Определение б/н Определение о назначении дела  № 12-50/ов от 24 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела  № 12-50/ово нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

29сентября 2017 года г. Саратов

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия)

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В Саратовское УФАС России поступило представления Прокуратуры Саратовской области о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о защите конкуренции (исх. № 7/1-10-2017 от 30.06.2017) сообщаю следующее.

Из указанного представления следует, что Прокуратурой Саратовской области в рамках предоставленных полномочий по осуществлению надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности проанализированы нормативные правовые акты администрации муниципального образования «Город Саратов», регламентирующие предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, установлены признаки нарушения принципа конкурентности и равенства претендентов на получение бюджетных средств.

Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22.02.2017 N 285 "О порядке определения объема и предоставления субсидий исполнительным органам территориального общественного самоуправления" утверждено Положение о порядке определения объема и предоставления субсидий исполнительным органам территориального общественного самоуправления.

Согласно тексту постановления, Положение было утверждено на основании ст.  78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Саратовской городской Думы от 15.12.2016 N 9-67 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2017 год" и предусматривает объем и порядок предоставления субсидий на 2017 год.

Согласно п. 1.2 Положения субсидии предоставляются в целях финансовой поддержки исполнительным органам территориального общественного самоуправления, осуществляющим деятельность по следующим направлениям:

- организация благоустройства и озеленения соответствующих территорий;

- проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий по месту жительства граждан;

- организация досуга и проведение культурных мероприятий, в том числе патриотических, по месту жительства граждан.

Согласно п. 3.2 Положения предоставление субсидий исполнительным органам территориального общественного самоуправления осуществляется на конкурсной основе в соответствии с порядком проведения конкурса, установленным главой администрации соответствующего района муниципального образования "Город Саратов".

В ходе анализа представленных Прокуратурой Саратовской области материалов было установлено следующее.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно ст. 1 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649 (ред. от 15.12.2016), муниципальное образование - "Город Саратов" является городским поселением, наделенным Закон Саратовской области от 23.12.2004 N 79-ЗСО "О городских округах" статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа относится в том числе:

- утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; 

- обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; 

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры.

Согласно п. 2.1 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов", утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 27.09.2007 N 20-185 под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение безопасности и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.Объекты благоустройства - любые территории города, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории районов, город в целом, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории города Саратова.

По смыслу указанных нормативных положений организация благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов» относится к вопросам местного значения городского округа и является муниципальной нуждой.

 В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Согласно ст.  27 Закона об общих принципах организации местного самоуправления под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Органы территориального общественного самоуправления, в том числе могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.

Согласно ст. 54 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

В соответствии с п. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Так, Положением о порядке определения объема и предоставления субсидий исполнительным органам территориального общественного самоуправления, утвержденным постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22.02.2017 N 285 установлено, что субсидии предоставляются исполнительным органам территориального общественного самоуправления, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального образования "Город Саратов", зарегистрированным в установленном порядке в организационно-правовой форме некоммерческой организации в целях финансовой поддержки по следующим направлениям:

- организация благоустройства и озеленения соответствующих территорий;

- проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий по месту жительства граждан;

- организация досуга и проведение культурных мероприятий, в том числе патриотических, по месту жительства граждан.

В то время как, использование средств местного бюджета, направляемых на оплату работ (услуг) для организации благоустройства и озеленения территории, проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, организации досуга и проведение культурных мероприятий обусловлено необходимостью применения законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как было установлено ранее, предоставление субсидий исполнительным органам территориального общественного самоуправления осуществляется на конкурсной основе в соответствии с порядком проведения конкурса, установленным главой администрации соответствующего района муниципального образования "Город Саратов".

Положениями порядков проведения конкурса предоставления субсидий, установленными главами администрации соответствующего района муниципального образования «Город Саратов», органам территориального общественного самоуправления предоставлена возможность самостоятельно составлять смету работ и определять подрядчиков.

При этом, указанные порядки не содержат каких-либо положений, исключающих возможность привлечения хозяйствующих субъектов к осуществлению мероприятий по благоустройству, проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, организация досуга и проведение культурных мероприятий без проведения процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В связи с чем, данным хозяйствующим субъектам могут быть предоставлены преимущественные условия осуществления деятельности в сфере благоустройства, проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, организации досуга и проведение культурных мероприятий муниципального образования «Город Саратов», что приведет к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, поскольку доступ иных хозяйствующих субъектов к осуществлению перечисленных работ, предоставления услуг будет ограничен.

Вместе с тем, решение вопросов местного значения в сфере благоустройства даже на территории отдельно взятого ТОС не снимает обязанности соблюдать положения Закона о контрактной системе, Закона о местном самоуправлении и ст. 72 Бюджетного кодекса РФ.

Деятельность по благоустройству территории города Саратова является конкурентным видом деятельности. В данном случае создается ситуация, при которой хозяйствующим субъектам, с которыми органы ТОС впоследствии заключат гражданско-правовые договоры, будут предоставлены преимущественные условия осуществления деятельности в сфере благоустройства территории города Саратова (территории ТОС). При этом доступ иных хозяйствующих субъектов к осуществлению работ по благоустройству будет невозможен, что, в свою очередь, приведет к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях администрации муниципального образования «Город Саратов» по принятию Постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22.02.2017 N 285 содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22.02.2017 N 285 является действующим.

Кроме того, распоряжения администраций Волжского, Кировского, Ленинского и Заводского районов муниципального образования «Город Саратов», которые были приняты на основании постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22.02.2017 N 285 являются действующими.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъектаРоссийской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

01.09.2017 года Саратовское УФАС в связи с наличием в действиях администрации муниципального образования «Город Саратов» в части утверждения постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22.02.2017 N 285 "О порядке определения объема и предоставления субсидий исполнительным органам территориального общественного самоуправления" признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупредило администрацию муниципального образования «Город Саратов» о необходимости отмены Постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22.02.2017 N 285 "О порядке определения объема и предоставления субсидий исполнительным органам территориального общественного самоуправления".

В соответствии с письмом администрациимуниципального образования «Город Саратов»(исх. №02-02-08/1260 от 19.09.2017) требование об отмене рассматриваемого постановления не подлежат удовлетворению.

В срок, установленный для выполнения указанного предупреждения, т.е. до 15.09.2017, администрация муниципального образования «Город Саратов» не выполнила выданное предупреждение.

Согласно ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от 29.09.2017 № 263 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрациеймуниципального образования «Город Саратов» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

  1.  Назначить дело№ 12-50/ов, к рассмотрению на 02ноября 2017 года в 16часов 00 минут по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 81, 3 этаж, к. 3.
  2.  Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика:

администрацию муниципального образования «Город Саратов» (410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78);

заявителя:

Прокуратуру Саратовской области(410002, Саратовская область, г. Саратов, ул. им.Е.Ф.Григорьева, 33/39);

  1. Ответчику – администрации муниципального образования «Город Саратов»:

- представить в срок до 30октября 2017 года в Саратовское УФАС России следующие документы и материалы:

а)письменные пояснения по фактуутверждения постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22.02.2017 N 285 "О порядке определения объема и предоставления субсидий исполнительным органам территориального общественного самоуправления";

б) надлежащим образом заверенную копию постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22.02.2017 N 285 "О порядке определения объема и предоставления субсидий исполнительным органам территориального общественного самоуправления";

в) любую другую информацию, которая, по мнению администрациимуниципального образования "Город Саратов", будет способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению дела.

Явка представителя ответчика по делу с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна. Представителю при себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт <...> а также документы, подтверждающие  служебное положение и имеющиеся полномочия.

  1.  Заявителю – Прокуратуре Саратовской области:

- явиться лично илинаправить представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) для участия в рассмотрении дела;

представить в срок до 30октября 2017годавСаратовское УФАС Россиилюбую информацию, которая, по мнению заявителя, будет способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению дела.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны