каких-либо требований для участников Конкурса.

Одновременно, п.7 Раздела 1 Конкурсной документации содержит перечень документов, входящих в состав заявки на участие в Конкурсе.

Отсутствие указания на раздел конкурсной документации, в которой содержится пункт 7, при условии наличия двух пунктов с соответствующей нумерацией в разных разделах, вносит разночтения в содержании документации.

Указанное обстоятельство может привести к нарушению порядка проведения торгов и прав участников конкурса.

Заявитель указывает, что в Таблице 3 максимальный срок эксплуатации транспортного средства должен быть указан на будущий период так, как согласно части 5 статьи 19 ФЗ 220 Закона об организации регулярных перевозок свидетельство по итогам конкурса выдается на пять лет.

Согласно п.4 ч.3 ст. 24 Закона об организации регулярных перевозок максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В разъяснении положений Конкурсной Документации от 26.11.2018 №01-50/2157 указано: Дата первой регистрации ТС – 01.12.2018, срок эксплуатации 0. Дата первой регистрации ТС – 01.12.2017, срок эксплуатации – 0,83 г. (8 полных месяцев).

Вместе с тем, итогом проведения Конкурса должно являться определение победителя, подразумевающего оценку поступивших заявок в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с установленными критериями.

Лучшими условиями в данном случае являются транспортные средства, максимальный срок эксплуатации которых для осуществления регулярных перевозок наибольший в течение срока действия свидетельства.

Критерий «максимальный срок эксплуатации транспортного средства» направлен, в том числе, на защиту прав потребителей на осуществление перевозок на более новых транспортных средствах.

При таких обстоятельствах из данных организатором торгов разъяснений следует, что максимальный срок эксплуатации транспортных средств, подлежащий оценке, не связан с периодом действия свидетельства, как следует из п.4 ч.3 ст. 24 Закона об организации регулярных перевозок. Данное обстоятельство может привести к искажению результатов оценки, когда новое транспортное средство с максимальным сроком эксплуатации в течении срока действия свидетельства, не будет оценено как лучшее условие.

Заявитель указывает, что инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе являющейся Приложением № 3 к Конкурсной Документации, и пункт 10.4 Раздела 2 Конкурсной Документации позволяют Организатору торгов по своему усмотрению произвольно осуществлять допуск участников к Конкурсу.

В инструкции по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе, являющейся Приложением № 3 к Конкурсной документации указанно: «К вышеперечисленным таблицам участник конкурса прикладывает копии документов, содержащих в себе необходимые данные, подтверждающие указанные сведения, в случае не предоставления документов в подтверждения данных сведений комиссия вправе поставить ноль баллов по такому критерию оценки, согласно порядка оценки, установленного документацией».

Согласно п. 10.4 Раздела 2 Конкурсной Документации в случае не предоставления документов в подтверждения данных сведений комиссия вправе поставить ноль баллов по такому критерию оценки, согласно порядка оценки, установленного документацией.

При этом, установление в Конкурсной документации права комиссии поставить ноль баллов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организатора торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии.

Указанное обстоятельство не соответствует принципам открытости и прозрачности проведения торгов. Сформированная подобным образом Конкурсная документация лишает участников Конкурса соревноваться на заранее известных условиях, а возможность членов комиссии при наличии одинаковых условий (непредставления документов) по-разному оценить заявки может создать преимущества при проведении торгов отдельным участникам.

Довод Заявителя о том, что требование о предоставлении подлинной справки о ДТП полученной от территориального органа внутренних дел при участии в нескольких лотах создает ограничения, является необоснованным в силу следующего.

Согласно ч.4.1 ст.24 Закона об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса.

Согласно пп.6 п. 6.4 Раздела 2 Конкурсной документации в перечень документов, входящих в состав заявки к участию в открытом Конкурсе входит Таблица №4 Приложения №5 к Конкурсной документации содержащая сведения о количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течении года, предшествующего дате проведения открытого конкурса.

В соответствии с приложением №5 Конкурсной документации к Таблице №4 в том числе должна прикладываться справка, выданная территориальным органом внутренних дел о количестве ДТП, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, совершенные участником в течении года, предшествующего дате проведения открытого конкурса.

Согласно п. 9.7 Конкурсной документации основанием для отказа в допуске к участию в открытом Конкурсе в том числе является не предоставление документов и сведений, предусмотренных п.6 и п.7 Конкурсной документации, либо несоответствие требованиям конкурсной документации либо предоставлении недостоверной информации.

Согласно приложению №3 Конкурсной Документации инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе: заявка на участие в открытом конкурсе составляется заявителем на бумажном носителе в письменной форме и подается в запечатанном конверте. На конверте указывается наименование открытого конкурса, на участие в котором подается данная заявка, наименование и номер лота следующим образом: «Заявка на участие в открытом конкурсе (наименование конкурса). Лот № (наименование лота)».

Если заявитель участвует в открытом конкурсе по нескольким лотам, то данному заявителю необходимо оформить соответствующие заявки в отношении каждого конкурсного лота отдельно в соответствии с инструкцией и требованиями настоящей конкурсной документации. Заявитель вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе с приложением необходимых документов в отношении одного лота.

Поскольку каждый Лот Конкурса является самостоятельным предметом торгов, то справка об отсутствии ДТП должна быть приложена к каждой заявке для участия в отдельных Лотах, в соответствии с требованиями оформления заявки, установленными Конкурсной документацией.

Согласно ч.4 ст.22 Закона об организации регулярных перевозок изменение предмета открытого конкурса не допускается.

Вместе с тем, Комитетом конкурс объявлен по 87 Лотам на 87 регулярных муниципальных маршрутов. При внесении изменений 07.12.2018 в конкурсной документации был добавлен 1 лот, что свидетельствует об изменении предмета торгов и является недопустимым в соответствии с требованиями ч.4 ст.22 Закона об организации регулярных перевозок.

Также Заявитель указывает, что организатором торгов не запрашиваются и не оцениваются сведения о среднем количестве транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения, с указанием государственных регистрационных знаков транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.

До внесения изменений в Таблице №5 было указано требование о подтверждении наличия на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, указанных в таблице №5, государственный регистрационный знак ТС, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течении года, предшествующего дате размещения извещения.

07.12.2018 в Конкурсную документацию были внесены изменения.

После внесения изменений исключены слова «предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течении года, предшествующего дате размещения извещения».

Согласно п.1 ч.3 ст. 24 Закона об организации регулярных перевозок оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются в том числе по критерию:

-количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.

Согласно ч.4.2 ст.24 Закона об организации регулярных перевозок среднее количество транспортных средств, учитываемое при определении критерия, предусмотренного пунктом 1 части 3 настоящей статьи, рассчитывается исходя из общего количества в течение года, предшествующего дате размещения извещения, дней действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности в отношении указанных в заявке на участие в открытом конкурсе транспортных средств, отнесенного к количеству дней в соответствующем году.

Пункт 2 ч.4.1. ст. 24 Закона об организации регулярных перевозок предусматривает представление в составе заявки среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.

Таблица №4 согласно которой участники представляют сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, предусматривает указать количество ДТП и среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности. Таблица не заполняется участником Конкурса при отсутствии ДТП (согласно справке территориального органа внутренних дел).

При этом, в таблице указано, что к таблице участник прикладывает справку, выданную территориальным органом внутренних дел о количестве ДТП.

Указанные требования о заполнении таблицы, возможности ее незаполнения при отсутствии ДТП с одновременным требованием о приложении к ней справок противоречивы, может повлечь отказ в допуске на основании п. 9.7 Конкурсной документации.

Также Саратовским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с п. 5 части 1 ст. 1 ст. 22 Закона об организации регулярных перевозок в извещении о проведении открытого конкурса указываются в том числе следующие сведения: место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, а также место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов открытого конкурса.

В извещении о проведении Конкурса указана следующая информация:

-рассмотрение заявок – до 22 января 2019 года;

-подведение итогов открытого конкурса – до 31 января 2019 года, что противоречит требованиям п. 5 части 1 ст. 1 ст. 22 Закона об организации регулярных перевозок.

Учитывая изложенное, на основании ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия.

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «ТК Властелин» на действия организатора конкурса – комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» при проведении открытого конкурса по извещению от 09.11.2018, опубликованному на сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» http://www.saratovmer.ru/ на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Саратов», обоснованной.
  2. Выдать организатору торгов предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Организатору торгов – комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с данным предписанием:

1. В срок до 29.12.2018 года:

-внести изменения в извещение и документацию о проведении открытого Конкурса, приведя их в соответствии с требованиями действующего законодательства.

-продлить срок подачи заявок на участие в Конкурсе.

 

2. Разместить соответствующую информацию в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», где было опубликовано сообщение о проведении Конкурса.

3. В срок до 10.01.2018 сообщить об исполнении настоящего предписания, представив в Саратовское УФАС России документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны