Решение б/н жалоба от 20 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ№ 064/07/3-594/2020
о признании жалобы необоснованной

15 мая 2020 года                                                                                                            г. Саратов

бу ООО «Электрощит» на действия Заказчика ПАО "МРСК Волги" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку систем оперативного постоянного тока для нужд производственных отделений филиала ПАО «МРСК Волги» - «Саратовские РС» (Правобережное ПО, Приволжское ПО) (Извещение 32009062789), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО «Электрощит» (далее – Заявитель) на действия Заказчика ПАО «МРСК Волги» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку систем оперативного постоянного тока для нужд производственных отделений филиала ПАО «МРСК Волги» - «Саратовские РС» (Правобережное ПО, Приволжское ПО) (Извещение 32009062789). 
Из жалобы ООО «Электрощит» следует, что конкурсная документация составлена с нарушением требований действующего законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия установила следующее.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При этом, согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее – Положение о закупках).
07.04.2020 в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку систем оперативного постоянного тока для нужд производственных отделений филиала ПАО «МРСК Волги» - «Саратовские РС» (Правобережное ПО, Приволжское ПО) (Извещение 32009062789). 
В соответствии с извещением организатором закупки является АО «ЦТЗ».
Документация о закупке утверждена на заседании Конкурсной комиссии, членами которой являются представители АО «ЦТЗ» и ПАО «МРСК Волги».
Заявитель указывает, что документация о закупке содержит неправомерные требования, а именно: требование об аттестации предлагаемого к поставке оборудования в ПАО «Россети» (подпункт т) пункта 15 Информационной карты).
Статьей 11.5 Положения о закупках установлено, что организационно-распорядительными документами ПАО «Россети» могут быть установлены требования к закупаемым оборудованию, технологиям и материалам при условии соответствия их нормам действующего законодательства, которые в обязательном порядке должны быть размещены на сайте заказчика.
В соответствии со статье 21 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для целей обеспечения качества, повышения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Аттестация оборудования и материалов регламентирована Положением ПАО «Россети» «О единой технической политике в электросетевом комплексе» (далее – Положение о политике), утвержденным Советом директоров «Россети», и заключается в установлении соответствия поставляемого оборудования техническим требованиям ПАО «Россети», указанным в стандарте ПАО «Россети», в целях обеспечения надежности и безопасности объектов электросетевого комплекса.
На официальном сайте ПАО «Россети» в разделе «Инвестиции и инновации» размещено Положение о политике, а также в подразделе «Аттестация оборудования» методика и порядок проведения аттестации в том числе перечень оборудования, подлежащего обязательной аттестации, а также перечень оборудования, допущенного к применению на объектах ПАО «Росстети». 
Согласно п.1.3.Положения о политике, Техническая политика является основополагающим документом, обязательным для применения в деятельности ДЗО ПАО «Россети», осуществляющих деятельность по передаче и распределению электрической энергии (в том числе, в ПАО «МРСК Волги»), при условии его признания в качестве применимого (полностью либо в части) органом управления ДЗО.
В соответствии с п.4 Положения о политике, одним из инструментов реализации технической политики является система проверки качества (далее - Аттестация).
Так, в п.14 Информационной карты указано требование к участнику закупки, а именно: поставляемая электротехническая продукция отечественного, либо зарубежного производства на момент поставки должна быть аттестована ПАО «Россети». В случае отсутствия у Участника закупки документа, подтверждающего прохождение аттестации в ПАО «Россети», при условии соответствия в полном объёме всем остальным требованиям документации о закупке и, одновременно, отсутствия трёх или более позиций аналогичной продукции в перечне оборудования, материалов и систем, рекомендованного для применения на объектах ДЗО ПАО «Россети» (по данным сайта http://www.rosseti.ru/investment/science/attestation/) Конкурсной комиссией может быть принято решение о допуске Участника с неаттестованной продукцией только при наличии положительного решения Комиссии Заказчика по допуску оборудования, материалов и систем (информация о порядке работы комиссии размещена на официальном сайте Заказчика https://www.mrsk-volgi.ru/ в разделе Закупки/Управление закупочной деятельностью).
В случае отсутствия действующего заключения об аттестации в ПАО «Россети» (ПАО «ФСК ЕЭС») на поставляемую продукцию, Участник обязан предоставить гарантийное письмо, что в случае победы в настоящем конкурсе в электронной форме на момент поставки продукции (соответствующее предмету договора), либо в срок, определенный по результатам прохождения Комиссии Заказчика по допуску оборудования,  материалов и систем, обязуется предоставить Заказчику положительное заключение об аттестации в ПАО «Россети» (ПАО «ФСК ЕЭС»).
В п.15 Информационной карты предусмотрено предоставление участниками  действующего заключения об аттестации в ПАО «Россети» (ПАО «ФСК ЕЭС») на поставляемую продукцию (при наличии), либо гарантийного письма, что в случае победы в настоящем конкурсе на момент поставки продукции, либо в срок, определенный по результатам прохождения Комиссии Заказчика по допуску оборудования, материалов и систем, обязуется предоставить Заказчику положительное заключение об аттестации в ПАО «Россети» (ПАО «ФСК ЕЭС»). 
Как следует из п.4 Положения о политике, в ПАО «Россети» Аттестация является внутренней системой проверки качества, направленной на обеспечение потребностей Общества в современном, надежном, безопасном и эффективном оборудовании, материалах и системах для обеспечения эксплуатационной, ремонтной и инвестиционной деятельности Общества, обеспечения надежной и безаварийной работы ЕЭС России.    Проведение проверки качества оборудования, материалов и систем направлено на достижение следующих целей:
-    обеспечения надежности и безопасности эксплуатации оборудования, материалов и систем за счет предотвращения поставок на объекты Общества и ДЗО оборудования, материалов и систем, не соответствующих по своим характеристикам установленным техническим требованиям, требованиям безопасности, целям и условиям применения; 
-    исключение возможности поставок на объекты Общества и ДЗО оборудования, материалов и систем, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, действующих нормативно-технических документов, локальных нормативных актов и требований Общества;
-    обеспечение выполнения требований технической политики Общества.
При строительстве и реконструкции электросетевых объектов должны применяться оборудование, материалы и системы, прошедшие процедуру проверки качества в установленном порядке.
Из пояснений Заказчика следует, что регулирование закупочной деятельности в рамках Закона о закупках исходит не только из интересов участников закупок. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются в равной степени создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков  в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также эффективное использование денежных средств и предотвращение злоупотреблений.
Помимо этого, Документация не содержит требований об обязательном предоставлении участниками действующих заключений об аттестации предлагаемой продукции в ПАО «Россети» исключительно в составе своих заявок. 
 Соответственно, любое лицо, признанное победителем по результатам закупочной процедуры, может именно на момент поставки продукции предоставить действующее заключение об аттестации в ПАО «Россети» на поставляемую продукцию либо предоставляет  Заказчику положительное заключение об аттестации в ПАО «Россети» в срок, определенный по результатам прохождения Комиссии Заказчика по допуску оборудования,  материалов и систем.
 В рассматриваемом случае, согласно Извещению дата подведения итогов назначена на 14 мая 2020 года, срок поставки продукции - до 30 сентября 2020 года.
По поводу сроков проведения аттестации продукции Заказчик пояснил следующее.
Согласно Порядку проведения аттестации оборудования, материалов и систем в электросетевом комплексе на электросетевых объектах ДЗО ПАО «Россети» (Приложение 2 к решению Правления ПАО «Россети» (протокол от 31.03.2014г. № 225 пр) (размещен на официальном сайте ПАО «Россети» в разделе в разделе «Инвестиции и инновации» https://www.rosseti.ru/investment/science/attestation/doc/Porydok_provedeniya_attestacii_2019.pdf), проведение аттестации оборудования  проходит в 5 этапов: 
1 этап. Подача заявок. 
2 этап. Актуализация перечня аттестации, где указывается информация о текущем состоянии рассмотрения заявок на Аттестацию оборудования, о представленных материалах, сроках, а также иная необходимая информация по мероприятиям, связанным с прохождением аттестации. 
3 этап. Разработка технических требований (при необходимости, если отсутствует СТО), предварительное рассмотрение материалов, представленных для Аттестации оборудования, определение схемы Аттестации и, в случае необходимости, программы и методики испытаний. 
4 этап. Анализ представленных материалов, при необходимости - подготовка и проведение испытаний. Подготовка и утверждение ЗАК, подтверждающего (или не подтверждающего) возможность применения оборудования на объектах Общества. 
5 этап. Формирование и актуализация Перечня оборудования, материалов и систем, рекомендованных к применению на объектах ДЗО.
Сроки по 1 и 2 этапам указаны в Таблице 1 Порядка проведения аттестации и составляют 6 рабочих дней с момента поступления Заявки на прохождение аттестации от Заявителя.
Сроки по 3 этапу указаны в Таблице 2 Порядка проведения аттестации и составляют 36 рабочих дней с момента заключения Договора при отсутствии замечаний со стороны Исполнителя и Заявителя.
Сроки по 4 этапу указаны в Таблице 3 Порядка проведения аттестации, составляют 62 рабочих дня при отсутствии замечаний со стороны Исполнителя.
Соответственно, общий срок прохождения аттестации и получения ЗАК составляет 104 рабочих дня с момента поступления Заявки, заключения Договора.
Исходя из положений закупочной документации, срок поставки продукции - до 30 сентября 2020 года. Таким образом, срок с момента определения Победителя закупки и до момента окончания срока поставки продукции составляет более 105 рабочих дней. Следовательно, прохождение аттестации с момента определения победителя до момента поставки продукции является возможным согласно регламентированным срокам прохождения аттестации в соответствии с Порядком проведения аттестации оборудования, материалов и систем в электросетевом комплексе на электросетевых объектах ДЗО ПАО «Россети».
Кроме того, согласно положениям Методики ПАО «Россети» проведения аттестации оборудования, материалов и систем в электросетевом комплексе  «Приложение 1 к решению Правления ПАО «Россети» протокол от 31.03.2014г. № 225 пр) (Далее – Методика) типопредставитель – представитель типа или серии конкретного вида оборудования, результаты испытаний которого могут быть распространены  на оборудование данного или другого типа (серии). Правила выбора типопредставителя указываются в соответствующих стандартах по видам оборудования на конкретные виды испытаний. Заявитель аттестации – организация (предприятие – изготовитель, подрядчик, поставщик, официальный представитель зарубежной фирмы в РФ), подавшая заявку в ПАО «Россети» на проведение аттестации. ЗАК (заключение аттестационной комиссии) – документ, подтверждающий либо не подтверждающий возможность применения аттестуемого оборудования на объектах и определяющий область его применения. 
В п.3.8 Методики указано, что заявитель аттестации несет ответственность за полноту, качество и достоверность материалов на аттестуемое оборудование, своевременность их предоставления. 
В п.6.1.1. Методики определено, что подготовка Заключения аттестационной комиссии осуществляется в результате проведения экспертизы документации и материалов, представленных Заявителем на аттестацию.  Согласно п.7.1.1 Методики срок действия ЗАК устанавливается до 5 лет  с даты его утверждения. 
Таким образом, прохождение аттестации оборудования и получение заключения аттестационной комиссии позволяет в дальнейшем участникам закупки  в течение 5 лет принимать участие во всех закупочных процедурах, организуемых ДЗО «ПАО Россети», без необходимости получения нового заключения на данный вид оборудования.
Заявитель также указывает, что для участия в Аттестации Заявителем должны быть представлены пакеты документации, включающие пакет сертификационных документов: копии протоколов приемочных, квалификационных или периодических испытаний на соответствие требованиям технических условий (спецификаций), получение указанных документов требует больших временных затрат (более 155 рабочих дней).
Вместе с тем, получение указанных документов прямо не предусмотрено документацией.
Кроме того, Заказчик и Организатор торгов пояснили, что заявки на участие в закупке подали три участника. Все участники представили заключения аттестационной комиссии на часть оборудования, при этом также представили гарантийные письма на некоторое оборудование, на момент подачи заявок на участие в закупке не аттестованное в ПАО «Россети».
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что требование о наличии аттестации ПАО «Россети» не ограничивает круг потенциальных участников закупки, имеющих возможность поставить товар из перечня, установленного документацией. Заявитель, являющийся производителем товара, необходимого к поставке, не опроверг указанный вывод при рассмотрении жалобы. 
На основании вышеизложенного и в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия 

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Электрощит» на действия Заказчика ПАО "МРСК Волги" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку систем оперативного постоянного тока для нужд производственных отделений филиала ПАО «МРСК Волги» - «Саратовские РС» (Правобережное ПО, Приволжское ПО) (Извещение 32009062789) необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны