Решение б/н РЕШЕНИЕ № 28-161/тр от 12 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 28-161/тр

 

19 января 2015 года                                                                                                           г. Саратов

 

Резолютивная часть решения оглашена "25" декабря 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено "19" января 2015 г.

 

Комиссия Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии

1………………– вр. и.о. руководителя управления;

Члены Комиссии

2. ……………..– старший государственный инспектор отдела контроля товарных рынков;

3. ………………. – специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков.

 

рассмотрев дело № 28-161/тр по признакам нарушения Муниципального казенного предприятия "Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" (далее - МКП "Городское хозяйство") (413118, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Калужская, д.15) части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление ООО "ОК СТРОЙБИС" (далее – Общество) с жалобой на действия МКП "Городское хозяйство" при проведении открытого конкурса на право заключения договора поставки противогололедного материала: "БИОНОРД" и "ЭКОСОЛ" (извещение № 31401280931).

Извещение о размещение заказа на закупку путем проведения открытого конкурса  №31401280931 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 25.06.2014 г.

Как следует из заявления, в техническом задании, которое является приложением № 1 к Документации о размещении заказа на закупку путем проведения конкурса на заключение договора на поставку противогололедного материала для нужд МКП "Городское хозяйство" (далее – Документация МКП "Городское хозяйство"), установлена спецификация поставляемого товара, а именно противогололедный материал "БИОНОРД", и в  техническом задании, которое является приложением № 2 к Документации МКП "Городское хозяйство", установлена спецификация поставляемого товара, а именно противо-гололедный материал "ЭКОСОЛ".

По мнению заявителя ООО "ОК СТРОЙБИС", при осуществлении закупки МКП "Городское хозяйство" не предусмотрело возможность поставки аналогов противо-гололедных реагентов, указанных в Приложении 1 и Приложении 2 Документации МКП "Городское хозяйство", тем самым заказчик ограничил равноправие, справедливость, установил дискриминацию и необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, а также же лишило возможности ООО "ОК СТРОЙБИС" участия в конкурентной борьбе по снижению стоимости  противо-гололедного материала.

Кроме того, по мнению заявителя, установив в проекте договора поставку  противогололедного материала "БИОНОРД" в течении 5 рабочих дней и в проекте договора поставку противогололедного материала "ЭКОСОЛ"  - 5 рабочих дней лишает возможности участия в конкурсе компании, находящиеся не в Приволжском и Уральском регионах РФ, так как время в пути ж/д вагона со ст. Воскресенск (Московская обл.) до ст. Анисовка (г.Энгельс Саратовской обл.) составляет 6 дней, что препятствует ООО "ОК СТРОЙБИС" участию в закупке.

Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений установлен запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

На заседании Комиссии представитель ООО "ОК СТРОЙБИС" пояснил, что Общество производит товар ни чем не отличающийся по техническим характеристикам от указанных «БИОНОРД» и «ЭКОСОЛ», но под другим названием. Общество может производить любой противогололедный материал, который необходим заказчику. Поскольку состав «БИОНОРД» и «ЭКОСОЛ» закрытый и нигде не опубликован, ООО "ОК СТРОЙБИС" не предложило свой товар – альтернативный. В связи с тем, что не указаны технические характеристики, а именно химический состав закупаемого товара, т.е. содержание хлористого кальция, хлористого натрия, а также не указаны размер гранул, Общество не смогло участвовать в данной закупке. Технические характеристики существенно влияют на стоимость реагента. Один реагент стоит 6 тыс. руб., другой 26 тыс. руб. Все зависит от химического состава и потребительских свойств. Если бы в документации было бы написано – аналоги, Общество предложило бы свой продукт, который отличался бы названием от запрашиваемого. Все это привело к ограничению конкуренции.    

Из письменных пояснений МКП "Городское хозяйство" (исх. № 279 от № 25.07.2014) следует, что с октября 2010 года на территории города Энгельса применяется противо-гололедный материал марки «БИОНОРД», а с января 2012 года также применяется противо-гололедный материал марки «ЭКОСОЛ». Данные виды противогололедного материала позволяют осуществлять быструю и эффективную уборку улиц, тротуаров и пешеходных дорожек от льда и снежного наката: их применение характеризуется отсутствием грязи, минимальным воздействием противогололедных реагентов на дорожное покрытие, металлоконструкции, автомобили, одежду и обувь граждан, экологической безопасностью. Норма расхода «БИОНОРДА» и «ЭКОСОЛА» в 5 раз меньше чем у песко-соленой смеси. В связи с этим муниципальное казенное предприятие «Городское хозяйство» разместило заказ на право заключения договора на поставку противо-гололедного материала марки именно «БИОНОРДА» и «ЭКОСОЛ» без возможности поставки аналогов.

Таким образом, из письменных пояснений МКП "Городское хозяйство" можно сделать вывод, что  у МКП "Городское хозяйство" отсутствует интерес в привлечении максимального числа участников закупки и направлено на ограничение количества участников открытого конкурса.

Как следует из п. 2.3.1. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МКП "Городское хозяйство", утвержденного Приказом директора МКП "Городское хозяйство" № 73-П от 20.03.2014 (далее – Положение о закупке МКП "Городское хозяйство"), МКП "Городское хозяйство" при проведении закупок руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).

 В п.1.3. Документации МКП "Городское хозяйство" при подготовке и проведении конкурса Заказчик руководствуется Законом о закупках.

В соответствии со статьей 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В п.п. 1 и 3 п. 10. статьи 4 Закона о закупках определено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В техническом задании, которое является приложением № 1 к Документации МКП "Городское хозяйство", установлена спецификация поставляемого товара, а именно противогололедный материал "БИОНОРД".

В техническом задании, которое является приложением № 2 к Документации МКП "Городское хозяйство", установлена спецификация поставляемого товара, а именно противо-гололедный материал "ЭКОСОЛ".

Техническое задание, которое является приложение 1 и приложение 2  к Документации МКП "Городское хозяйство", кроме указания на название противо-гололедного материала  "ЭКОСОЛ" и "БИОНОРД" не содержит требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора поставки противо-гололедного материала "ЭКОСОЛ" для нужд МКП "Городское хозяйство" от 17.07.2014 победителем конкурса признан единственный участник – ООО Торговый дом "Уральский завод противогололедных материалов".

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора поставки противо-гололедного материала "БИОНОРД" для нужд МКП "Городское хозяйство" от 17.07.2014 победителем конкурса признан единственный участник – ООО Торговый дом "Уральский завод противогололедных материалов".

По сведениям, размещенным на сайте http://www.uzpm.ru ООО "Уральский завод противогололедных материалов", а именно на странице о дистрибьюторах  (http://www.uzpm.ru/dealers/), ООО Торговый дом "Уральский завод противогололедных материалов" является генеральным дистрибьютором ООО "Уральского завода противогололедных материалов", что подтверждается актом осмотра указанной страницы сайта.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела представитель МКП "Городское хозяйство" пояснила, что качество закупаемого товара (противогололедный материал "ЭКОСОЛ" и "БИОНОРД") должны соответствовать ГОСТу, применимым к данным видам товара, и это прописано в техническом задании.

Комиссией установлено, что в техническом задании, которое является приложением 1 и приложением 2  к Документации МКП "Городское хозяйство", указано, что качество товара должно соответствовать ГОСТУ.

Вместе с тем, реквизиты ГОСТА, которому должны соответствовать поставляемые противогололедный материал "ЭКОСОЛ" и "БИОНОРД" в техническом задании отсутствуют.

Соответственно, указание в Документации МКП "Городское хозяйство", что качество должно соответствовать ГОСТу, нельзя считать исполнением требований предусмотренных п.п. 1 и 3 п. 10 статьи 4 Закона о закупках.

Кроме того, в предложении к заявкам ООО ТД "Уральский завод противогололедных материалов" на поставку противогололедного материала "БИОНОРД" и "ЭКОСОЛ" (далее – заявка Общества), указано, что качество товара соответствует СТО, ТУ, применимым к данным видам товара. В материалах дела имеются копии заявок Общества, к которым приложены СТО 001-80119761-2010 "Противогололедные материалы "БИОНОРД" и ТУ 2149-003-93988694-06 "Противогололедный реагент "ЭКОСОЛ".

Следовательно, качество товара, предложенным в заявке ООО ТД "Уральский завод противогололедных материалов", не соответствует требованиям Документации МКП "Городское хозяйство".

Однако, ООО ТД "Уральский завод противогололедных материалов" признан победителем открытого конкурса на право заключения договора поставки противогололедного материала: "БИОНОРД" и "ЭКОСОЛ".

Таким образом, действия МКП "Городское хозяйство" выразившиеся в неуказании требований к техническим характеристикам закупаемого товара в документации о закупке, которые ограничили возможность участия ООО "ОК СТРОЙБИС" в открытом конкурсе, являются нарушением ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, представитель ООО "ОК СТРОЙБИС" пояснил, что заказчик установил очень короткий срок в закупке, всего 5 дней, что недостаточно для поставки товара из Москвы, необходимо увеличить хотя бы до 20 рабочих дней.

Комиссией установлено, что в техническом задании указано, что товар отгружается Поставщиком в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения договора поставки.

Вместе с тем, Закон о закупках не устанавливает требования к срокам поставки товара.

Однако, несмотря на отсутствие ограничений по срокам поставки товара с момента заключения договора в законодательстве, заказчик должен разумно подходить к вопросу их определения, учитывать специфику конкретного товара, возможности и время его подготовки и отправки.

Кроме того, условие о сроке является существенным условием в договоре поставки и имеет решающее значение при оценке потенциальным участником закупки своих возможностей по осуществлению поставки.

При определении МКП "Городское хозяйство" условий о пятидневном  сроке поставки товара с момента заключения контракта, указанные выше особенности не учтены. Потенциальные участники закупки из-за коротких сроков лишены возможности участвовать в данной закупке.

Об ограничении круга потенциальных участников введением условия о пятидневном сроке поставки товара свидетельствует, в частности, и тот факт, что в проведенной закупке участвовал только один участник ООО ТД "Уральский завод противогололедных материалов".

Кроме того, представитель ООО "ОК СТРОЙБИС" на заседании Комиссии пояснил, что Общество готово было осуществить поставку противогололедных материалов производителем, которых оно является, однако, не смог этого сделать ввиду удаленности станции Воскресенск Московской области от станции Анисовка Саратовской области и поэтому в течении 5 дней не успевали привезти товар. Для того чтобы привезти товар из Москвы необходимо 20 рабочих дней, в связи с тем, что необходимо подготовить товар, заказать вагон (он не всегда есть в наличии).

Таким образом, МКП "Городское хозяйство"  не учел интересы иных участников  рынка противогололедных материалов, в том числе ООО "ОК СТРОЙБИС", которые не смогли принять участие в закупке.

Согласно ч. 1 ст. 50 Закона о защите конкуренции Комиссия по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

В рамках рассмотрения дела была представлена копия договора поставки №131 от 28.07.2014, заключенного с победителем (ООО ТД "Уральский завод противогололедных материалов") открытого конкурса на заключение договора на поставку противогололедного материала.

При таких обстоятельствах, Комиссия Саратовского УФАС России не усматривает оснований для выдачи МКП "Городское хозяйство" предписания.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи  49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия 

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать МКП "Городское хозяйство" нарушившим часть 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.Предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

 

Председатель Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

         

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны