Решение б/н РЕШЕНИЕ № 28-49/ов от 12 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 28-49/ов

 

Резолютивная часть решения оглашена 6 ноября 2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 20 ноября 2014 года                                                                                      г. Саратов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

  1. ... – руководитель управления, председатель Комиссии;
  2. ... – заместитель руководителя управления, член Комиссии;
  3. ... – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 28-49/ов по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Город Саратов», комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО «Город Саратов» ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), муниципальным казенным учреждением «Транспортное управление» ч. 1 ст. 15, п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, ООО «Икар-Транс» п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

17.04.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области поступило заявление комитета транспорта Саратовской области (в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2014 № 246-П в настоящее время правопреемником комитета транспорта Саратовской области является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области) о нарушениях антимонопольного законодательства со стороны МУПП «Саратовгорэлектротранс», ООО «Икар-Транс», МКУ «Транспортное управление».

По результатам рассмотрения данного заявления 18.07.2014 Саратовским УФАС России было возбуждено дело № 28-49/ов по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Город Саратов» ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, муниципальным казенным учреждением «Транспортное управление» ч. 1 ст. 15, п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, ООО «Икар-Транс» п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Позже на основании определения Комиссии от 04.09.2014 к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика был привлечен комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее также – Комитет дорожного хозяйства) по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела были установлены следующие обстоятельства.

По результатам отбора перевозчиков на право заключения договора об организации перевозок пассажиров и багажа в муниципальном образовании «Город Саратов», состоявшегося в 2011 году (далее также – Отбор 2011 года), на основании решения постоянно действующей комиссии по проведению отбора перевозчиков (итоговые протоколы постоянно действующей комиссии по лотам №№ 37, 57, 67, 68, 79, 82 от 1 апреля 2011 года) между МУ «Транспортное управление» (в 2012 году муниципальное учреждение «Транспортное управление» изменило тип учреждения на муниципальное казенное учреждение) и МУПП «Саратовгорэлектротранс» (далее также – МУПП «СГЭТ») были заключены следующие договоры:

-     договор № 37-42 от 22.04.2011 о выполнении регулярных перевозок по маршруту № 42 «пл. Музейная – поликлиника СПЗ»;

-     договор № 57-64 от 22.04.2011 о выполнении регулярных перевозок по маршруту № 64 «Октябрьское ущелье – ж.д. вокзал»;

-     договор № 67-76 от 22.04.2011 о выполнении регулярных перевозок по маршруту № 76 «ул. им. Грибова П.И. – ж.д. вокзал»;

-     договор № 68-79 от 22.04.2011 о выполнении регулярных перевозок по маршруту № 79 «Ж.д. вокзал – 4-й жил. Участок»;

-     договор № 79-93 от 22.04.2011 о выполнении регулярных перевозок по маршруту № 93 «СГТУ – пл. Славянская»;

-     договор № 82-96 от 22.04.2011 о выполнении регулярных перевозок по маршруту № 96 «Пл. Славянская – ДК Техстекло»;

Срок действия вышеуказанных договоров – 3 года.

19.12.2011 между МУПП «СГЭТ» и ООО «Икар-Транс» был заключен договор № 2189, согласно которому МУПП «СГЭТ» осуществляет транспортное обслуживание на закрепленных за ним по результатам отбора перевозчиков на право заключения договора об организации перевозок пассажиров и багажа на городских маршрутах №№ 42, 64, 76, 79, 93, 96, города Саратова, обеспечивает оперативное руководство перевозочным процессом и осуществляет транспортно-экспедиционное обслуживание, а ООО «Икар-Транс» обязуется предоставить для этих целей транспортные средства и обеспечить перевозку пассажиров на указанных выше маршрутах. Указанный договор является возмездным, то есть за получение переданного права ООО «Икар-Транс» уплачивает МУПП «СГЭТ» вознаграждение.

Договор аналогичного содержания был заключен между указанными лицами 20.12.2012 № 1058.

Таким образом, ООО «Икар-Транс», не участвовавшее в Отборе по маршрутам №№ 42, 64, 76, 79, 93, 96, получило право осуществления перевозки пассажиров и багажа по данным маршрутам.

Вместе с тем, установлено, что по ряду других маршрутов - №№ 1, 8, 10 МКУ «Транспортное управление» многократно заключало с ООО «Икар-Транс» договоры об организации перевозок на срок три месяца. При этом, указанные договоры были заключены не по результатам конкурсного отбора перевозчиков. По окончании трехмесячного срока действия договоров отбор перевозчиков также не проводился.

Предметом Отбора, проведенного в 2011 году, по лоту № 1 являлось право осуществления перевозки пассажиров по маршруту № 1 «Ул. им. Радищева А.Н. – 2-я Гуселка – кирпичный завод» (сезонный).

Из итогового протокола заседания постоянно действующей комиссии по проведению отбора перевозчиков на право заключения договора об организации перевозок пассажиров и багажа по лоту № 1 от 31.03.2011 следует, что отбор признан несостоявшимся (не подано ни одной заявки).

После этого, 22.04.2011 между МУ «Транспортное управление» и ООО «Икар-Транс» был заключен договор об организации перевозок пассажиров и багажа № 1-1-С, предметом которого было выполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок № 1, сроком на три месяца.

Аналогичные договоры по маршруту № 1 были заключены 23.07.2011, 13.04.2012, 14.07.2012 (срок действия 2 дня), 16.07.2012, 13.04.2013, 14.07.2013

Маршрут № 8 «СГСЭУ – 6 Микрорайон» на конкурсный Отбор 2011 года не выставлялся.

10.10.2011 между МУ «Транспортное управление» и ООО «Икар-Транс» был заключен договор об организации перевозок пассажиров и багажа № 7-8-С, предметом которого было выполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок № 8, сроком на три месяца.

Аналогичные договоры по маршруту № 8 заключались 11.01.2012, 13.04.2012, 12.04.2012, 13.07.2012, 14.10.2012 (срок действия – 2 дня), 15.10.2012, 16.01.2013, 17.04.2013, 18.07.2013, 18.10.2013, 18.01.2014.

 Маршрут № 10 «СГСЭУ – 6 Микрорайон» на конкурсный Отбор 2011 года также не выставлялся.

11.07.2011 между МУ «Транспортное управление» и ООО «Икар-Транс» был заключен договор об организации перевозок пассажиров и багажа № 5-10-С, предметом которого было выполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок № 10, сроком на три месяца.

Аналогичные договоры по маршруту № 10 заключались 12.10.2011, 13.01.2012, 14.04.2012, 15.07.2012 (срок действия – 2 дня), 16.07.2012, 17.10.2012, 18.01.2013, 19.04.2013, 20.07.2013, 20.10.2013, 20.01.2014.

Как поясняет заявитель, МУПП «Саратовгорэлектротранс», получивший право осуществления перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок №№ 42, 64, 76, 79, 93, 96 города Саратова, передал данное право ООО «Икар-Транс» путем заключения договоров № 2189 от 19.12.2011 и № 1058 от 20.12.2012, при этом возможность передачи перевозчиком, прошедшим отбор, своего права осуществлять перевозки по маршрутам иным субъектам, в том числе ООО «Икар-Транс», не предусмотрена ни условиями документации по проведению конкурса, ни Положением об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 24.09.2009 № 43-524 (далее также – Положение).

Таким образом, по мнению заявителя, договоры № 2189 от 19.12.2011 и № 1058 от 20.12.2012 были заключены МУПП «СГЭТ» и ООО «Икар-Транс» с целью преодоления такого условия получения права на осуществление перевозок по указанным маршрутам, как участие и победа в отборе перевозчиков.

Также заявитель ссылается на то, что к осуществлению пассажирских перевозок по ряду маршрутов - №№ 1, 8, 10 со стороны МКУ «Транспортное управление» также было допущено ООО «Икар-Транс» с нарушением правовой норм о заключении договора об организации перевозок на срок не более трех месяцев. Договоры об организации перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок №№ 1, 8, 10 заключались с ООО «Икар-Транс» многократно на срок 3 месяца, что не предусмотрено Положением.

Таким образом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области полагает, что со стороны МУПП «Саратовгорэлектротранс», ООО «Икар-Транс», МКУ «Транспортное управление» нарушено антимонопольное законодательство. В силу незаконного бездействия МКУ «Транспортное управление», выразившегося в непроведении конкурсного отбора по определению перевозчика на все вышеуказанные действующие маршруты, перевозчику ООО «Икар-Транс» были предоставлены преимущественные условия деятельности на маршрутах по отношению к иным хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичные услуги.

По мнению администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее также – Администрация) заключение МУПП «СГЭТ» и ООО «Икар-Транс» договоров № 2189 от 19.12.2011 и № 1058 от 20.12.2012 не противоречит Положению, а также допустимо в соответствии с гражданским законодательством. По мнению администрации не играет роли, каким образом осуществляются перевозки пассажиров и багажа: лицом, победившим по результатам отбора, либо привлеченным им третьим лицом. Ответственность за качественную организацию перевозок перед Администрацией и МКУ «Транспортное управление» в рассматриваемом случае несет МУПП «СГЭТ». 

Также по мнению Администрации многократное заключение договоров об организации перевозок пассажиров и багаже по маршрутам №№ 1, 8, 10 не нарушает антимонопольное законодательство.

Аналогичной позиции придерживается Комитет дорожного хозяйства и МКУ «Транспортное управление».

Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденное решением Саратовской городской Думы от 24.09.2009 № 43-524 определяет организационные основы обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального образования «Город Саратов» при организации регулярных перевозок (п. 1.1 Положения), в том числе устанавливает порядок проведения отбора перевозчиков на право заключения договора об организации перевозок пассажиров и багажа (далее также – Отбор).

В силу п. 6.3.2 Положения регулярные перевозки осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок пассажиров и багажа, заключаемым МУ «Транспортное управление» с перевозчиком на основании решения комиссии по результатам отбора перевозчиков на право заключения договора об организации перевозок пассажиров и багажа, а также без проведения Отбора в случаях, предусмотренных настоящим Положением.

Пунктом 6.4.5 Положения установлена возможность заключения договора об организации перевозок пассажиров и багажа без проведения Отбора сроком на 3 месяца в случае:

- если потребность в регулярных перевозках обусловлена обстоятельствами, которые невозможно было предусмотреть заранее в пределах сроков, необходимых для организации и проведения Отбора;

- если Отбор признан не состоявшимся по отдельному лоту;

- уклонения перевозчика от подписания договора об организации перевозок пассажиров и багажа по результатам Отбора.

Иных возможностей допуска перевозчиков к обслуживанию населения муниципального образования «Город Саратов» автомобильным пассажирским транспортом кроме как на основании договора, заключенного по результатам Отбора, либо на основании срочного договора, заключаемого до проведения нового Отбора, Положением не предусмотрено.

В соответствии с п. 2 Положения к основным принципам организации и осуществления транспортного обслуживания населения в том числе относятся:

- безопасность выполнения пассажирских перевозок;

- качество транспортного обслуживания населения;

- равенство прав и обязанностей перевозчиков;

- контроль за соблюдением установленных условий выполнения регулярных перевозок.

Лишь при условии проведения конкурсного отбора возможно выбрать перевозчика, во-первых, соответствующего обязательным для перевозчика требованиям (в частности лицензионным требованиям), во-вторых, предложившего наилучшие условия перевозок согласно критериям отбора. Таким образом, только при условии проведении конкурсного отбора перевозчиков возможно обеспечить высокий уровень безопасности выполнения пассажирских перевозок, качества транспортного обслуживания населения, доступность транспортных услуг для населения и т.д., что закреплено в п. 2 Положения в качестве основных принципов организации и осуществления транспортного обслуживания.

Из вышеизложенного следует, что допуск к обслуживанию населения муниципального образования «Город Саратов» перевозчика, не прошедшего конкурсный отбор, является нарушением Положения.

Как отмечалось выше, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа. То есть организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения по федеральному законодательству возложены на органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 3.2 Положения к полномочиям администрации муниципального образования «Город Саратов» по вопросам создания условий предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения кроме прочих относятся:

  • организация и проведение Отбора (пп. «в»);
  • обеспечение координации деятельности предприятий всех форм собственности, осуществляющих пассажирские перевозки на территории муниципального образования «Город Саратов» (пп. «г»);
  • осуществление контроля за соблюдением перевозчиками всех форм собственности условий договоров об организации перевозок пассажиров и багажа (пп. «д»).

Вместе с тем, пунктом 6.5.1 Положения установлено, что контроль за соблюдением условий организации регулярных перевозок, в соответствии с договорами об организации перевозок пассажиров и багажа осуществляет администрация муниципального образования «Город Саратов» и МУ «Транспортное управление».

Согласно письменным пояснениям администрации муниципального образования «Город Саратов» (исх. № 01-02-08/1108 от 26.05.2014) сведениями о заключении договоров от 19.12.2011 и 20.12.2012, заключенных между МУПП «Саратовгорэлектротранс» и ООО «Икар-Транс», администрация муниципального образования «Город Саратов» не располагала.

МКУ «Транспортное управление» также не располагало информацией о заключении вышеуказанных договоров (письмо МКУ «Транспортное управление» исх. № 999 от 19.08.2014).

Таким образом, бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», недопустимое в соответствии с пп. г, д п. 3.2, п. 6.5.1 Положения, а также МКУ «Транспортное управление», недопустимое в соответствии с п. 6.5.1 Положения повлекло допуск к обслуживанию населения муниципального образования «Город Саратов» перевозчика, не прошедшего конкурсный отбор, что является нарушением Положения.

Указанное выше бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», МКУ «Транспортное управление» привело к созданию преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности отдельного хозяйствующего субъекта – ООО «Икар-Транс», который, минуя законодательно установленный для всех перевозчиков конкурентный отбор, получил доступ к осуществлению перевозки пассажиров.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» и МКУ «Транспортное управление», выразившееся в отсутствии контроля за соблюдением условий организации регулярных перевозок, в соответствии с договорами об организации перевозок пассажиров и багажа, в следствии чего перевозчик ООО «Икар-Транс» получил допуск к обслуживанию населения муниципального образования «Город Саратов» автомобильным пассажирским транспортом по маршрутам №№ 42, 64, 76, 79, 93, 96 регулярных перевозок, является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Как пояснил представитель МУПП «СГЭТ» заключенные соглашения № 2189 от 19.12.2011 и № 1058 от 20.12.2012 фактически не влекут переуступку права перевозки пассажиров, полученного по результатам Отбора. По сути имеет место предоставление транспортных средств ООО «Икар-Транс» предприятию «Саратовгорэлектротранс». Предприятие осуществляет контроль деятельности ООО «Икар-Транс» посредствам проверки лицензии общества, проведения ежедневных технических осмотров транспортных средств и медицинских осмотров водителей и т.п.

Однако, из договоров №№ 37-42, 57-64, 67-76, 68-79, 79-93, 82-96 от 22.04.2011 следует, что заказчик (МКУ «Транспортное управление») организует, а Перевозчик (МУПП «Саратовгорэлектротранс») выполняет регулярные перевозки пассажиров и багажа по утвержденному расписанию движения транспортных средств. Аналогичный предмет договора указан в проекте договора об организации перевозок пассажиров и багажа, являющемся приложением к документации по проведению Отбора 2011 года.

Кроме того, из пунктов 6.3.4 и 6.3.5 Положения следует, что в договоре об организации перевозок пассажиров и багажа определяются следующие существенные условия:

а)  маршруты, по которым осуществляются регулярные перевозки перевозчиком;

б)  условия осуществления регулярных перевозок (тарифы, количество, типы, категории и другие сведения о транспортных средствах, указанные перевозчиком в заявках на участие в отборе перевозчиков на право заключения договора об организации перевозок пассажиров и багажа (далее также – Отбор), расписание движения);

в)  формы отчетов о выполнении регулярных перевозок, порядок и сроки их представления;

г)  порядок корректировки расписания;

д)  порядок корректировки тарифов;

е)  обязательства перевозчика по обновлению подвижного состава на основании условий, установленных в документации по проведению Отбора, по срокам приобретения транспортных средств на праве собственности или ином законном основании в количестве и по типам, категориям, необходимым для выполнения договора об организации перевозок пассажиров и багажа;

ж) обязательства перевозчика, связанные с необходимостью обеспечения транспортного обслуживания населения, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

з)   условия досрочного расторжения договора об организации перевозок пассажиров и багажа.

Существенные условия договора об организации перевозок пассажиров и багажа указываются исходя из заявок участников Отбора, представленных на Отбор, и являются неизменными в течение срока действия договора об организации перевозок пассажиров и багажа. Изменение существенных условий договора об организации перевозок пассажиров и багажа возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено действующим законодательством или решением суда.

Согласно п. 6.4.15 Положения заявки и документы, представленные участниками Отбора, рассматриваются и сопоставляются в соответствии с предложенными ими условиями организации перевозок пассажиров и багажа на определенных в лоте маршрутах, перечнем транспортных средств, предлагаемых участниками к эксплуатации на данных маршрутах, в соответствии с критериями Отбора, указанными в документации по проведению Отбора.

В соответствии с п. 6.4.17 Положения победителем Отбора признается участник, наиболее полно отвечающий критериям Отбора и предложивший лучшие условия организации перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам), входящим в состав одного лота, максимально удовлетворяющий всем требованиям документации по проведению Отбора.

Согласно п. 4.1 Положения при организации перевозок пассажиров и багажа на перевозчика возложена обязанность обеспечивать соблюдение условий договора об организации перевозок пассажиров и багажа.

Таким образом, осуществление перевозки пассажиров и багажа по определенному маршруту регулярных перевозок возможно только победителем отбора по данному маршруту.

Вместе с тем, по договорам № 2189 от 19.12.2011 и № 1058 от 20.12.2012 ООО «Икар-Транс» обязуется:

  • осуществлять диспетчерское руководство и эффективную эксплуатацию транспортных средств на маршрутах;
  • соблюдать схемы и расписание движения, распоряжения диспетчеров и иных должностных лиц Предприятия и другие требования движения по маршрутам, правила перевозок пассажиров, контролировать соблюдение водительским составом безопасности дорожного движения, при наличии вины нести самостоятельную ответственность за дорожно-транспортные происшествия;
  • проводить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водительского состава с обязательной отметкой в путевом листе;
  • проводить предрейсовый и послерейсовый технический осмотр автотранспорта с обязательной отметкой в путевом листе;
  • обеспечивать водителей и проверять наличие у них документации, необходимой для работы на городских маршрутах;
  • выполнять требования и предписания органов, осуществляющих функции контроля за работой транспортных средств на маршрутах;
  • проводить на линии контроль за соблюдением водителями нормативов по перевозке пассажиров и обеспечению безопасности дорожного движения и др.

Обязанности ООО «Икар-Транс» по договорам № 2189 от 19.12.2011 и № 1058 от 20.12.2012 свидетельствуют о самостоятельном осуществлении данным обществом перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок №№ 42, 64, 76, 79, 93, 96, что является недопустимым.

Из пояснений Администрации следует, что в структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения. Согласно пунктам 3.3.2 – 3.3.4 Положения о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-281, полномочия по организации проведения отбора перевозчиков на право заключения договора об организации перевозок пассажиров и багажа, а также осуществление иных полномочий в указанной сфере, предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами, возложено на указанный комитет.

В ходе рассмотрения дела Администрацией также была высказана позиция, что договор, заключаемый по результатам Отбора является договором на организацию перевозки пассажиров и багажа, в связи с чем, перевозчик, получивший право организовывать перевозку может по своему усмотрению привлекать третьих лиц.

Указанный довод не может быть принят в силу следующего.

Перевозка пассажиров и организация перевозки пассажиров это разные товарные рынки. Исходя из документации по проведению Отбора, утвержденной 17.02.2011, отбор фактически проходит на перевозку пассажиров.

Согласно п. 2.2 Документации юридические лица и индивидуальные предприниматели, желающие участвовать в Отборе, подают в Комиссию:

  • копию лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом;
  • справку о предлагаемых к эксплуатации автотранспортных средств;
  • копию лицензии по осуществлению медицинской деятельности при осуществлении доврачебной медицинской помощи по предрейсовым и послерейсовым осмотрам, либо копию договора на оказание данной медицинской деятельности, иную информацию о возможности по организации медицинского обслуживании водительского состава;
  • информацию и копии подтверждающих документов о наличии условий по организации технического обслуживания подвижного состава;
  • информацию и копии подтверждающих документов о регулярности повышения квалификации водительского состава;
  • информацию о наличии условий постановки подвижного состава на охраняемую стоянку в ночное время и др.

В соответствии с изложенным, а также исходя из критериев отбора (использование подвижного состава, в наибольшей степени отвечающего организации перевозок пассажиров и багажа на данном маршруте; возможности по организации технического обслуживания подвижного состава; возможности по организации медицинского обслуживания водительского состава; возможности постановки подвижного состава на охраняемую стоянку в ночное время (п. 3.1 Документации) и условий проектов договоров (приложения 4а – 4е к Документации) отбор проводится именно на перевозку пассажиров.

Также необходимо отметить, что в силу п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит обязательному лицензированию.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 6.4.4 Положения Отбор проводится в случае:

- окончания срока действия договора об организации перевозок пассажиров и багажа, досрочного расторжения договора об организации перевозок пассажиров и багажа;

- при открытии нового маршрута регулярных перевозок.

В силу пункта 6.4.5 Положения заключение договора об организации перевозок пассажиров и багажа без проведения Отбора сроком на 3 месяца возможно в случае:

- если потребность в регулярных перевозках обусловлена обстоятельствами, которые невозможно было предусмотреть заранее в пределах сроков, необходимых для организации и проведения Отбора;

- если Отбор признан не состоявшимся по отдельному лоту;

- уклонения перевозчика от подписания договора об организации перевозок пассажиров и багажа по результатам Отбора.

По результатам Отбора 2011 года по маршруту № 1 регулярных перевозок пассажиров и багажа (лот № 1) торги признаны несостоявшимися (не подано ни одной заявки) (итоговый протокол заседания постоянно действующей комиссии по проведению отбора перевозчиков на право заключения договора об организации перевозок пассажиров и багажа по лоту № 1 от 31.03.2011).

В данном случае в соответствии с п. 6.4.5 Положения возможно заключение договора об организации перевозок пассажиров и багажа без проведения Отбора сроком на 3 месяца.

Согласно п. 6.4.4 Положения Отбор проводится в случае окончания срока действия договора об организации перевозок пассажиров и багажа.

В нарушение Положения после подведения итогов Отбора 2011 года новый Отбор по маршруту № 1 проведен не был. Право перевозки пассажиров и багажа предоставлялось на протяжении 2011-2013 гг. ООО «Икар-Транс» путем заключения антиконкурентных соглашений.

Маршрут № 10 был открыт 25.08.2011 (постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 25.08.2011 № 1726). Маршрут № 8 был открыт 04.02.2014 (постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 04.02.2013 № 165).

Положением определено, что в случае открытия нового маршрута регулярных перевозок проводится Отбор. Не смотря на это по вновь открытым маршрутам регулярных перевозок № 8 и № 10 Отбор проведен не был. Право перевозки пассажиров и багажа было также предоставлено ООО «Икар-Транс» путем заключения антиконкурентных соглашений.

Как было сказано выше, к участию в рассмотрении настоящего дела был привлечен Комитет дорожного хозяйства.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-281 Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - город), уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Комитет осуществляет в установленной сфере деятельности организацию и координацию деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования «Город Саратов».

Согласно п. 3.3 Положения о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» в сфере создания условий для организации предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения Комитет дорожного хозяйства обладает следующими полномочиями:

  • обеспечивает мероприятия по развитию пассажирского транспорта на территории города, в том числе разрабатывает и реализует программы развития пассажирского транспорта на территории города (п. 3.3.1),
  • организует проведение отбора перевозчиков на право заключения договора об организации перевозок пассажиров и багажа (п. 3.3.2),
  • обеспечивает координацию деятельности организаций, осуществляющих пассажирские перевозки на территории города (п. 3.3.2),
  • осуществляет иные полномочия в указанной сфере, предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами (п. 3.3.2).

Таким образом, бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета дорожного хозяйства, выразившееся в непроведении Отбора по маршрутам регулярных перевозок №№ 1, 8, 10 города Саратова нарушает ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Хозяйствующему субъекту ООО «Икар-Транс» были предоставлены преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности по отношению к иным хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичные услуги на рынке перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на регулярных маршрутах города Саратова, в связи с допуском к осуществлению перевозки пассажиров и багажа по маршрутам №№ 1, 8, 10 без конкурентного Отбора.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Таким образом, заключение и исполнение МКУ «Транспортное управление» и ООО «Икар-Транс» договоров № 1-1-С от 13.04.2012, 14.07.2012, 16.07.2012, 13.04.2013, 14.07.2013; № 7-8-С от 17.04.2013, 18.07.2013, 18.10.2013, 18.01.2014; № 5-10-С от 12.10.2011, 13.01.2012, 14.04.2012, 15.07.2012, 16.07.2012, 17.10.2012, 18.01.2013, 19.04.2013, 20.07.2013, 20.10.2013, 20.01.2014 об организации перевозок пассажиров и багажа по маршрутам №№ 1, 8, 10 регулярных перевозок, создающих ограничение доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, нарушает п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

В результате бездействия Администрации, Комитета дорожного хозяйства, МКУ «Транспортное управление», а также в результате действий МКУ «Транспортное управление» по заключению антиконкурентных соглашений с ООО «Икар-Транс», ООО «Икар-Транс» было предоставлено право осуществлять перевозку пассажиров и багажа по значительному количеству маршрутов - №№ 1, 8, 10, 42, 64, 76, 79, 93, 96 без участия в конкурсном отборе, что недопустимо в соответствии с муниципальным законодательством, приводит или может привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Из письменных пояснений Администрации (вх. № 5210 от 18.08.2014) следует, что по причине открытия маршрута № 10 25.08.2011, а маршрута № 8 – 4.02.2013 и внесения их в реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным пассажирским транспортом на территории муниципального образования «Город Саратов» лишь 21.02.2013, проведение в 2011 году Отбора по маршрутам № 8 и № 10 не представлялось возможным.

Также представитель Администрации пояснил, что ввиду открытия маршрутов № 8 и № 10 регулярных перевозок, данные маршруты проходили так называемую «обкатку», при которой маршрут тщательно отслеживался и при необходимости изменялся. Как пояснил представитель Администрации, данное обстоятельство также препятствовало проведению Отбора по маршрутам.

Данную позицию поддержали также Комитет дорожного хозяйства, МКУ «Транспортное управление».

Однако указанными лицами не было представлено доказательств невозможности проведения Отбора по маршрутам № 8 и № 10 с момента их открытия.

В настоящее время срок действия договоров № 2189 от 19.12.2011, № 1058 от 20.12.2012, а также краткосрочных договоров № 1-1-С, № 7-8-С, № 5-10-С по маршрутам регулярных перевозок № 1, № 8, № 10 соответственно истек. Администрацией муниципального образования «Города Саратов» проводится новый отбор перевозчиков на право заключения договора об организации перевозок пассажиров и багажа в муниципальном образовании «Город Саратов». Таким образом, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи  49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

  1. Признать администрацию муниципального образования «Город Саратов», комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», муниципальное казенное учреждение «Транспортное управление» нарушившими ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
  2. Признать муниципальное казенное учреждение «Транспортное управление», ООО «Икар-Транс» нарушившими п. 4 ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции».
  3. Предписание не выдавать в связи с отсутствием основания для его выдачи.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                            

Члены Комиссии

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны