Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е № 44-56/ов от 25 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 44-56/ов

 

Резолютивная часть решения оглашена  25 августа 2015  года

Решение в полном объеме изготовлено  8 сентября 2015  года                                              г. Саратов                                                                                

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1. …

  • вр. и.о. руководителя управления, Председатель  Комиссии;

2. …

  • начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

3. …

  • старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,

              рассмотрев дело № 44-56/ов по признакам нарушения пункта 4 статьи 15 Федерального закона  от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в отношении администрации муниципального образования «Город Саратов» (410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 78),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

12.08.2014 в Саратовское УФАС России поступило заявление ОАО    "Роспечать"  (исх. № 786 от 12.08.2014) с жалобой на действия администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее по тексту – МО г. Саратов), выразившиеся в  исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО г. Саратов 4 адресных ориентира нестандартных торговых объектов  ОАО "Роспечать".

11.11.2014 в Саратовское УФАС России от ОАО «Роспечать» поступили уточнения к указанной жалобе (исх. № 1035 от 11.11.2014).

12.11.2014 было возбуждено дело № 44-56/ов в отношении администрации муниципального образования "Город Саратов" по признакам нарушения пункта 4 статьи 15 Федерального закона  от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон о торговой деятельности).

30.01.2015 поступило  ходатайство Администрации о приостановлении рассмотрения дела № 44-56/ов в связи с тем, что в Арбитражном суде Поволжского округа оспаривается решение по делу  № А57-12469/2014,  вынесенное в пользу  ОАО "Роспечать" об  исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО г. Саратов 4 адресных ориентира нестандартных торговых объектов  ОАО "Роспечать", т.е.  предмет рассмотрения в Арбитражном суде  аналогичен тому, что рассматривается Саратовским УФАС России в рамках дела № 44-56/ов.

Определением о приостановлении рассмотрения дела № 44-56/ов рассмотрение дела до вступления в законную силу решения арбитражного суда Саратовской области от 10.10.2014 по делу № А57-12469/2014, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 44-56/ов, приостановлено.

03.03.2015 Арбитражным судом Поволжского округа было принято Постановление № А57-12470/2014 по заявлению о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17.03.2014 № 675 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16.03.2011 №516 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2011-2015 годы» (далее – Постановление № 675). Постановление № 675 было отменено в части.

03.04.2015 Двенадцатым арбитражным апелляционным судом было вынесено постановление по делу № А57-12469/2014, согласно которому решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.10.2014  по делу № А57-12469/2014 о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.04.2014 № 969 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16 марта 2011 года № 516 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2011 - 2015 годы (далее – Постановление № 969) , было оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Определением о возобновлении рассмотрения дела № 44-56 от 22.04.2015 рассмотрение дела № 44-56/ов было продолжено. 

Администрация возражала против доводов Заявителя.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 05.07.2010 № 1635 была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2010 год (далее - Схема), в которую вошли все торговые точки ОАО «Роспечать» по реализации газетно-журнальной продукции.

На момент утверждения  Схемы все договоры аренды земельных участков, на которых располагались торговые объекты, были действующими.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 марта 2014 года № 675 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16 марта 2011 года № 516 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2011 - 2015 годы» (далее - Постановление от 17.03.2014 № 675), из Схемы были исключены 22 адресных ориентира нестационарных торговых  объектов по реализации газетно-журнальной продукции, а именно:

В приложении №2 из раздела «Нестационарные торговые объекты по реализации газетно-журнальной продукции» исключить слова:

«13. Ул. Пензенская, кадастровый номер земельного участка 64:48:02 03 14:0008»;

В приложении № 4 из раздела «Нестационарные торговые объекты по реализации газетно-журнальной продукции» исключить слова:

4. Просп. им. 50 лет Октября, 73 (2-я Дачная), кадастровый номер земельного участка 64:48:04 08 28:0009;

5. Ул. им. Космодемьянской З.А., 8, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 08 04:0003;

6.Пересечение Международного пер. и ул. Международной, 20, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 08 12:0001;

7. Просп. им. 50 лет Октября, 120, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 08 10:0001;

9. Пересечение ул. им. Шехурдина А.П. и ул. Бульварной, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 03 36:0001;

10. Ул. Гвардейская (6 -я Дачная), кадастровый номер земельного участка 64:48:04 07 14:0001;

11. Просп. Строителей, 48, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 04 12:0004;

13. Ул. им. Чемодурова В.И., 9, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 04 06:0001;

14. Ул. Одесская, стадион «Сокол», кадастровый номер земельного участка 64:48:04 08 19:0002;

18. Просп. Строителей, 88, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 04 06:0002;

19. Ул.им. Чехова А.П.,1, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 04 10:0001;

20. Ул.им. Академика О.К. Антонова, 23а (у магазина № 39), кадастровый номер земельного участка 64:48:04 04 13:0001; 21. Ул. Тверская, магазин «Великан», кадастровый номер земельного участка 64:48:04 08 25:0001;

22. Пос. Елшанка, ул. им. Благодарова К.В., кадастровый номер земельного участка 64:48:04 02 30:0001;

23. Пересечение ул. им. Тархова С.Ф. и ул. им. Батавина П.Ф., кадастровый номер земельного участка 64:48:04 04 05:0003;

24. Пл.им. Ленина В.И. (3 Дачная), кадастровый номер земельного участка 64:48:04 08 20:0012;

1.5. В приложении №5 из раздела «Нестационарные торговые объекты по реализации газетно-журнальной продукции» исключить слова:

17. Пересечение ул. Провиантской и ул. им. Чернышевского Н.Г., кадастровый номер земельного участка 64:48:05 03 64:0006; 21. Ул. Политехническая, около магазина «Уют», кадастровый номер земельного участка 64:48:05 02 37:0015; 24. Ул. Белоглинская, кадастровый номер земельного участка 64:48:05 03 67:0049;

1.6. В приложении № 6 из раздела «Нестационарные торговые объекты по реализации газетно-журнальной продукции» исключить слова:

 «3. Просп. им. Кирова СМ., 41, кадастровый номер земельного участка 64:48:06 02 10:0059; 4. Просп. им. Кирова СМ., кадастровый номер земельного участка 64:48:06 02 11:0042».

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). На земельные участки в границах территорий общего пользования действие градостроительного регламента не распространяется (пункт 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ). Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (пункт 7 статьи 36 ГрК РФ). Согласно части 1 статьи 10 Закона о торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 17 данного Закона органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования. Решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 № 51-606 «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов» утверждено Положение об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов».

В соответствии с пунктом 1.5 названного Положения, земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, тротуарами, скверами, аллеями, пешеходными зонами, парками и другими подобными территориями, приватизации не подлежат и не могут быть использованы для размещения объектов торговли, в том числе нестационарных, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Положения. Согласно пункту 1.7 названного Положения, использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, допускается также для размещения нестационарных торговых объектов, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. Из приведённых нормативных правовых актов следует, что схемой размещения нестационарных торговых объектов определяется использование земельных участков, расположенных исключительно в границах территорий общего пользования.

Комиссией установлено, что оспариваемым постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов», в соответствии с Законом о торговой деятельности статьей 36 Устава муниципального образования «Город Саратов», в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории города в постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16.03.2011 №516 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2011-2015 годы» были внесены изменения. Земельные участки, на которых размещены нестационарные торговые объекты по реализации газетно-журнальной продукции, расположенные по адресам: пересечение Международного пер. и ул. Международной, 20, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 08 12:0001; просп. Строителей, 48, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 04 12:0004; просп. Строителей, 88, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 04 06:0002; ул. им. Академика О.К. Антонова, 23а (у магазина № 39), кадастровый номер земельного участка 64:48:04 04 13:0001; ул. Тверская, магазин «Великан», кадастровый номер земельного участка 64:48:04 08 25:0001; пос. Елшанка, ул. им. Благодарова К.В., кадастровый номер земельного участка 64:48:04 02 30:0001, ул. Политехническая, около магазина «Уют», кадастровый номер земельного участка 64:48:05 02 37:0015, расположены вне территории общего пользования, а именно в зонах Ж1, Ж2, ОД2), что подтверждено фрагментами карты градостроительного зонирования.

Поскольку на указанные земельные участки распространяется действие градостроительных регламентов, такие земельные участки в силу положений статьи 1, пункта 2 части 4 статьи 36, пункта 7 статьи 36 ГрК РФ, пунктов 1.5, 1.7 Положения об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов» не подлежат включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов». Предоставление указанных земельных участков осуществляется по правилам, установленным статьёй 34 Земельного кодекса Российской Федерации для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Данному доводу была дана правовая оценка в решении Арбитражного суда Поволжского округа № А57-12470/2015 от 03.03.2015.

В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Комиссией установлено, что у администрации муниципального образования «Город Саратов» не имелось правовых оснований для произвольного исключения оспариваемых нестационарных торговых объектов ОАО «Роспечать» из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» в силу следующего. В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона о торговой деятельности утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Таким образом, момент вынесения администрацией муниципального образования «Город Саратов» оспариваемого постановления, действия договоров аренды находящихся в государственной собственности указанных земельных участков не истекли. На момент принятия органом местного самоуправления оспариваемого ненормативного правового акта, заявитель обладал правом аренды на земельные участки, с адресными ориентирами нестационарных торговых объектов, включенных в Схему нестационарных торговых объектов муниципального образования «Город Саратов» на 2011 -2015 года. Произвольный пересмотр схем размещения нестационарных торговых объектов, не включение в схемы размещения или исключение их них уже функционирующих объектов приводит к административному сокращению и даже прекращению бизнеса рядом хозяйствующих субъектов, что противоречит смыслу приведённых правовых актов в совокупности, из смысла которых следует, что схема размещения является инструментом систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности (письмо Министерство промышленности и торговли Российской Федерации от 27.01.2014 № ЕВ-820/08).

Земельные участки, на которых размещены нестационарные торговые объекты по реализации газетно-журнальной продукции по адресам: пересечение Международного пер. и ул. Международной, 20, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 08 12:0001; просп. Строителей, 48, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 04 12:0004; просп. Строителей, 88, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 04 06:0002; ул. им. Академика О.К. Антонова, 23а (у магазина № 39), кадастровый номер земельного участка 64:48:04 04 13:0001; ул. Тверская, магазин «Великан», кадастровый номер земельного участка 64:48:04 08 25:0001; пос. Елшанка, ул. им. Благодарова К.В., кадастровый номер земельного участка 64:48:04 02 30:0001, ул. Политехническая, около магазина «Уют», кадастровый номер земельного участка 64:48:05 02 37:0015, расположены вне территории общего пользования, указанные земельные участки не подлежат включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Саратов».

Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.04.2014 № 969 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16 марта 2011 года № 516 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2011 - 2015 годы» (далее - Постановление от 08.04.2014 № 969), в соответствии с которым из Схемы были исключены 4 адресных ориентира нестационарных торговых  объектов по реализации газетно-журнальной продукции, в части указания:

 В приложении № 4 к постановлению из раздела «Нестационарные торговые объекты по реализации газетно-журнальной продукции» исключить слова:

«1. Просп. Строителей, 36, кадастровый номер <...> :48:04 04 15:0001

15. Просп. Строителей, 30, кадастровый номер <...> :48:04 04 21:0001

16. Московское шоссе, 31 (у магазина № 47, ООО «Любава»), кадастровый номер <...> :48:04 02 34:0001

17. Ул. Измайлова, 9, кадастровый номер <...> :48:04 03 33:0001».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В силу части 3 статьи 10 Закона о торговой деятельности схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 17 Закона о торговой деятельности органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее – Правила). В соответствии с пунктами 2, 3 Правил включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.

В силу пункта 8 Правил основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.

Приказом Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области от 25.09.2013 № 2839 (ред. от 14.01.2014) определен Порядок разработки и утверждения схемы нестационарных торговых объектов. Пунктом 4 Порядка установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов учитывает необходимость обеспечения устойчивого развития территорий, необходимость достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, с учетом требований части 4 статьи 10 Закона о торговой деятельности, необходимость формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; необходимость повышения доступности товаров для населения. Согласно пункту 5 Порядка при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов орган местного самоуправления, определенный в соответствии с уставом муниципального образования, учитывает нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктом 6 Порядка внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется по мере необходимости, но не чаще одного раза в квартал в соответствии с пунктами 2- 5 Порядка разработки и утверждения схемы нестационарных торговых объектов.

Материалами дела установлено, что договоры аренды вышеуказанных земельных участков не расторгнуты и по истечении срока их действия и считаются возобновленными на прежних условиях на неопределенный срок. Следовательно, на дату принятия администрацией постановления от 08.04.2014 № 969, которым из раздела «Нестационарные торговые объекты по реализации газетно-журнальной продукции» исключены объекты нестационарной торговой сети, расположенные по вышеуказанным адресам, общество обладало правом аренды на земельные участки с адресными ориентирами нестационарных торговых объектов, включенных в Схему нестационарных торговых объектов муниципального образования «Город Саратов» на 2011-2015 годы.

Внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, исключение из нее ряда объектов нестационарной торговли не обосновано администрацией какой-либо необходимостью формирования торговой инфраструктуры, повышения доступности товаров для населения или иными причинами в соответствии с требованиями пункта 3 Правил, пунктов 4, 5 Порядка разработки и утверждения схемы нестационарных торговых объектов. В соответствии с письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27.01.2014 № ЕВ-820/08 произвольный пересмотр схем размещения нестационарных торговых объектов, не включение в схемы размещения или исключение их них уже функционирующих объектов приводит к административному сокращению и даже прекращению бизнеса рядом хозяйствующих субъектов, что противоречит смыслу приведённых правовых актов в совокупности, из смысла которых следует, что схема размещения является инструментом систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности.

Таким образом, администрация, приняв 08.04.2014 постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от № 969 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16 марта 2011 года № 516 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2011 - 2015 годы», в соответствии с которым из Схемы были произвольно исключены 4 адресных ориентира нестационарных торговых  объектов ОАО «Роспечать» по реализации газетно-журнальной продукции,  создала препятствовие ОАО «Роспечать» в осуществлении деятельности по реализации газетно-журнальной продукции, привели к ограничению конкуренции на рынке розничной реализации газетно-журнальной продукции в административных границах  муниципального образования город Саратов и нарушила пункт 4 статьи 15 Закона о торговой деятельности.

Комиссией отклоняется довод администрации на превышение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по муниципальным районам Саратовской области и г. Саратову, утвержденных Законом Саратовской области от 03.07.2012 № 110-ЗСО «Об утверждении Программы социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года», по городу Саратову на 40,5 %, что, по мнению администрации, свидетельствует об отсутствии необходимости размещения прежнего количества нестационарных торговых объектов ОАО «Роспечать», поскольку указанные нормативы приведены с учетом всех торговых объектов по муниципальным районам Саратовской области и г. Саратову, без разграничений на нестационарные объекты и объекты стационарной торговой сети (гипермаркеты, супермаркеты), поскольку ранее ему была дана правовая оценка в решении Двенадцатого арбитражного  апелляционного суда от 03.04.2015 по делу № А57-12469/2014.

Так, судом установлено, что суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (кв.м на 1 тыс. чел.) установлен из общего количества предприятий торговли по продаже продовольственных и непродовольственных товаров. Администрацией разработаны и утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов, обеспечивающих продовольственными товарами и товарами повседневного спроса население, к которым в рассматриваемом случае относятся нестационарные торговые объекты ОАО «Роспечать» по реализации газетно-журнальной продукции. Администрацией не представлено доказательств, что исключение торговых объектов ОАО «Роспечать» из утвержденной схемы размещения торговых объектов отвечает целям формирования такой схемы, изложенным в пункте 3 Правил включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, а именно формированию торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, повышению доступности товаров для населения. Наличие на территории муниципального образования «Город Саратов» значительного количества объектов сетевой розничной торговли, крупных торговых комплексов само по себе не свидетельствует о достаточной обеспеченности населения газетно-журнальной продукцией с учетом шаговой доступности и о необходимости сокращения торговых объектов, реализующих данную продукцию. Исходя из изложенного, постановление от 08.04.2014 № 969 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16.03.2011 № 516 принято администрацией без учета требований пунктов 3, 8 Правил, пунктов 4, 5, 6 Порядка разработки и утверждения схемы нестационарных торговых объектов.

Так же отклоняется довод администрации о размещении нестационарных торговых объектов ОАО «Роспечать», находящихся на земельных участках по адресам: просп. Строителей, д. 0, кадастровый номер <...> :48:04 04 21:0001; Московское шоссе, д. 31 (у магазина № 47, ООО «Любава»), кадастровый номер <...> :48:04 02 34:0001; ул. Измайлова, д. 9, кадастровый номер <...> :48:04 03 33:0001, расположенных за пределами границ территорий общего пользования в территориальных зонах ОД, Ж1, Ж2, поскольку в соответствии с положениями статьи 39.36. Земельного кодекса Российской Федерации в совокупности с положениями части 1 статьи 10 Закона о торговой деятельности в настоящее время размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без предоставления земельного участка только на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Закона о торговой деятельности, при этом законодатель не ставит возможность размещения нестационарного торгового объекта в зависимость от территориальной зоны, в границах которой расположен занимаемый таким объектом земельный участок. Исходя из изложенного, поскольку нестационарные торговые объекты ОАО «Роспечать», находящиеся на земельных участках по вышеуказанным адресам были включены администрацией в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2011-2015 годы, факт нахождения указанных земельных участков за пределами границ территории общего пользования правового значения не имеет. Указанный позиция согласуется с решением Двенадцатого арбитражного  апелляционного суда от 03.04.2015 по делу № А57-12469/2014.

Согласно информации, представленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (исх. от 16.01.2015 № 17-02-04/75) в городе Саратове в 2014 году осуществляло розничную продажу книг, газет и журналов, канцелярских и писчебумажных товар 24 хозяйствующих субъекта (без субъектов малого предпринимательства и организаций со средней численностью работников до 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства).

Статьей 15 Закона о торговой деятельности  установлено, что органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести  к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в предоставлении доступа к объектам инфраструктуры.

Таким образом, действия администрации муниципального образования «Город Саратов»:

- по принятию 17.03.2014 постановления  № 675 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16 марта 2011 года № 516 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2011 - 2015 годы», в соответствии с которым из Схемы были исключены 22 адресных ориентира нестационарных торговых  объектов ОАО «Роспечать» по реализации газетно-журнальной продукции,

- по принятию 08.04.2014 постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от № 969 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16 марта 2011 года № 516 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2011 - 2015 годы», в соответствии с которым из Схемы были исключены 4 адресных ориентира нестационарных торговых  объектов ОАО «Роспечать» по реализации газетно-журнальной продукции,  препятствовали ОАО «Роспечать» в осуществлении деятельности по реализации газетно-журнальной продукции, привели к ограничению конкуренции на рынке розничной реализации газетно-журнальной продукции в административных границах  муниципального образования город Саратов и нарушили пункт 4 статьи 15 Закона о торговой деятельности.

В связи с изложенным у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

  1. Признать администрацию муниципального образования «Город Саратов» нарушившей пункт 4 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
  1. Предписание администрации муниципального образования «Город Саратов»    не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии: 

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны