Решение б/н Решение и предписание по жалобе № 133-17/гз от 31 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 133-17/гз

о признании жалобы обоснованной

 

18 мая 2017 года                                                                                                 г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

1.2.

3.

рассмотрев жалобу ООО «МЕДПРОЕКТ» на действия Заказчика -  Министерства социального развития Саратовской области при проведении электронного аукциона  № 0860200000817001970 «Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.05.2017 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО «МЕДПРОЕКТ» (далее – Заявитель, Общество) на действия Заказчика - Министерства социального развития Саратовской области (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона  № 0860200000817001970 «Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами» (далее  - Аукцион).

Из жалобы Заявителя следует, что документация об Аукционе утверждена с нарушениями законодательства о контрактной системе.

Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, не явился.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.

Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия Саратовского УФАС России пришла к следующим выводам.

28.04.2017 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте  электронной площадки были размещены извещение о проведении Аукциона и Документация об Аукционе. Заказчиком данного Аукциона является Министерство социального развития Саратовской области.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 132 234,20 рублей.

Из жалобы заявителя следует, что в проекте контракта установлен ненадлежащий срок оказания услуг: май-декабрь 2017 года, а именно срок оказания услуг не может быть начат с мая 2017 так как контракт будет заключен в июне 2017 года.

Согласно п. 1.4 проекта Контракта документации об Аукционе срок оказания Услуги:  май-декабрь 2017 года. Сроки обеспечения инвалида слуховыми аппаратами с даты обращения инвалида с направлением представителя Заказчика - министерства социального развития Саратовской области - не более 60 (шестидесяти) дней.

Представитель Уполномоченного органа пояснил, что согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Следовательно, срок оказания услуги, установленный Заказчиком, «май-декабрь 2017» определен периодом времени, исчисляемым в месяцах и окончание срока оказания услуг приходится на последний день месяца, на который приходится окончание срока, то есть на 31 декабря.

Вместе с тем размещение протокола подведения итогов электронного аукциона запланировано на 19 мая 2017 года, следовательно, контракт будет заключен 30 мая 2017 года.

При таких обстоятельствах довод жалобы является не обоснованным.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оплаты за оказанную услугу.

В соответствии с ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно п. 3.2. проекта Контракта оплата за оказанную услугу осуществляется Заказчиком в течение 30 (тридцати) дней, а в декабре 2017 года - до 31.12.2017 года,  по безналичному расчету путём перечисления денежных средств на расчетный Исполнителя платежными поручениями по факту ее оказания, после подписания Сторонами Реестра о выдаче изделий и Акта оказанных услуг на основании выставленного Исполнителем счёта (счет - фактуры).

Согласно 4.1. проекта Контракта при передаче Изделия Получателю (или его Представителю) Исполнителем оформляется Акт приема-передачи (Приложение №4, являющееся неотъемлемой частью Контракта), который подписывается Получателем (или его Представителем) и Исполнителем. Указанный Акт оформляется в 3-х экземплярах.

Следовательно, фактом оказания услуги является передача изделия получателю и оплата осуществляется на основании акта приема-передачи в сроки, установленные п. 3.2. проекта Контракта.

На рассмотрении жалобы представитель Уполномоченного органа пояснил, что при передаче изделия в декабре 2017 оплата будет произведена ранее 30 дней – до 31.12.2017, что не противоречит условиям контракта.

Таким образом довод жалобы не нашел своего подтверждения

Из жалобы следует, что Заказчик установил в документации об Аукционе избыточное требование к участникам закупки о наличии лицензии, выданной участнику закупки, на осуществление медицинской деятельности по следующим видам деятельности: по сурдологии-оториноларингологии на территории г. Саратова и/или Саратовской области, а так же не указал в документации об Аукционе о возможности осуществления слухопротезирования специалистом-сурдоакустиком.

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, действующим законодательством о контрактной системе установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии на оказание услуг непосредственно у участника закупки, в случае, если оказание данных услуг является лицензируемым видом деятельности.

Заказчиком в пункте 15 Информационной карты документаций об Аукционе установлено место оказания услуг – по месту нахождения исполнителя на территории г. Саратова и/или Саратовской области.

Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) установлено, что медицинская деятельность относится к лицензируемым видам деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (далее - Положение).

Согласно подпункту «а» пункта 4 Положения к одному из лицензионных требований относится наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.

Приказом Минздрава России от 09.04.2015 № 178н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология-оториноларингология» (далее - Порядок) регламентировано, что медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь пациентам с нарушением слуха, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями № 1 - 6 к Порядку.

Согласно пункту 2 Приложения № 1 Порядка, пункту 2 Приложения № 2 Порядка сурдологический кабинет создается для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи пациентам с нарушением слуха, включая профилактику, диагностику, лечение, в том числе слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение; центр является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее - медицинская организация), оказывающей первичную специализированную медико-санитарную помощь и (или) специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь пациентам с нарушением слуха по профилю «сурдология-оториноларингология».

Кроме того, в лицензии на осуществление медицинской деятельности указывается конкретный адрес места осуществления такой деятельности с соблюдением требований Положения, Закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения исх. № 03-9428/15 от 14.04.2015 указано, что проведение аудиометрии, подбор слухового аппарата в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология» и «сурдология – оториноларингология», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 155н, осуществляет врач сурдолог – оториноларинголог. Следовательно, для проведения сурдологического приема больных, осуществлению подбора, настройки слуховых аппаратов, изготовлению индивидуальных ушных вкладышей медицинской организации необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «сурдология – оториноларингология».

Таким образом, лица, которые не обладают лицензией на осуществление медицинской деятельности на территории, например, г. Саратова, не имеют права оказывать медицинские услуги в указанном муниципальном образовании.

В связи с изложенным довод жалобы не находит своего подтверждения.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик необоснованно установил в документации об Аукционе ограничение допуска товара в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правительства Российской Федерации № 102), учитывая, что предметом Аукциона является оказание услуг, а не поставка товара.

В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В соответствии  с ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В соответствии  с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв.  Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 (далее – Постановление).

В указанный Перечень включены слуховые аппараты неимплантируемые с кодом ОКПД 26.60.14.120.

Согласно Извещению о проведении Аукциона и п. 8.1. Технического задания Документации об Аукционе предметом Контракта является: «Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации – слуховыми аппаратами» для нужд министерства социального развития Саратовской области.

Представитель Уполномоченного органа пояснил, что предметом закупки является как поставка товара, так и оказание услуги.

Таким образом, Заказчиком правомерно установлены ограничения допуска товара в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 102

Из жалобы Заявителя следует, что в проекте Контракта имеются противоречия в описании объекта закупки, а именно: установлены сроки изготовления изделий и указано на обязанность Исполнителя гарантировать качество изготавливаемых изделий.

Согласно ч.1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно п. 1.11.4. проекта Контракта сроки изготовления и передачи Получателю Изделий - не более 60 (шестидесяти) дней с даты обращения  Получателя  с направлением Заказчика к Исполнителю.

Согласно п. 2.1.3. Исполнитель обязуется: гарантировать качество изготавливаемых Изделий.

Изготовление изделий не является предметом контракта в соответствии с документацией об Аукционе, которой предусмотрена поставка товара, характеристики которого указаны в Техническом задании, с услугами в том числе по настройке слухового аппарата.

Представитель уполномоченного органа, присутствующий на рассмотрении жалобы пояснил, что в пунктах 1.11.4 и 2.1.3. проекта Контракта содержится опечатка, вместо слов «поставка» указано слово «изготовление», и данная опечатка не может повлиять на исполнение контракта.

Таким образом, Уполномоченный орган, установив в пунктах 1.11.4 и 2.1.3. проекта Контракта условие об изготовлении изделий, не соответствующее требованиям документации об Аукционе, допустил нарушение ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в документации об Аукционе установил излишние требования к слуховым аппаратам о наличии в комплекте стандартного ушного вкладыша.

Согласно п.5.3 ГОСТа Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний» требований к комплектности, а именно о наличии стандартного ушного вкладыша не предусмотрено.

Техническим заданием  документации об Аукционе предусмотрено, что все слуховые аппараты должны иметь следующую комплектацию: стандартный вкладыш – 1шт., элемент питания -2 шт.

При этом, согласно п.5 ГОСТа Р 51024-2012 требования к комплектности устанавливают в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов.

Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы пояснил, что при определении начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком были направлены коммерческие предложения. Производители Aurica и Ultra Dry предоставили свои предложения на слуховые аппараты с входящими в комплектацию стандартными ушными вкладышами.

Так же представитель Заказчика пояснил, что слуховые аппараты невозможно подключить и настроить без наличия ушных вкладышей.

При таких обстоятельствах Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу о несостоятельности довода Заявителя.

Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России.

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «МЕДПРОЕКТ» на действия Заказчика -  Министерства социального развития Саратовской области при проведении электронного аукциона  № 0860200000817001970 «Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами» обоснованной в части несоответствия проекта Контракта документации об Аукционе.

2. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушения ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Председатель Комиссии:

_____________________

(подпись)

Члены Комиссии:

_____________________

(подпись)

 

_____________________

(подпись)

ПРЕДПИСАНИЕ  № 60

об устранении допущенных нарушений

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

1.

2.

3.

на основании своего решения от 18.05.2017 № 133-17/гз, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «МЕДПРОЕКТ» на действия Заказчика -  Министерства социального развития Саратовской области при проведении электронного аукциона  № 0860200000817001970 «Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами», и в соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

Заказчику Министерству социального развития Саратовской области:

1. При заключении Контракта пункты 1.11.4. и 2.1.3. Контракта привести в соответствие с положениями документации об Аукционе и с учетом решения Саратовского УФАС России от 18.05.2017 № 133-17/гз.

2. В 5-тидневный срок с момента заключения Контракта сообщить об исполнении настоящего предписания, представив в Саратовское УФАС России документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с даты его вынесения.

 

 Председатель Комиссии:

_____________________

(подпись)

Члены Комиссии:                                                                        

_____________________

(подпись)

 

_____________________

(подпись)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны