Определение б/н о возбуждении от 12 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела  № 064/01/10-437/2020 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

12 февраля 2020  года                                                                                                        г. Саратов

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление Администрации Розовского муниципального образования Советского района Саратовской области (далее – Заявитель) о незаконных действиях МУП Советского муниципального района «Жилищно-Коммунальное Хозяйство» (далее - МУП СМР «ЖКХ»), выраженных в завышении тарифа на тепловую энергию.

Из Заявления следует, что МУП «ЖКХ» обратилось к Заявителю с целью заключения договора на поставку тепловой энергии и направило ему проект договора, в котором установило тариф на тепловую энергию в размере 3888,40 руб./Гкал с учетом НДС.

Заявитель указывает, что установленный тариф на тепловую энергию, в соответствии с ч. 2 ст 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), является завышенным, т.к. МУП «ЖКХ» для иных бюджетных учреждений аналогичного типа, чьи объекты подключены к котельным к которым подключен жилой фонд, установлен тариф на тепловую энергию в размере 2219,71 руб./Гкал с учетом НДС, соответствующий Постановлению Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 14 декабря 2018 года №54/23 «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей МУП Советского муниципального района «Жилищно-коммунальное хозяйство» по имущественному комплексу, расположенному на территории Советского муниципального района» (далее – Постановление КГРТ).

Заявитель подписал данный договор с протоколом разногласий, в котором в том числе было предложено установить тариф на тепловую энергию в соответствии с Постановлением КГРТ, а именно в размере 2219,71 руб./Гкал с учетом НДС.

            МУП «ЖКХ» отказалось заключить c Заявителем договор на условиях протокола разногласий, сославшись на п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (ред. от 24.01.2019) и необоснованность уменьшения тарифа.

Из Заявления также следует, что МУП «ЖКХ» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставку тепловой энергии для Заявителя.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются установление монопольно высокой цены товара.

Частями 2.1. и 2.2. статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также пунктом 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 установлены критерии и сроки дерегулирования цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения.

По смыслу указанных норм, тарифы для теплоснабжающих организаций в целом, а также отдельных источников теплоснабжения за исключением источников, осуществляющих реализацию тепловой энергии для оказания коммунальных услуг населению, с 01.01.2019 не подлежат государственному регулирования и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения.

В своих пояснениях МУП «ЖКХ» указало, что с 01.01.2019 года цены (тарифы) на тепловую энергию, поставляемую потребителям, не являющимися населением, не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения. Для данных потребителей с января 2019 года у МУП «ЖКХ» установлена возможность применять более высокий тариф, согласно расчету, в размере 3888,4 руб./Гкал.

При этом, обоснование такой стоимости отсутствует.

По имеющейся информации Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее – КГРТ), в рамках тарифного регулирования МУП «ЖКХ» на период 2019 -2023гг. состав расходов необходимой валовой выручки предприятия определялся исключительно по регулируемому имущественному комплексу. На объекты теплоснабжения, реализующие тепловую энергию исключительно прочим и бюджетным потребителям, тарифы на тепловую энергию не устанавливались. Согласно экспертному заключению предприятие эксплуатирует 15 котельных, расположенных в Советском муниципальном районе, 8 из которых осуществляют реализацию тепловой энергии, в том числе для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненных к нему категориям потребителей, и  подлежат регулированию.

Так, по 7 нерегулируемым котельным, по сведениям Администрации, МУП «ЖКХ» указаны расходы, связанные с производством и реализацией  тепловой энергии  на 2019 год, в сумме 4179,6 тыс. руб., однако обоснования указанных расходов представлены не были. Согласно сведениям Администрации, капитальный ремонт и модернизация котельных и тепловых сетей МУП «ЖКХ» в 2018 -2019 годах не проводились, что исключает какие –либо затраты, влияющие на повышение стоимости услуги теплоснабжения.

Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством, основанием для роста себестоимости тепловой энергии (тарифа) выше индексов роста цен (тарифов) согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, может быть обоснованная реконструкция и (или) модернизация объектов теплоснабжения.

Решением Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-6087/2019 от 03.12.2019 требования муниципального бюджетного образовательного учреждения – основная общеобразовательная школа с. Новокривовка Советского района Саратовской области о заключении договора в размере  установленного  КГРТ тарифа 2219,71 руб./Гкал.   были удовлетворены, МУП «ЖКХ» было обязано заключить договор с муниципального бюджетного образовательного учреждения – основная общеобразовательная школа с. Новокривовка Советского района Саратовской области на поставку тепловой энергии, на условиях протокола разногласий. Судом апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Саратовской области по данному делу было оставлено без изменений.

Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

На основании пунктов 1, 4 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ сделка считается заключенной с момента согласования участниками всех существенных условий и их оформления в надлежащим виде, несмотря на имеющуюся у него возможность, а также на то, что в соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса РФ такой отказ от заключения договора не допускается.

В соответствии с действующим законодательством, регулирование тарифов осуществляется в отношении каждой ресурсоснабжающей организации, на эксплуатируемый на законном основании имущественный комплекс, с соблюдением принципа обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности.

Частями 2.1 и 2.2 статьи 8 Законом о теплоснабжении, а также пунктом 5 (5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, установлены критерии и сроки дерегулирования цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения.

По смыслу указанных норм, цены на тепловую энергию (мощность), а также цены на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, с 01.01.2019 года определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Следовательно, с 01.01.2019 года цены (тарифы) на тепловую энергию, поставляемую потребителям, не являющимся населением, не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения.

Тарифы на 2019 год, утвержденные постановлением Комитета от 14.12.2018 года №54/23), установлены на источники тепловой энергии, оказывающие услуги теплоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Для потребителей тепловой энергии от указанной котельной до 01.01.2019 года тарифы установлены постановлением Комитета от 08.12.2017 года № 65/1 на 2018 год.

Таким образом, тарифы для теплоснабжающих организаций в целом, а также отдельных источников теплоснабжения за исключением источников, осуществляющих реализацию тепловой энергии для оказания коммунальных услуг населению, с 01.01.2019 не подлежат государственному регулирования и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения.

Начиная с 01.01.2019 все виды цен на товары в сфере теплоснабжения, указанные в части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

МУП СМР «ЖКХ» эксплуатирует 15 котельных, расположенных в Советском муниципальном районе, 8 из которых осуществляют реализацию тепловой энергии, в том числе для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненных к нему категориям потребителей, и подлежат регулированию, таким образом занимает 100% доли рынка в границах присоединенной сети теплоснабжения и следовательно занимает доминирующее положение.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства
в саморегулируемой организации.

Учитывая вышеизложенное, в качестве хозяйствующего субъекта,
в отношении которого возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, является МУП СМР «ЖКХ».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Учитывая изложенное, нарушение хозяйствующим субъектом такой ценовой политики, которое влечет за собой отклонение цены от влияния указанных объективных и обоснованных факторов ценообразования, является основанием для рассмотрения таких действий хозяйствующего субъекта на предмет нарушения антимонопольного законодательства, в частности пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

Представленные материалы и сведения указывают на наличие признаков нарушения для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства по п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

            Рассмотрение данного дела относится к компетенции Саратовского УФАС России. Имеющихся материалов достаточно для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

      На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от 12.02.2020  № 199 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП Советского муниципального района «Жилищно-Коммунальное Хозяйство» п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, руководствуясь ч. 13  ст.  44 Закона о защите конкуренции

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Назначить дело № 064/01/10-437/2020 к рассмотрению на 09.04.2020 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 81, 3 этаж.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 064/01/10-424/2020 в качестве Заявителя – Администрацию Розовского муниципального образования Советского района Саратовской области (ИНН 6433000308, 413201, Саратовская область, Советский район, с. Розовое, ул. Школьная, д. 21).
  3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 064/01/10-437/2020 в качестве Ответчика МУП Советского муниципального района «Жилищно-Коммунальное Хозяйство» (ОГРН/ИНН 1156451018382/6433007222, 413210, Саратовская область, Советский район, р.п. Степное, ул. К. Маркса, д. 4, пом. 67).
  4. Заявителю – Администрацию Розовского муниципального образования Советского района Саратовской области представить в срок до 20.04.2020 в Саратовское УФАС России любую информацию, необходимую, для полного и всестороннего рассмотрения дела.
  5. Ответчику – МУП Советского муниципального района «Жилищно-Коммунальное Хозяйство» обеспечить явку представителя с доверенностью на участие в рассмотрении дела, представить в срок до 20.04.2020 в Саратовское УФАС России:
    1. Письменные пояснения относительно нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции;
    2. Любую информацию, необходимую, по мнению МУП Советского муниципального района «Жилищно-Коммунальное Хозяйство», для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Явка представителей лиц, участвующих в деле, с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны