Определение №7294/23 Определение о назначении дела № 064/01/10-954/2022 в отношен... от 10 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 064/01/10-954/2022 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

9 ноября 2022 года                                                                                                      г. Саратов

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Саратовское УФАС России поступило представление прокуратуры Саратовской области (далее – Представление) о нарушении МУП «Коммунальный комплекс» п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Из представленных прокуратурой Саратовской области материалов следует, что администрацией Петровского муниципального района Саратовской области для организации водоснабжения г. Петровская учреждено МУП «Коммунальный комплекс».

Коммунальный ресурс для приготовления горячей воды предоставляется ресурсноснабжающей организацией МУП «Коммунальный комплекс» в соответствии с тарифом на тепловую энергию, утвержденным постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 14.12.2018 №54/14.

В Представлении указывается, что МУП «Коммунальный комплекс» подается  теплоноститель в дом, расположенный по адресу: г. Петровск, ул. Гоголя, д. 36, по единой теплотрассе от котельной по адресу: г. Петровск, ул. Баукова, д. 99А, закрепленной на праве хозяйственного ведения за МУП «Коммунальный комплекс». Посредством указанной котельной осуществляется теплоснабжение еще 6 многоквартирных домов в г. Петровске: ул. Гоголя д. №№ 53, 55, ул. Спартака д. № 8,  ул. Братьев Костериных д. № 38, ул. Марата д. № 7, ул. Ст. Разина, д. № 24 с закрытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения). Посредством установленных в домах бойлеров имеется возможность предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в межотопительный период.

Из представленных прокуратурой Саратовской области материалов следует, что проектом многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Петровск, ул. Гоголя, д. № 36, предусмотрена поставка горячего водоснабжения.

Система теплоснабжения (горячего водоснабжения) дома является закрытой, приготовление горячей воды для целей представления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения осуществляется посредством бойлера, относящегося к общедомовому имуществу. Обеспечение жильцов горячим водоснабжением возможно путем перекрытия отопительной системы с использованием входящих в систему заглушек.

Также платежи за отопление жильцам дома начисляются теплоснабжающей организацией МУП «Коммунальный комплекс» равными суммами в течение 12 месяцев.

Вместе с тем, как следует из Представления, МУП «Коммунальный комплекс» с 15.04.2022 коммунальную услугу горячего водоснабжения фактически не оказывает, что делает невозможным обеспечение жителей дома горячим водоснабжением.

Согласно ч. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354):

«коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);

«коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

«исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Согласно пп. «а» п. 33 Правил № 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Таким образом, являясь ресурсоснабжающей организацией, МУП «Коммунальный комплекс» несет обязанность по обеспечению нормативного уровня и бесперебойного обеспечения предоставления коммунальных услуг населению путем их подачи до внутридомовых сетей.

В соответствии с п. 115 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Согласно п. 117 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Согласно п. 121 Правил № 354 установлено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 Правил.

Таким образом, прекращение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги допускается только в исключительных случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.

По сведениям Администрации Петровского муниципального района, подача тепловой энергии потребителям МУП «Коммунальный комплекс», в том числе многоквартирный жилой дом, расположенному по адресу: г. Петровск, ул. Гоголя, д. 36, восстановлена с 25.08.2022.

Как следует из письменных пояснений МУП «Коммунальный комплекс», подогрев воды осуществляется непосредственно в многоквартирных домах с помощью теплопотребляющих установок – «бойлеров», являющихся общедомовым имуществом, за которое ответственна управляющая организация. Подогрев холодной воды в отопительный период осуществляется в многоквартирных домах по адресам: ул. Гоголя, д. №№ 36, 53, 55, ул. Спартака д. №8, ул. Бр. Костериных, д. №№ 38, 40, ул. Степана Разина, д. № 24, ул. Марата, д. №7. Услуга оказывается только в период отопительного периода в связи с особенностями устройства внутридомовых коммуникаций (протокол утверждения тарифа к постановлению Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 14.12.2018 № 54/14).

С учетом изложенного, по мнению МУП «Коммунальный комплекс», в летний период подогрев холодной воды не осуществляется. Средства на осуществление подогрева воды в летний период не заложены.

Как следует из ответа Комитета государственного регулирования тарифов от 21.10.2022, в отношении имущественного комплекса МУП «Коммунальный комплекс», осуществляющего услуги по производству и передаче тепловой энергии потребителям, установлен тариф методом долгосрочной индексации на период 2019- 2023 гг.

Согласно п. 22 (1) «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

Учитывая изложенное, установленный размер стоимости одной Гкал тепловой энергии (тариф) включает в себя все экономически обоснованные расходы на производство и передачу тепловой энергии исходя из годовых показателей и может применяться регулируемой организацией независимо от сезона года, цели отпуска тепловой энергии (отопление или приготовление ГВС), объема фактически произведенной тепловой энергии в текущем году, в течении всего периода действия постановления об установлении тарифа на тепловую энергию.

Обстоятельства того, что прекращение МУП «Коммунальный комплекс» с 15.04.2022 горячего водоснабжения жилого дома  связано со случаями, указанными в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 Правила от 06.05.2011 № 354, не установлены.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Закон о защите конкуренции направлен, в том числе, на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Состав злоупотребления доминирующим положением охватывает как действия доминирующего хозяйствующего субъекта, ограничивающие конкуренцию, так и действия, которые не приводят к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, но ущемляют интересы других лиц.

Согласно абз. 1 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

В абз. 2 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 указано, что по смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 ст. 1 и абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданампотребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях):

- естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

- субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях, к сферам деятельности субъектов естественных монополий относится деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее — ОКВЭД), деятельность по передаче тепловой энергии входит в классификационную группу 35.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха». Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, МУП «Коммунальный комплекс» осуществляет вид деятельности 35.30.3 «Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)» (дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения, 27.08.2010).

МУП «Коммунальный комплекс» создавалось для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче коммунального ресурса тепловой энергией (горячей воды).

Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 14.12.2018 № 54 для МУП «Коммунальный комплекс» установлены тарифы и долгосрочные параметры регулирования, установленные пунктами 1 и 2 данного постановления, действуют с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года.

В связи с изложенным, МУП «Коммунальный комплекс» занимает доминирующее положение на рынке по передаче тепловой энергии (горячей воды) на территории Петровского муниципального района Саратовской области.

Кроме того, МУП «Коммунальный комплекс» занимает доминирующее положение на рынке оказания коммунальных услуг по передаче тепловой энергии на горячее водоснабжение.

Таким образом, действия МУП «Коммунальный комплекс» по прекращению подачи коммунальной услуги горячего водоснабжения в период с 15.04.2022 по 25.08.2022 на многоквартирный дом, расположенный по адресу: по адресу: г Петровск, ул. Гоголя, д. № 36, содержат признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

Представленные материалы и сведения указывают на наличие основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства по п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрение данного дела относится к компетенции Саратовского УФАС России. Имеющихся материалов достаточно для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России    от _____ о  возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП «Коммунальный комплекс» п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции,, руководствуясь  ч. 13  ст.  44  Закона о защите конкуренции

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Назначить дело № 064/01/10-954/2022 к рассмотрению на 29.11.2022 в 15 часов 30 минут по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 81, 4 этаж.

Связанные организации

Связанные организации не указаны