Решение б/н РЕШЕНИЕ № 13-115/тр от 2 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 13-115/тр

 

«17»  ноября 2015 г.                                                                                                 г. Саратов

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» ноября  2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «01» декабря 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

  1. ….

 

  1. ….

 

  1. ….

 

  • заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии,
  • начальник отдела контроля товарных рынков, член Комиссии,
  • ведущий специалист – эксперт отдела контроля товарных рынков, член Комиссии,

 

 

        рассмотрев дело № 13-115/тр по признакам нарушения ГУП СО «Облводоресурс» (410005, г. Саратов, ул. Зарубина, д. 176) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В Саратовское УФАС России поступило представление Вольской межрайонной прокуратуры о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГУП Саратовской области «Облводоресурс» за незаконное взимание платы за выдачу документа «Проект узла учета холодного водоснабжения» при установке прибора учета потребляемой холодной  воды.

В ходе рассмотрения дела № 13-115/тр  ... пояснил, что филиал ГУП СО «Облводоресурс»-«Вольский» незаконно взимает с граждан г. Вольска Саратовской области плату в размере 800 руб. за выдачу документа «Проект узла учета холодного водоснабжения».

Представитель ГУП СО «Облводоресурс» пояснил, что в соответствии с пунктом 28 Правил организации коммерческого узла учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее – Правила № 776) проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий. Результатом проектирования узла учета является проектная документация. Абонент вправе привлечь к подготовке проектной документации юридические или физические лица.

           Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

   В соответствии с ч. 1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354) оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В заявке указывается следующая информация:

- сведения о потребителе (для физического лица

- фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);

- предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

- тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;

- сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;

- показания прибора учета на момент его установки;

- дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета.

Иные  требования для ввода прибора учета в эксплуатацию не предусмотрены.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Иных требований для установки и ввода в эксплуатацию индивидуальных  приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома законом не предусмотрено.

         В ходе рассмотрения дела установлено, что заместителем генерального директора ГУП СО «Облводоресурс» …утверждена калькуляция № 2 договорной (отпускной) стоимости работ на проектирование узла учета (для частных лиц) по филиалу ГУП СО «Облводоресурс»-«Вольский». В соответствии с которой, стоимость документа «Проект узла учета холодной воды» составляет 800 руб.

Вместе  с тем в отношении отдельно стоящих жилых домов применяются положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с  частью 2 статьи 20 коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу части 2 пункта 1 Правил № 776, Правила № 776 распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно пункту 4 Правил № 776 приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.

Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения и (или) централизованной системе холодного водоснабжения (далее - централизованные системы водоснабжения) без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.

Пунктом 8 Правил № 776 установлен следующий порядок установки, эксплуатации, поверки, ремонта и замены узлов учета:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;

в) допуск к эксплуатации узла учета;

г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;

д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.

Так, согласно  пункту 28 Правил № 776  проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий. Результатом проектирования узла учета является проектная документация.

В соответствии с пунктом 29 Правил № 776 технические условия на проектирование узла учета выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

Из анализа нормы, установленной пунктом 8 Правил коммерческого учета, можно сделать вывод о том, что получение технических условий, проектрирование и допуск в эксплуатацию осуществляется только для вновь допускаемых приборов учета в отдельно стоящих жилых домах.

Данная правовая позиция подтверждается и разъяснениями  директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.04.2015 № 12855-ОГ/04.

Как следует из пояснений представителя Вольского межрайонного прокурора ….и материалов Представления, филиалом ГУП СО «Облводоресурс»-«Вольский» в нарушение требований действующего законодательства, в 2014 году 388 абонентам, проживающих в многоквартирных жилых домах, изготовлен документ «Проектная документация узла учета холодного водоснабжения» на сумму 310 400 руб., а за период с 01.01.2015 по 30.05.2015 – 237 абонентам на сумму 189 600 руб.

С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что, действующим законодательством не предусмотрено право организации ВКХ  незаконно требовать и взимать денежные средства за дополнительную услугу – изготовление документа «Проектная документация узла учета холодного водоснабжения», в связи с чем, в действиях ГУП СО «Облводоресурс» содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкурекнции.

Услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, согласно ст. 4 Федерального закона            № 147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях», относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ГУП СО «Облводоресурс» осуществляет деятельность по водоснабжению на территории г. Вольска Саратовской области.

Статья 391 Закона о защите конкуренции предусматривает выдачу антимонопольным органом хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

 Согласно пунктам 3 и 5 части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования), а также если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В связи с наличием в указанных действиях ГУП СО «Облводоресурс» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Саратовское УФАС России выдало ГУП СО «Облводоресурс» предупреждение от  17.09.2015№ 02/1-6125 о необходимости прекращения указанных действий (далее – Предупреждение) путем:

1. прекращения заключения с гражданами – потребителями коммунальных услуг договоров на разработку проектной документации на узел учета холодной, горячей воды с 21.09.2015.

2.  расторжения заключенных с гражданами – потребителями коммунальных услуг договоров на разработку проектной документации на узел учета холодной, горячей воды в случае обращения граждан с заявлением о расторжении договора в ГУП СО «Облводоресурс».

Письмом от 30.10.2015 исх. № 740/юр ГУП СО «Облводоресурс» сообщило об исполнении Предупреждения Саратовского УФАС России, а именно: с 21.09.2015 прекращено заключение с гражданами-потребителями коммунальных услуг договоров на разработку проектной документации на узел учета холодной, горячей воды.

В целях возврата денежных средств за  выдачу документа «Проект узла учета холодного водоснабжения» в сумме 800 руб. ГУП СО «Облводоресурс» проведены мероприятия по извещению граждан-потребителей коммунальных услуг о возможности обратиться с соответствующим заявлением в филиал ГУП СО «Облводоресурс»-«Вольский», а именно: дано объявление в районной газете «Вольская жизнь» и повешено объявление на стенде около кассы в филиале ГУП СО «Облводоресурс»-«Вольский».

Кроме того, И.о. директора филиала ГУП СО «Облводоресурс»-«Вольский» …вынес распоряжение № 10-р от 18.09.2015:

- о прекращении заключения с гражданами-потребителями коммунальных услуг договоров на разработку проектной документации на узел учета холодной воды;

- о расторжении ранее заключенных с гражданами-потребителями коммунальных услуг договоров на разработку проектной документации на узел учета холодной воды в случае обращения граждан с заявлением о расторжении договора.

        В ходе рассмотрения дела представитель ГУП СО «Облводоресурс» предоставила документы, свидетельствующие о возврате денежных средств в размере 800 руб. всем гражданам, обратившимся за выдачей документа «Проект узла учета холодного водоснабжения».

При таких обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу об исполнении  ГУП СО «Облводоресурс» предупреждения от 17.09.2015 № 02/1-6125.

  Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, статьей 39.1, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи  49  Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

          

              Рассмотрение дела № 13-115/тр в отношении ГУП СО «Облводоресурс» прекратить в связи с выполнением предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 17.09.2015 № 02/1-6125.

 

              Председатель Комиссии                                                               ….

 

       Члены Комиссии:                                                                          …..

 

                                                                                                             …..                         

                                                                                                            

 

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса  Российской      Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

Связанные организации

Связанные организации не указаны