Решение б/н Решение и предписание по жалобе № 378-15/гз от 16 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е №   378-15/гз

о признании жалобы обоснованной

 

12 ноября 2015 года                                                                                         г. Саратов

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

1.

 

- руководитель управления, председатель Комиссии;

2.

 

- заместитель руководителя, член Комиссии;

3.

 

- специалист эксперт, член Комиссии;

рассмотрев жалобу ООО «Проектстрой» на действия заказчика - ФГБУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт» Министерства обороны Российской Федерации при проведении аукциона в электронной форме № 0360100043515000055 «Закупка материальных запасов для научной деятельности (единый комплекс)»,

в присутствии:           

 

- представителя Заказчика –  ФГБУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт» Министерства обороны Российской Федерации (доверенность № 9 от 11.11.2015 года);

УСТАНОВИЛА:

 

05.11.2015 года в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО «Проектстрой» (далее - Общество) на действия заказчика - ФГБУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме № 0360100043515000055 «Закупка материальных запасов для научной деятельности (единый комплекс)» (далее – Аукцион).

Заявитель должным образом уведомлен о времени и месте рассмотрении жалобы, на рассмотрение не явился.

Из жалобы следует, что документация об Аукционе была составлена Заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:

30.10.2015  года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru  были размещены извещение о проведении Аукциона и Документация об Аукционе.  

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 750000,00 рублей.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в документации об аукционе в нарушение  требований Закона о контрактной системе  установлены требования, ограничивающие круг участников размещения заказа, а именно: техническим заданием аукционной документации предусмотрена поставка технологически и функционально не связанных между собой товаров.

Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы и пояснили, что при утверждении документации об Аукционе Заказчик руководствовался положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Указанная норма части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции является специальной по отношению к нормам Закона о контрактной системе и обязательной к применению при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Из приведенных норм указанных законов в их взаимосвязи следует, что при проведении закупки на поставку различных, функционально и технологически не связанных, товаров заказчик обязан формировать отдельные лоты по каждому установленному им товару, производить обоснование начальной (максимальной) цены каждого такого лота с указанием цены по каждому лоту, а также заключать самостоятельные контракты на поставку каждого из таких товаров в соответствии со сформированными им лотами.

В извещении о проведении Аукциона и Документации об Аукционе был определен объект закупки – закупка материальных запасов для научной деятельности (единый комплекс). Представитель заказчика пояснил, что в данном случае «закупка материальных запасов для научной деятельности (единый комплекс)» имеется ввиду закупка канцелярских товаров.

Комиссия Саратовского УФАС России соглашается, что включение канцелярских товаров в один лот правильно, но приходит к выводу, что поиск данной закупки затруднен в связи с широким определением объекта закупки. Представитель Заказчика пояснил, что данную закупку можно найти по коду ОКПД.

В соответствии с разделом 3 Документации об Аукционе «Техническое задание»  указаны наименование, количество и требуемые характеристики товаров, которые представлены по единому коду ОКПД 25.24.27.170.

Комиссия Саратовского УФАС России на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в строке поиска установила, указанный в техническом задании код ОКПД 25.24.27.170. Однако закупка № 0360100043515000055 «Закупка материальных запасов для научной деятельности (единый комплекс)» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не отобразилась, что не отвечает принципам добросовестной конкуренции и информационной открытости.

Так же Комиссия Саратовского УФАС России на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в строке поиска установила – канцелярские товары, однако закупка               № 0360100043515000055 «Закупка материальных запасов для научной деятельности (единый комплекс)» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не отобразилась, что не отвечает принципам добросовестной конкуренции и информационной открытости.

Кроме того, согласно разделу 3 «Техническое задание», в рамках Аукциона Заказчиком в состав одного лота включены следующие товары:

- п. 150 Широкая клейкая лента. Должна быть изготовлена на основе прозрачного полипропилена или иного материала толщиной 40-60 мм. Отличается высокой адгезией клея (слипанием с поверхностью), стойкостью к разрыву. Ширина ленты – 50 мм, общая длина рулона – не менее 90 м. Не должна терять свойств на открытом воздухе при температуре от 10 до 30 градусов Цельсия (неизменяемая х-ка). ОКПД 25.24.27.170;

- п. 151 Малярная клейкая лента на бумажной основе, обработанной специальным составом. Предназначена для использования при проведении малярных, штукатурных работ, а также в бытовых условиях для временной герметизации швов и трещин, заклейки окон. После снятия не должна оставлять следов. Размер: 45-50 мм х не менее 45 м. Температурный режим использования : 15-30  С (неизменяемая х-ка). ОКПД 25.24.27.170.

Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) широкая клейкая лента, малярная клейкая лента не входит в состав кода 25.24.27.170, указанного в Документации об Аукционе, а также не являются канцелярскими товарами.

Широкая клейкая лента, малярная клейкая лента имеют самостоятельную область применения и соответствующее коду по ОКПД 25.13.50.111, отличному от кода, который указан в разделе 3 «Техническое задание»,  а также функционально и технологически не взаимосвязаны с поставляемыми канцелярскими товарами.

Кроме того, Комиссией установлено, что заказчиком для обоснования начальной (максимальной) цены контракта был применен метод сопоставимых рыночных цен, представлены три письма от поставщиков товара.

Комиссией Саратовского УФАС России,   было установлено, что 2 коммерческих предложения не соответствуют п. 3.2. раздела 4 "Проект гражданско-правового договора", в соответствии с которым поставка Товара, согласно настоящему Договору, Техническому заданию (Приложение № 1), Спецификации (Приложение № 2) осуществляется до 25.12.2015 года с даты подписания Договора. В коммерческом предложении (исх. от 22.10.2015 № 1265) срок поставки составляет 90 дней с даты заключения контракта, в коммерческом предложении (исх. от 27.10.2015) срок поставки составляет 95 дней с даты заключения контракта.

Таким образом, представленные коммерческие предложения не подтверждают наличие  на рынке поставщиков, имеющих возможность осуществить  поставку товара на объявленных заказчиком условиях.

На основании изложенного Заказчиком в один лот объединены товары технологически и функционально не связанные между собой, что противоречит ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции и совершены действия, направленные на ограничение количества участников закупки.

Комиссия приходит к выводу, что объединение в документации об Аукционе в один лот технологически и функционально несвязанных товаров: влечет за собой ограничение количества участников закупки, что не соответствует ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной систем, в связи с чем довод жалобы признан обоснованным.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в документации об аукционе в нарушение  требований Закона о контрактной системе  установлены требования, ограничивающие круг участников закупки, а именно: проведение закупки исключительно для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе  заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей; осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе правомерно установлены преимущества для субъектов малого и социально ориентированных некоммерческих организаций, что соответствует требованиям  ст. 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.

Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного Законом о контрактной   системе) в отношении обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99,  ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «Проектстрой» на действия заказчика - ФГБУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт» Министерства обороны Российской Федерации при проведении аукциона в электронной форме № 0360100043515000055 «Закупка материальных запасов для научной деятельности (единый комплекс)» обоснованной в части ограничения количества участников закупки.
  2. Признать в действиях Заказчика –  ФГБУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт» Министерства обороны Российской Федерации  нарушение п. 1 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
  3. Выдать заказчику - ФГБУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт» Министерства обороны Российской Федерации предписание об устранении допущенных нарушений.
  4. Передать материалы жалобы в орган внутреннего государственного финансового контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
  5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 Председатель Комиссии:

_____________________

(подпись)

 

 

Члены Комиссии:                                                                        

_____________________

(подпись)

 

 

 

_____________________

(подпись)

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 209

об устранении допущенных нарушений

 

12 ноября 2015 года                                                                                            г. Саратов

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

1.

 

- руководитель управления, председатель Комиссии;

2.

 

- заместитель руководителя управления, член Комиссии;

3.

 

- специалист-эксперт, член Комиссии,

 

 

 

 

на основании своего решения от 12.11.2015 года № 378-15/гз, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Проектстрой» на действия заказчика - ФГБУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт» Министерства обороны Российской Федерации при проведении аукциона в электронной форме № 0360100043515000055 «Закупка материальных запасов для научной деятельности (единый комплекс)», в соответствии с ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. Заказчику - ФГБУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт» Министерства обороны Российской Федерации ":

1.1. В срок до 27.11.2015 года внести изменения в Документацию об электронном аукционе 0360100043515000055 «Закупка материальных запасов для научной деятельности (единый комплекс)» в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

2. Продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

3. В срок до 03.12.2015 года сообщить об исполнении настоящего предписания, представив в Саратовское УФАС России документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с даты его вынесения.

 

 

 Председатель Комиссии:

_____________________

(подпись)

 

 

Члены Комиссии:                                                                         

_____________________

(подпись)

 

 

 

_____________________

(подпись)

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны