Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ об обстоятельствах рассматриваемого дела №064/01/... от 12 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах рассматриваемого дела №064/01/10-673/2022 о нарушении антимонопольного законодательства

13.12.2022             г. Саратов

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/01/10-673/2022 (далее – Комиссия) в составе:

1. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

  1.       -          начальник отдела контроля рынков, член Комиссии;
  2.  - старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии,

в присутствии представителя: АО «Ситиматик»  (доверенность от

14.01.2022 № 5) , (доверенность от 27.04.2022 № 31),

рассмотрев дело № 064/01/10-673/2022 в отношении АО «Ситиматик» ( ОГРН 1117746488232 , ИНН/КПП 7725727149/770401001, юридический адрес: 119435, г. Москва, вн.тер.г. МО Хамовники, пер. Большой Саввинский, д. 12, стр. 6) (далее также – Саратовский региональный оператор) по признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2007 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 (далее – Положение), территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (пункт 6.5.1 Положения).

25.05.2022  в ходе заседания Межотраслевого комитета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе Саратовской области обсуждалась деятельность Саратовского филиала АО «Ситиматик» (далее – Саратовский региональный оператор) по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также – ТКО) на территории Саратовской области, в частности рассматривался вопрос о нарушении Саратовским региональным оператором своих обязательств по надлежащему вывозу ТКО, в том числе из некоммерческих садоводческих товариществ, расположенных на присоединенных к МО «Город Саратов» территориях.

30.05.2022  на сайте Информационного агентства «Взгляд-Инфо» была опубликована статья «Дачники из нового Саратова просят о помощи в вывозе мусора»

(https://www.vzsar.ru/news/2022/05/30/dachniki-iz-novogo-saratova-prosyat-opomoschivvyvoze-mysora.html) (далее – Статья). Из Статьи следовало, что в редакцию Информационного агентства «Взгляд-Инфо» обратились владельцы дачных участков СНТ «Горизонт-3», расположенного в поселке Расловка-2 Гагаринского района Саратова. Они представили видеозапись, на которой была запечатлена свалка мусора, а также пояснили, что вывоз мусора не осуществляется с прошлого года.

27.07.2022 в адрес Саратовского УФАС России поступило заявление от СНТ «Тембр» о нарушении Саратовским региональным оператором договора от 11.02.2021 № 42 /312/0013785 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Договор). Из заявления следует, что рядом с СНТ «Тембр» и остановкой электрички «259 км» по разрешению администрации Саратовского района Саратовской области была оборудована площадка для складирования ТКО и последующего вывоза на полигон для утилизации, при этом данной площадкой пользовались также несколько некоммерческих садоводческих товариществ, расположенных рядом с СНТ «Тембр». За 2022 год Саратовский региональный оператор ни разу не осуществил вывоз ТКО с указанной площадки, предназначенной для вывоза ТКО, выставляя при этом счета за оказанные услуги.

В приложении к Договору отсутствует информация о месте накопления ТКО, а также данные о нахождении (месторасположении) контейнерной площадки. При этом, в своем письме от 20.05.2021 № 18585/21 Саратовский региональный оператор указывает, что до согласования и внесения Администрацией Саратовского района контейнерной площадки СНТ «Тембр» в реестр мест накопления ТКО необходимо использовать ближайшую контейнерную площадку.

Отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, образующимися в результате деятельности членов некоммерческих садоводческих товариществ, регулируются в том числе: Гражданским кодексом Российской Федерации ( далее – ГК РФ); Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления); Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества); Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарноэпидемиологическом благополучии населения); Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 ( далее - Правила); Сводом правил № 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 3002-97 * Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», утвержденным приказом Минстроя России от 14.10.2019 № 618/пр) (далее – Свод правил); Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее – Санитарные правила).

В соответствии с абз. 21 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Согласно абз. 26 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно абз. 27 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с Соглашением № 1, заключенным между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовский области и АО «Управление отходами», по результатам конкурсного отбора АО «Управление отходами» было определено в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности 1).

Согласно п. 4 Соглашения № 1, в Зону деятельности 1 Саратовского регионального оператора входит в том числе МО «Город Саратов».

В соответствии с Соглашением № 2, заключенным между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовский области и АО «Управление отходами», по результатам конкурсного отбора АО «Управление отходами» было определено в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности 2).

Согласно п. 4 Соглашения № 2, в Зону деятельности 2 Саратовского регионального оператора входит  том числе Саратовский муниципальный район.

20.04.2021 АО «Управление отходами» было переименовано в АО «Ситиматик».

01.01.2022 Саратовский муниципальный район был преобразован в административный район МО «Город Саратов» с присвоением ему впоследствии наименования «Гагаринский».

Таким образом, АО «Ситиматик» является Саратовским региональным оператором по обращению с отходами.

Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978) , следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Отсутствие заключенного между СНТ и Саратовским региональным оператором договора не препятствует последнему оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением по цене, указанной Саратовским региональным оператором на основании установленного тарифа, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления, п. 8 (18) Правил.

В своих пояснениях АО «Ситиматик» указывает, что создание и содержание мест ( площадок) накопления ТКО на территории некоммерческих садоводческих товариществ относится к полномочиям собственника земельного участка или органов местного самоуправления и то, что в соответствии с п. 13 Правил региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, вывоз ТКО, образовавшихся на территории СНТ, у которых отсутствуют индивидуальные площадки для накопления ТКО, осуществляется из мест (площадок) накопления ТКО общего пользования, сведения о которых содержатся в территориальной схеме обращения с отходами. Сведения об СНТ, в пределах участков которых возможно/невозможно обустроить место накопления ТКО, у Саратовского регионального оператора отсутствуют.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества товарищество образуется для создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

В соответствии с абз. 1 п. 19.21 Соглашений № 1 и 2, Саратовский региональный оператор обязан не допускать размещение твердых коммунальных отходов в зоне деятельности 1 и 2 на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в документации об отборе, обеспечить выявление и ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в зоне деятельности с составлением соответствующего акта.

По имеющейся информации, ввиду плотного расположения участков садово-дачных объединений граждан, расположенных в районе с. Вязовка, пос. Вольновка, а также ж/д станций «Расловка 2», «259 км» и отсутствием земель общего пользования в некоммерческих садоводческих товариществах, невозможно создать площадки накопления ТКО в соответствии с требованиями п. 5.10 Свода правил.

Способы организации вывоза ТКО предусмотрены п. 10 Правил, согласно которому в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а)        в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии

соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б)        в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в)        в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абз. 2 п. 15 Санитарных правил допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).

Таким образом, при наличии обстоятельств, препятствующих сбору и вывозу ТКО в некоммерческих садоводческих товариществах, Саратовским региональным оператором в целях создания санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предотвращения размещения ТКО на земельных участках, не предназначенных для этих целей, может использоваться бестарный метод сбора и вывоза ТКО (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Саратовским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по обращению с ТКО на территории Саратовской области.

В результате проведенного анализа было установлено, что АО «Ситиматик» занимает на территории Саратовской области доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО.

С учетом изложенного и на основании положений ч. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции, пп. 3 - 4 ст. 1, абз. 2 п. 2 ст. 10 ГК РФ на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции и (или) непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

Таким образом, бездействие Саратовского регионального оператора, результатом которых является ущемление интересов неопределенного круга потребителей, выразившееся в неоказании услуг по обращению с ТКО некоммерческим садоводческим товариществам Гагаринского административного района МО г. Саратова, содержит признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от 03.08.2022 № 94 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Ситиматик» п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела № 064/01/10-673/2022 в Саратовское УФАС России 19.08.2022 поступили письменные пояснения Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее – Минприроды СО) по фактам, изложенным в определении о назначении дела № 064/01/10-533/2022 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Пояснения Минприроды СО).

Из Пояснений Минприроды СО следует, что законодательством Российской Федерации не раскрывается, на каких именно лиц помимо органов местного самоуправления возлагается обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО.

Однако ч. 4 п. 2.7 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Саратовской области, утвержденного приказом

Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 07.02.2022 № 48 ( далее - Порядок), предусмотрено, что бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов на территории садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ несут садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

Информация о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации также подлежит отражению в территориальной схеме обращения с отходами, разрабатываемой и утверждаемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 13.3 Закона об отходах производства и потребления).

Также из Пояснений Минприроды СО следует, что на территории Саратовской области территориальная схема обращения с отходами утверждена приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 30.05.2020 № 262 и размещена на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Дополнительные разделы» (далее –ТСОО).

Порядком также установлено, что накопление ТКО на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ допускается в местах (площадках) накопления ТКО в пакетах, специально предназначенных емкостях, предоставленных региональным оператором, плотностью не менее 27 мкм и объемом не более 0, 2 м (п. 5.1 Порядка).

Согласно п. 5.2 Порядка пакеты, специально предназначенные для накопления ТКО емкости предоставляются региональным оператором в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО либо по заявкам потребителей.

Частота вывоза ТКО с территории садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 5.3 Порядка).

По информации администрации МО «Город Саратов» от 08.08.2022, председателями 50- ти СНТ проводится работа по оформлению земельного участка и созданию места (площадки) для накопления ТКО.

Департаментом Гагаринского района МО «Город Саратов» в адрес ГУ МВД России по Саратовской области направлен перечень СНТ, которые не заключили договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором АО «Ситиматик», для составления протоколов об административных правонарушениях с последующим направлением их на рассмотрение в министерство.

У Саратовского регионального оператора отсутствовала объективная возможность и обязанность для вывоза ТКО от СНТ «Тембр» бестарным способом ввиду отсутствия обустроенных в соответствии с требованиями законодательства РФ мест ( площадок ) накопления ТКО, вывоз ТКО осуществлялся в соответствии с ТССО из общедоступных мест (площадок) накопления ТКО, включенных, в том числе, в муниципальный реестр в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее - Правила № 1039).

22.08.2022 в ходе рассмотрения дела № 064/01/10-673/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, представитель АО «Ситиматик» поддержал позицию, изложенную в Пояснениях АО «Ситиматик», при этом, он отметил, что на территории Саратовской области обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления

ТКО возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и муниципального образования «Город Саратов».

В соответствии с п. 3. Правил № 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно п. 11 Правил № 1039 реестр мест (площадок) накопления ТКО представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО.

Таким образом, учитывая, что создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО на территории садово-дачных объединений граждан относится к полномочиям собственника земельного участка или органов местного самоуправления в установленных Законом случаях и то, что в соответствии с п. 13 Правил, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, вывоз ТКО, образовавшихся на территории СНТ, у которых отсутствуют индивидуальные места (площадки) для накопления ТКО, осуществляется из мест (площадок) накопления ТКО общего пользования, сведения о которых содержатся в территориальной схеме обращения с отходами.

Однако, исходя из отсутствия информации в реестре мест накопления, утвержденном администрацией МО «Город Саратов», и отсутствия информации в ТССО о местах ( площадках) накопления ТКО для СНТ «Тембр», а также неисполнения возложенных Законом на СНТ «Тембр» обязанностей по обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, услуга для СНТ «Тембр» оказывается в ближайших местах накопления ТКО.

Представитель АО «Ситиматик» добавил, что, учитывая общедоступность мест ( площадок) для накопления ТКО и обязанность собственников ТКО утилизировать отходы, собственники отходов не лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО, используя ближайшие общие места (площадки) для накопления ТКО, что подтверждается соответствующей судебной практикой.

При этом, в ходе рассмотрения дела представитель АО «Ситиматик» не смог пояснить, где расположена ближайшая к СНТ «Тембр» площадка для накопления ТКО.

В Саратовское УФАС России 22.08.2022 поступили письменные пояснения

Администрации МО «Город Саратов», из которых следует, что по сведениям департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» садовыми некоммерческими товариществами «Тембр», «Вычеслитель», «Ускорение», «Радуга» и др. была оборудована площадка для складирования ТКО на землях, государственная собственность на которые не разграничена, рядом с СНТ «Тембр» и остановкой электрички «259 км.». Вывоз ТКО с указанной площадки осуществлялся силами СНТ. В настоящие время указанными садовыми некоммерческими товариществами ведется работа по оформлению права пользования земельным участком, на котором размещена площадка для складирования ТКО, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300. После оформления СНТ права пользования указанным земельным участком сведения о месте (площадке) накопления ТКО  могут быть включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО муниципального образования «Город Саратов».

07.10.2022 в ходе рассмотрения дела председатель СНТ «Тембр» подтвердила доводы, изложенные в своем заявлении, о неисполнении Саратовским региональным оператором договора от 11.02.2021 № 42/312/0013785 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Договор).

Председатель СНТ «Тембр» представила копии счетов на оплату за услуги по обращению с ТКО, направленных Саратовским региональным оператором, при этом она отметила, в указанные в счетах периоды времени Саратовский региональный оператор не осуществлял вывоз ТКО с территории СНТ «Тембр».

Кроме того, председатель СНТ «Тембр» представила копию постановления администрации МО «Город Саратов» от 20.09.2022 № 3837 «Об использовании земель», согласно которому ряду СНТ, в том числе СНТ «Тембр», разрешалось использование земель площадью 42 кв.м в кадастровом квартале 64:32:020529, адресный ориентир: МО «Город Саратов», на расстоянии 1,2 км западнее д. Расловка для размещения контейнерной площадки для накопления ТКО, сроком на 49 лет.

В ходе рассмотрения дела представитель АО «Ситиматик» поддержал позицию, изложенную ранее в пояснениях АО «Ситиматик», при этом пояснил, что на территории Саратовской области обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и муниципального образования «Город Саратов». Неуказание адреса местонахождения площадки для вывоза ТКО в Договоре, а также невывоз ТКО с территории СНТ «Тембр» представитель АО «Ситиматик» связал с отсутствием площадки в схеме размещения мест ( площадок) накопления ТКО. При этом представитель АО «Ситиматик» пояснил, что у Саратовского регионального оператора отсутствует обязанность по выявлению площадок накопления ТКО и направлению информации о них в орган исполнительной власти для включения в схему обращения с отходами.

Также представитель АО «Ситиматик» пояснил, что ближайшие места для накопления ТКО обустроены по следующим адресам:

  • с. Шевыревка, ул. Заречная, 1;
  • с. Боковка, ул. Лесная, 1;  - с. Сабуровка.

08.11.2022  в ходе рассмотрения дела представитель АО «Ситиматик» пояснил, что на текущий момент место (площадка) накопления ТКО не легализована, были направлены обращения в администрацию МО «Город Саратов», которая перекладывает ответственность на Департамент Гагаринского административного района МО «Город Саратов» (далее – Район).

Также представитель АО «Ситиматик» пояснил, что из анализа совокупности норм законодательства РФ в области обращения с ТКО, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к обустройству мест (площадок) накопления ТКО и порядку вывоза ТКО из мест накопления, следует, что основополагающим элементом системы обращения с ТКО является место (площадка) накопления ТКО, соответственно, бестарный способ вывоза ТКО не исключает необходимость определения места накопления ТКО как точки сбора региональным оператором отходов для бестарного способа вывоза.

Таким образом, по мнению представителя АО «Ситиматик», у Саратовского регионального оператора отсутствует объективная возможность и обязанность для вывоза ТКО от СНТ «Тембр» бестарным способом ввиду отсутствия обустроенных в соответствии с требованиями законодательства РФ мест (площадок) накопления ТКО. Вывоз ТКО осуществлялся в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Саратовской области (ТСОО) из общедоступных мест (площадок) накопления ТКО, включенных, в том числе, в муниципальный реестр в соответствии с Правилами № 1039.

Представитель АО «Ситиматик» также пояснил, что проблема вывоза ТКО является актуальной для Района, поскольку в нем расположено большое количество садовых некоммерческих товариществ (СНТ), при этом плотное расположение участков СНТ не позволяет организовать места (площадки) накопления ТКО, ввиду чего места (площадки) накопления ТКО, определенные в ТСОО, предназначены для нескольких СНТ. Зачастую у СНТ отсутствует инициатива не только по созданию собственных мест ( площадок ) накопления ТКО, но и по обращению в органы муниципальной власти для оказания содействия в выделении земель общего пользования для создания мест ( площадок ) накопления ТКО. В первом случае СНТ опасаются, что на их площадке будут осуществлять несанкционированное накопление ТКО члены других СНТ, что приведет к образованию несанкционированной свалки, поскольку количество контейнеров будет определено исходя из потребностей конкретного СНТ. Во втором случае СНТ опасаются ответственности, поскольку при выделении земель общего пользования для создания мест (площадок) накопления ТКО, на конкретное СНТ будет возложено бремя его содержания.

Присутствующая на рассмотрении дела председатель СНТ «Тембр» подтвердила приведенные доводы представителя АО «Ситиматик», отметив, что администрацией МО «Город Саратов» постановлением от 20.09.2022 № 3837 СНТ «Вычислитель», ТСН «Аграрник», ТСН «Рулон», СНТ «Тембр», СНТ «Разлив», СНТ «Ветерок», ТСН «Факел999», СНТ «Радуга-2002», СНТ «Ускорение-88», СНТ «Парус» и ТСН «Ветеран-91» было разрешено использование земель площадью 42 кв. м в кадастровом квартале 64:32:020529, адресный ориентир: муниципальное образование «Город Саратов», на расстоянии 1,2 км западнее д. Расловка, для размещения контейнерной площадки для накопления ТКО, сроком на 49 лет. Вместе с тем, в районе д. Расловка (от ж/д станции «Расловка-1» до ж/д станции «259 км») расположено около 50 СНТ, для которых данная контейнерная площадка будет предпочтительнее площадок, расположенных в с. Сабуровка и с. Шевыревка. Вследствие чего данной контейнерной площадкой будут пользоваться члены не только тех СНТ, которые были указаны в постановлении от 20.09.2022 № 3837.

Председатель СНТ «Тембр» пояснила, что вывоз ТКО осуществлялся силами самого СНТ «Тембр» при содействии органа местного самоуправления, предоставившего транспортное средство. Также она пояснила, что на обустроенную площадку складируют ТКО иные члены близлежащих СНТ.

В ходе рассмотрения дела № 064/01/10-673/2022 Саратовским УФАС России было выявлено, что в заключенном между АО «Ситиматик» и СНТ «Тембр» договоре от 11.02.2021 № 43/312/0013785  на оказание услуг по обращению с ТКО не было указано место (площадка) накопления ТКО.

Согласно форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, в договоре должно быть указано место (площадка) накопления ТКО.

Указание в договоре определенного места (площадки) накопления ТКО является существенным для потребителей, поскольку позволяет им на законных основаниях добросовестно осуществлять складирование ТКО.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и ( или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2  «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» прекращение реализации товара определенному покупателю, всем покупателям или их определенной группе, в том числе в связи с прекращением производства, и (или) уклонение от заключения договора с ними могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением со стороны хозяйствующего субъекта-продавца по основаниям, предусмотренным п.п. 4, 5 и 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, и тогда, когда эти действия (бездействие) влекут за собой устранение конкуренции на том смежном рынке, на котором с использованием данного товара осуществляет свою деятельность покупатель (покупатели), что предвидел или должен был предвидеть доминирующий субъект на момент совершения им названных действий.

В связи с наличием в действиях АО «Ситиматик» признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, Саратовское УФАС России предупредило АО «Ситиматик» о необходимости прекращения указанных действий путем направления СНТ «Тембр» дополнительного соглашения в целях приведения Договора в соответствие с требованиями Закона об отходах производства и потребления.

17.11.2022  в Саратовское УФАС России поступило письмо АО «Ситиматик» об исполнении предупреждения, согласно которому в адрес СНТ «Тембр» было направлено дополнительное соглашение к договору от 11.02.2021 № 43/312/0013785 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее – Дополнительное соглашение).

Согласно п. 1.2 Дополнительного соглашения, ячейка столбца «Место накопления твердых коммунальных отходов» и строки 1 были дополнены абзацем следующего содержания «Контейнерная площадка общего пользования по следующим адресам: с. Шевыревка, ул. Заречная, 1 и(или) с. Боковка, ул. Лесная, 1 и(или) контейнерная площадка общего пользования, указанная Территориальной схеме обращения с отходами Саратовской области, утвержденной в установленном порядке.».

02.12.2022 в Саратовское УФАС России поступили письменные пояснения АО «Ситиматик», согласно которым в целях проверки информации, опубликованной в Статье, специалистами Саратовского регионального оператора произведено обследование территории земельного участка, расположенного по адресу: Гагаринский район г. Саратова, Расловка-2, остановка 259 километр (географические координаты 51.779307 46.212521).

По результатам обследования составлен акт № 10 РС от 07.06.2022, в соответствии с которым установлено, что захламление обследуемой территории отходами не обнаружено.

В связи с ликвидацией места несанкционированного размещения отходов Саратовским региональным оператором не принимались меры, предусмотренные Правилами.

Кроме того, из письменных пояснений АО «Ситиматик» следует, что в соответствии со ст. 8 Закона об отходах производства и потребления, п. 3 Правил № 1039, места

(площадки) накопления ТКО создаются и обустраиваются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам ( площадкам) накопления ТКО. Также органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с Правилами №1039. Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера, поскольку он является неотъемлемой частью контейнерной площадки.

Из письменных пояснений АО «Ситиматик» следует, что в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО к обязанностям регионального оператора не отнесено. Мусоросборники (контейнеры, бункеры) являются частью контейнерной площадки, следовательно, их содержание, приобретение и установка к обязанностям регионального оператора также не относится.

Между тем, п. 1 разд. I Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в типовом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Пунктом 3 раздела I Типового договора в договоре указывается нужный способ складирования ТКО - мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости (указываются какие), предоставленные региональным оператором.

Пунктом 10 Правил установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а)        в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии

соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б)        в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в)        в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

При этом потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и обеспечивать складирование ТКО в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к типовому договору.

Саратовский региональный оператор должен оказывать услугу по обращениям с ТКО в зоне своей деятельности в любом случае, в том числе до заключения договора с потребителем, в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, ввиду следующего.

Правилами (п.8(4)) в качестве одного из оснований для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО наряду с заявкой потребителя предусмотрено предложение регионального оператора о заключении такого договора, проект которого составляется по форме, утвержденной Правилами, содержащий в том числе способ складирования ТКО (п.8(10)).

Предусмотренный Правилами порядок заключения договора, в частности, п. 8(18), предполагает осуществление деятельности регионального оператора до заключения договора с потребителем на условиях типового договора.

Саратовский региональный оператор в рассматриваемом случае не инициирует сбор

ТКО в СНТ иным способом, например, бестарным, предусмотренным СанПиН 2.1.3684-21 ( и одновременно применяя такой способ в отдельных поселениях области), указывая при этом, что:

  • в данном случае также должно быть определено место (площадка) накопления ТКО;
  • ни Законом об отходах производства и потребления, ни Правилами, ни СанПиН 2.1.3684-21 ( допускающий сбор и удаление (вывоз) ТКО с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений) не регламентируется порядок осуществления вывоза ТКО бестарным методом.

При этом, используя, по имеющейся информации, бестарный способ вывоза ТКО.

Саратовский региональный оператор не предпринимает меры, направленные на включение мест накопления ТКО в соответствующие реестр и схему, что предусмотрено Правилами, а именно:

  • п. 9, где в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта РФ, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах ( площадках) накопления ТКО;
  • п. 13(1), где региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления (ОМС), уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры. ОМС, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления ТКО.

На Саратовского регионального оператора также возложена обязанность, предусмотренная абз. 1 п. 19.21 Соглашений №№ 1 и 2, заключенных с Министерством природных ресурсов и экологии Саратовский области, по недопущению размещения ТКО в зоне деятельности 1 и 2 на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в документации об отборе, по обеспечению выявления и ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в зоне деятельности.

Действующим законодательством в сфере обращения с ТКО не предусмотрено случаев, при наступлении которых региональный оператор вправе прекратить предоставление услуги по обращению с ТКО. Если договор на оказание услуг по обращению с ТКО не расторгнут и не признан судом недействительным, а также если место (площадка) накопления ТКО не определено в договоре или ТСОО, региональный оператор обязан продолжать оказывать соответствующую услугу потребителям.

Одновременно постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее также реестр)  представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 11).

Согласно пункту 15 Правил 1039 в соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона об отходах производства и потребления реестр включает в себя следующие разделы:

  • данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
  • данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
  • данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
  • данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 17  Правил 1039 предусмотрено, что раздел "Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема.

Информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Информация о планируемых к размещению контейнерах определяется уполномоченным органом с учетом предложений регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места ( площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Указанные положения Правил 1039 возлагают на регионального оператора обязанность участвовать в формировании реестра путем представления информации размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема, а также предложений о планируемых к размещению контейнерах.

Саратовский региональный оператор, располагая сведениями о фактическом складировании Заявителем и иными СНТ ТКО, не предпринял мер, направленных на формирование реестра с целью  осуществления деятельности  и ее планировании по обращению с ТКО Заявителя и иных СНТ, расположенных в районе д. Расловка вблизи остановок «Расловка 2» и «259 км», что в дальнейшем также повлекло  невывоз ТКО.

При этом важно учитывать, что АО «Ситиматик» является профессиональными участниками рынка, а, соответственно, не мог не знать о законодательно установленных правилах, равно как и о запретах, установленным антимонопольным законодательством.

Соблюдение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке установленных антимонопольным законодательством запретов, является его безусловной обязанностью.

Таким образом, указанные бездействия Регионального оператора не соответствуют требованиям законодательства по обращению с отходами и могут расцениваться как злоупотребление доминирующим положением на рынке обращения с ТКО, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга потребителей, что запрещено  п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах, Комиссия считает, что рассматриваемые бездействия АО «Ситиматик» подлежат квалификации по п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны