Предупреждение б/н Предупреждение ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» о прекращ... от 26 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Саратовским УФАС России рассмотрено заявление «______» (далее - Заявитель) о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения заявления Саратовским УФАС России установлено следующее.

28.09.2021 между «______» и ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» был заключен договор № «______» на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Договор).

Согласно п. 4.7 Договора в случае истечения межповерочного интервала и непроведения поверки газового счетчика в срок, установленный в соответствии с технической документацией на данный тип счетчика, расчет объема потребленного газа ведется исходя из действующих норм расхода (нормативов потребления) газа с учетом сезонного характера его потребления со дня, следующего за днем истечения срока поверки газового счетчика.

Из заявления следует, что 01.01.2021 у «______» закончился срок действия поверки на газовый счетчик, 03.02.2021 она заменила счетчик на новый.

За указанный период «______» был выставлен счет по нормативному потреблению на 2856,5 м3, что не соответствует среднемесячному потреблению.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно п. 30 Постановления Правительства № 549  объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

Вместе с тем, п. 4.7 Договора заключенного между «______» и ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» не соответствует требованиям Постановления Правительства № 549.

Также на официальном сайте https://www.sargc.ru/dogovor-postavki-gaza.html ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» размещен образец типового договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

В п. 4.7 договора указано: «В случае истечения межповерочного интервала и непроведения поверки газового счетчика в срок, установленный в соответствии с технической документацией на данный тип счетчика, расчет объема потребленного газа ведется исходя из действующих норм расхода (нормативов потребления) газа со дня, следующего за днем истечения срока поверки газового счетчика».

Согласно п. 1  ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии со ст. 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее – Жилищный кодекс) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг.

Согласно статье 8 Жилищного кодекса к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).

Согласно пункту 2 Правил № 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Под коммунальными ресурсами понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Правил № 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах

В соответствии с типовым договором поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» (Исполнитель) обеспечивает подачу гражданину (Абоненту) подачу газа до границы раздела собственности для удовлетворения бытовых нужд (личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) в необходимом количестве) для него и для всех совместно с ним проживающих лиц, а Абонент принимает и оплачивает газ на условиях, предусмотренных договором.

ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» на рынке по предоставлению коммунальных услуг по газоснабжению, в пределах пролегания газораспределительной сети, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания коммунальных услуг по газоснабжению на территории г.Саратова.

Согласно разъяснениям  Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции» к злоупотреблениям доминирующим положением относит в том числе действия (бездействие), которые не причиняют вреда контрагентам непосредственно но могут повлечь наступление неблагоприятных последствий для состояния конкуренции на том рынке, на котором субъект занимает доминирующее положение, либо на смежных товарных рынках и в связи с этим в целом затрагивают интересы покупателей и потребителей соответствующего рынка.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», по включению в типовой проект договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан требования, не соответствующего п. 30 Постановления Правительства № 549, нарушают п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, Саратовское УФАС России предупреждает ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» о необходимости прекращения указанных действий путем:

- приведения положений типового договора, размещенного на официальном сайте ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», в соответствии с требованиями Постановления Правительства № 549;

- направления «______» дополнительного соглашения в целях приведения договора от 28.01.2021 № «______» в соответствие с требованиями п. 30 Постановления Правительства № 549;

- перерасчета потребления газа «______» в период замены газового счётчика в соответствии с требованиями п. 30 Постановления Правительства № 549.

Указанные действия должны быть совершены в течение 10 дней с момента получения предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны