Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е  № 2-99/ов от 8 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 2-99/ов

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 апреля 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 21 апреля 2017 года   г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

  1.  –заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
  2.  – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии;
  3.  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 2-99/овпо признакам нарушения администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области, МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», МКУП муниципального образования город Балаково «Городские коммунальные сети» п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

15.12.2016 в адрес Саратовского УФАС России поступило заявление следователя Следственного управления МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области С. (исх. № 6/4-4574 от 14.12.2016), согласно которому в производстве Следственного управления МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области находится уголовное дело № 282902, возбужденное 31.05.2016 по факту хищения денежных средств путем обмана и злоупотребления доверием, в крупном размере.

В ходе анализа представленных документов и информации, а также нормативно-правовой базы установлено следующее.

В ходе предварительного следствия, исходя из указанного заявления, было установлено, что 22.10.2013 в ходе рабочего совещания при первом заместителе главы администрации БМР П. рассматривались вопросы эксплуатации уличного освещения города Балаково. В ходе совещания было установлено, что ни у одной организации города Балаково нет обобщенной информации о сетях уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково, необходимой для усовершенствования сетей уличного освещения. В результате первым заместителем главы администрации Балаковского муниципального района П. руководителю МКУ «УДХБ» С. было дано указание на то, чтобы они внесли в муниципальное задание средства на проведение проектно-изыскательных работ и подготовку проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково, а также подготовить техническое задание для выполнения данных работ. Кроме того, руководителю МКУП «ГКС» Щ. первым заместителем главы администрации БМР П. было дано указание заключить договор на разработку проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково с ООО «Энергомастер», без проведения закупочных мероприятий.

31 декабря 2013 года между МКУП «ГКС», в лице директора Щ. и ООО «Энергомастер», в лице директора М., был заключен договор № 472 на выполнение проектных (изыскательных) работ (далее – договор № 472), предметом которого являлась разработка проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково.

Согласно договору № 472, срок выполнения работ – не позднее 31.03.2014. Стоимость работ по указанному договору составляет 999 998 рублей 55 копеек.

31.03.2014 между МКУП «ГКС» и ООО «Энергомастер» было заключено дополнительное соглашение к договору № 472, согласно которому был изменен срок выполнения работ – до 30.04.2014.

24.04.2014 МКУП «ГКС» и ООО «Энергомастер» был подписан акт выполненных работ № 166, согласно которому исполнителем – ООО «Энергомастер» были выполнены работы по разработке проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий город Балаково, согласно договору № 14 от 17.01.2014, цена выполненных работ – 999 998 рублей 55 копеек.

24.04.2014 был составлен акт № 4 о приемке выполненных работ по разработке проектной документации сетей уличного освещения магистральных и внутриквартальных на территории г. Балаково, отчетный период с 17.01.2014 по 24.04.2014, согласно которому подрядчик – МКУП «ГКС» сдал заказчику – МКУ «УДХБ» работы согласно акту № 166 от 24.04.2014, обоснование работ – договор № 14 от 17.01.2014 с ООО «Энергомастер», цена работ – 1 009 899 рублей 52 копейки (999 998 рублей 55 копеек + 1%=1 009 899 рублей 52 копейки).

В соответствии с пояснениями данными представителем МКУ «УДХБ» на рассмотрении дела, при составлении акта № 4 о приемке выполненных работ по разработке проектной документации сетей уличного освещения магистральных и внутриквартальных на территории г. Балаково была допущено техническая ошибка – вместо договора № 472 от 31.12.2013 был указан договор № 14 от 17.01.2014 с ООО «Энергомастер».

Согласно письму МКУП «ГКС» (исх. № 73/01-12 от 05.02.2014), представленному Следственным управлением МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области (исх. № 6/4-4574 от 14.12.2016), МКУП «ГКС» просит МКУ «УДХБ» выделить бюджетные ассигнования в феврале 2014 года на разработку проекта освещения г. Балаково в размере 299 999, 57 рублей.

В соответствии с платежным поручением № 30 от 07.02.2014, МКУ «УДХБ» перечислило на счет МКУП «ГКС» субсидии на возмещение затрат (разработку проекта освещения) в размере 299 999, 57 рублей.

Согласно письму МКУП «ГКС» (исх. № 366/01-12 от 13.05.2014) МКУП «ГКС» просит МКУ «УДХБ» выделить бюджетные ассигнования в мае 2014 года на разработку проектной документации в размере 699 998,98 рублей.

В соответствии с платежным поручением № 127 от 13.05.2014, МКУ «УДХБ» перечислило на счет МКУП «ГКС» субсидии на возмещение затрат (разработку проекта освещения) в размере 699 998,98 рублей.

В соответствии с письмом МКУП «ГКС» (исх. от 17.12.2013), МКУП «ГКС» просит главу администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Ч. в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственный и муниципальных унитарных предприятиях» дать согласие на заключение договора на выполнение проектных (изыскательных) работ по разработке проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково на 4 квартал 2013 года. Приложением к указанному письму является обоснование выбора поставщика (исполнителя, подрядчика), согласно которому только один поставщик – ООО «Энергомастер» предложило цену, составляющую 999 998, 55 рублей. Вывод, сделанный по итогам обоснования выбора поставщика (исполнителя, подрядчика) – выбор ООО «Энергомастер» как подрядчика обоснован приемлемостью цен среди конкурирующих предприятий.

Согласно ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (далее – Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно п. 1.2 Устава МКУ «УДХБ» (новая редакция), являющегося приложением к постановлению администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 02.10.2014 № 4763, Учреждение создано с целью осуществления полномочий администрации Балаковского муниципального района, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Балаковского муниципального района, Уставом муниципального образования город Балаково.

В силу п. 2.1 Устава, предметом деятельности Учреждения является осуществление на территории Балаковского муниципального района управленческих функций по организации и контролю дорожной деятельности, деятельности в сфере коммунального (сетевого) хозяйства, деятельности по благоустройству и озеленению, деятельности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, деятельности по организации освещения улиц и установлению указателей с наименованиями улиц и содержанию мест захоронения, деятельностипо организации транспортного обслуживания населения, а также улучшения качества обеспечения безопасности перевозок и доступности рынка транспортных услуг для предприятий всех форм собственности на территории Балаковского муниципального района, путем осуществления функций заказчика в отношении имущества, отнесенного распоряжением Учредителя к сфере ответственности Учреждения, а также осуществления управленческих функций по организации развития инфраструктуры указанного имущества.

В соответствии с п. 2.3 Устава МКУ «УДХБ», Учреждение путем сбора информации, подготовки соответствующей документации, в том числе в виде проектов постановлений и распоряжений администрации, контроля их выполнения, осуществляет следующие виды деятельности:

2.3.1. Формирует муниципальный заказ муниципальным унитарным предприятиям по вопросам и объектам, отнесенным к компетенции Учреждения;

2.3.2. Осуществляет функции муниципального заказчика по размещению муниципальных заказов на содержание, обслуживание, ремонт и создание объектов казны отнесенных к сфере компетенции Учреждения, путем заключения на конкурсной основе с подрядными организациями всех форм собственности муниципальных контрактов. Составляет, согласовывает, осуществляет контроль за выполнением календарных и рабочих планов, контроль за качеством выполняемых работ, оказываемых услуг организациями, исполняющими муниципальные контракты.

В соответствии с пояснениями, данными представителем МКУ «УДХБ» на рассмотрении дела, порядок представления субсидий на разработку проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково не утверждался. Указанные субсидии перечислялись конкретному получателю – МКУП «ГКС» за выполнение работ по разработке проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково.

Таким образом, финансирование работ по разработке проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково осуществлялось за счет субсидий, выделенных МКУ «УДХБ», в отсутствии муниципального правового акта, регулирующего предоставление указанных субсидий, а также порядка предоставления субсидий. Финансирование работ по разработке проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково не соответствует понятию субсидий, указанному в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Факт предоставления субсидий конкретному получателю – МКУП «ГКС», а также нарушение порядка предоставления указанных субсидий привело к созданию МКУП «ГКС», а также ООО «Энергомастер» преимущественных условий при проведении работ по разработке проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково, что также является подтверждением наличия между администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области, МКУ «УДХБ», МКУП «ГКС» и ООО «Энергомастер» устного соглашения, участие в котором привело к ограничению конкуренции, а в частности к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок производства проектных (изыскательных) работ.

Согласно протоколу № 1 совещания по вопросам работы автоматизированной системы «Гелиос» от 22.10.2013, на котором присутствовали П. – первый заместитель главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, руководитель аппарата администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Ч. – начальник отдела архитектуры, градостроительства и информационного обеспечения градостроительной деятельности, Я. – председатель комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, М. – начальник управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, П. –директор МКУ «УДХБ», Х. – начальник отдела МКУ «УДХБ», А. – директор ООО «Промэнерго», О. – заместитель директора ООО «Промэнерго», Щ. – директор МУП «ГКС», М. – директор филиала ОАО «Облкоммунэнерго» «Балковские городские электрические сети», У. – начальник ПТО филиала ОАО «Облкоммунэнерго» «Балаковские городские электрические сети», МКУ «УДХБ» было решено представить предложения по определению подрядчика на реализацию проекта электроснабжения уличного освещения города Балаково.

Согласно протоколу № 2 совещания по вопросам работы автоматизированной системы «Гелиос» от 29.10.2013,на котором присутствовали П. – первый заместитель главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, руководитель аппарата администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Ч. – начальник отдела архитектуры, градостроительства и информационного обеспечения градостроительной деятельности, К. – председатель комитета по бюджетно-финансовой, экономической, индустриальной, социальной политике и вопросам ЖКХ Совета МО г. Балаково, Д. – заместитель главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области по развитию ЖКХ и инфраструктуры, М. – начальник управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, П. –директор МКУ «УДХБ», Сим Ю.Н. – заместитель директора МКУ «УДХБ», Х. – начальник отдела МКУ «УДХБ», О. – заместитель директора ООО «Промэнерго», Щ. – директор МУП «ГКС», М. – начальник участка уличного освещения филиала ОАО «Облкоммунэнерго» «Балаковские городские электрические сети», МКУ «УДХБ» было решено подготовить письмо на главу муниципального образования город Балаково с обоснованием расчетов о выделении денежных средств на разработку проекта электроснабжения уличного освещения города Балаково, а также подготовить техническое задание на разработку проекта электроснабжения уличного освещения города Балаково.

Согласно протоколу № 3 совещания по вопросам работы автоматизированной системы «Гелиос» от 05.11.2013,на котором присутствовали П. – первый заместитель главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, руководитель аппарата администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Ч. – начальник отдела архитектуры, градостроительства и информационного обеспечения градостроительной деятельности, Л. – и.о. начальника управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Д. – заместитель главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области по развитию ЖКХ и инфраструктуры, П. – директор МКУ «УДХБ», С. – заместитель директора МКУ «УДХБ», Х. – начальник отдела МКУ «УДХБ», О. – заместитель директора ООО «Промэнерго», Щ. – директор МУП «ГКС», М. – директор филиала ОАО «Облкоммунэнерго» «Балаковские городские электрические сети», МКУ «УДХБ» было решено подготовить техническое задание на разработку проекта электроснабжения уличного освещения города Балаково, а также подготовить пакет документов на заседание очередного Совета муниципального образования город Балаково по вопросу разработки проекта электроснабжения уличного освещения города Балаково.

Согласно протоколу № 5 совещания по вопросам работы автоматизированной системы «Гелиос» от 10.12.2013, на котором присутствовали Д. – заместитель главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области по развитию ЖКХ и инфраструктуры администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Г. – и.о. начальника отдела архитектуры, градостроительства и информационного обеспечения градостроительной деятельности, С. – заместитель директора МКУ «УДХБ», Х. – начальник отдела МКУ «УДХБ», О. – заместитель директора ООО «Промэнерго», Щ. – директор МУП «ГКС», М. – начальник участка ОАО «Облкоммунэнерго» «Балаковские городские электрические сети», решили МКУ «УДХБ» предусмотреть выделенные денежные средства в размере 1,06 млн. рублей за счет экономии в 1-ом квартале 2014 года на разработку проектной документации по объектам освещения города Балаково. Ответственным по данному пункту был выбран К. МКУП «ГКС» было решено провести работу по заключении договора на выполнение работ по проектированию объектов освещения на территории города Балаково. Ответственным был выбран Щ. срок исполнения – 12 декабря 2013 года.

В соответствии с протоколом № 6 совещания по вопросам работы автоматизированной системы «Гелиос» от 24.12.2013, на котором присутствовали П. – первый заместитель главы администрации, руководитель аппарата администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Ч. – начальник отдела архитектуры, градостроительства и информационного обеспечения градостроительной деятельности, С. – заместитель директора МКУ «УДХБ», Х. – начальник отдела МКУ «УДХБ», О. – заместитель директора ООО «Промэнерго» Щ. – директор МУП «ГКС», М. – начальник участка ОАО «Облкоммунэнерго» «Балаковские городские электрические сети», в ходе совещания даны следующие поручения: МКУ «УДХБ» предусмотрение выделение денежных средств на разработку проектной документации по объектам освещения города Балаково, ответственным за исполнение поручения был выбран К.; согласование договора на выполнение МКУП «ГКС» работ по проектированию объектов освещения на территории города Балаково, ответственными за исполнение поручения были выбраны М. и Щ., срок исполнения – до 30.12.2013.

Согласно протоколу № 7 совещания по вопросам работы автоматизированной системы «Гелиос» от 14.01.2014, на котором присутствовали П. – первый заместитель главы администрации, руководитель аппарата администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Ч. – начальник отдела архитектуры, градостроительства и информационного обеспечения градостроительной деятельности, С. – заместитель директора МКУ «УДХБ», Х. – начальник отдела МКУ «УДХБ», О. – заместитель директора ООО «Промэнерго», Щ. – директор МКУП «ГКС», М. – начальник участка ОАО «Облкоммунэнерго» «Балаковские городские электрические сети», П. – заместитель начальника отдела по обеспечению взаимодействия с предприятиями коммунального и дорожного хозяйства, в ходе совещания даны следующие поручения: заключение договора на выполнение МКУП «ГКС» работ по проектированию объектов освещения на территории города Балаково, ответственным за исполнение был избран Щ., срок исполнения – до 17.01.2014; филиалу ООО «Энергомастер» с МКУП «ГКС» выполнить проектные работы по электроснабжению уличного освещения города Балаково, ответственными за исполнение были избраны М. и Щ., срок исполнения – до 01.03.2014.

Таким образом, в ходе совещания по вопросам работы автоматизированной системы «Гелиос» МКУП «ГКС» первым заместителем главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области П. было дано указание заключить договор на выполнение работ по проектированию объектов освещения на территории города Балаково с конкретным хозяйствующим субъектом - ООО «Энергомастер», без проведения торгов.

Данное обстоятельство также подтверждается протоколами допросов свидетелей, представленными Следственным управлением МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области (исх. № 6/4-4574 от 14.12.2016).

В соответствии с протоколом допроса свидетеля от 27.10.2016, работавшего с февраля 2012 года по 29 апреля 2016 года в ООО «Энергомастер» (с 2012 по 2013 год – в должности бухгалтера, с 2013 по 29.04.2016 – в должности главного бухгалтера), на вопрос следователя о договоре № 14 от 17.01.2014, указанного в акте выполненных работ № 166 от 24.04.2014, в соответствии с которым проводилась разработка проектной документации сетей уличного наружного освещения территории города Балаково, пояснила, что возможно это опечатка в работе с программой 1С. Также свидетель указал, что не помнит, что был договор № 472 от 31.12.2013, другого договора о разработке проектной документации между МКУП «ГКС» и ООО «Энергомастер» не было.

Согласно протоколу допроса свидетеля от 11.10.2016, Ч. на вопрос следователя о приемке работ по разработке документации сетей уличного освещения магистральных и внутриквартальных территории города Балаково, оформленной актом № 4 от 24.04.2014, пояснил следующее: «Я подписывал данный акт, однако не принимал проектные работы. В 2014 году, после того, как я стал директором МКУП «ГКС», ко мне обратились представители МКУ «УДХБ», которые дали мне данный акт и попросили его подписать, пояснив, что потеряли старый акт о приемке. Также мне пояснили, что проект в действительности имеется, в частности мне был представлен сам проект, пояснительная записка, в которой было все расписано. Я убедился в том, что проект имеется, после чего подписал акт о приемке. В этот момент сторона заказчик – МКУ «УДХБ» уже подписала акт, там были подписи представителей МКУ «УДХБ». Я подписывал данный акт уже после того, как все проектные работы уже были оплачены».

В соответствии с протоколом допроса свидетеля от 21.07.2016, начальник планово-экономического отдела МКУ «УДХБ» указала, что «из бюджета муниципального образования города Балаково на разработку проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково на 2014 год были выделены денежные средства, примерно один миллион рублей. Данные денежные средства в качестве субсидий были перечислены в пользу МКУП «ГКС», которые являлись исполнителями данных работ».

Согласно протоколу допроса свидетеля от 21.07.2016, Щ. на вопрос следователя об обязанности МКУП «ГКС» проводить торги для определения организации, которая будет разрабатывать проектную документацию сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково в декабре 2013 года, пояснил, что в соответствии с федеральным законом № 223 «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц», МКУП «ГКС» не обязано было проводить торги для определения организации, которая будет разрабатывать проектную документацию сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково.

В соответствии с протоколом допроса свидетеля от 11.07.2016, Щ. пояснил, что «в декабре 2013 года в администрации Балаковского муниципального района Саратовской области у первого заместителя главы администрации П. проводилось рабочее совещание, на котором присутствовали руководители МКУП «УБДХ» К., С., Х., я как руководитель МКУП «ГКС», директор МУП «Дирекция капитального строительства» П., заместитель главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Б., начальник Балаковского филиала ОАО «Облкоммунэнерго» М., представитель ООО «Энергомастер». На данном совещании решались вопросы, связанные с линиями уличного освещения. Ранее совещания по данному вопросу также проводились, но последнее являлось ключевым, поскольку на нем должны были решиться все основные проблемы, даны все необходимы поручения, и поставлена точка в решении вопроса. Заместитель руководителя МКУП «УБДХ» С. сказал о том, что необходимо выполнить проектно-изыскательные работы, связанные с уточнением наличия на территории города Балаково объектов электросетевого хозяйства (проектную документацию сетей уличного и наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково), которые использовались, либо могли быть использованы для освещения города, территорий города Балаково, в полном объеме ни в одной организации города, связанной с объектами уличного освещения, нет. С. также сказал, что данные работы, по его данным, выполняются проектными организациями Саратовской области, при этом стоимость работы составляет не менее 8-ми миллионов рублей. Затем представитель ООО «Энергомастер», как его зовут и его должность я не помню, сообщил, что их организация может выполнить проектно-изыскательные работы в рамках технического задания на сумму около 1 миллиона рублей, точную сумму я не помню. Также представитель ООО «Энергомастер» сказал, что данные работы будут выполнены за 4-5 месяцев. Затем первый заместитель главы администрации П. дал поручение руководству МКУ «УДХБ» на то, чтобы они внесли в муниципальное задание средства на проведение проектно-изыскательных работ и подготовку проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково. Кроме того, П. было дано поручение руководству МКУ «УБДХ» подготовить техническое
задание для выполнения данных работ, а мне, как руководителю МКУП «ГКС» П. было поручено заключить соответствующий договор на разработку проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутренних территорий города Балаково с ООО «Энергомастер». После выполнения работ по указанному договору24.04.2014 года и составления проектной документации, руководитель в то время МКУП «ГКС» Ч. подписал акт выполненных работ, кроме того, данный акт был подписан представителями МКУ «УБДХ» К. и Х. На момент выполнения работ со стороны ООО «Энергомастер» я был уволен по собственному желанию с должности директора МКУП «ГКС»».

В соответствии с протоколом допроса свидетеля от 25.07.2016, М., работающей ранее в должности начальника планово-экономического отдела МКУ «УДХБ», мужем которой является М., пояснила, что «она, возможно, подписала акт выполненных работ, не глядя на проектную документацию».

Согласно протоколу допроса свидетеля от 19.07.2016, К., который с октября-ноября 2013 года по 22 февраля 2015 года работал в должности директора МКУ «УДХБ», пояснил следующее: «в декабре 2013 года, точную дату я не помню, в администрации БМР, у первого заместителя главы администрации П. проводилось рабочее совещание., на котором присутствовал как руководитель МКУ «УБДХ», сам П., руководитель МКУП «Городские коммунальные сети» Щ, начальник Балаковского филиала ОАО «Облкоммунэнерго» М. На данном совещании решались вопросы уличного освещения в городе Балаково, и вопросы энергосервисного контракта, суть которого заключалось в том, что администрация БМР заключает с специализированной организацией контракт на обслуживание городских сетей освещения, на определенный срок. В ходе совещания главный инженер МКУ «УБДХ» доложил о том, что у нашего учреждения отсутствует полная и достоверная информация о сетях уличного наружного освещения магистральных и внутренних территорий города Балаково. Директор МКУП «Городские коммунальные сети» Щ. пояснил, что за 1 миллион рублей их организация сможет выполнить проектную документацию сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково. После этого, первый заместитель главы администрации БМР поручил МКУП «ГКС» выполнить вышеуказанные работы, а мне как директору МКУ «УБДХ» П. поручил подготовить справку (заявку) о необходимости разработки проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутренних территорий города Балаково, которую направить в Совет депутатов муниципального образования город Балаково, для рассмотрения. В ходе рассмотрения Совет депутатов должен был утвердить или отказать в выполнении работ, и назначить оплату. Вскоре была подготовлена данная справка, которую утвердил Совет депутатов, и главным инженером Х. было составлено техническое задание для МКУП «Городские коммунальные сети», которое в ходе выполнения разработки проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и, внутриквартальных территорий города Балаково, должно было придерживаться всем пунктам технического задания.

Вскоре после принятия решения о разработке вышеуказанной проектной документации на совещании у П. в декабре 2013 года, главный инженер Х. говорил мне о том, что в работах по разработке принимает участие ООО «Энергомастер». В апреле 2014 года я подписал акт о приемке выполненных работ по разработке проектной документации сетей уличного освещения магистральных и внутриквартальных на территории города Балаково, данный акт со стороны подрядчика подписал в то время новый директор МКУ «Городские коммунальные сети» Ч. В качестве обоснования в акте был указан договор № 14 от 17.01.2014 года с ООО «Энергомастер», оплата в размере 999 998 рублей, 55 копеек. Почему именно такая сумма, я не знаю, вопросы о стоимости работ решались П. совместно с ГКС. Оплата производилась в пользу МКУП «ГКС» через централизованную бухгалтерию администрации БМР из бюджетных средств.

Ввиду того, что на совещание при П. в декабре 2013 года были приглашены представители ООО «Энергомастер», я полагаю, что вопрос о проведении торгов изначально не ставился, поскольку, скорее всего, уже было принято решение о том, что работы по разработке проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных будут выполняться ООО «Энергомастер»».

В соответствии с протоколом допроса свидетеля от 12.07.2016, Щ. пояснил, что денежные средства в размере 999 998 рублей 55 копеек, предназначенные для оплаты проектных работ по договору между МКУП «ГКС» и ООО «Энергомастер», являлись бюджетными средствами. Задача МКУП «ГКС» было только заключить договор с ООО «Энергомастер» на выполнение проектных изыскательных работ, что и было сделано по поручению первого заместителя главы администрации Балаковского муниципального района П.

Согласно протоколу допроса свидетеля от 07.07.2016, О., работавшего с 2005 по 2015 года в ООО «Промэнерго», пояснил следующее: «в декабре 2013 года в администрации БМР у первого заместителя главы администрации П. проводилось рабочее совещание, на котором присутствовал я, как заместитель в то время директора ООО «Промэнерго», руководитель МКУП «УДХБ» К., а также представители руководства «УДХБ» С., Х., руководитель МКУП «ГКС» Щ., директор МУП «Дирекция капитального строительства» Платонов А.В., заместитель главы администрации БМР Б., директор Балаковского филиала ОАО «Облкоммунэнерго» М. На заседании рассматривались вопросы эксплуатации уличного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково, после чего директор Балаковского филиала ОАО «Облкоммунэнерго» М. указал на то, что подрядная организация ООО «Энергомастер», с которой они сотрудничают, может разработать проектную документацию сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково, стоимость данной работы будет составлять примерно 1 миллион рублей. Первый заместитель главы администрации БМР П. сказал, что руководство МКУП «УДХБ» обязано изыскать денежные средства на разработку проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково. После этого начальник МКУП «ГКС» Щ. пояснил, что необходимо будет провести процедуру торгов, однако П. сказал,  что времени на проведение торгов не имеется, поскольку заканчивается год, для чего МКУП «ГКС» необходимо заключить контракт с ООО «Энергомастер», что и было впоследствии сделано.

Также необходимо отметить, что согласно письму ООО «Энергопромпроект» (исх. № 21102/68Э от 24.12.2015), для выполнения работ по обследованию объектов капитального строительства необходимо иметь в Свидетельстве о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, п. 12 «работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений». В Свидетельстве СРО ООО «Энергомастер» № СРО-П-092-18122009 от 29.11.2012 данный пункт отсутствует.

В соответствии с экспертным заключением (по уголовному делу № 282902, возбужденному по ст. 159 ч. 3 Уголовного кодекса РФ), утвержденным директором ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» Лазаревым С.В. 01.11.2016, на основании анализа проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково, был сделан вывод, что представленная проектная документация не соответствует требованиям действующего законодательства, Градостроительного кодекса РФ, задания на проектирование.

Таким образом, разработанная ООО «Энергомастер» проектная документация не соответствовала требованиям действующего законодательства, кроме того ООО «Энергомастер» не имел право осуществлять данные работы.

Указанное обстоятельство также является подтверждением наличия между администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области, МКУ «УДХБ», МКУП «ГКС» и ООО «Энергомастер» устного соглашения, участие в котором привело к ограничению конкуренции, поскольку работы по разработке проектной документации сетей уличного наружного освещения магистральных и внутриквартальных территорий города Балаково выполняло организация, не имеющая право осуществлять их.

В соответствии с информацией из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Энергомастер» (ИНН: 6439068038) было ликвидировано 26.04.2016.

Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В рамках рассмотрения дела № 2-99/ов Комиссией Саратовского УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции в необходимом объеме.

Учитывая изложенное, Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела № 2-99/ов о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о том, что действияадминистрации Балаковского муниципального района Саратовской области, МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», МКУП муниципального образования город Балаково «Городские коммунальные сети» по участию в соглашении привели к ограничению конкуренции, а в частности к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок производства проектных (изыскательных) работ, что является нарушением п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Представителями администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, а также МКУП «ГКС» в ходе рассмотрения дела было заявлено ходатайство о приостановлении производство по данному делу в связи с рассмотрением Арбитражным судом Саратовской области дела № А57-6509/2017 по заявлению администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании недействительным приказа Саратовского УФАС России от 03.03.2017 №60 о возбуждении дела № 2-99/ов.

Комиссия отказала в удовлетворении данного ходатайства, ввиду отсутствия препятствий для исследования обстоятельств в рамках настоящего дела.

Представителями администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, а также МКУП «ГКС» в ходе рассмотрения дела были заявлены ходатайства о привлечении ООО «Энергомастер» и директора МКУП «ГКС» к рассмотрению дела.

Комиссия отказала в удовлетворении данных ходатайств, в связи с тем, что ООО «Энергомастер» (ИНН: 6439068038) 26.04.2016 было ликвидировано, а МКУП «ГКС» привлечено к участию в рассмотрении дела.

Представителем администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в ходе рассмотрения дела было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с истечением срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия отказала в удовлетворении данного ходатайства по следующим основаниям.

Действия администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», МКУП муниципального образования город Балаково «Городские коммунальные сети» по участию в соглашении, ограничивающем конкуренцию и предоставляющем преимущественные условия в осуществлении деятельности ООО «Энергомастер» на товарном рынке производства проектных (изыскательных) работ, выразились, в том числе, в приемке выполненных работ (24.04.2014), в оплате выполненных работ, в предоставлении субсидий на возмещение затрат на разработку проектной документации (13.05.2014).

Согласно ст. 41.1 Федерального закона о защите конкуренции, дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 2-99/ов в отношении Балаковского муниципального района Саратовской области, МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», МКУП муниципального образования город Балаково «Городские коммунальные сети" было возбуждено 03.03.2017, решение по указанному делу было вынесено 21.04.2017, следовательно, срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не истек.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, Комиссия:

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области, МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», МКУП муниципального образования город Балаково «Городские коммунальные сети» п. 4ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
  2. Предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

 

Председатель Комиссии                                                         

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны