Определение №4425/22 определение о назначении №064/01/10-479/2022 от 8 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 064/01/10-479/2022 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

7 июля 2022 года                                                                                                      г. Саратов

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Саратовское УФАС России из Прокуратуры г. Саратова поступило заявление К... о незаконном отключении от сетей ЗАО «СПГЭС».

Из заявления и представленных материалов ЗАО «СПГЭС» следует, что 28.01.2022 Карпушкиным А.В. было приобретено нежилое помещение по адресу:г. Саратов, ул. Лермонтова, д. ..., с кадастровым номером 64:48:010346:71, что подтверждается выпиской из  государственного реестра недвижимости.

04.02.2022 Заявителем был оплачен в адрес ЗАО «СПГЭС» счет №214 за переоформление документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств по указанному адресу.

11.02.2022 заявителем, представителем ЗАО «СПГЭС» и бывшим собственником помещения Дорошенко Л.В. был составлен акт №343507 проверки прибора учета. В акте  от 11.02.2022 №343507 указано, что «Помещение передано 20.01.2022. Договор расторгается. Новый собственник К...».

Как указывает заявитель, 14.02.2022 без предупреждения ЗАО «СПГЭС» отключило от поставки электроэнергии нежилое помещение по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. ..., несмотря на то, что последовательность и сроки переоформления счета абонента не были нарушены.

В подтверждение указанных доводов заявителем представлена копия заявления, направленного в адрес ООО «СПГЭС» о заключении договора энергоснабжения на нежилое  помещение по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. ..., полученное ООО «СПГЭС» 15.02.2022 и зарегистрированным за №2874.

Также Заявитель указывает, что при подаче заявления в ООО «СПГЭС» о заключении договора  энергоснабжения ему было предложено оплатить 2700 рублей за рассмотрение и направление договора на электроснабжение в семидневный срок.

Условия и порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии регламентированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила ограничения режима потребления электрической энергии).

Как следует из представленных материалов ЗАО «СПГЭС», на основании обращения Д.... (бывшего собственника помещения по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. ...) от 02.02.2022 о расторжении договора энергоснабжения №22999 в отношении нежилого помещения по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. ..., и уведомления гарантирующего поставщика ООО «СПГЭС» о введении ограничения режима потребления электрической энергии №300 14.02.2022 в связи с расторжением указанного договора энергоснабжения сетевой организации ЗАО «СПГЭС» произведено отключение указанного объекта от электроснабжения и составлен акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 14.02.2022 №00000690.

Как указывает ЗАО «СПГЭС» указанные действия были произведены ООО «СПГЭС» на основании пп. «в»  п. 2 Правил ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно пп. «в» п. 2 Правил ограничения режима потребления электрической энергии ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств, в том числе, прекращение обязательств по поставке электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики по договору оказания услуг по передаче электрической энергии.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Основные положениями функционирования розничных рынков электрической энергии закреплены в Постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).

Согласно п. 9 Основных положений, организация, имеющая статус гарантирующего поставщика, осуществляет деятельность в качестве гарантирующего поставщика до присвоения статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности другой организации в порядке, определенном в разделе XI настоящего документа.

Гарантирующий поставщик обязан надлежащим образом исполнять обязательства перед потребителями (покупателями), поставщиками электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и на розничных рынках, сетевыми организациями, системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка.

Согласно п. 1 (1) Правил ограничения режима потребления электрической энергии субисполнитель - сетевая организация либо иное лицо, включая садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, которые не оказывают услуг по передаче электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с п. 1 (2) Правил ограничения режима потребления электрической энергии субисполнитель осуществляет действия по введению ограничения режима потребления в соответствии с требованиями настоящих Правил, установленными для исполнителя, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

Уведомление о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии помещения по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. 22, было инициировано, а затем направлено гарантирующим поставщиком ООО «СПГЭС».

Согласно п. 34 (1) Основных положений для заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с гарантирующим поставщиком при смене собственника энергопринимающего устройства заявитель направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора с приложением документов, указанных в абзацах третьем, четвертом и девятом пункта 34 настоящего документа (для случаев заключения договора энергоснабжения) или абзацах третьем и четвертом пункта 34 настоящего документа (для случаев заключения договора куплипродажи (поставки) электрической энергии (мощности), и по желанию заявителя проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). Иные документы, указанные в пункте 34 или пункте 35 настоящего документа, предоставляются по желанию заявителя.

Новый собственник энергопринимающего устройства направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) не позднее 30 дней со дня перехода права собственности на энергопринимающее устройство.

При заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) при смене собственника энергопринимающего устройства исполнение обязательств по договору, заключаемому новым собственником, начинается с даты возникновения права собственности на энергопринимающее устройство, если иное не определено соглашением между предыдущим собственником и новым собственником энергопринимающего устройства. В случае наличия такого соглашения оно подлежит направлению заявителем в адрес гарантирующего поставщика вместе с приложением заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Поставка электрической энергии в период со дня возникновения права собственности на энергопринимающее устройство до дня заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) между гарантирующим поставщиком и новым собственником энергопринимающего устройства не является бездоговорным потреблением электрической энергии при наличии одного из следующих условий:

наличие действующего договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности), заключенного в отношении соответствующих энергопринимающих устройств между гарантирующим поставщиком, энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией и предыдущим собственником, по которому обязательства по оплате электрической энергии (мощности) могут исполняться любым лицом;

обращение нового собственника энергопринимающего устройства к гарантирующему поставщику в течение 30 дней со дня перехода к нему права собственности на энергопринимающее устройство с заявлением о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Заявителем было добросовестно исполнено условие об обращении к гарантирующему поставщику в рамках сроков, предусмотренных п. 34 (1) Основных положений, поскольку заявление, направленное в адрес ООО «СПГЭС» о заключении договора энергоснабжения на нежилое  помещение по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. ..., получено ООО «СПГЭС» 15.02.2022 и зарегистрированным за №2874.

При этом, только 11.03.2022 было подано напряжение на основании заявления, что согласовано с гарантирующим поставщиком ООО «СПГЭС» согласно заключенному с потребителем договору от 15.02.2022 №22999 (с представлением соответствующей отметки на заявлении).

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В статье 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 2 Основных положений бездоговорное потребление электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии).

Бездоговорным потреблением не признается потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках в период заключения указанного договора в случае обращения потребителя, имеющего намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (куплипродажи (поставки) электрической энергии (мощности), за заключением такого договора в случае смены собственника энергопринимающего устройства и в случае заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, до завершения технологического присоединения энергопринимающих устройств при условии соблюдения сроков, установленных для предоставления гарантирующему поставщику заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (возвращения гарантирующему поставщику подписанного заявителем проекта договора (протокола разногласий, дополнительного соглашения к действующему договору, обеспечивающему продажу заявителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке).

Для квалификации потребления электрической энергии в качестве договорного юридически значимым является возникновение между потребителем и сбытовой организацией договора-правоотношения, что возможно не только при подписании договора-документа, но и при фактических договорных отношениях (пункт 1, абзац третий пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», абзац второй пункта 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Обязательным условием для вывода о возникновении фактической договорной связи является совокупность двух обстоятельств: 1) надлежащее (то есть выполненное с соблюдением Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 и Основных положений) технологическое присоединение энергопринимающего оборудования абонента к электрическим сетям (поскольку в его отсутствие потребление ресурса априори является самовольным); 2) взаимная воля сторон на вступление в обязательство.

Таким образом, с учетом имеющегося акта о технологическом присоединении энергопринимающих устройств от 30.10.2018 по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. 22, перехода права собственности на энергопринимающие устройства в адрес К... 28.01.2022, указанием Д... (бывшего собственника помещения по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. ...) от 02.02.2022 в заявлении о расторжении договора энергоснабжения №22999 основания расторжения договора «в связи с продажей недвижимости» фактически свидетельствует о сложившихся договорных отношениях между ООО «СПГЭС» и К...

Указанные действия гарантирующего поставщика могут привести к возможности извлечения преимуществ из своего недобросовестного поведения гарантирующим поставщиком при несвоевременном оформлении отношений с потребителями для цели последующего взыскания в свою пользу стоимости ресурса, объем которого исчислен невыгодным для потребителя способом.

В соответствии с ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Состав злоупотребления доминирующим положением охватывает как действия доминирующего хозяйствующего субъекта, ограничивающие конкуренцию, так и действия, которые не приводят к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, но ущемляют интересы других лиц.

Согласно абз. 1 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2, антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

В абз. 2 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 указано, что по смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 ст. 1 и абз. 2 п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектамконкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

ООО «СПГЭС» является исполнителем по договорам энергоснабжения, следовательно осуществляет деятельность на розничном рынке оказания услуг по энергоснабжению.

ООО «СПГЭС» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по энергоснабжению на территории г. Саратова в соответствии с нормами действующего законодательства.

Следовательно, ООО «СПГЭС» подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 указанного закона.

Таким образом в действиях ООО «СПГЭС» имеются признаки  нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4  ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся незаконном ограничении поставки электроэнергии в нежилое помещение по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. 22, при условии фактически сложившихся договорных отношений между гарантирующим поставщиком и заявителем.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

Представленные материалы и сведения указывают на наличие основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства по п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрение данного дела относится к компетенции Саратовского УФАС России. Имеющихся материалов достаточно для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России                        от 27.06.2022 № 81 о   возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «СПГЭС» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции,, руководствуясь  ч. 13  ст.  44  Закона о защите конкуренции

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Назначить дело № 064/01/10-479/2022 к рассмотрению на 26.07.2022 в 14 часов 00 минут по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 81, 4 этаж.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 064/01/10-479/2022 в качестве заявителя – К... (Саратовская область, г. Саратов,... )
  3. Заявителю – К... представить в срок до 25.07.2022 года в Саратовское УФАС России следующую информацию:
    1. Информацию о целях использования приобретенного К.... имущества по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. ...;
    2. Документы (при наличии), подтверждающие осуществление К... предпринимательской деятельности по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. .... (отдельно указать момент начала ее осуществления);
    3. Любую информацию, необходимую, по мнению К..., для полного и всестороннего рассмотрения дела.
  4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 064/01/10-479/2022 в качестве ответчика– ООО «СПГЭС» (ИНН/КПП 6454074036/ 645401001, ОГРН 1056405417518, 410017, Саратовская область, г. Саратов, ул. Белоглинская, д.40;
  5. Ответчику - ООО «СПГЭС» представить в срок до 25.07.2022 года представить в Саратовское УФАС России следующую информацию:
    1. Письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;
    2. Счета ООО «СПГЭС», выставленные в адрес К..., по договору энергоснабжения нежилого помещения по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. 22 от 15.02.2022 за период с февраля по май 2022 года;
    3. Правовое обоснование взимания платы в размере 2700 рублей за рассмотрение и направление договора на электроснабжение в семидневный срок;
    4. Любую информацию, необходимую, по мнению ООО «СПГЭС», для полного и всестороннего рассмотрения дела.
  6. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 064/01/10-479/2022 в качестве лица, располагающего сведениями об обстоятельствах дела – ЗАО «СПГЭС» (ИНН/КПП 6454006283 / 645401001, ОГРН 1026403349950, 410017, Саратовская область, г. Саратов, Белоглинская ул., д. 40);
  7. Лицу, располагающему сведениями об обстоятельствах дела – ЗАО «СПГЭС» представить в срок до 25.07.2022 года в Саратовское УФАС России следующую информацию:

7.1       Письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;

7.2.      Сведения об уведомлении К... о введении ограничения режима потребления электрической энергии по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. ..., с приложением подтверждающих документов;

7.3. Любую информацию, необходимую, по мнению ЗАО «СПГЭС», для полного и всестороннего рассмотрения дела.

 

 

Явка представителей лиц, участвующих в деле, с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны