Предупреждение №4152/22 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 29 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

Саратовским УФАС России в ходе рассмотрения заявления ИП Фроловой И.В. (далее – Заявитель) в действиях АО «Ситиматик» (далее также – Саратовский регоператор) установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся в направлении соглашения о расторжении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №........от 03.02.2020.

Как следует из обращения ИП Ф. , между заявителем и АО «Ситиматик» 03.02.2020 заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №......... Указанный договор был заключен на условиях типового договора, форма которого утверждена Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156.

21.03.2022 в адрес ИП Ф. от Саратовского регоператора поступило письмо о расторжении договора от 03.02.2020 №....... в связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Саратовской области по делу№ А57-15081/2021 от 25.01.2022.

В части вопросов осуществления деятельности по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

С 12.08.2018 года на территории Саратовской области услугу по обращению с ТКО оказывает Саратовский регоператор АО «Ситиматик».

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора в силу п. 1 ст. 24.7 Закона об отходах.

Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Пункт 5 статьи 24.7 Закона об отходах закрепляет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила № 1156), установлен порядок заключения договоров между «потребителем» - собственником твердых коммунальных отходов или уполномоченным им лицом и региональным оператором, а также форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для Регионального оператора и собственников ТКО.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами содержит только одно основание для расторжения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами – соглашение сторон.

Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает право регионального оператора по обращению с ТКО расторгать заключенный договор на оказание услуг ТКО в одностороннем порядке.

По смыслу пункта 2 статьи 310, пункта 3 статьи 426, статьи 450.1 ГК РФ не связанный с нарушением со стороны потребителя односторонний отказ лица, обязанного заключить публичный договор, от исполнения публичного договора не допускается, в том числе в случаях, предусмотренных правилами об отдельных видах договоров, например статьей 782 ГК РФ.

Согласно пояснениям АО «Ситиматик», на основании выводов, изложенных в решении Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2022 по делу № А57- 15081/2021, Региональным оператором было подготовлено соглашение о расторжении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Предложение о расторжении договора направлено в адрес потребителя в целях его рассмотрения. Согласованный и подписанный со стороны ИП Фроловой И.В. экземпляр соглашения о расторжении договора в адрес регионального оператора не поступал.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2022 решение суда первой инстанции по делу № А57-15081/2021 было отменено, ИП Ф. признана лицом, обязанным осуществлять оплату услуг по обращению с ТКО по договору, заключенному с Региональным оператором. ИП Ф. осуществлена оплата задолженности по судебному акту в полном объеме.

Как указывает АО «Ситиматик», на основании вышеперечисленных обстоятельств соглашение о расторжении договора на оказание слуг по обращению с твердыми коммунальными отходами признано несогласованным сторонами и не является документом, регламентирующим правоотношения Регионального оператора и потребителя. Указанные разъяснения были направлены в адрес ИП Ф. в письме от 01.06.2022 .

Вместе с тем, из анализа судебных актов по делу № А57-15081/2021 следует, что суд не делал выводов о возможности расторжения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №. от 03.02.2020.

Кроме того, Саратовским региональным оператором не представлено доказательств направления письма от 01.06.2022 № ....  в адрес ИП Ф. о признании несогласованным соглашения о расторжении договора на оказание слуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 21.03.2022. В рабочем порядке установлено, что ИП Фролова И.В. письмо от 01.06.2022 № 12757/22 не получала.

С учетом изложенного, указанные действия Саратовского регионального оператора по направлению 22.03.2022 соглашения о расторжении договора от 03.02.2020 №... и неосуществлению действий по отзыву указанного соглашения в будущем может привести к возможности прекращения предоставления услуги по обращению с ТКО в адрес ИП Ф. со стороны регионального оператора без предусмотренных на то законных оснований.

Указанные действия могут быть также осуществлены в отношении иных хозяйствующих субъектов, с которыми у Саратовского регионального оператора заключены договоры на предоставление услуг по обращению с ТКО. Согласно п. 3 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Саратовским УФАС России установлено, что АО «Ситиматик» занимает доминирующее положение на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области.

В связи с наличием в действиях АО «Ситиматик» (Саратовский регоператор) признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него, Саратовское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает АО «Ситиматик» (Саратовский регоператор) о необходимости 2022-4485 прекращения указанных действий в течение десятидневного срока с момента получения предупреждения путем:

1) направления в адрес ИП Фроловой И.В. письма о признании несогласованным соглашения о расторжении договора на оказание слуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 21.03.2022;

2) представления в адрес Саратовского УФАС России документов, подтверждающих направления письма, указанного в п. 1 настоящего предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны