Решение б/н Решение и предписание по жалобе № 40-16/ж от 21 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 40-16/ж

18 апреля 2016 года                                                                                                   г. Саратов

 

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренномстатьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),(далее по тексту – Комиссия) в составе:

1.

 
  • заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

2.

 

  • начальник отдела контроля обязательных процедур, член Комиссии,

3.

 
  • старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член комиссии,

рассмотрев жалобу ПАО "МРСК Волги"при проведении (Извещение № , на основании ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

В Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Спецэлектропоставка"(далее также – Заявитель) на действия ПАО "МРСК Волги" (далее также – Заказчик) при проведении закрытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку самонесущего изолированного провода (СИП) для филиала ПАО "МРСК Волги" – "Саратовские РС" (далее также – Закрытый запрос цен).

Начальная (максимальная) цена 1 576 350 рублей (один миллион пятьсот семьдесят шесть тысяч триста пятьдесят рублей).

Извещение № 31603465207 о проведении Закрытого запроса цен было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее также – ЕИС)24.03.2016.

В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком при организации и проведении Закрытого запроса цен был допущен ряд нарушений, а именно:

  1. Закрытый запрос цен осуществлялся среди лиц, являющихся победителями Открытых конкурентных переговоров(Извещение № 31300701567 от 26.11.2013), проведенных в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "МРСК Волги" (утв. реш.Совета директоров ОАО "МРСК Волги" 05.06.2013) (далее также – Положение о закупках). На основании протокола № 19/620/38142 от 14.03.2014 с данными лицами были заключены рамочные соглашения на поставку самонесущего изолированного провода (СИП) на напряжение до 35кВ для нужд ОАО "МРСК Волги".Вместе с тем, для закрытой формы процедуры закупки Единым стандартом закупок ПАО "Россети" (Положение о закупке) (прил. к реш.Совета директоров ПАО "МРСК Волги" протокол № 28 от 31.12.2015) (далее также – Единый стандарт закупок) установлены иные требования в части причин (случаев) для их объявления.
  2. Документация к Закрытому запросу цен№ 31603465207 не содержит конкретного перечня требований к участникам закупок, в частности, не указано такое требование как победа на этапе Открытых конкурентных переговоров.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы Комиссия пришла к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также – Закон о закупках)при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Пунктом 2.7.1 Положения о закупках предусмотрено проведение Объединенных закупок в целях повышения эффективности закупок близкой по своим характеристикам продукции, необходимой одновременно нескольким потребителям.

Пунктом 2.7.2 Положения о закупках предусмотрены следующие виды объединенных закупок:

А) для нужд нескольких ДЗО;

Б) для нужд Заказчика и его ДЗО.

Согласно п. 2.7.3 Положения о закупках объединенные закупки проводятся способами, предусмотренными настоящим Положением. Выбор способа проведения объединенной закупки осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

03.04.2014 на основании приказа ОАО "Россети" № 620 от 18.10.2013 года "О проведении открытых конкурентных переговоров без предварительного квалификационного отбора на право заключения рамочных соглашений поставки основного электротехнического оборудования"ОАО "Россети" были подведены итоги Открытых конкурентных переговоров (Извещение№ 31300701567 от 26.11.2013), результатом которых стало заключение на основании протокола № 19/620/38142 от 03.04.2014 рамочных соглашений на поставку самонесущего изолированного провода (СИП) на напряжение до 35кВ для нужд,в том числе ОАО "МРСК Волги".

Статьей 5.8 Положения о закупках установлен такой способ закупки как конкурентные переговоры.

Пунктом 5.8.3 Положения о закупках установлено, что в зависимости от наличия процедуры предварительного квалификационного отбора конкурентные переговоры могут быть с проведением или без проведения предварительного квалификационного отбора.

Из пояснений Заказчика следует, что проведение конкурентных процедур на право заключения рамочных соглашений не противоречит действующему законодательству. Также, как и заключение рамочных соглашений на срок более одного года.

В соответствии с ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, следующими принципами: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

В соответствии с п. 2.1. Рамочного соглашения, соглашение заключено на срок до 31.12.2016.

Таким образом, Заказчик, заключая в 2014 году рамочные соглашения, срок действия которых истекает в декабре 2016 года, ограничивает возможный круг участников второго этапа закупки, нарушая при этом принципы, поименованные в ст. 3 Закона о закупках.

Из пояснений Заказчика следует,что участниками конкурентной процедуры на право заключения рамочных соглашений могло быть любое юридическое или физическое лицо, удовлетворяющее требованиям, указанным в конкурсной документации.

Вместе с тем, указанный довод Заказчика не принимается в силу следующего.

В соответствии с п. 5.8.4 Положения о закупках конкурентные переговоры проводятся при закупках особо сложной продукции, когда необходимо провести переговоры с участниками, а использование процедуры двухэтапного конкурса или запроса предложений с учетом затрат времени или по иным причинам нецелесообразно.

В соответствии с п. 1.1.3 Документации по конкурентным переговорам "Открытые конкурентные переговоры без предварительного квалификационного отбора на право заключения рамочных соглашений поставки основного электротехнического оборудования, закупаемого дочерними и зависимыми обществами (ДЗО) ОАО "Россети" (далее также – Документация ОКП) заказчиком Открытых конкурентных переговоров (Извещение № 31300701567 от 26.11.2013) является, в том числе, ОАО "МРСК Волги", а не ОАО "Россети", как поясняет Заказчик.

Доказательств того, что самонесущий изолированный провод (СИП) на напряжение до 35кВ является особо сложной продукцией, не представлено.

Согласно п. 1.1.5 Глоссария Положения о закупках сложная продукция – продукция, в отношении которой выполняется хотя бы одно из тех условий (при ее закупке):

а) Заказчик не может однозначно описать требования к закупаемой продукции;

б) ожидаются предложения инновационных решений;

в) высоко вероятные и/или неприемлемо большие потери от неисполнения или ненадлежащего исполнения заключаемого договора (например, многократно превосходящие цену закупки).

Довод Заказчика о том, что наличие в Документации ОКП технических характеристик к продукции подтверждает отнесение указанной продукции к особо сложной несостоятелен в силу того, что указание технических характеристик продукции является императивным требованием п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Из пояснений Заказчика следует, что в 2014 году был проведен открытый конкурс без предварительного квалификационного отбора, который являлся дополнительным набором участников для дальнейшего участия в закрытом запросе цен. Вместе с тем, проведение подобного дополнительного набора ни Положением о закупках, ни Единым стандартом закупок не предусмотрено. Указанный факт представителями Заказчика не оспаривался.

Пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

В Документации ОКП в нарушение п. 5 ч. 10 ст. 4Закона о закупках не установлена начальная (максимальная) цена договора.

Частью2 статьи 2Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из п. 1 Извещения о проведении Закрытого запроса цен следует, что данный Закрытый запрос цен является следующим2-ым этапом Открытых конкурентных переговоров и проводится между победителями 1-го этапа. При этом,из извещения             № 31603465207 следует, что данная закупка была произведена в соответствии сЕдиным стандартом закупок.

Согласно п. 5.2.4 Единого стандарта закупок, в случае если на момент проведения закупки Заказчик не может определить объемы и (или) сроки поставки продукции (выполнения работ/оказания услуг) возможно проведение открытой конкурентной закупочной процедуры на право заключения рамочного договора с несколькими участниками с последующим проведением среди них закупочных процедур (запроса предложений, запроса цен).

Вместе с тем, указанный пункт Единого стандарта закупок противоречит императивным требованиям п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках об обязательном наличии в документации о закупке сведений о начальной (максимальной) цене договора.

Для проведения 2-го этапа Открытых конкурентных переговоров был выбран такой способ закупки как Закрытый запрос цен.

В соответствии с п. 5.7.4 Положения о закупках запрос цен по результатам открытой конкурентной закупочной процедуры может проводиться вне зависимости от размера начальной цены договора (лота) при условии, что поставщики, с которыми заключены рамочные соглашения, привлечены к участию в таком запросе цен.

Пунктом 5.7.3 Единого стандарта закупок установлено, что применение запроса цен может осуществляться при закупках простой продукции, для которой существует функционирующий рынок, единственным критерием является цена и начальная (максимальная) цена договора по которым не превышает 5 млн. рублей (с налогом на добавленную стоимость).

Согласно п.5.7.4 Единого стандарта закупок помимо оснований, предусмотренных п. 5.7.3 запрос цен может проводиться по результатам открытых конкурентных процедур, среди участников, с которыми заключены рамочные соглашения в соответствии с п. 5.2.4 настоящего Стандарта.

Из пояснений Заказчика следует, что в соответствии с пунктом 5.7.1 Единого стандарта закупок в зависимости от возможных участников закупки запрос цен может быть открытым, закрытым. При этом в данном случае под формулировкой "закрытый" следует понимать ограниченный круг участников (победители конкурентных переговоров, с которым заключены рамочные соглашения).

Вместе с тем, п. 5.3.1 Единого стандарта закупок установлено, что любые процедуры закупки могут осуществляться в закрытой норме только в следующих случаях:

  1. в извещении о закупке, в документации о закупке или в проекте договора содержатся сведения, составляющие государственную тайну;
  2. решением Правительства Российской Федерации определена конкретная закупка, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте;
  3. решением Правительства Российской Федерации определены перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте.

            При таких обстоятельствах, перечень оснований для проведения процедуры Закрытого запроса цен является закрытым.

            Таким образом, пояснения Заказчика противоречат утвержденному Заказчиком Единому стандарту закупок.

Учитывая изложенное, в нарушение требований п. 5.3.1Единого стандарта закупок,закупка (Извещение № 31603465207) была определена в формате – Закрытый запрос цен.

При таких обстоятельствах, указанный довод Заявителя является обоснованным.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики должны руководствуются таким принципом как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В ст. 4.6 Единого стандарта закупокопределенытиповые требования к участникам закупки. При этом в соответствии с п. 4.6.8 ст. 4.6 Единого стандарта закупокиные требования к участникам закупки устанавливаются документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Заказчика, в том числе в соответствии с Приложением 4 к Единому стандартузакупок.

Вместе с тем, п. 1 Извещения о проведении Закрытого запроса цен установлено, что для участия в данном Закрытом запросе цен приглашаются только юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся победителями Открытых конкурентных переговоров(Извещение № 31300701567 от 26.11.2013).

Таким образом, установление требования к участнику как к победителю Открытых конкурентных переговоров, с которым были заключены рамочные соглашения на поставку самонесущего изолированного провода (СИП) не противоречит положениям Единого стандарта закупок.

Учитывая изложенное, указанный довод Заявителя является необоснованным.

            Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, Комиссия Саратовского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

1.Признать жалобуПАО "МРСК Волги"при проведении (Извещение №

2.Выдать ПАО "МРСК Волги"о совершении действий, направленных на устранение нарушений приорганизации и проведения Закрытого запроса цен, а именно:

1)В срок до 28.04.2016 аннулировать Закрытый запрос цен (извещение № 31603465207)

  1. В срок до 04.05.2016 сообщить об исполнении настоящего предписания, представив в Саратовское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                   

 

Члены комиссии

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 40-16/ж

 

«18» апреля 2016 года                                                                                                        г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению жалобы  в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),  (далее по тексту – Комиссия) в составе:

1.

 
  • заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

2.

 

  • начальник отдела контроля обязательных процедур, член Комиссии,

3.

 
  • старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член комиссии,

 

рассмотрев жалобу ПАО "МРСК Волги"при проведении (Извещение № , на основании ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:  

 

ПАО "МРСК Волги" устранить нарушение порядка организации, проведения закрытого запроса цен, а именно:

1) в срок до 28.04.2016 аннулировать закрытый запрос цен (Извещение № 31603465207);

2) в срок до 04.05.2016 сообщить об исполнении настоящего предписания, представив в Саратовское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны