Определение №2952/24 Определение о назначении дела № 064/01/10-347/2024 от 8 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 064/01/10-347/2024 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

5 апреля 2024 года г. Саратов

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

В адрес Саратовского УФАС России поступили заявления лиц, в том числе МУП МО город Балаково «...» (, ООО СК «Н», К., в которых сообщается о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область», выразившихся в установлении необоснованно высокой стоимости услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (далее – ТО ВДГО) и техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования (далее – ТО ВКГО) (далее – заявления).

По результатам рассмотрения заявлений в действиях ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» установлено наличие признаков нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении необоснованно высокой стоимости услуг по ТО ВДГО, ВКГО ввиду следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 18.03.2023 № 71-ФЗ «О внесении 2024-3321 изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации» с 01.09.2023 исключительное право на осуществление деятельности по ТО ВДГО (ВКГО) имеет специализированная организация, осуществляющая поставку газа до трубопроводов потребителей.

На территории Саратовской области одной из специализированных организаций, которая вправе осуществлять деятельность по ТО ВДГО, ВКГО, является ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область». Установлено, что с 01.01.2024 вступил в действие Прейскурант цен на услуги ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» по ТО ВДГО и ВКГО в многоквартирных домах Заявители отмечают следующее: - МУП МО город Балаково «...» - стоимость договора на ТО ВДГО увеличилась по сравнению с 2023 года на 40% ;

- ООО СК «Н» -цены на услуги ТО ВДГО, оказываемые в 2024 году, по сравнению с ценой, оказываемой ранее обслуживающей организацией, увеличилась с .... тыс. рублей до ... тыс. рублей;

- К. - необоснованно высокие цены на услуги ВКГО, а именно: техническое обслуживание котла газового с атмосферной горелкой мощностью до 30 кВт (с бойлером и без бойлера) в размере 1648 рублей, техническое обслуживание плиты газовой четырехгорелочной 841 рубль.

Услуги по ТО ВДГО, ВКГО не включены в перечень продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование в отношении стоимости услуг по ТО ВДГО, ВКГО.

Согласно информации, представленной ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область», прейскурант цен на услуги ТО ВДГО, ВКГО на 2024 год разработан в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденными Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 269 –э/8 (далее – Методические рекомендации).

Себестоимость работ включает:

- фонд оплаты труда основных (производственных) работников, определенной исходя из часового фонда и трудоемкости конкретного вида работ;

- расчетные коэффициенты к фонду оплаты труда, учитывающие отчисления в фонды, определенные действующим законодательством о налогах и сборах;

- прочие затраты (обще производственные и общехозяйственные затраты) в соответствии с коэффициентом отнесения прочих затрат на услуги по ТО ВДГО, ВКГО пропорционально заработной плате основных работников.

В качестве причин роста стоимости услуг по ТО ВДГО в 2024 году ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» указывает:

- повышение разрядов исполнителей работ в целях приведения в соответствие с Методическими рекомендациями;

- увеличение тарифных ставок исполнителей работ в связи с обязательной ежегодной индексацией должностных окладов.

Цена на услугу по техническому обслуживанию котла газового с атмосферной горелкой мощностью до 30 кВт (с бойлером и без бойлера) (ВКГО), по сведениям ПАО  «Газпром газораспределение Саратовская область», увеличилась по сравнению с 2023 годом на 82,7% .

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 № 859 (далее – Постановление № 859) внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признан утратившим силу подпункт «ж» пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. № 1091.

Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждёнными постановлением Правительства от 14.05.2013 № 410, в редакции Постановления № 859 установлены требования к специализированной организации, порядок и условия заключения, изменения и расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и ВКГО в МКД, ВДГО в жилом доме, минимальный перечень услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО в МКД, ВДГО в жилом доме, порядок их оказания (выполнения).

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Постановления № 859 Минстроем России утверждены Приказ от 29.05.2023 № 387/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме (далее – Методические указания № 387/пр) и Приказ от 29.05.2023 № 388/пр «Об утверждении типовых форм договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме». Приказы вступили в силу 1 сентября 2023 года.

С учетом действующего законодательства с 1 сентября 2023 года состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО в МКД, ВДГО в жилом доме, а также порядок расчета и размер платы за указанные услуги подверглись изменению.

В соответствии с п. 2 Методических указаний № 387/пр при расчете тарифов на работы (услуги) по техническому обслуживанию ВКГО в многоквартирном доме и техническому обслуживанию ВДГО в жилом доме исполнителем учитываются, в том числе прогнозные рыночные цены (тарифы, стоимость услуг), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на расчетный период действия тарифов согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Закон о стратегическом планировании).

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о стратегическом планировании прогноз социальноэкономического развития Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается каждые шесть лет на двенадцать и более лет федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации и  стратегического прогноза Российской Федерации на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими участниками стратегического планирования. Корректировка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период осуществляется в соответствии с решением Правительства Российской Федерации с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.

В соответствии с ч. 7 ст. 26 Закона о стратегическом планировании порядок разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2015 № 1234 утверждены Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (далее - Правила разработки среднесрочного прогноза социально-экономического развития).

Согласно п. 2 Правил разработки среднесрочного прогноза социальноэкономического развития среднесрочный прогноз разрабатывается ежегодно на очередной финансовый год и плановый период Министерством экономического развития РФ на основе анализа внешних и внутренних условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов РФ и другими участниками стратегического планирования.

Федеральным законом от 27.11.2023 № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» определены основные характеристики федерального бюджета на 2024 год исходя из прогнозируемого уровня инфляции, не превышающего 4,5 процента (декабрь 2024 года к декабрю 2023 года). Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов индекс потребительских цен на 2024 год также установлен в размере 4,5%.

С учетом изложенного рост стоимости на услуги ВДГО, устанавливаемые ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» на 2024 год, превышают уровень инфляции более чем на 35%, а на услугу по техническому обслуживанию котла газового с атмосферной горелкой мощностью до 30 кВт (с бойлером и без бойлера) на 78,2%.

Стоимость услуг по ТО ВДГО применяется в отношении всех физических и юридических лиц, обратившихся в ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» в целях заключения данных договоров, следовательно, то есть распространяется в том числе на неопределённый круг потребителей. Вместе с тем, ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» не представило Саратовскому УФАС России доказательств фактического несения затрат, заложенных в стоимость работ по ТО ВДГО и ВКГО. Таким образом, утверждённые цены на услуги не подтверждают необходимо понесенные затраты на оказание услуг по ТО ВДГО, ВКГО, что соответствует критерию определения монопольно высокой цены. Саратовским УФАС России проанализирована стоимость услуг на ТО ВДГО, ВКГО, установленная ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» с 01.01.2024, а также стоимости услуг, сформированная иными газораспределительными организациями на территории Приволжского федерального округа.

По результатам проведенного анализа установлено, что уровень цен, установленных ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» значительно превышает уровень цен, сложившихся на территории Самарской, Оренбургской, Пензенской областей, республик Марий-Эл и Мордовия, например, по таким видам работ как: техническое обслуживание плиты газовой двухгорелочной; техническое обслуживание плиты газовой трехгорелочной; техническое обслуживание плиты газовой четырехгорелочной (ВДГО); техническое обслуживание проточного водонагревателя (колонки); обход и осмотр трассы наружного (подземного, надземного) газопровода (км); проверка герметичности подземного газопровода (стального или полиэтиленового) приборным методом без вскрытия грунта; проверка герметичности внутреннего газопровода и газового оборудования мыльной эмульсией или приборным методом при количестве приборов на одном стояке до 5 мм.

По данным Саратовского УФАС России, изменение состава участников рынка (продавцов) и условий доступа на товарный рынок, обусловленное вступлением в силу с 01.09.2023 года Закона № 71-ФЗ, привело к переходу потребителей Саратовской области к ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область».

В свою очередь это будет способствовать рост объема оказываемых ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» в 2024 году услуг и снижению условно-постоянных затрат общества на одну услугу. Необходимо отметить, что несмотря на указание ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» расходов на оплату труда, по услуге техническое обслуживание котла газового с атмосферной горелкой мощностью до 30 кВт (с бойлером и без бойлера) доля расходов на оплату труда от общей стоимости услуги по сравнению с 2023 годом снизился на 0,25 % (с 35,06% в 2023 году до 34,81% в 2024 году).

С учетом изложенного, экономическая обоснованность расходов на оплату труда не подтверждается.

Кроме того, потребители, с которыми заключен (и должен быть заключен) договор с ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область», поставлены в невыгодные условия по отношению к потребителям услуг, заключивших договор о техническом обслуживании ВДГО и (или) ВКГО с иными специализированными организациями, в том числе на территории иных субъектов Российской Федерации, чья стоимость услуг значительно ниже.

При формировании стоимости услуг необходимо учитывать изменение основных показателей деятельности организации на планируемый период.

С учетом названных обстоятельств ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» должно соблюдать экономически обоснованные принципы формирования цен на услуги по ТО ВДГО и ВКГО, а также при формировании стоимости учитывать социальную значимость услуг для населения. При этом экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

Для документального подтверждения понесенных расходов используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, на основании действующего законодательства стоимость услуг  должна быть установлена с учетом экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли. При этом, экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными. Учитывая изложенное, по результатам анализа материалов и сведений представленных ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» в антимонопольный орган, Саратовское УФАС России приходит к выводу о том, что цены на услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО в 2024 при указанных обстоятельствах не могут быть признаны экономически обоснованными.

Из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 статьи 1, части 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что предусмотренные данным Законом меры предупреждения и пресечения монополистической деятельности установлены в публичном интересе - они направлены на исключение ситуаций, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью своими действиями в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В той мере, в какой данные меры позволяют исключить монополизацию рынка, в том числе устранить воздействие лиц, занимающих доминирующее положение, антимонопольное законодательство также служит цели защиты прав и законных интересов иных участников рынка, включая потребителей.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим. Негативное влияние на конкуренцию, а также ущемление интересов иных лиц действиями хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, признается монополистической деятельностью, поскольку происходит с использованием рыночного положения и обеспечивается наличием рыночной силы (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2012 № 1063/12).

Закон о защите конкуренции исходит из открытого перечня действий, которые могут учтены в качестве злоупотребления доминирующим положением, называя в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции примеры наиболее распространенных видов данного антимонопольного нарушения. С учетом положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктов 3-4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции, и (или) к непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом  монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона.

В связи с этим при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, правоприменителям наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.

В целях установления доминирующего положения на рынке ТО ВДГО был проведён анализ состояния конкуренции на территории Саратовской области. По результатам анализа доля ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» на территории Саратовской области составляет более 50%. Следовательно, на ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» распространяются запреты, установленные, в том числе статьёй 10 Закон о защите конкуренции.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за её пределами.

Таким образом, в действиях ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» усматриваются признаки установления монопольно высокой цены (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) услуг по ТО ВДГО, ВКГО для физических и юридических лиц на территории Саратовской области. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

Представленные материалы и сведения указывают на наличие основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства по п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение данного дела относится к компетенции Саратовского УФАС России. имеющихся материалов достаточно для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от 27.03.2024 № 27/24 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Газпром 2024-3321 7 газораспределение Саратовская область» п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, руководствуясь ч. 13 ст. 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 064/01/10-347/2024 к рассмотрению на 13.05.2024 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 81, 4 этаж.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 064/01/10-347/2024 в качестве Заявителя МУП МО Город Балаково «...» ;

3. Заявителю представить в срок до 06.05.2024 в Саратовское УФАС России следующую информацию:

3.1. Письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;

3.2. Переписку с ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» по вопросу увеличения цены в 2024 году на услуги по ТО ВДГО;

3.3. Любую информацию, необходимую, по мнению Заявителя, для полного и всестороннего рассмотрения дела.

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 064/01/10-347/2024 в качестве Заявителя ООО «СК «Н...» ;

5. Заявителю представить в срок до 06.05.2024 в Саратовское УФАС России следующую информацию:

5.1. Письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;

5.2. Переписку с ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» по вопросам увеличения цены в 2024 году на услуги по ТО ВДГО, а также согласования перечня выполняемых работ по ТО ВДГО;

5.3. Копию договора на ТО ВДГО, заключенного с хозяйствующими субъектами, оказывающими указанные услуги в 2022, 2023 годах;

5.4. Любую информацию, необходимую, по мнению Заявителя, для полного и всестороннего рассмотрения дела.

6. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 064/01/10-347/2024 в качестве Заявителя К.;

7. Заявителю представить в срок до 06.05.2024 в Саратовское УФАС России следующую информацию:

7.1. имеющиеся сведения по вопросам, изложенным в настоящем определении, и необходимую, по мнению Заявителя, для полного и всестороннего рассмотрения дела.

8. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 064/01/10-199/2024 в качестве ответчика– ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область».

9. Ответчику – ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» представить в срок до 06.05.2024 в Саратовское УФАС России следующую информацию:

9.1. Прейскуранты цен на услуги по ТО ВДГО/ВКГО за 2022-2024 годы;

9.2. Сведения о количестве исполнителей, относимых на услуги по ТО ВДГО/ ВКГО (отдельно по каждой услуге), нормы времени на выполнение работы по ТО ВДГО/ВКГО; и часовой ставки исполнителя по указанным видам работ за 2022-2024 годы;

9.3. Сведения о составе общехозяйственных и общепроизводственных расходов, входящих в калькуляцию цены по ТО ВКГО котла с атмосферной горелкой мощностью до 30 кВт (с бойлером и без бойлера), и по иным видам работ на ТО ВДГО/ и ВКГО за 2023 год;

9.4. Сведения о составе выручки от реализации работ по ТО ВДГО/ВКГО за 2023 год;

9.5. Информацию об общей сумме прочих расходов (соответствующих общепроизводственных и общехозяйственных затрат) на услуги по ТО ВДГО/ВКГО за 2023 год;

9.6. Сведения об общем фонде заработной платы общепроизводственного персонала за 2023 год;

9.7. Информацию об общем фонде заработной платы общехозяйственного персонала за 2023 год;

9.8. Любую информацию, необходимую, по мнению ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область», для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Явка представителей лиц, участвующих в деле, с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны