Решение б/н Решение № 3-14р от 25 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

27 июня 2014 года                                                                                                         г. Саратов

 

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению  дел  по  признакам  нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии      -

…………… - и.о. руководителя Управления,                   

Члены Комиссии                -

…………… - начальника отдела контроля рекламы и финансовых рынков,

                                              -

                                            

…………… – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 3-14р по признакам нарушения ч.1 ст. 18 Федерального закона                      от 13.03.2006  № 38-ФЗ " О рекламе", возбужденное по заявлению  (вх. № 29 от 29.01.2014) ……………, о получении им на номер  +7 905 559 5212 СМС-сообщения рекламного характера следующего содержания:

"номер <...> выбран БИЛАЙН в число возможных ПОБЕДИТЕЛЕЙ в розыгрыше 10.000.000 Рублей! Отправте ДА на 2014 СЕЙЧАС и станьте МИЛЛИОНЕРОМ! 19 руб/день. Подробнее 0846 (беспл.) и http://beeline.ru/redirect/s", поступившее 18.12.2013 в 19:28 без предварительного согласия,

 УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Саратовского УФАС России поступило заявление (вх. № 29 от 29.01.2014) ……………, переданное ФАС России, о получении им на номер  +7 905 559 5212 СМС-сообщения рекламного характера следующего содержания:

"номер <...> выбран БИЛАЙН в число возможных ПОБЕДИТЕЛЕЙ в розыгрыше 10.000.000 Рублей! Отправте ДА на 2014 СЕЙЧАС и станьте МИЛЛИОНЕРОМ! 19 руб/день. Подробнее 0846 (беспл.) и http://beeline.ru/redirect/s", поступившее 18.12.2013 в 19:28.

Данное рекламное СМС-сообщение было получено  без предварительного согласия абонента, что по мнению …………… содержит признаки нарушения ч.1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ " О рекламе".

        Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, Комиссия Саратовского УФАС России установила следующая.

28.03.2014 Саратовским УФАС России было возбуждено дело № 3-14р в отношении ОАО "ВымпелКом" по признакам нарушения ч.1 ст. 18  Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ " О рекламе".

Как следует из материалов дела, между ОАО "ВымпелКом" и …………… заключен договор № 476F33 от 20.10.2011 об оказании услуг связи.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона "О связи", заключаемый договор является публичным договором, т.е. договор на оказание услуг связи, который ОАО "ВымпелКом" заключил с абонентом ……………, является договором присоединения. Условия такого договора определены одной стороной в формулярах или стандартных формах и могут быть приняты  другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Из письменных пояснений ОАО "ВымпелКом" ( вх. №2214 от 18.04.2014) следует, что согласно п. 9 указанного договора об оказании услуг связи "Билайн", заключенного между Абонентом и Оператором, соглашаясь с условиями Договора, Абонент выражает согласие на получение рекламной информации, распространяемой по сетям электросвязи в целях и случаях, когда необходимость такого согласия предусмотрена нормативно-правовыми актами о рекламе.

Таким образом, по мнению ОАО "ВымпелКом", абонент …………… подписав бланк единого абонентского договора, выразил свое согласие со всеми условиями Договора на оказании услуг связи, в том числе на получение рекламы.

С данным доводом нельзя согласиться, поскольку согласно п. 15 Постановления      № 58 от 08.10.2012 Пленума Высшего Арбитражного суда РФ " О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи и согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Вместе с тем, договор № 476F33 от 20.10.2011, заключенный ОАО "ВымпелКом" с …………… о предоставлении услуг связи "Билайн", не предусматривал вариативность поведения абонента – согласиться на получение рекламы или отказаться.

Следовательно, ознакомление с Правилами оказания услуг связи не является обстоятельствами подтверждающими согласие абонента на получение рекламы и не позволяют их идентифицировать как волеизъявление на получение рекламы.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела ОАО «ВымпелКом» не согласилось с наличием в своих действиях признаков нарушения рекламного законодательства и указало, в частности, на следующие обстоятельства.

 В период с 20.03.2013 по 31.12.2013 ОАО "ВымпелКом" действительно проводило викторину "Смартфон для эрудита".

Для этого между ОАО "Вымпелком" и ЗАО Темафон" был заключен договор            № ВК/ТФ – 01.04.2013 от 01.04.2013 по оказанию услуг по организации и проведению Викторины с использованием технических средств ЗАО "Темафон".

Также представитель ОАО "ВымпелКом" пояснил, что ОАО "ВымпелКом" обеспечивало только техническую возможность отправки СМС-сообщений с коротких номеров "2013", "2113". Непосредственное отправление рекламных СМС-сообщений ОАО "ВымпелКом" не осуществляло, а осуществляло только отправку технических сообщений, содержащих вопросы и варианты ответов, согласно условиям договора в рамках передачи закрытого пакета информации.

Кроме того, на основании ст. 23 Конституции РФ на пересылку СМС-сообщений установлен режим тайны связи,  на основании этого  СМС-сообщения оператором не прочитываются.

С данными доводами нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с пп. г п. 2.1. договора Заказчик (ОАО "ВымпелКом") обязуется обеспечить  отправку Участникам Викторины с номера доступа "2013" и номера  доступа "2113" технических сообщений, содержащих  вопросы и варианты ответов, сведения о количестве набранных Участником баллов, а также иную информацию, относящуюся к Викторине, и предоставляемых Исполнителем (ЗАО "Темафон") посредством SMPP-протокола обмена данными между сервером Исполнителя и сервером Заказчика.

Кроме того,  в соответствии с пп. е п.2.1. договора Заказчик обязуется осуществлять информирование Абонентов Заказчика о проводимой Викторине способами и в объемах, которые Заказчик сочтет необходимыми и достаточными.

В соответствии с пп.3 п.2.2. договора Исполнитель обязуется не осуществлять не согласованную СМС-рассылку Абонентам Заказчика, в том числе  рассылку, не относящуюся к предмету настоящего Договора и не использовать выделенные для проведения Викторины номера для любых целей, не связанных с предметом  настоящего Договора.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, то есть осуществляющее фактическое доведение содержания объекта рекламирования до сведения потребителей.

         ОАО «ВымпелКом», согласно пп. е п.2.1. осуществляет информирование Абонентов о проводимой Викторине способами и в объемах, которые Заказчик сочтет необходимыми и достаточными. Эти услуги предоставляются оператором в целях доведения информации об услуге до потребителей. Таким образом, ОАО «Вымпел-Коммуникации» являлось рекламораспространителем, поскольку в рамках заключенного договора осуществило фактическое доведение сведений о проведении стимулирующей лотереи до сведения потребителей.

Кроме того, согласно указанного договора ОАО "ВымпелКом" является Заказчиком, т.е. продавцом товара (услуги) определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Одновременно необходимо отметить, что ссылка ОАО "Вымпелком" на Постановление Кассационного суда Северо-Западного округа по делу №А66-3211/2013 не может быть принята Комиссией Саратовского УФАС России во внимание в виду того, что рассматриваемые в указанном деле обстоятельства не соответствует рассматриваемым обстоятельствам дела № 3-14р.

    В соответствии с п. 6-7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных статьей ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе».

Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рекламораспространителем и рекламодателем вышеупомянутой рекламы является ОАО "Вымпелком".

С учётом отсутствия в материалах дела доказательств прекращения распространения ненадлежащей рекламы на момент рассмотрения дела, Комиссия Саратовского УФАС России считает необходимым выдать ОАО «ВымпелКом» предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

   Руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч.1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: "номер <...> выбран БИЛАЙН в число возможных ПОБЕДИТЕЛЕЙ в розыгрыше 10.000.000 Рублей! Отправте ДА на 2014 СЕЙЧАС и станьте МИЛЛИОНЕРОМ! 19 руб/день. Подробнее 0846 (беспл.) и http://beeline.ru/redirect/s", распространенную 18.12.2013 в 19:28 по сетям подвижной  радиотелефонной связи без предварительного согласия абонента +  7 905 559 52 12  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О рекламе".

          2. Выдать ОАО «ВымпелКом» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении в отношении ОАО «ВымпелКом».


           Резолютивная часть решения оглашена 27 июня 2014. Решение изготовлено в полном объеме 11 июля 2014. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

______________

 

……………

 

 

 

 

Члены Комиссии

______________

 

……………

 

 

 

 

 

______________

 

……………

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны