Решение б/н Решение и предписание по жалобе № 30-17/гз от 16 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 30-17/гз

о признании жалобы необоснованной

 

10 марта 2017 года                                                                                                  г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

1.2.

 

 

3.

 

 

 

 

-

рассмотрев жалобу ООО «Профит плюс» (далее – Заявитель, Общество) на действия - Заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Калининского МР Саратовской области  при проведении электронного аукциона № 0160300001717000003 «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, инженерных сооружений и тротуаров города Калининска Калининского муниципального района Саратовской области»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.03.2017 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО «Профит плюс» на действия Заказчика -  Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Калининского МР Саратовской области при проведении электронного аукциона  № 0160300001717000003 «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, инженерных сооружений и тротуаров города Калининска Калининского муниципального района Саратовской области.» (далее  - Аукцион).

Из жалобы Заявителя следует, что документация об Аукционе утверждена с нарушениями законодательства о контрактной системе.

Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, не явился.

Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.

Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия Саратовского УФАС России пришла к следующим выводам.

  15.02.2017 в Единой  информационной системе в сфере закупок и на сайте  электронной площадки были размещены извещение о проведении Аукциона и Документация об Аукционе. Заказчиком данного Аукциона является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Калининского МР Саратовской области.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 600 000,00 рублей.

В жалобе Заявитель указывает, что извещение о проведении Аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона в соответсвии с п.1 ч.1, ч.2 и ч.2.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе)

В соответствии с п.1 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно п.6 ч. 5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В извещение о проведении аукциона установлены требования к участникам: единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) установлено в соответствии с п.22 части III "Информационная карта" документации электронного аукциона

В п.22 Информационной карты документации об Аукционе установлены следующие требования: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в том числе: запрет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.»;

Согласно письму ФАС России от 28.01.2016 № АЦ/28993/16 представление участником закупки в составе заявки документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется, в связи с чем довод жалобы является необоснованным.

Из жалобы заявителя следует, что в Документации об Аукционе установлен ненадлежащий размер штрафов для Заказчика и Поставщика (подрядчика, исполнителя) за ненадлежащее исполнение условий контракта.

Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.   

Согласно п.п. «б» п. 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об установлении порядка определения размеров штрафа, пени в случае ненадлежащего исполнения стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства № 1063): за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

- 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

Согласно п. 6.3.  проекта Контракта штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы и составляет 2,5 (два с половиной) процента цены контракта  ________ (___________________)  рублей.

Следовательно, Заказчик установил несоответствующий требованиям Закона о контрактной системе размер штрафов за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, что не соответствует ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. «б» п.4 Постановления Правительства №1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

Согласно п. 6.5.  проекта Контракта Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы и составляет 10 (десять) процентов от цены Контракта  ______ (____________________) рублей от цены Контракта).

Таким образом, Заказчик установил ненадлежащий размер штрафов за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, что не соответствует ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Кроме того Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер штрафа, пени, подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.

Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Вместе с тем в пунктах 6.3 и 6.5 проекта контракта Документации об Аукционе  установлены штрафы для заказчика и исполнителя в виде конкретного процента (2,5% и 10% соответственно), исходя из начальной (максимальной) цены контракта, без учета возможного снижения цены в результате аукциона, что не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 и требованиям частей 4 ст. ст. 34 Закона о контрактной системе.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик установил показатели товара, которые относятся к технологии производства, результатам испытаний, химическому составу относительно следующих товаров: комбинированный противогололедный материал, твердый химический противогололедный материал – соль, фрикционный химический противогололедный материал - песок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В разделе 5 «Требования к материалам, применяемым при выполнении работ, а также минимальные и максимальные значения показателей таких материалов и значения показателей, которые не могут изменяться» документации об Аукционе установлено следующее:

Комбинированный противогололедный материал - ПСС: в соответствии с: ГОСТ  33387-2015 Противогололедные материалы. Технические требования: массовая доля компонентов химической части,%, не менее-20; массовая доля компонента фрикционной части, % , не более- 80; массовая доля влаги,  % не более – 5; млеживаемость, по числу ударов, не более – 20; равновесная плавящая способность при минус 5о С, г/г, не менее - 4,0.

Твердый химический ПГМ - соль техническая (технический хлористый натрий) (в составе комбинированного противогололедного материала): массовая доля влаги, %, не более -  5; содержание нерастворимого остатка, вес,%, не более - 2,5.

Фрикционный ПГМ- природный песок (в составе комбинированного противогололедного материала): Модуль крупности, не менее 1,5, массовая доля пылевидных и глинистых частиц, %, не более 5, массовая доля глины в комках, %, не более 0,35.

Представитель Заказчика пояснил, что технические характеристики были указаны как для комбинированного противогололедного материала так и для его составных частей - песка и соли.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Комиссия приходит к выводу, что требования к товарам (материалам), содержащиеся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров и материалов, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товаров (материалов), так в предмет закупки входит поставка реагента, тогда как Заказчик установил требования к компонентам входящим в состав реагента - соли и песка. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника указывать сведения о компонентном составе, а также результатов испытания таких товаров (материалов).

Аналогичный вывод указан в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16.

Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к товару, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Профит плюс» на действия Заказчика – Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Калининского МР Саратовской области при проведении электронного аукциона № 0160300001717000003 «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, инженерных сооружений и тротуаров города Калининска Калининского муниципального района Саратовской области» обоснованной в части установления излишних требований к описанию объекта закупки, а так же установления ненадлежащей ответственности для Заказчика и Поставщика в случае нарушений условий Контракта

2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 34,  п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Председатель Комиссии:

_____________________

(подпись)

Члены Комиссии:

_____________________

(подпись)

 

_____________________

(подпись)

П Р Е Д П И С А Н И Е № 16

об устранении допущенных нарушений

 

10 марта 2017 года                                                                                         г. Саратов

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

1.

2.

3.

на основании своего решения от 10.03.2017 № 30-17/гз, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Профит плюс» (далее – Заявитель, Общество) на действия - Заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Калининского МР Саратовской области  при проведении электронного аукциона № 0160300001717000003 «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, инженерных сооружений и тротуаров города Калининска Калининского муниципального района Саратовской области», и в соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. Заказчику - Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Калининского МР Саратовской области, Уполномоченному органу - Администрации Калининского муниципального района Саратовской области, Единой комиссии Администрации Калининского муниципального района Саратовской области:

1.1. В срок до 22.03.2017 года отменить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 06.03.2017 №0160300001717000003-1, составленный при проведении электронного аукциона № 0160300001717000003 «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, инженерных сооружений и тротуаров города Калининска Калининского муниципального района Саратовской области».

2.1. В срок до 22.03.2017 года внести изменения в документацию об Аукционе № 0160300001717000003 «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, инженерных сооружений и тротуаров города Калининска Калининского муниципального района Саратовской области», приведя положения документации в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

2.2. Продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

3. Оператору электронной площадке ЗАО «Сбербанк – АСТ»:

3.1. В срок до 22.03.2017 года обеспечить возможность отмены Заказчиком Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Калининского МР Саратовской области, Уполномоченным органом - Администрацией Калининского муниципального района Саратовской области, Единой комиссией Администрации Калининского муниципального района Саратовской области  протокола, составленного при проведении электронного аукциона № 0160300001717000003 «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, инженерных сооружений и тротуаров города Калининска Калининского муниципального района Саратовской области», разместить информацию об отмене Протоколов.

3.2. Уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе № 0160300001717000003 «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, инженерных сооружений и тротуаров города Калининска Калининского муниципального района Саратовской области»  об отмене Протокола.

3.3. Разблокировать средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок на участие в Аукционе.

3.4. В срок до 22.03.2017 года вернуть участникам закупки заявки на участие в Аукционе № 0160300001717000003 «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, инженерных сооружений и тротуаров города Калининска Калининского муниципального района Саратовской области» с уведомлением о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.

4. В срок до 23.03.2017 года сообщить об исполнении настоящего предписания, представив в Саратовское УФАС России документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с даты его вынесения.

 Председатель Комиссии:

_____________________

(подпись)

Члены Комиссии:                                                                        

_____________________

(подпись)

 

 

_____________________

(подпись)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны