Решение б/н Решение и предписание по жалобе № 28-17/гз от 21 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 28-17/гз

о признании жалобы обоснованной

 

9 марта 2017 года                                                                                               г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

1.

2.

 

 

 

3.

 

в присутствии:

 

 

 

 

рассмотрев жалобу ООО «Профит плюс» (далее также – Заявитель, Общество) на действия Заказчика ФГУП "Аркадакская сельскохозяйственная опытная станция" (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона  № 0560100001717000001 «Дизельное топливо летнее» (далее – Аукцион),

УСТАНОВИЛА:

 

01.03.2017 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО «Профит плюс» на действия Заказчика - ФГУП "Аркадакская сельскохозяйственная опытная станция" (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона  № 0560100001717000001 «Дизельное топливо летнее».

Из жалобы следует, что документация об Аукционе утверждена с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился.

Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия Саратовского УФАС России пришла к следующим выводам.

14.02.2017 в единой  информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении Аукциона № 0560100001717000001 «Дизельное топливо летнее» и Документация об Аукционе. Заказчиком данного Аукциона является ФГУП "Аркадакская сельскохозяйственная опытная станция".

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 420 000,00   рублей.

Из жалобы Заявителя следует, что извещение о проведении Аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона.

В соответствии с п.1 ч. 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно п.6 ч. 5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;

Следовательно, исчерпывающий перечень документов по п. 1 ч. 1, ч. 2 и ч. 2.1 указывается  в Извещении о проведении Аукциона только при установлении таких требований.

На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком не установлены требования к участникам по п. 1 ч. 1, ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, довод жалобы о неуказании в Извещении о проведении Аукционе исчерпывающего перечня документов в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе является необоснованным. 

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик не установил требования к декларированию участниками аукциона в своих заявких п.7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе

Согласно п.7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п. 2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 5.1. раздела 11.2.1. Документации об Аукционе установлены следующие требования к участникам закупки: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с разделом 1.2 Документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5,7,9 части 1 статьи 31 Закона.

При этом, в Документации об Аукционе отсутствует требование к содержанию второй части заявки о необходимости декларирования требования, указанного в п. 5.1. раздела 11.2.1 Документации об Аукционе, а именно: участник закупки  юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, Заказчик, не установив требования к декларированию участниками аукциона п.7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в проекте контракта не установил обязательное условие о сроках осуществления заказчиком приемки выполненных работ.

В соответствии с ч.4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что в проекте контракта документации об Аукционе отсутствует срок приемки выполненных работ.

Таким образом, Заказчик, не установив в проекте контракта обязательное условие о сроках осуществления приемки поставленного товара, допустил нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Из жалобы заявителя следует, что Заказчик в проекте Контракта Документации об Аукционе не установил все возможные значения размеров штрафа за ненадлежащие исполнение обязательств по контракту.

Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.   

Согласно п.п. «а» «б» п. 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об установлении порядка определения размеров штрафа, пени в случае ненадлежащего исполнения стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства № 1063): за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

Согласно п. 7.4 проекта Контракта в случае ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств поставщик вправе взыскать с заказчика штраф в размере 2,5 процента цены контракта, что составляет  ___________  руб. ( ___________ руб. _____ коп.).

В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.4 Постановления Правительства №1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

Согласно п. 7.7. проекта Контракта за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, поставщик выплачивает заказчику штраф в размере 10 процентов цены контракта, что составляет  ___________  руб. (  ___________ руб. _____ коп.).

Поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер штрафа, пени, подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.

Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Вместе с тем в пунктах 7.4 и 7.7 проекта контракта Документации об Аукционе  установлены штрафы для заказчика и исполнителя в виде конкретного процента (2,5% и 10% соответственно), исходя из начальной (максимальной) цены контракта, без учета возможного снижения цены в результате аукциона, что не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 и требованиям частей 4 ст. ст. 34 Закона о контрактной системе.

Из жалобы заявителя следует, что в проекте контракта Заказчик установил размер штрафа с нарушением требований законодательства о контрактной системе, поскольку размер штрафа для Заказчика и поставщика соответствует цене контракта до 3 млн. рублей, тогда как цена контракта по данному аукциону превышает 3 млн. рублей. 

Поскольку цена контракта превышает 3 млн. рублей, Заказчику необходимо было установить штрафы для заказчика и поставщика 2% и 5% соответственно.

Таким образом, Заказчик, установив ненадлежащий размер штрафов для Заказчика и поставщика, допустил нарушение ч. 4 ст. ст. 34 Закона о контрактной системе.

Из жалобы заявителя следует, что Заказчик подготовил документацию об Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе, установив требования к химическому составу компонента товара, а именно дизельное топливо (летнее) ДТ-Л-К5.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:   описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе  документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом к компетенция Заказчика относится определение характеристик поставляемого товара.

В Технической части документации об Аукционе установлены характеристики поставляемого товара:

Дизельного топлива (летнее) ДТ-Л-К5. Цетановое число, не менее 51, Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С , не ниже 55, Массовая доля (содержание ) серы, мг/кг, не более 10, Предельная температура  фильтруемости  ° С , не выше минус 5.

Представитель Заказчика пояснил, что технические характеристики поставляемого товара определены в соответствии с ГОСТ 32500-2013 «Топливо дизельное ЕВРО», а так же ГОСТ 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО».

Также представитель Заказчика пояснил, что Технические характеристики существенно влияют на стоимость топлива, в том числе изменение химического состава топлива существенно меняет состава и потребительские свойства дизельного топлива, что не допустимо для Заказчика.

Заявитель с запросом на разъяснения положений документации не обращался, в Аукционе не участвовал. На рассмотрение жалобы представитель Заявителя не явился, не представил доказательств, опровергающих представленные Заказчиком пояснения, в связи с чем довод жалобы признается необоснованным.

Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Профит плюс» на действия Заказчика - ФГУП "Аркадакская сельскохозяйственная опытная станция" (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона  № 0560100001717000001 «Дизельное топливо летнее» обоснованной в части установления несоответствующего  размера штрафов для Заказчика и поставщика в случае ненадлежащего исполнения условий контракта, установления ненадлежащих требований к содержанию второй части заявки, отсутствия в проекте контракта сроков приемки поставленного товара

2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.2 ч.1 ст. 64,  ч.4 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Председатель Комиссии:

_____________________

(подпись)

 

Члены Комиссии:

_____________________

(подпись)

 

 

_____________________

(подпись)

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 10

об устранении допущенных нарушений

 

09 марта 2017 года                                                                                         г. Саратов

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

на основании своего решения от 09.03.2017 № 28-17/гз, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Профит плюс» на действия Заказчика - ФГУП "Аркадакская сельскохозяйственная опытная станция" при проведении электронного аукциона № 0560100001717000001 «Дизельное топливо летнее», и в соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. Заказчику - ФГУП "Аркадакская сельскохозяйственная опытная станция", Единой комиссии ФГУП "Аркадакская сельскохозяйственная опытная станция":

1.1. В срок до 22.03.2017 года отменить Протоколы составленный при проведении электронного аукциона № 0560100001717000001 «Дизельное топливо летнее».

2.1. В срок до 22.03.2017 года внести изменения в документацию об Аукционе            № 0560100001717000001 «Дизельное топливо летнее», приведя положения документации в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

2.2. Продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

3. Оператору электронной площадке ЗАО "Сбербанк – АСТ":

3.1. В срок до 22.03.2017 года обеспечить возможность отмены Заказчиком  ФГУП "Аркадакская сельскохозяйственная опытная станция", Единой комиссии ФГУП "Аркадакская сельскохозяйственная опытная станция" протоколов, составленных при проведении электронного аукциона № 0560100001717000001 «Дизельное топливо летнее», разместить информацию об отмене Протоколов.

3.2. Уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе № 0560100001717000001 «Дизельное топливо летнее» об отмене Протоколов.

3.3. Разблокировать средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок на участие в Аукционе.

3.4. В срок до 22.03.2017 года вернуть участникам закупки заявки на участие в Аукционе № 0560100001717000001 «Дизельное топливо летнее» с уведомлением о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.

4. В срок до 23.03.2017 года сообщить об исполнении настоящего предписания, представив в Саратовское УФАС России документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с даты его вынесения.

 Председатель Комиссии:

_____________________

(подпись)

 

Члены Комиссии:                                                                        

_____________________

(подпись)

 

 

_____________________

(подпись)

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны