Предупреждение б/н Предупреждение от 18 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

В Саратовское УФАС России поступило обращение  ООО «ТК Властелин», ООО «ВПЛ Столица», ООО «Билетный терминал» (далее - Заявитель) о нарушении АО «СарАвтовокзал» п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном установлении метода ценообразования на услуг автовокзала в процентном соотношении от стоимости перевозки.

Из заявления следует, что ООО «ТК «Властелин» осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа по межрегиональным маршрутам «Саратов-Москва», «Москва-Саратов», «Балаково-Москва». ООО «ВПЛ Столица» и ООО «Билетный терминал» признаны победителями в открытом конкурсе на право получения свидетельств на осуществление перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Саратовской области. В г. Саратове расположен только один автовокзал.

Кроме того, в заявлении указывается,  что от АО «СарАвтовокзал» в адрес ООО «ВПЛ Столица» и ООО «Билетный терминал» поступили подписанные договора на оказание услуг, содержащие в себе перечень услуг, предоставляемых АО «СарАвтовокзал» по цене - 20% от выручки от продажи билетов. ООО «ТК Властелин» имеет действующий договор на оказание услуг с аналогичными условиями по стоимости.

Перевозчики осуществляют деятельность на маршрутах разной удаленности от начального пункта, в связи с чем, стоимость билета увеличивается пропорционально дальности следования пассажира, и соответственно, увеличивается сумма отчислений от реализации одинакового количества билетов, и как следствие, сумма подлежащая оплате.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно п. 2.1 Договора № 5 от 05.12.2018, заключенного между АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» и ООО «ТК Властелин», Автовокзал оказывает перевозчику комплекс  услуг и перечисляет выручку. Перевозчик за данный комплекс услуг оплачивает Автовокзалу  вознаграждение в размере 20% от стоимости проезда пассажиров по межрегиональным маршрутам междугородного сообщения, в т.ч. НДС и 50% от стоимости Багажа.

В соответствии с п. 3.1 – 3.1.12 Договора № 5 от 05.12.2018 автовокзал обязуется:

- от своего имени в билетных кассах производить своевременную предварительную и текущую продажу проездных и багажных билетов, а также производить оперативную дополнительную продажу билетов на все рейсы, обслуживаемы транспортными средствами Перевозчика в соответствии с согласованными  маршрутными расписанием и тарифами, обеспечивая максимальную наполняемость транспортных средств на обслуживаемых маршрутах;

-  осуществлять процесс посадки пассажиров в транспортные средства Перевозчика;

- обеспечивать своевременное отправление поданных  автобусов Перевозчика в  рейс согласно действующему расписанию, за исключением  задержки для дополнительной продажи билетов пассажирам;

- предпринимать меры, направленные на соблюдение при осуществлении Перевозчиком, требований и норм, предъявленных к безопасности  перевозок пассажиров в соответствии с действующим законодательством и нормативными материалами;

- производить диспетчеризацию транспортных средств Перевозчика, включая контроль за соблюдением расписания движения по маршрутам, проставление отметок в путевых листах водителей о фактическом времени прибытия и отправления с автовокзала, автостанции, подтверждая отметки штампом и подписью ответственного работника, ведение диспетчерских журналов установленной формы;

- информировать водителей  о погодно-климатических и дорожных условиях  на маршрутах согласно «Руководству по временному прекращению движения  автобусов в неотложных случаях, вызванных стихийными явлениями или изменениями  дорожно-климатических условий», утвержденному Департаментом АТ Министра России 16 января 1995 года;

- своевременно информировать и привлекать возможные транспортные средства Перевозчика для выполнения дополнительных рейсов по маршрутам, обслуживаемым Перевозчиком, с соблюдением требований  по безопасности движения; осуществлять  оформление воинских перевозок по воинским требованиям  установленной формы и взаимодействие с Министерством обороны  по взаиморасчетам;

 - предоставлять пассажирам полную информацию  о рейсах  Перевозчика в виде устных справок, справок по телефону о расписании  и справочно-информационного материала, размещенного в залах ожидания и в интернете на официальном сайте автовокзала;

 - организовать на автовокзале г. Саратова проведение предрейсового медицинского осмотра водителей, предрейсового осмотра автобусов, предрейсового контроля технического состояния автобусов, предоставление спального места в комнате водителей под стоянку автобусов и его охрану в т.ч. в межсменное время;

- осуществлять регистрацию пассажиров по билетам и соответствующей ведомости учета  продажи билетов Перевозчика и на рейсы Перевозчика, направлять данным пассажирам услуги в соответствии с «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112;

- по окончании календарного месяца предоставить Перевозчику акты на оказанные услуги по организации перевозки пассажиров и багажа, дополнительные услуги, акт на выставленные штрафные санкции и счета-фактуры.

Аналогичные условия были закреплены в договорах, предлагаемых АО «СарАвтовокзал»  к заключению  ООО «ВПЛ Столица» и  ООО «Билетный терминал».

Согласно п. 1  ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

На основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции ООО «СаратовАвтовокзал» является лицом, занимающим доминирующее положение на рынке автовокзалов и автостанций в географических границах г. Саратова.

Перевозчики осуществляют деятельность на маршрутах разной удаленности от начального пункта. Расчет стоимости перевозки пассажиров на маршрутах разной удаленности производится исходя из затрат Перевозчика на определенном маршруте (в том числе: затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды, затрат на топливо, затрат на ГСМ, затрат на ремонт и техническое обслуживание автобусов, амортизации подвижного состава, др. прочих прямых затрат), общехозяйственных расходов и прибыли.

Стоимость проезда  пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах разной удаленности устанавливается в зависимости от дальности следования пассажира.

При увеличении стоимости проезда  увеличивается сумма отчислений от реализации одинакового количества билетов и, как следствие сумма, подлежащая оплате за услуги Автовокзала.

При этом, принцип исчисления оплаты услуг Автовокзала, построенный на процентном отношении от стоимости проезда установленной Перевозчиком, не учитывает количество полученных услуг тем или иным перевозчиком от Автовокзала, ставя тем самым

В неравные условия тех Перевозчиков, которые при прочих равных условиях получения услуг от Автовокзала, оказывают собственные услуги по более дорогой стоимости  проезда по сравнению с теми Перевозчиками, чьи услуги стоят дешевле. Но при этом и те и другие Перевозчики получают одинаковые услуги автовокзалов.

Согласно письменным пояснениям предоставленным АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций», предоставленных по запросу Саратовского УФАС России от 15.11.2019 №02/1-6810,  взаимодействие с перевозчиками – индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, участниками простого товарищества, получившими в установленном порядке  соответствующий допуск для работы на маршрутах регулярных перевозок осуществляется в рамках единых гражданско правовых отношений на основе единых договоров оказания услуг.

При этом, нормативно-правового обоснования ценообразования на услуги в процентном соотношении от стоимости перевозок, в том числе обоснование влияния стоимости билета на качественные и количественные характеристики процесса оказания услуг перевозчику АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» представлено не было.

При этом, определение стоимости услуг автовокзала в процентном отношении от стоимости проезда не основано на экономических, технологических и иных особенностях предоставления услуг автовокзала различным перевозчикам; стоимость одинаковых услуг автовокзала для каждого перевозчика установлена различная.

Таким образом, действия АО «СарАвтовокзал», как субъекта занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться ущемление интересов, в частности ООО «ТК «Властелин», ООО «ВПЛ «Столица», ООО «Билетный терминал»  в сфере предпринимательской деятельности, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, а именно установления в договорах, заключаемых с перевозчиками  вознаграждения АО «СарАвтовоказл», выраженной в процентном соотношении от стоимости проезда пассажиров нарушают п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях АО «СарАвтовокзал» признаков нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, Саратовское УФАС России предупреждает АО «СарАвтовокзал» о необходимости прекращения указанных действий путем:

  • установления конкретной стоимости количественно, качественно и технологически одинакового комплекса услуг автовокзала, оказываемого перевозчикам, исключив нарушение  п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В течении 10 дней со дня получения настоящего предупреждения АО «СарАвтовокзал» необходимо прекратить установление стоимости оказания комплекса  услуг перевозчикам в процентном соотношении от стоимости проезда пассажиров, определив конкретную стоимость оказания комплекса услуг.

О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

Врио руководителя управления                                       

 

Примечание.

Согласно ч. 5 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому

выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В соответствии с ч. 7 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Связанные организации

Связанные организации не указаны