Предупреждение б/н Предупреждение МУСП "Ритуал" от 15 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В Саратовское УФАС России поступило заявление ИП К. о нарушении муниципальным унитарным специализированным предприятием «Ритуал» (сокращенное наименование МУСП «Ритуал») статей 10, 14.8, 16 Закона о защите конкуренции, выразившемся создании препятствий иным хозяйствующим субъектам, в том числе ИП К., в осуществлении торговой деятельности по продаже ритуальных принадлежностей на территории города Энгельса (далее – Заявление).

Из Заявления в том числе следовало, что МУСП «Ритуал» разместило на стене нежилого здания по адресу: г. Энгельс, ул. Весенняя, д. 6, информацию о том, что данное предприятие является единственной в городе муниципальной службой.

Согласно пояснениям МУСП «Ритуал» информация о том, что МУСП «Ритуал» является единственной в городе муниципальной службой, размещена на стене нежилого здания по адресу: г. Энгельс, ул. Весенняя, д. 8.

Согласно общедоступным сведениям из Яндекс-карт (https://yandex.ru/maps/) по адресу г. Энгельс, ул. Весенняя, д. 6, расположен комплекс зданий здравоохранения, занимаемых ГАУЗ «Энгельсская городская клиническая больница № 1».

Использование на вывеске словосочетания, указывающего на то, что МУСП «Ритуал» является единственной в городе муниципальной службой, противоречит общественным интересам в связи со способностью вводить в заблуждение потребителей относительно статуса МУСП «Ритуал» как муниципальной службы и создает необоснованные конкурентные преимущества на рынке оказания ритуальных услуг.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ ( «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон о муниципальной службе) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

При этом, согласно части 1 статьи 6 Закон о муниципальной службе, должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Таким образом, муниципальная служба осуществляется в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования.

При таких обстоятельствах МУСП «Ритуал» не является и не может являться муниципальной службой.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной, или торговой деятельности конкурента.

Согласно пункту 3 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя.

При этом под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Приобретение преимуществ перед конкурентами возможно, в основном, двумя способами:

  • посредством воздействия на потребителей, что в свою очередь обеспечивает увеличение объема реализации товара;
  • посредством внесения в процесс производства изменений, которые направлены на снижение издержек либо повышение качества продукции.

Рынок реализации ритуальных принадлежностей на территории города Энгельса является многоконкурентным. Согласно сведениям из поисковой системы «Яндекс», на территории города Энгельса деятельность по реализации ритуальных принадлежностей, помимо МУСП «Ритуал», осуществляют следующие компании: «Ника»; «Синай С»; «Сигрант»; ГСП «Покровск Ритуал»; «Стелла»; «Вечность»; СППП «Ритуал»; «Некрополь»; «Осирис» и пр. вид деятельности

Из материалов Заявления следует, что в непосредственной близости от места осуществления деятельности МУСП «Ритуал» (г. Энгельс, ул. Весенняя, д. 8) расположена компания ГСП «Покровск Ритуал» (г. Энгельс, ул. Весенняя, д. 6А), осуществляющая деятельность по реализации, в том числе ритуальных принадлежностей.

При таких обстоятельствах, действия МУСП «Ритуал» по размещение МУСП «Ритуал» на стене нежилого здания по адресу: г. Энгельс, ул. Весенняя, д. 8, информации о том, что предприятие является единственной в городе муниципальной службой, предоставляют ему преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности в связи с перераспределением потребителей и причинению убытков хозяйствующим субъектам - конкурентам в виде упущенной выгоды.

В действиях МУСП «Ритуал» имеются все признаки недобросовестной конкуренции, содержащиеся в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а именно:

  1. Направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности выразилась во введении в заблуждение и, как следствие, получении необоснованных конкурентных преимуществ, вызванных созданием впечатления о том, что МУСП «Ритуал» является муниципальной службой; 
  2. Противоречие законодательству выражается в нарушении статьи 10 .bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 , запрещающей всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, а также пункту 3 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции;
  3. Указанные действия МУСП «Ритуал» способны причинить убытки иным участникам рынка, поскольку они влекут за собой ограничение их доступа на рынок и лишают их той прибыли, на которую они могли бы рассчитывать при обычных условиях гражданского оборота.

Таким образом, размещение МУСП «Ритуал» на стене нежилого здания по адресу: г. Энгельс, ул. Весенняя, д. 8, информации о том, что предприятие является единственной в городе муниципальной службой, способно породить у потенциальных потребителей иллюзию большей стабильности и надежности хозяйствующего субъекта, более высокого качества его услуг по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые обычно ассоциируются в сознании потребителя со статусом властного органа, содержат признаки нарушения пункта 3 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, действия МУСП «Ритуал» по размещению на стене нежилого здания по адресу: г. Энгельс, ул. Весенняя, д. 8, информации о том, что предприятие является единственной в городе муниципальной службой, содержат признаки нарушения пункта 3 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту в случае выявления признаков нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях МУСП «Ритуал», которые содержат признаки нарушения пункта 3 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившихся во введении в заблуждение потенциальных потребителей, путем создания впечатления о наличии у МУСП «Ритуал» статуса муниципальной службы, Саратовское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает МУСП «Ритуал» о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- прекратить использование словосочетаний, указывающих на то, что МУСП «Ритуал» является муниципальной службой, в том числе в информации, размещенной МУСП «Ритуал» на стене нежилого здания по адресу: г. Энгельс, ул. Весенняя, д. 8, о том, что предприятие является единственной в городе муниципальной службой.

Предупреждение подлежит исполнению в течение 10 дней с момента его получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны