Решение б/н Решение № 4-10/тр от 10 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

                                                                                                                                     г. Саратов

Резолютивная часть решения оглашена "09" июня 2017 года

В полном объеме решение изготовлено "23" июня 2017 года

 

            Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 4-10/тр (далее –Комиссия) в составе:

1.

<…>

  • заместитель руководителя управления, председатель комиссии;

2.

<…>

  • начальник отдела контроля обязательных процедур, член комиссии;

3.

<…>

  • ведущий специалист-эксперт отдела контроля рынков, член комиссии,

в присутствии представителей:

  • ответчика – АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» <…> (доверенность № 277 от 24.05.2017), <…> (доверенность № 56 от 03.04.2017),

рассмотрев дело № 4-10/тр по признакам нарушения АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (101000, г. Москва, Гусятников переулок, д. 11) п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление Администрации Петровского муниципального района Саратовской области (далее – Заявитель)  на действия Петровского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (далее также –БТИ), выразившихся во взимании платы в размере 6 407 рублей (за один объект недвижимости) за предоставление сведений, о том, что право собственности на объекты недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимости до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Саратовской области.

В результате рассмотрения указанного заявления было установлено следующее.

Согласно документам, представленным Саратовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», в том числе Приказами от 24.05.2010 № 78, от 22.05.2012 № 45, от 04.09.2012 № 74, от 23.11.2012 № 98, от 20.01.2014 № 11, от 30.10.2014 № 119, от 26.10.2015 № 136, была утверждена плата за техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, предоставление документов об объектах учета, включающих обязательное взимание платы за изготовление заявления, платежных документов, предоставление рекомендаций и консультаций по общим вопросам, формирования электронного документа, дополнительного (второго) экземпляра технического паспорта объекта учета.

При этом, размер платы за техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, предоставление документов об объектах учета, включающих обязательное взимание платы за изготовление заявления, платежных документов, предоставление рекомендаций и консультаций по общим вопросам, формирования электронного документа, дополнительного (второго) экземпляра технического паспорта объекта учета, для физических и для юридических лиц различен. Экономического, технологического либо иного обоснования не представлено.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1. в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции.

Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества является услугой, которую ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» оказывает на территории Петровского муниципального района Саратовской области.

Согласно ОКВЭД (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) деятельности по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества присвоен код 70.32.3.

Саратовским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке осуществления деятельности по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества в Петровском муниципальном районе Саратовской области в 2015 году, в результате чего установлено, что ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» занимает доминирующее положение на рынке осуществления деятельности по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно: выдача документов об объектах учета в Петровском муниципальном районе Саратовской области.

В ходе рассмотрения заявления Саратовским УФАС России ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательство необходимости прекращения указанных действий путем:

- внесения изменения в распорядительные документы Саратовского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ", в том числе в Приказ от 24.05.2010 №78, 22.05.2012 № 45, от 04.09.2012 № 74, от 23.11.2012 № 98, от 20.01.2014 № 11, от 30.10.2014 № 119, от 26.10.2015 № 136, по утверждению платы за техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, предоставление документов об объектах учета, исключив установление различного размера платы для физических и юридических лиц, в случае отсутствия  экономического, технологического и иного обоснования, в том числе исключив обязательность взимания платы за изготовление заявления, платежных документов, предоставление рекомендаций и консультаций по общим вопросам, формирования электронного документа, дополнительного (второго) экземпляра технического паспорта объекта учета, с учетом действующего законодательства в срок до 20.06.2016.

Письмом от 20.06.2016 Саратовский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» сообщило, что с выводом управления о не обоснованном установлении различного размера платы для физических и юридических лиц не согласно и что исключение различного размера платы для физических и юридических лиц исполнить не представляется возможным.

При таких обстоятельствах в действиях ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» имеются признаки нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с выявлением в действиях ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» признаков нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и невыполнением в установленный срок предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в отношении ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 4-10/тр.

К участию в деле в качестве заявителя привлечена Администрация Петровского муниципального района Саратовской области.

 

2. Относительно доводов Заявителя ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» пояснило (исх. № ф64-01ц/747 от 18.03.2016) следующее.

Приказом по филиалу от 26.10.2015 № 136 «О внесении изменений в приказы Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 22.05.2012 № 45 и от 24.05.2010 № 78» утверждена стоимость услуги «Предоставление информации об имеющихся в архиве правоустанавливающих документах, прошедших регистрацию в ОТИ до июля 1997 года» в размере 3000 рублей для юридического лица.

Срок оказания данной услуги составляет 10 дней. В случае возникновения необходимости оказания услуг в сокращенные сроки, отделениями филиала взимается дополнительная плата в виде коэффициента к основной стоимости работ.

Размеры платы за особые условия проведения работ, утверждены приказом по филиалу от 23.11.2012 года № 98. Согласно утвержденным размерам платы, за предоставление документов об объектах учета в трехдневный срок взимается повышающий коэффициент — 2.

Законодательством не установлено, что информация о ранее зарегистрированных правах, хранящаяся в архиве ОТИ, предоставляется без взимания платы по запросам органов местного самоуправления. В данной связи, с администрации взимается плата для юридического лица, утвержденная приказом по филиалу.

В соответствии с информацией, полученной от Петровского отделения филиала, в январе 2016 года в адрес отделения поступил запрос администрации Петровского муниципального района Саратовской области за №158 о предоставлении сведений о ранее зарегистрированных правах на объекты капитального строительства. По информации, полученной от работника администрации по телефону, данные сведения необходимо было предоставить в кратчайшие сроки. В связи с чем, при расчете стоимости услуги, к утвержденному размеру платы в размере 3000 рублей, отделением применен повышающий коэффициент. Кроме того, в стоимость услуги, указанную в ответе отделения № 14 от 18.01.2016 включены дополнительные услуги за изготовление заявления (договора), платежных документов и пр. на общую сумму 407 рублей.

 

Также ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» представило письменные пояснения (исх. № ф64-03ц/1778 от 20.06.2016, исх. № ф64-03ц/4115 от 21.09.2016), из которых следует, что с выводом Саратовского УФАС России о не обоснованном установлении различного размера платы для физических и юридических лиц не согласны.

Указанное разделение существует на протяжении ряда лет, по сути является обычаем делового оборота и используется на территории Саратовской области всеми организациями технической инвентаризации (ГУП «Сартехинвентаризация», МУП «Городское БТИ»). Ранее, размеры платы за техническую инвентаризацию и предоставление документов об объектах учета были утверждены Постановлением Губернатора Саратовской области от 18.05.1998 года № 288 «О государственном учете недвижимого имущества в Саратовской области». После признания данного постановления утратившим силу расценки утверждались приказами по филиалу, с учетом ранее использовавшихся положений постановления.

Данным постановлением вводились раздельные расценки для физических и юридических лиц.

Кроме того, разделение расценок для физических и юридических лиц прослеживается и в постановлениях Правительства Российской Федерации (постановления от 12.08.2010 № 615, от 14.09.2009 № 732).

Таким образом, не понятно на каком нормативном правовом или ином акте основан вывод управления о необоснованности разделения размеров платы.

Данное разделение призвано учитывать различное экономическое положение юридических и физических лиц, социальную значимость вопроса по получению документов (информации) в целях возможности дальнейшего оформления прав граждан на объекты недвижимого имущества. Социальная значимость данного вопроса отражается и в соответствующих нормативных правовых документах, включая законы «о дачной амнистии», о продлении сроков приватизации жилого фонда и пр.

Вместе с тем, Комиссией не принимается указанный довод БТИ, поскольку Постановление Губернатора Саратовской области от 18.05.1998 года № 288 «О государственном учете недвижимого имущества в Саратовской области» утратило силу с 23 ноября 2007 года, Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 615, утратило силу 04.11.2013, Постановление Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 № 732 утратило силу 25.08.2010.

Кроме того, согласно п. 8 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

По вопросу обязательности взимания платы за изготовление заявления, платежных документов ФГУП сообщило, что это является составляющей производственного документооборота, введенного на Предприятии приказом от 09.03.2005 № 185 «Об утверждении Положения о порядке производственного документооборота в филиалах ФГУП «Ростехинвентаризация».

Однако данный довод Комиссия считает необоснованным, поскольку обязательность взимания платы за изготовление заявления, платежных документов лишает потребителя услуги права самостоятельно составить заявление и заполнить платежный документ без взимания за это денежных средств.

Составление смет учтены и в Приказе Госстроя РФ от 15.05.2002 № 79 «Об утверждении Норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности».

Приказом по филиалу установлен размер платы за предоставление рекомендаций и консультаций по общим вопросам в размере 50 рублей, включая НДС. Данная плата едина для юридических и физических лиц.

Введение данной услуги обусловлено необходимостью выяснения у заявителя информации о необходимом объеме работ, в целях выдачи требуемого результата работ. Поскольку с заявителем проводится беседа с целью выяснения, что он хочет получить на конечном этапе, рассматриваются имеющиеся документы, указывается на отсутствие и необходимость предоставления каких-то документов и пр.

Так, например, в таблице 7 Норм времени, утвержденных приказом Госстроя РФ от 15.05.2002 № 79, указано на необходимость изучения документов в целях выдачи справки о составе и техническом состоянии объекта, с включением информации о правообладателе на объект.

В соответствии с п. 7 Методики расчета стоимости работ (услуг), утвержденной приказом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 28.11.2008 № 286 «в случае отсутствия выполняемых видов работ в нормах времени, применяются схожие по функционалу виды работ».

Размеры платы за техническую инвентаризацию и предоставление документов об объектах учета, дополнительные виды услуг утверждались приказом по филиалу от 22.05.2012 № 45. В последующий период времени в данный приказ вносилось множество изменений. Номенклатура работ (услуг) утверждалась приказом по филиалу от 24.05.2010 № 78. В данный приказ так же внесено множество изменений, с учетом вносившихся изменений в утверждаемые размеры платы. Ряд услуг (виды работ) из номенклатуры исключен, либо номенклатура дополнена новыми услугами (видами работ).

Услуга «формирование электронного документа» была введена приказом по филиалу от 23.11.2012 года № 98, с учетом положений приказа Минэкономразвития от 11.01.2011 № 1 «О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости», поскольку на организации технической инвентаризации была возложена обязанность за передачу данных в орган кадастрового учета. Так в соответствии с требованиями п.п 14,15,17 при изменении технического паспорта объекта технического учета организацией технической инвентаризации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня такого изменения передает в орган кадастрового учета копию технического паспорта данного объекта технического учета с внесенными изменениями без письменного запроса органа кадастрового учета. Копии технических паспортов передаются в орган кадастрового учета в форме электронных документов.

В состав копии технического паспорта включаются электронные образы всех страниц технического паспорта, в том числе содержащих ситуационные и поэтажные планы, экспликации, и электронный документ, содержащий сведения о характеристиках зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Размер платы за данную услугу был установлен в одинаковом размере для юридических и физических лиц.

Данная услуга исключена приказом по филиалу от 20.01.2014 № 11.

Поскольку, услуга исключена из номенклатуры услуг, и соответствующее изменение было внесено в программный комплекс «Регистратор», отделения не могли при формировании заявлений и иных документов использовать данную услугу, поскольку возможность ее выбора и включения в заявление программным продуктом не предоставлялась после исключения услуги и не предоставляется в настоящее время. Следовательно, не может идти речь о нарушении, в связи с его отсутствием.

Услуга «дополнительный (второй) экземпляр технического паспорта на объект учета» была введена приказом по филиалу от 04.09.2012 года № 74, взамен ранее оказывавшейся филиалом услуги по выдаче кадастрового паспорта. Данная услуга была введена в переходный период действия Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с п. 2 Приказа Минэкономразвития России от 14.10.2011 № 577 «О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства» данный порядок учета вводился в действие на территории Саратовской области с 01.09.2012 года. Поскольку, в соответствии с п. 3 данного приказа в течение трех месяцев с даты введения в действие Порядка учета для осуществления государственного учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства вместо технического плана, заявитель вправе представить технический паспорт <...> выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В данной связи, в целях обеспечения постановки объекта на кадастровый учет и наличия на руках у заявителя экземпляра технической документации, изготавливалось два экземпляра технического паспорта (один экземпляр для кадастрового органа, а один для заявителя).

После окончания указанного переходного периода в целях государственного учета предоставлялся технический план, в следствии чего необходимость в данной услуги отпала.

Но учитывая, что техническая инвентаризация жилого фонда, с учетом требований Постановления Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» осуществляется до настоящего времени, в целях обеспечения возможности заявителя заказать несколько экземпляров технической документации, услуга была сохранена, но носит заявительный характер. В настоящее время, дополнительный экземпляр технического паспорта на объект учета выдается при наличии желания заказчика иметь несколько экземпляров технического паспорта. В наименовании данной услуги приказом по филиалу от 26.10.2015 № 136 внесено изменение: исключено слово «(второй)».

Кроме того, Заявитель обращался в управление по вопросу рассмотрения правомерности взимания платы за иной вид работы (услуги). В данной связи считаем, что у управления отсутствуют доказательства навязывания вышеуказанного вида услуги заявителям.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что дело № 4-10/тр возбуждено в связи с наличием признаков нарушения п. 6 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции - не обоснованном установлении различного размера платы для физических и юридических лиц, а не по признакам нарушения п.3 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Также ФГУП пояснило, что не занимает доминирующего положения, поскольку, расценки за аналогичные виды услуг взимаются и иными организациями технической инвентаризации (ГУП «Сартехинвентаризация», МУП «Городское БТИ»).

Обязательность оказания услуги «дополнительный (второй) экземпляр технического паспорта на объект учета» и «формирование электронного документа» не могут быть исключены, поскольку, первая не носит обязательного характера, а вторая была отменена. По вопросу обязательности взимания платы за изготовление заявления, платежных документов БТИ сообщило, что это является составляющей производственного документооборота, введенного на Предприятии приказом от 09.03.2005 № 185 «Об утверждении Положения о порядке производственного документооборота в филиалах ФГУП «Ростехинвентаризация», и так же не может быть отменена филиалом. Кроме того, составление смет предусмотрено Приказом Госстроя РФ от 15.05.2002 № 79 «Об утверждении Норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности» (таблица 15).

Также БТИ пояснило следующее:

  • Приказ от 04.09.2012 № 74 является не действующим, т.к. в размеры платы и порядок взимания платы приказом от 23.11.2012 № 98 внесены изменения;
  • Приложение № 1 (размеры платы за предоставление документов об объектах учета) к приказу от 20.01.2014 года № 11 утратило силу (приказ от 30.10.2014 № 119);
  • Приложение № 2 (размеры платы за дополнительные виды услуг) к приказу от 20.01.2014 года № 11 утратило силу (приказ от 26.10.2015 № 136);

- Приложение № 1 (размеры платы за предоставление документов об объектах учета) к приказу от 30.10.2014 года № 119 утратило силу (приказ от 26.10.2015 № 136)

- в Приказ от 23.11.2012 года № 98 вносились изменения (таблица «размеры платы за предоставление документов об объектах учета» приказом от 31.05.2013 № 101 изложена в новой редакции; таблица «размеры платы за дополнительные виды услуг» приказом от 06.05.2013 № 89 изложена в новой редакции, в п. 12 порядка взимания платы приказом от 21.03.2016 г. № 29 внесены изменения в части исключения положений об обязательности взимания платы за данные услуги.

В ходе рассмотрения дела БТИ сообщило (исх.64-03ц/4307 от 12.10.2016), что ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» реорганизовано в акционерное общество. 05.10.2016 года, в соответствии с распоряжением ТУ Росимущества в г. Москве от 14.07.2016 № 782 прошла регистрация АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». Кроме того, в соответствии с приказом Средне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (г. Самара, ул.Скляренко, д. 12, тел. 8 (846) 339-70-00, факс: 8 (846) 339-70-39), вместо Саратовского филиала создано Саратовское областное отделение Средне- Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».

Также БТИ сообщило, что в связи с заключением с комитетом по управлению имуществом Саратовской области договора хранения, в соответствии с требованиями ст.45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», а так же в соответствии с приказами комитета по управлению имуществом Саратовской области от 10.08.2016 № 45 «Об установлении размера, порядка взимания и возврата платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 01.01.2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений», от 10.08.2016 г. № 44 «Об утверждении Порядка постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 01.01.2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), предоставление копий такой документации и содержащихся в ней сведениях», принят новый приказ об установлении размеров платы (приказ от 09.09.2016 № 89). Все ранее действовавшие приказы об установлении размеров платы и об утверждении номенклатуры работ (услуг) данным приказом признаны утратившими силу.

Рассмотрев представленные документы и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

Приказом Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № 45 от 20.01.2014 утвержден размер платы за техническую инвентаризацию объектов капитального строительства.

При рассмотрении данного Приказа № 45 от 20.01.2014 Комиссией установлено, что размер платы за техническую инвентаризацию объектов капитального строительства для физических и юридических лиц является единым.

Приказом Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № 11 от 20.01.2014 внесены изменения в приказы Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 22.05.2012 № 45, от 24.05.2010 № 78.

Так, согласно Приложению № 3 к указанному Приказу утверждена номенклатура работ (услуг), выполняемых (оказываемых) Саратовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».

Согласно данному приказу выдача выписки из реестра объектов капитального строительства с приложением плана объекта учета, справок об отсутствии собственности,  о технических, стоимостных и иных характеристиках объекта учета, выдача выписки из реестра объектов капитального строительства с приложением плана объекта учета, изготовление копий поэтажных планов, изготовление копий страниц технического паспорта на объект учета, входят в иные услуги, связанные с технической инвентаризацией.

Приложением № 1 к Приказу Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № 119 от 30.10.2014 утверждены размеры платы за предоставление документов об объектах учета, которая составляет:

№ п/п

Наименование услуги

Размер платы без НДС (с НДС)

для физ. лиц

для юр. лиц

1

Выписка из реестра объектов капитального строительства с приложением плана объекта учета

508 (599,44) руб.

847 (999,46) руб.

2

Справка о технических, стоимостных и иных характеристик ах объекта учета

135 (159,3) руб.

254 (299,72) руб.

3

Справка об отсутствии(наличии) данных о  собственности

847,46 (1000) руб.

1694,92 (2000) руб.

4

Заверенная копия 1 страницы технического паспорта на объект учета

170 (200,60) руб.

260 (306,80) руб.

5

Дополнительный (второй) экземпляр технического паспорта на объект учета

423 (499,14) руб.

847 (999,46) руб.

6

Дубликат документа

212 (250,16) руб.

423 (499,14) руб.

7

Внесение изменений в реестр объектов капитального строительства и технический паспорт  на объект учета

135 (159,3) руб.

254 (299,72) руб.

8

Копия ситуационного или поэтажного плана

1 страница формата А4

170 (200,6)руб.

260 (306,8) руб.

1 страница формата А3

260 (306,8) руб.

430 (507,4)руб.

1 страница формата большего, чем А3

640 (755,2)руб.

850 (1003) руб.

9

Кадастровый паспорт на ранее учтенный объект капитального строительства (до 01.09.2012)

423 (499,14) руб.

847 (999,46) руб.

 

Таким образом, Комиссией установлено, что размер платы за предоставление документов об объектах учета для юридических лиц больше, чем для физических лиц.

В ходе рассмотрения дела БТИ представило калькуляцию стоимости следующих услуг:

- Расчет стоимости оказания услуг (выполнения работ) по изготовлению заявления для юридических лиц, которая составляет 27,47 руб.(с НДС);

- Расчет стоимости оказания услуг (выполнения работ) по учету изменений, документов, информации для юридических лиц, которая составляет 307,50 руб.(с НДС);

- Расчет стоимости оказания услуг (выполнения работ) по изготовлению различных справок, составлению актов на основании расчета долей при наличии 1-2 правообладателей для юридических лиц, которая составляет 3 009,54 руб.(с НДС).

Также БТИ представило копию Приказа Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № 25 от 16.03.2012 «Об утверждении размера стоимости нормочаса на 2012 год».

Согласно данному Приказу № 25 от 16.03.2012 утверждена стоимость нормочаса на 2011 год в размере 291 рубль (без НДС).

Рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы и пояснения Комиссия, приходит к выводу о том, что каких либо экономических, технологических и иных обоснований установления различных цен для юридических лиц и для физических лиц на услуги по предоставлению документов об объектах учета, а именно: выписки из реестра объектов капитального строительства с приложением плана объекта учета; справки о технических, стоимостных и иных характеристик ах объекта учета; справки об отсутствии собственности; заверенной копии 1 страницы технического паспорта на объект учета; дополнительного экземпляра технического паспорта на объект учета; дубликата документа; внесения изменений в реестр объектов капитального строительства и технический паспорт на объект учета; копии ситуационного или поэтажного плана; кадастрового паспорта на ранее учтенный объект капитального строительства (до 01.09.2012),  БТИ не представлено.

Также Комиссией установлено, что Приказом комитета по управлению имуществом Саратовской области от 10.08.2016 N 45 (ред. от 03.04.2017) "Об установлении размера, порядка взимания и возврата платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений" установлен размер платы и порядок взимания за предоставление копий указанных документов.

Так, приложением № 1 к Приказу № 45 от 10.08.2016 установлены следующий размер платы:

 

N

Вид документа, копия которого предоставляется, либо содержащего сведения

Размеры платы, рублей

1.

Технический паспорт объекта капитального строительства, помещения (общей площадью до 100 кв. м), формат А4-1 лист

440

2.

Технический паспорт объекта капитального строительства, помещения (общей площадью от 100 кв. м до 500 кв. м), формат А4-1 лист

390

3.

Технический паспорт объекта капитального строительства, помещения (общей площадью от 500 кв. м), формат А4-1 лист

360

4.

Поэтажный/ситуационный план, формат А4-1 лист

1000

5.

Поэтажный/ситуационный план, иной формат - 1 лист

1150

6.

Экспликация поэтажного плана, экспликация объекта капитального строительства, помещения

950

7.

Учетно-техническая документация, содержащая сведения об инвентаризационной, восстановительной, балансовой или иной стоимости объекта капитального строительства/помещения, формат А4-1 лист

1000

8.

Проектно-разрешительная документация, техническое или экспертное заключение или иная документация, содержащаяся в архиве, формат А4 либо иной формат - 1 лист

1000

9.

Правоустанавливающий (правоудостоверяющий) документ, хранящийся в материалах инвентарного дела, формат А4-1 лист

1150

10.

Выписка из реестровой книги о праве собственности на объект капитального строительства, помещение (сведения из архива до 1998 года)

650

11.

Справка об инвентаризационной стоимости объекта капитального строительства

3440

12.

Справка об инвентаризационной стоимости помещения

1890

13.

Справка о наличии (отсутствии) права собственности на объекты недвижимости (один правообладатель)

2260

14.

Справка, содержащая сведения о характеристиках объекта государственного технического учета

2450

 

Согласно п. 6. Порядка взимания, установленного Приказом  № 45 от 10.08.2016, предоставление сведений, содержащихся в учетно-технической документации, копий учетно-технической документации осуществляется без взимания платы (бесплатно) в следующих случаях:

по запросам судов (по находящимся в их производстве делам);

по запросам правоохранительных органов (по находящимся в их производстве уголовным делам и в случае необходимости получения сведений в ходе оперативно-розыскных мероприятий, о чем должна иметься ссылка в запросе о предоставлении сведений и (или) копий документов);

по запросам органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах капитального строительства, отнесенных соответственно к государственному или муниципальному имуществу, при этом к запросу необходимо прикладывать соответствующую выписку из реестра государственного или муниципального имущества);

по запросам уполномоченного органа;

по запросам иных лиц и органов (в случаях и по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации).

Согласно п. 76. Порядка взимания, установленного Приказом  № 45 от 10.08.2016,  для пенсионеров, получающих пенсию на основании пенсионного законодательства, для граждан (физических лиц), имеющим трех и более детей, инвалидов установленный размер платы за предоставление сведений, содержащихся в учетно-технической документации, копий учетно-технической документации уменьшается на 50 процентов.

В ходе рассмотрения дела БТИ представило копию Приказа Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № 89 от 09.09.2016, которым утверждены размеры платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (Приложение № 1).

Так, согласно Приложению № 1 к указанному Приказу № 89 от 09.09.2016, установлен следующий размер платы:

 

Вид документа, копия которого предоставляется, либо содержащего сведения

Размеры платы, рублей

Для физических лиц

Для юридических лиц

1.

Технический паспорт объекта капитального строительства, помещения (общей площадью до 100 кв. м), формат А4-1 лист

200

400

2.

Технический паспорт объекта капитального строительства, помещения (общей площадью от 100 кв. м до 500 кв. м), формат А4-1 лист

150

350

3.

Технический паспорт объекта капитального строительства, помещения (общей площадью от 500 кв. м), формат А4-1 лист

100

300

4.

Поэтажный/ситуационный план, формат А4-1 лист

350

850

5.

Поэтажный/ситуационный план, иной формат - 1 лист

500

900

6.

Экспликация поэтажного плана, экспликация объекта капитального строительства, помещения

300

850

7.

Учетно-техническая документация, содержащая сведения об инвентаризационной, восстановительной, балансовой или иной стоимости объекта капитального строительства/помещения, формат А4-1 лист

350

800

8.

Проектно-разрешительная документация, техническое или экспертное заключение или иная документация, содержащаяся в архиве, формат А4 либо иной формат - 1 лист

350

800

9.

Правоустанавливающий (правоудостоверяющий) документ, хранящийся в материалах инвентарного дела, формат А4-1 лист

350

850

 

При этом каких либо экономических, технологических и иных обоснований установления различных цен для юридических лиц и для физических лиц на услуги по предоставлению документов об объектах учета, утвержденных Приказом Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № 89 от 09.09.2016, БТИ также не представлено.

Согласно пояснениям АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (исх. № ф-64-03у/958 от 07.06.2017) приведенные выше расценки были установлены Приказом № 89 от 09.09.2016 Общества с учетом расценок, установленных Приказом комитета по управлению имуществом Саратовской области от 10.08.2016 N 45 в редакции, действующей до 12.01.2017. После внесения 12.01.2017 изменений в Приказ № 45 от 10.08.2016 Обществом издан приказ № 24 от 30.03.2017, где установлены идентичные расценки, которые применяются с января 2017 года.

Вместе с тем, на заседании Комиссии 01.06.2017 представители АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» пояснили, что нарушение признают, по ходатайству АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» к материалам дела № 4-10/тр приобщена копия Приказа № 24 от 30.03.2017 Саратовского областного отделения Средне - Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», которым внесены изменения в  размеры платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, утвержденных Приказом № 89 от 09.09.2016, а именно:

 

Вид документа, копия которого предоставляется, либо содержащего сведения

Размеры платы, рублей

1.

Технический паспорт объекта капитального строительства, помещения (общей площадью до 100 кв. м), формат А4-1 лист

440

2.

Технический паспорт объекта капитального строительства, помещения (общей площадью от 100 кв. м до 500 кв. м), формат А4-1 лист

390

3.

Технический паспорт объекта капитального строительства, помещения (общей площадью от 500 кв. м), формат А4-1 лист

360

4.

Поэтажный/ситуационный план, формат А4-1 лист

1000

5.

Поэтажный/ситуационный план, иной формат - 1 лист

1150

6.

Экспликация поэтажного плана, экспликация объекта капитального строительства, помещения

950

7.

Учетно-техническая документация, содержащая сведения об инвентаризационной, восстановительной, балансовой или иной стоимости объекта капитального строительства/помещения, формат А4-1 лист

1000

8.

Проектно-разрешительная документация, техническое или экспертное заключение или иная документация, содержащаяся в архиве, формат А4 либо иной формат - 1 лист

1000

9.

Правоустанавливающий (правоудостоверяющий) документ, хранящийся в материалах инвентарного дела, формат А4-1 лист

1150

10.

Выписка из реестровой книги о праве собственности на объект капитального строительства, помещение (сведения из архива до 1998 года)

650

11.

Справка об инвентаризационной стоимости объекта капитального строительства

3440

12.

Справка об инвентаризационной стоимости помещения

1890

13.

Справка о наличии (отсутствии) права собственности на объекты недвижимости (один правообладатель)

2260

14.

Справка, содержащая сведения о характеристиках объекта государственного технического учета

2450

Кроме того, указанным выше Приказом № 24 от 30.03.2017 исключены из перечня дополнительных услуг в Приложении № 2 к Приказу № 89 от 09.09.2016 следующие услуги:

- изготовление заявления;

- изготовление платежных документов;

- предоставление рекомендаций и консультаций по общим вопросам (за каждые 10 мин).

            Учитывая изложенное, Комиссия считает, что рассматриваемые действия АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» содержат признаки нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с тем, что АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» добровольно устранило нарушение п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» нарушившим  п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписания  АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не выдавать в связи с отсутствием основания для его выдачи.

 

 

Председатель Комиссии                                                                <…>

Члены Комиссии:                                                                           <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны