Решение б/н РЕШЕНИЕ№ 17-164/тр от 15 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ№ 17-164/тр

 

  «21»  декабря 2015 года                                                                                      г. Саратов

 

Резолютивная часть решения оглашена "21" декабря 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено "31" декабря  2015 г.

 

 Комиссия Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

1.….  – и.о. заместителя руководителя управления, Председатель

                                 Комиссии,

2.….    –    старший государственный инспектор отдела контроля  

                                 товарных   рынков, член Комиссии,

3.….    –  ведущий специалист эксперт отдела контроля товарных рынков,

                                член Комиссии

 

рассмотрев дело № 17-164/тр по признакам нарушения ЗАО «НЭСК» (410018,                          г. Саратов, ул. Сетевая, д. 12) пункта 3 части  1 статьи  10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»(далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление  гражданина  …(далее – заявитель) на действия ЗАО "Независимая электросетевая компания" (далее – ЗАО "НЭСК"), выразившиеся в навязывании гр….. невыгодных для него условий договора технологического присоединения частного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, …

В результате рассмотрения заявления установлено, что 02.04.2014 гр. …подал в ЗАО "НЭСК" заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям ЗАО «НЭСК».

23.05.2014 ЗАО "НЭСК" направило проект договора № 63/П об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – договор № 63/П), в пункте 10 которого размер платы за технологическое присоединение установлен 262 600 руб. 39 коп.

Согласно пункту 7 технических условий для присоединения к электрическим сетям, которые являются приложением № 2 к договору № 63/П (далее – ТУ к договору № 63/П), точка присоединения определена ближайшая к объекту опора ВЛИ-0,4 кВ РП "Камчатский".

Из письменных пояснений ЗАО "НЭСК" от 12.10.2015 (вх. № 6317 от 12.10.2015) следует, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства ЗАО "НЭСК" составляет более 300 метров и плата в размере 550 руб. не может быть применена.

Кроме того, на момент обращения гр. …с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям ЗАО «НЭСК», электрические сети, расположенные на расстоянии 300 и менее метров к участку гр…., ЗАО «НЭСК» на праве собственности не принадлежат.

По результатам рассмотрения указанного заявления Саратовским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении ЗАО "НЭСК".

Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Пункт 3 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее – Правила № 861), обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 этих Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.

Из абзаца 2 пункта 3 данных Правил следует, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14, 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. К таким лицам относятся физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и энергоснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Из предоставленной копии заявки гр….. следует, что 02.04.2014 гр. ..подал в ЗАО "НЭСК" заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: г. Саратов, …, с максимальной мощностью 15 кВт, уровень напряжения – 0,38кВ.

Согласно пункту 3 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом.

23.05.2014 ЗАО "НЭСК" направило проект договора гр. …для подписания (исх. № 643 от 23.05.2014).

Согласно пункту 17 Правил № 861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил № 861 для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации.

В результате рассмотрения дела Комиссией установлено, что от РП "Камчатский" отходят 7 (семь) ВЛИ-0,4 кВ.

Вместе с тем, в начале 2014 г. ЗАО "НЭСК" построило от 8(ой) опоры одной из семи линий ВЛИ-0,4 кВ, отходящей от РП "Камчатский", по направлению к пос. Солнечному г. Саратова в направлении участка № 62, участка №39, 12  опор (опоры №№ 1П, 2П, 3П, 4П, 5П, 6П, 7П, 8П, 9П, 10П, 11П, 12П) (далее – комплекс из 12 опор), т.е. продлило линию ВЛИ-0,4 кВ в глубь пос. Новосоколовогорский г. Саратова, что подтверждается предоставленной копией договора подряда №1-Р/2014 на выполнение электромонтажных работ от 07.02.2014, заключенного  ЗАО "НЭСК" и ООО "Волгаэлектромонтаж", копией однолинейной схемой электроснабжения на комплекс из 12 опор, проектной документацией ЗАО "НЭСК" на ВЛИ-0,4 кВ от РП "Камчатский" по дороге в п. Солнечный (электроснабжение) (шифр: 60-13-С-ЭС).

Вместе с тем, на заседаниях Комиссии представитель ЗАО "НЭСК" пояснила, что комплекс из 12 опор не принадлежат больше ЗАО "НЭСК", а был продан ООО "Волгаэлектромонтаж" по договору купли-продажи № б/н от 08.04.2014 (далее – договор купли-продажи от 08.04.2014), следовательно, подключить гр….. за 550 руб. не представляется возможным, так как объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ЗАО "НЭСК", после продажи их ООО "Волгаэлектромонтаж", находятся дальше 300 метров от границ участка заявителя.

Данный довод ЗАО "НЭСК" не принимается Комиссией в силу следующего.

Согласно части 1 статьи  131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Комиссией установлено, что между ЗАО "НЭСК" и ООО "Волгаэлектромонтаж" был заключен договор купли-продажи от 08.04.2014, предметом которого являлся комплекс из 12 опор.

На основании вышеизложенного, для перехода права собственности от ЗАО "НЭСК" к ООО "Волгаэлектромонтаж" по договору купли-продажи от 08.04.2014 на комплекс из 12 опор необходимо, чтобы указанный договор был зарегистрирован в едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ней.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что договор купли-продажи от 08.04.2014 в едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ней не зарегистрирован, документы на его регистрацию не подавались.

Согласно части 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

Таким образом, право собственности по договору купли-продажи от 08.04.2014 на комплекс из 12 опор от ЗАО "НЭСК" к ООО "Волгаэлектромонтаж" не перешло. 

Представитель ЗАО "НЭСК" пояснила, что комплекс из 12 опор не является недвижимым имуществом, а относится к категории движимого имущества и поэтому договор купли-продажи от 08.04.2014 не подлежит государственной регистрации.

Данный довод ЗАО "НЭСК" не принимается Комиссией в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

Из изложенного следует, что объектами недвижимости могут считаться линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередач и т.п., составляющими единый функциональный комплекс.

Согласно статьи 133.1. Гражданского кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Таким образом, Гражданский кодекс РФ признает линейные объекты (в том числе линии электропередач) недвижимой вещью.

Опоры комплекса из 12 опор прочно связаны с землей, построены с учетом рельефа местности и иных объектов. Весь комплекс выполняет определенное функциональное назначение, а именно обеспечивает переток электрической энергии к потребителям электрической энергии в пос. Новосоколовогорский г. Саратова и относятся к недвижимому имуществу.  

Вместе с тем, в материалах дела имеются копии свидетельств о государственной регистрации права собственности ЗАО "НЭСК" на сооружения:

- Свидетельство о государственной регистрации права собственности на сооружение -воздушной линии ВЛ-0,4 кВ, в том числе воздушную линию  протяженностью 0,24 км, опоры металлические, кабельная линия протяженность 0,12 км, место нахождения:                  г. Саратов, ул. им. Бирюзова С.С., б/н (серия <...> АБ №016699 от 07.02.2005).

- Свидетельство о государственной регистрации права собственности на сооружение -кабельная линия (ЦРН 12-ТП22) АСБ 10 протяженностью 0,28 км место нахождения:             г. Саратов, ул. им. Бирюзова С.С., б/н (серия <...> АБ № 016704 от 07.02.2005).

            Как следует из указанных свидетельств все вышеуказанные объекты зарегистрированы как недвижимое имущество в едином государственном реестр прав на недвижимость и сделок с ней, основаниями возникновения прав стали договора купли-продажи.

            Таким образом, вышеперечисленные свидетельства подтверждают факт отнесения ЗАО "НЭСК" сооружений (линейных и кабельных объектов) к категории объектов недвижимости. 

   Однако, договор купли-продажи от 08.04.2014 надлежащим образом не был зарегистрирован.

Комиссией установлено, что расстояние, измеряемое по прямой, от опоры № 6П, являющейся одной из опор в комплексе из 12 опор, до границ земельного участка (64:48:010114:279), принадлежащего гр…., составляет 290,90 м., что подтверждается схемой с указанием геометрических расстояний, предоставленной Комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО «Город Саратов».

   Следовательно, гр…. правомерно обратился в ЗАО "НЭСК" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: г. Саратов, .., так как сети ЗАО "НЭСК" находятся на наименьшем расстоянии от границ земельного участка, принадлежащего гр…..

Однако, в пункте 10 договора № 63/П размер платы за технологическое присоединение установлен в сумме 262 600 руб. 39 коп.

Таким образом, ЗАО "НЭСК" неправомерно в проекте договора № 63/П установило размер платы за технологическое присоединение в сумме 262 600 руб. 39 коп.

Кроме того, согласно пункту 16.3 Правил N 861 в случае заключения договора с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, заявитель исполняет обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Подпунктом "г" пункта 25.1 Правил N 861 предусмотрено следующее распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий:

 - в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя;

- до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.

Пунктом 16.1. Правил № 861 определено, что под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства

Согласно подпункту "а" пункта 25(1) Правил N 861 в технических условиях для заявителей (физических лиц) в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, точка присоединения не может располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.

Таким образом, сетевая организация должна указывать в технических условиях точку присоединения, расположенную не далее 25 метров от границы земельного участка заявителя в пределах его земельного участка.

Положения абзаца второго пункта 19 Правил № 861 запрещают навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами № 861.

Вместе тем, Комиссией установлено, что согласно пункту 7 ТУ к договору                   № 63/П, точка присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы) определена как ближайшая к объекту опора ВЛИ-0,4 кВ РП "Камчатский", при этом расстояние от ближайшей опоры до границ участка заявителя не указано. В подпункте б пункта 11 ТУ к договору № 63/П заявитель осуществляет от точки присоединения до ВРЩ объекта ответвление проводом СИП (либо кабелем) сечением 16 мм2.

В нарушение требования пункта 25.1 Правил № 861 ЗАО "НЭСК" указав в ТУ к договору № 63/П, что точка присоединения будет находиться на опоре, строительство которой планируется в соответствии с проектом, не указало, что эта точка будет находиться не далее 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты. Права заявителя могут быть нарушены в случае переноса этой точки на расстояние более, указанных 25 метров, поскольку ограничение на это расстояние в ТУ к договору №  63/П не установлено.

Таким образом, ЗАО "НЭСК" выдало гр. Жданову В.М. ТУ к договору № 63/П, в которых отсутствует указание на расположение точки подключения не далее 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты, что не позволяет определить расстояние от границ участка гр. Судакова С.Р. до объекта электросетевого хозяйства ЗАО "НЭСК".

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

При этом частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30.12.2013 N 47/12 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ЗАО "Независимая электросетевая компания" (ЗАО "НЭСК") с территориальными сетевыми организациями" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ЗАО "НЭСК" с территориальными сетевыми организациями на 2014 г.

Учитывая изложенное, и в силу части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях и части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции ЗАО "НЭСК", оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих (эксплуатируемых) электрических сетей на территории г. Саратова.

Таким образом, ЗАО "НЭСК" совершив действия, выразившиеся в навязывании гр. …невыгодных для него условий договора технологического присоединения частного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, …, нарушило пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

В связи с тем, что предупреждение Саратовского УФАС России (исх. № 02/1-4737  от 23.07.2015) не исполнено, а именно в срок до 18.08.2015 с гр. Ждановым В.М. договор на технологическое присоединение частного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, …, на согласованных условиях не заключен, Комиссия Саратовского УФАС России считает необходимым выдать ЗАО "НЭСК" предписание.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи  49, статьей 50 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия 

 

Р Е Ш И Л А:

          1. Признать ЗАО «НЭСК» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

          2. Выдать ЗАО «НЭСК»  предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а  именно:

          2.1. Заключить с …договор технологического присоединения частного дома, расположенного по адресу: г. Саратов,  …, в соответствии с заявкой физического лица на  технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям  от 02.04.2014 (вх. № 414 от 02.04.2014), на согласованных условиях в срок до 10.02.2016, установив размер платы за технологическое присоединение в соответствии с абзацем  1 пункта  17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, в размере не более 550 руб.

        3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Саратовское УФАС России в срок до 17.02.2016 г.

 

        Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии:

….

 

Члены Комиссии:

 

….

 

 

 

 

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны