Определение б/н О назначении дела от 11 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 064/01/10-342/2020 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

  

11 марта 2020 года                                                                                                            г. Саратов

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Саратовского УФАС России от 25.02.2020 года № 259 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Облкоммунэнерго» (ОГРН 1026403342162, ИНН/КПП 6454038461/645001001, 410012, г. Саратов, ул. Московская, 66)  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Саратовское УФАС России поступило представление заместителя прокурора Саратовской области старшего советника юстиции Г.Г. Анисимова о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о защите конкуренции в отношении АО «Облкоммунэнерго» (далее – Представление).

Из Представления следует, что в прокуратуру Саратовской области поступило обращение ИП Николаевой Г.О., в котором было указано, что в связи с отключением электроэнергии в ее магазине по адресу: Саратовская обл., г. Балашов, ул. Гагарина, 132, она обратилась в филиал АО «Облкоммунэнерго» - Балашовские межрайонные электрические сети (далее – Балашовские МЭС), сотрудниками которого ей был выставлен счет-оферта от 22.08.2019 на оплату услуг по включению автомата в щитке на опоре ВЛ-0,4 кВ (с использованием гидроподъемника). Однако данный автомат ИП Николаевой Г.О. не принадлежит и не входит в границы ее эксплуатационной ответственности. Кроме того, работы производились без использования гидроподъемника.

Николаева Г.О. является собственником здания торгово-остановочного павильона по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Гагарина на северо- запад на расстоянии 9,8 м от территории Слюдокомбината, который использует в осуществляемой предпринимательской деятельности.

Данный объект имеет технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации АО «Облкоммунэнерго».

Между ИП Николаевой Г.О. и АО «Облкоммунэнерго» оформлен акт о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности № 800 от 01.02.2008.

Согласно вышеуказанному акту, электроустановки ИП Николаевой Г.О. располагаются по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Гагарина, 132 (торговый павильон). Граница балансовой принадлежности сторонами согласована на опоре ВЛ-0,4 кВ, соединение проводов с жилами кабеля абонента и их контакт. Границы эксплуатационной ответственности - от контактного соединения проводов с жилами кабеля абонента, внутреннее электрооборудование павильона находится на эксплуатации потребителя.

Балашовскими МЭС в адрес ИП Николаевой Г.О. направлено уведомление (исх. № 1649 от 09.07.2019) о проведении 17.07.2019 работ по установке прибора учета электрической энергии во исполнение требований п. 151 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442.

Согласно письму от 18.07.2019 № 1738 и акту осмотра электроустановки от 29.07.2019 № 003742 АО «Облкоммунэнерго» на опоре на высоте 1,7 м установило прибор учета электрической энергии «Меркурий 230» заводской номер <...> , который считается расчетным.

В соответствии с п. 9 акта осмотра от 29.07.2019 № 003742, на границе балансовой принадлежности установлено вводное токоограничивающее устройство (автомат).

Как следует из информации Балашовских МЭС от 22.11.2019 № 2854, установка вводного токоограничивающего устройства обусловлена необходимостью соблюдения ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) в целях обеспечения бесперебойного электроснабжения потребителей присоединенных к сетям АО «Облкоммунэнерго», а также исключения возникновения аварийных ситуаций в электроустановках потребителей в связи с нарушением режима потребления электроэнергии и превышения максимальной мощности, разрешенной к использованию.

ИП Николаева Г.О. пояснила, что установленный счетчик является контрольным прибором учета АО «Облкоммунэнерго», доступа к которому она не имеет.

Передачу показаний она осуществляет исходя из показаний прибора учета, находящегося внутри торгового павильона. Данный порядок не изменился и после установленного АО «Облкоммунэнерго» на опоре прибора учета электрической энергии.

В связи с отсутствием электроснабжения по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Гагарина, 132, ИП Николаевой Г.О. 22.08.2019 в адрес филиала Балашовские межрайонные электрические сети АО «Облкоммунэнерго» подана заявка о его возобновлении.

ИП Николаевой Г.О. был выставлен счет-оферта на оплату работ по включению автомата в щитке на опоре (с использованием гидроподъемника) на сумму 978 рублей.

После произведенной оплаты, подача эклектической энергии по вышеуказанному адресу возобновлена.

Из материалов проверки также следует, что стоимость работ по включению автомата в щитке на опоре (с использованием гидроподъемника) определяется прейскурантом на услуги, оказываемые филиалами АО «Облкоммунэнерго» физическим и юридическим лицам, утвержденным генеральным директором АО «Облкоммунэнерго» 02.08.2019.

По сведениям АО «Облкоммунэнерго» (исх. № 1533 от 18.11.2019), цена на данную услугу одинакова как для физических, так и для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). По итогам 10 месяцев 2019 года услуга включение (выключение) автомата в щитке на опоре (с использованием гидроподъемника) филиалами АО «Облкоммунэнерго» была оказана в количестве 56 ед. на общую сумму 54 586 рублей.

В соответствии ч. 1 ст. 10 Закон о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий приведены в ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», к которым относятся в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии.

В силу ст. 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Понятие сетевой организации определено также и в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа).

Таким образом, АО «Облкоммунэнерго» оказывая услуги по передаче электрической энергии, являясь сетевой организацией, осуществляет монопольный вид деятельности, что в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции свидетельствует о его доминирующем положении на данном товарном рынке.

Исходя из положений ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов  по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила присоединения).

Подключение ИП Николаевой Г.О. произведено с учетом положений Правил присоединения.

В соответствии с п. 12 Правил недискриминационного доступа, в рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.

Договор должен содержать следующие существенные условия, в том числе, сведения о приборах учета электрической энергии (мощности), установленных на дату заключения договора в отношении энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики и используемых для расчетов по договору, с указанием мест их установки, заводских номеров, даты предыдущей и очередной поверки, межповерочного интервала (п. 13 Правил недискриминационного доступа).

ИП Николаевой Г.О. расчеты за оказанные услуги по передаче электрической энергии осуществлялись с использованием прибора, установленного в торговом павильоне, который не вышел из эксплуатации.

Из письменных пояснений АО «Облкоммунэнерго» от 25.02.2020 следует, что в соответствии с актом осмотра электроустановки потребителя № 003742 от 29.07.2019 года (п.9), подписанного со стороны потребителя, на границе балансовой принадлежности установлено вводное токоограничивающие устройство (автомат) 1п=16А, что в свою очередь, по своим техническим характеристикам, соответствует разрешенной к использованию мощности в размере 9 кВт.

Установка данного вводного токоограничивающего устройства обусловлена необходимостью соблюдения указанных норм действующего законодательства в целях обеспечения бесперебойного электроснабжения всех потребителей, присоединенных к сетям АО «Облкоммунэнерго», а также исключения возникновения аварийных ситуаций в электроустановках потребителей в связи с нарушением данным потребителем (Николаевой Г.О.) режима потребления электроэнергии и превышения максимальной мощности, разрешенной к использованию в размере 9 кВт.

В целях выяснения вышеуказанных обстоятельств Саратовским УФАС России был направлен запрос в адрес АО «Облкоммунэнерго» о предоставлении информации.

Из письменных пояснений АО «Облкоммунэнерго» от 25.02.2020 следует, что 22.08.2019 года в адрес Балашовских МЭС поступила заявка от ИП Николаевой Г.О. об отсутствии электроснабжения по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Гагарина, 132Б. По данной заявке был осуществлен выезд оперативно выездной бригады (далее ОВБ) с целью выявления причин отсутствия электроснабжения и, соответственно, устранения неисправностей в электрической цепи.

При осмотре сотрудниками ОВБ было выявлено, что произошло отключение вводного токоограничивающего устройства (автоматического выключателя) в связи с нарушением потребителем ИП Николаевой Г.О. режима потребления электроэнергии и превышения максимальной мощности, разрешенной к использованию в размере 9 кВт.

При этом, АО «Облкоммунэнерго» не представлено документально подтвержденных доказательств того, что ИП Николаевой Г.О. был нарушен режим потребления электроэнергии и превышения максимальной мощности, разрешенной к использованию в размере 9 кВт.

Из Представления следует, что согласно п. 15 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора сетевая организация обязана, в том числе обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони; осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 № 186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее - Единые стандарты), которые устанавливают требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии, в том числе обслуживаемых гарантирующим поставщиком.

Согласно пункту 3 Единых стандартов в целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей осуществляет, в том числе, согласование места установки прибора учета электрической энергии (мощности), схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета электрической энергии (мощности), а также метрологических характеристик прибора учета.

Ни постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, ни приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 № 186 не предусматривается установка каких-либо контрольных приборов учета. ИП Николаева Г.О. заявку на установку прибора учета электрической энергии «Меркурий 230» заводской номер <...> не направляла.

При наличии факта надлежащего технологического присоединения ИП Николаевой Г.О. к сетям сетевой организации, последняя обязана обеспечить должную подачу электрической энергии, а также содержание, обслуживание и проведение ремонтных работ своего электросетевого хозяйства.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 6, 20, 23, 23.1 Закона об электроэнергетике, взаиморасчеты потребителей услуг по передаче электроэнергии с сетевыми организациями основываются на принципах недискриминационного доступа к этим услугам, государственного ценового регулирования этой деятельности, соблюдения баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии.

Порядок регулирования цен в электроэнергетике установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов.

Цены на услуги по передаче электроэнергии, оказываемые по сетям территориальной сетевой организации, устанавливаются на период регулирования (как правило, не менее чем на календарный год) исходя из плановых величин, характеризующих затраты на содержание и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, которыми сетевая организация будет па законном основании владеть и использовать в своей деятельности в регулируемом периоде, и объем перетока электроэнергии через эти объекты (раздел III Основ ценообразования).

Тариф устанавливается по инициативе сетевой организации, при ее непосредственном участии и на основании представляемых ею материалов (пункты 12, 25 Правил регулирования тарифов).

Как следует из п. 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания), регулируемые тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям по договору энергоснабжения, представляют собой сумму следующих слагаемых:

1)      средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках но регулируемым тарифам (ценам);

2)      сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые регулируется государством;

3)      сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;

4)      стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии.

При расчете тарифов во внимание принимается стоимость работ, выполняемых сетевой организацией, эксплуатирующей на законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии. Сети, эксплуатируемые самими потребителями, при расчете тарифов не учитываются (п. 15 Основ ценообразования, п. 43, 46, 47 Методических указаний).

Исходя из изложенного, тариф складывается из стоимости электроэнергии и стоимости прочих услуг и надбавок, связанных с ее передачей.

Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области принято постановление от 28.12.2018 № 58/8 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Саратовской области», в том числе для АО «Облкоммунэнерго».

Соответственно, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифа, учитывает экономически обоснованные затраты электросетевых организаций.

Включение токоограничивающего устройства при его срабатывании, с учетом п. 15 Правил недискриминационного доступа, является одним из необходимых элементов обслуживания электросетевого оборудования.

Таким образом, взимание дополнительной платы, сверх утвержденного органов государственного регулирования тарифа, является незаконным.

При указанных обстоятельствах действия АО «Облкоммунэнерго» по взиманию платы за включение автомата в щитке на опоре (с использованием гидроподъемника), по установке в отношении потребителя ИП Николаевой Г.О. прибора учета электрической энергии «Меркурий 230» заводской номер <...> и вводного токоограничивающего устройства (автомата), имеют признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от 25.02.2020 № 259 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Облкоммунэнерго» (ОГРН 1026403342162, ИНН/КПП 6454038461/645001001, 410012, г. Саратов, ул. Московская, 66)                 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь ч. 13 ст. 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1.         Назначить дело № 064/01/10-342/2020 к рассмотрению на 28 апреля 2020 года 14 часов 30 минут по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 81, 3 этаж.

2.         Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

  • ответчика: АО «Облкоммунэнерго» (ОГРН 1026403342162, ИНН/КПП 6454038461/645001001, 410012, г. Саратов, ул. Московская, 66);
  • заявителя: Прокуратуру Саратовской области (410002, г. Саратов, ул. им. Е.Ф. Григорьева, 33/39);
  • заинтересованного лица: ИП Николаеву Г.О. (ИНН 6444000456113, 412315, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Гагарина, д. 154, кв. 70);
  • лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела: Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Челюскинцев, 116).

3.         Ответчику – АО «Облкоммунэнерго» в срок до 24.04.2020 представить в Саратовское УФАС России следующие документы и материалы:

  • письменные пояснения по вопросу взимания платы за включение автомата в щитке на опоре (с использованием гидроподъемника), по установке в отношении потребителя ИП Николаевой Г.О. прибора учета электрической энергии «Меркурий 230» заводской номер <...> и вводного токоограничивающего устройства (автомата);
  • письменные пояснения по вопросу осуществления замеров Балашовскими МЭС токопотребления электрооборудования торгового павильона ИП Николаевой Г.О.;
  • любую другую информацию, которая, по мнению ответчика, будет способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению дела.

4.         Заявителю – Прокуратуре Саратовской области в срок до 24.04.2020 представить в Саратовское УФАС России любую информацию, которая будет способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению заявления.

5.    Заинтересованному лицу – ИП Николаевой Г.О. в срок до 24.04.2020 представить в Саратовское УФАС России следующие документы и материалы:

  • письменные пояснения по вопросу осуществления замеров Балашовскими МЭС токопотребления электрооборудования торгового павильона ИП Николаевой Г.О.;
  • любую другую информацию, которая, по мнению заинтересованного лица, будет способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению дела.

6.        Лицу, располагающему сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела: Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области в срок до 24.04.2020 представить в Саратовское УФАС России следующие документы и материалы:

  • письменные пояснения по вопросу, что входит в тариф установленный для АО «Облкоммунэнерго» на передачу электрической энергии;
  • любую другую информацию, которая, по мнению лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, будет способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению дела.

 

Явка представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, с доверенностями на участие в рассмотрении дела обязательна.

 

 

Председатель Комиссии                                                            .......................................

Связанные организации

Связанные организации не указаны