Решение б/н Решение и предписание по жалобе № 201-17/гз от 26 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 201-17/гз

о признании жалобы необоснованной

 

10 июля 2017 года                                                                                               г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

1.

2.

3.

рассмотрев жалобу ООО «ВолгоДорСтройПроект» на действия Заказчика ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» при проведении открытого конкурса № 0860200000817002719 «Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту автомобильной дороги «Саратов-Красный текстильщик» на участке км 0+000-км 12+420 в Саратовском районе Саратовской области»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО «ВолгоДорСтройПроект» (далее также – Заявитель, Общество) на действия Заказчика - ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса № 0860200000817002719 «Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту автомобильной дороги «Саратов-Красный текстильщик» на участке км 0+000-км 12+420 в Саратовском районе Саратовской области» (далее – Конкурс).

Из жалобы следует, что Конкурсная документация утверждена с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа, присутствующие на рассмотрение жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия Саратовского УФАС России пришла к следующим выводам.

09.06.2017 в единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении открытого Конкурса и Конкурсная документация.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 378 200,00 рублей.

Заказчиком данного Конкурса является ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства».

Из жалобы Заявителя следует, что с 01.07.2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные акты РФ» ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ (деле - ГрК РФ) изменена, а именно: упразднена необходимость подтверждения квалификации свидетельством о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Вместе с тем, в п.3.13.1 Информационной карты Конкурса указано требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией.

Согласно п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно п.3.13.1 Информационной карты Конкурсной документации участник конкурса должен иметь: свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, с указанием следующего вида работ по подготовке проектной документации (в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, с учетом требований части 1.1. ст. 55.8 Градостроительного  кодекса  Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ):

Согласно п.1.1 ст. 55.8 ГрК РФ (в редакции действующей на момент утверждения Конкурсной документации) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

Таким образом, на момент утверждения Конкурсной документации 09.06.2017 действовало положение ГрК РФ о необходимости наличия наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, а не членства в саморегулируемой организации. Таким образом, довод жалобы является не обоснованным.

Из жалобы заявителя следует, что предъявляемые требование к участниками закупки о наличии опыта выполнения участникам конкурса работ, аналогичных предмету конкурса, является чрезмерным, избыточным.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе одним из критериев для оценки заявок является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

Согласно п. б ч.4 Постановления Правительства от 28 ноября 2013 г. N 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановления Правительства об утверждении правил оценки заявок) в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки: характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно п.1 Приложения № 1 «Критерии оценки заявок участников закупки» к части 4 «Информационная карта Конкурса»: для оценки заявок на участие в открытом конкурсе устанавливаются следующие критерии оценки: стоимостные и нестоимостные критерии оценки.

Согласно приложению №1 «Критерии оценки заявок участников закупки» к Части 4 «Информационная карта Конкурса» оценка заявок по нестоимостным критериям оценки: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, в том числе по данному критерию устанавливаются следующие показатели: а) опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема.

Таким образом, требование о наличии опыта выполнения участниками конкурса работ, аналогичных предмету конкурса указанные в жалобе Заявителя является нестоимостным критерием оценки заявок на участие в Конкурсе, а не требованием к участникам Конкурса, что не противоречит требованиям Постановления Правительства об утверждении правил оценки заявок и Закону о контрактной системе, в связи с чем довод жалобы не находит своего подтверждения.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в конкурсной документации установлен необоснованно короткий срок выполнения работ с момента подписания контракта и до 01.09.2017, то есть около 35-45 дней. Вместе с тем, в соответствии с п.29 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» срок проведения государственной экспертизы проектной документации не может превышать 60 дней. Таим образом, участник закупки не способен выполнить указанный в Конкурсной документации объем работ в установленный срок.

Согласно п.12 «Основные требования к разработке проектной документации» Технического задания конкурсной документации оплату и предоставление положительного заключения экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта осуществляет проектная организация.

На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что согласно Техническому заданию Конкурсной документации проведение Государственной экспертизы проектной документации не требуется, необходимо провести только экспертизу достоверности определения сметной стоимости объекта.

Проведение указанной экспертизы регламентируется Постановлением Правительства Саратовской области от 13.01.2010 № 4-П «О порядке проведения проверки достоверности сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств областного бюджета» (далее – Постановление Правительства Саратовской области от 13.01.2010 № 4-П).

Согласно п. 17 Постановление Правительства Саратовской области от 13.01.2010 № 4-П проверка сметной стоимости и выдача заключения осуществляются в предусмотренный договором срок, который не может превышать 30 рабочих дней.

Согласно ч.2 ст. 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

07.07.2017 Заказчик разместил в Единой информационной системе протокол рассмотрения заявок, срок заключения контракта соответственно приходится на 18.07.2017. Таким образом участник закупки может выполнять работы не менее чем в течение 45 дней.

Таким образом довод жалобы о невозможности выполнения работ в сроки, предусмотренные контрактом признается необоснованным.

В жалобе Заявитель оспаривает п.12 «Основные требования к разработке проектной документации» Технического задания конкурсной документации из которого следует, что участнику закупки необходимо провести: инженерно-геодезические работы; кадастровые работы; подготовить межевые планы; поставить земельные участки на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном  кадастре недвижимости».

Представитель Заказчик пояснил, что работы, являющиеся предметом закупки в своем комплексе являются не последовательными, а параллельными, в связи с чем не целесообразно суммировать все сроки по отдельным задачам.

На заседание Комиссии Заявитель явку своих представителей не обеспечил, а также не представил доказательств, опровергающие пояснения Заказчика, в связи с чем довод жалобы является необоснованным.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в нарушение ст. 49 ГрК РФ возлагает на участника закупки обязанность по оплате и получению положительного заключения государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта, тогда как ни информационная карта, ни проект контракта не содержат данное требование.

Согласно п.1.1. Проекта контракта Конкурсной документации подрядчик обязуется выполнить проектно-изыскательские работы работ по ремонту   автомобильной дороги  «Саратов-Красный Текстильщик» на участке км 0+000-км 12+420 в Саратовском  районе Саратовской области (далее – Работа), в порядке и на условиях, предусмотренных Конкурсной документацией (далее – Документация),  Техническим заданием (Приложение №1), являющемся неотъемлемой  частью Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные Работы.

Согласно п. 12 «Основные требования к разработке проектной документации» Технического задания Конкурсной документации оплату и предоставление положительного заключения экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта осуществляет проектная организация.

Следовательно, в проекте контракта содержится требование о необходимости проведение работ по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта.

Согласно ч. 3.3. ст. 49 ГрК РФ застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.

Согласно п 6. Постановление Правительства Саратовской области от 13.01.2010 № 4-П проведения проверки сметной стоимости объектов капитального строительства, в том числе объектов капитального строительства, в отношении которых подготовка проектной документации не является обязательной, застройщик (заказчик) объекта капитального строительства или лицо, действующее от его имени (далее - заявитель), представляет в организацию по проведению проверки сметной стоимости.

Таким образом, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя, поскольку участник закупки имеет возможность самостоятельно провести экспертизу по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта.

В ходе внеплановой проверки Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.

Согласно ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

Согласно п. 4.13.1. Информационной карты Конкурсной документации участник конкурса должен иметь:  свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, с указанием следующего вида работ по подготовке проектной документации (в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, с учетом требований части 1.1. ст. 55.8 Градостроительного  кодекса  Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ) п. 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).

Согласно ч.2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии со статьей 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также капитальному ремонту.

Пункт 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определяет, что капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон об автомобильных дорогах) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Предметом Конкурса является Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту автомобильной дороги «Саратов-Красный текстильщик»по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что ремонт, на который необходима проектная документация не является капитальным ремонтом.

Таким образом, деятельность, не касающаяся капитального ремонта автомобильных дорог законодательством о градостроительной деятельности не регулируется.

Согласно ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Комиссия Саратовского УФАС России признает Заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик установил требование к участникам закупки о наличии копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в п. 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), тогда как предметом закупки является выполнение проектно изыскательских работ по ремонту дороги не являющихся капитальными.

Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «ВолгоДорСтройПроект» на действия Заказчика - ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» при проведении открытого конкурса № 0860200000817002719 «Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту автомобильной дороги «Саратов-Красный текстильщик» на участке км 0+000-км 12+420 в Саратовском районе Саратовской области» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» и Уполномоченного органа ГКУ СО «Государственное агентство по централизации закупок» нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

3. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Председатель Комиссии:

_____________________

(подпись)

Члены Комиссии:

_____________________

(подпись)

 

_____________________

(подпись)

П Р Е Д П И С А Н И Е № 70

об устранении допущенных нарушений

 

10 июля 2017 года                                                                                               г. Саратов

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

1.

2.

3.

на основании своего решения от 10.07.2017 № 201-17/гз, принятого по результатам рассмотрения жалобы жалоба ООО «ВолгоДорСтройПроект» на действия Заказчика ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» при проведении открытого конкурса № 0860200000817002719 «Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту автомобильной дороги «Саратов-Красный текстильщик» на участке км 0+000-км 12+420 в Саратовском районе Саратовской области», и в соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. Заказчику - ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», Уполномоченному органу – ГКУ СО «Государственное агентство по централизации закупок», Единой комиссии ГКУ СО «Государственное агентство по централизации закупок»:

1.1. В срок до 24.07.2017 года отменить протоколы составленные при проведении открытого конкурса № 0860200000817002719 «Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту автомобильной дороги «Саратов-Красный текстильщик» на участке км 0+000-км 12+420 в Саратовском районе Саратовской области».

2.1. В срок до 24.07.2017 года внести изменения в Конкурсную документацию № № 0860200000817002719 «Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту автомобильной дороги «Саратов-Красный текстильщик» на участке км 0+000-км 12+420 в Саратовском районе Саратовской области», приведя положения документации в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

2.3. Уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в открытом конкурсе № 0860200000817002719 «Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту автомобильной дороги «Саратов-Красный текстильщик» на участке км 0+000-км 12+420 в Саратовском районе Саратовской области»  об отмене протоколов.

2.4. Разблокировать средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе.

2.5. В срок до 23.07.2017 года вернуть участникам закупки заявки на участие в открытом конкурсе № 0860200000817002719 «Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту автомобильной дороги «Саратов-Красный текстильщик» на участке км 0+000-км 12+420 в Саратовском районе Саратовской области» с уведомлением о возможности подать новые заявки на участие в открытом конкурсе.

3. В срок до 25.07.2017 года сообщить об исполнении настоящего предписания, представив в Саратовское УФАС России документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с даты его вынесения.

 Председатель Комиссии:

_____________________

(подпись)

Члены Комиссии:                                                                        

_____________________

(подпись)

 

 

_____________________

(подпись)

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны